Готовимся к ОГЭ по русскому языку
учебно-методическое пособие по русскому языку (9 класс)

Дашиева Саяна Николаевна

Теоретический материал по подготовке к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_oge.docx75.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дашиева С.Н.

Готовимся  к ОГЭ по русскому языку

(теоретический материал)

Задание №1. Изложение

Как писать изложение.

ИК 1: 

  Необходимо написать все микротемы текста.  
Микротема – это главная, объединяющая несколько предложений, мысль абзаца. 
Как правило, в изложении бывает 3-4 абзаца, следовательно, необходимо не упустить их. Для этого важно уметь отличать первостепенную информацию от второстепенной. 
Необходимо совершенствовать свой аудиальный навык, учиться воспринимать информацию на слух. 

 ИК 2:

Необходимо научиться сжимать текст. Для этого существуют способы (приемы) сжатия текста, а именно: 
А
) Исключение 
Что можно и нужно исключить: 
-лексические повторы 
-синонимы 
-несущественную информацию 
-подробные описания 
-однородные члены 
Б) Обобщение 
-однородных членов обобщающим словом; 
-части предложения синонимичным, но более лаконичным выражением; 
-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением. 
В) Упрощение 
-соединение нескольких предложений в одно; 
-замена предложения или его части указательным местоимением; 
-замена фрагмента предложения синонимичным выражением; 
-замена прямой речи косвенной. 

Объем изложения должен составлять не менее 70 слов.   

ИК 3: 
  Необходимо правильно разделить текст изложения на абзацы и не менять предложения и абзацы местами, чтобы не разрушить композицию текста. Постарайтесь передать текст в том порядке, в котором вы его услышали. Не повторяйте одни и те же мысли (например, чтобы восполнить то, что пропустили) и не придумывайте новые предложения. Такое часто случается, когда при быстром конспектировании теряется смысл того или иного предложения. 
Не забывайте о том, что изложение тоже подлежит проверке на грамотность, но можно пользоваться ОРФОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ. 

Ход проведения изложения: 

Первое прослушивание (примерно 3 минуты

Работа с черновиками (3-5 минут

Второе прослушивание

 Написание изложения 

Рекомендуемый алгоритм написания изложения. 
 1) Начинайте записывать во время первого прослушивания. Пишите не автоматически, а вслушивайтесь в смысл, старайтесь сразу выделять главное и первостепенное, следите за мыслью диктора. 
2) Не стоит пытаться записать все подряд, делайте акцент на конкретных словах и идите по тексту вместе с диктором. Старайтесь не отставать. Для этого делайте пропуски, в которые поместятся пропущенные слова. То есть, если вы не успели записать три слова, то в вашем черновике должно быть место для этих слов. Это не значит, что все три слова туда попадут, но место для них лучше оставить. При следующем прослушивании вы сможете понять, на каких словах и частях предложения необходимо сконцентрировать свое внимание. 
3) Что нужно записывать во время 1 прослушивания: 

-грамматическую основу (подлежащее и сказуемое предложения) 
-начало предложения с заглавной буквы 
-другие важные для понимания смысла предложения слова 
Что НЕ нужно записывать: 

-вводные слова 
-длинные причастные и деепричастные обороты 
-синонимы 
-повторы

4) Выделяйте границы предложений. В идеале писать первое слово предложения с большой буквы. Это необходимо, чтобы два предложения вашего конспекта не превратились в одно с совершенно иным смыслом. 
5) Обязательно используйте сокращения, но использовать их нужно правильно. Например, если вы сократите словосочетание «осенний листопад» вот так: «о.л.» вы ничего не сможете потом понять. Правильное сокращение заключается в том, чтобы захватить корень слова и его окончание. 
6) После первого прослушивания у вас будет 3-5 минут  для работы с черновиком. В это время важно дописать сокращения и, если позволит память, вписать слова, которые вы сможете вспомнить. Здесь надо быть очень осторожными, пишите только то, в чем уверены. Можете пометить в своем черновике галочками те места, в которых принципиально важно восстановить слова: там, где вы вообще не можете вспомнить слово, а оно важно для понимания предложения. Также это могут быть названия чего-либо, имена или термины. 
7) Во время второго прослушивания запишите на месте пропусков важные слова. В этот раз тоже можно использовать рациональные сокращения. Во время второго прослушивания также не нужно писать несущественную информацию, вводные конструкции и кучу лексических повторов. Не забывайте, изложение должно быть сжатым. 
8) Еще раз восстановите все сокращения и прочитайте внимательно получившийся текст. Наверняка вы найдете, что можно сократить, упростить или сжать, но не переусердствуйте, так как объем изложения должен быть не менее 70 слов. 
9) Перепишите изложение, создав при этом полноценный текст, проверьте его на ошибки и можете смело переписывать его в чистовик, не забывая об абзацном членении.

Задание №2. Синтаксический анализ

Это задание подразумевает нахождение грамматической основы, а также умение давать характеристику предложению, определять тип связи, анализировать осложняющие элементы.

Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическую основу составляют подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – это то, о чем говорится в предложении.

Сказуемое – это то, что говорится о подлежащем.

Подлежащее может быть выражено абсолютно разными частями речи. Подробнее об этом вы можете посмотреть здесь

Сказуемое может быть простым и составным.

Простое

Составное

Выражается глаголом в каком-либо наклонении или фразеологизмом

Составное именное

Составное глагольное

Глагол + имя прилаг., сущ., прич., наречие и тд.

Глагол + глагол

Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое, оно называется двусоставным. Если же в предложении один главный член, то оно односоставное. В зависимости от того, подлежащее это или сказуемое, различают типы односоставных предложений.

Типы односоставных предложений

Примеры

Назывное (одно подлежащее)

Весна.

Определенно – личное

 (я, ты, мы, вы)

Смотри в окно.

Неопределенно - личное (они)

Вышли на улицу.

Безличное (нельзя подставить лицо)

На улице хорошо.

Обобщенно – личное (пословицы и поговорки)

Цыплят по осени считают.

Если в предложении одна грамматическая основа, оно называется простым. Если две или более, оно называется сложным.

Сложное предложение может быть сложносочиненным, сложноподчиненным, бессоюзным. Все это будет зависеть от того, какой тип связи имеется в предложении.

Чтобы определить тип связи, нужно:

  1. Найти грамматические основы
  2. Найти границы между простыми предложениями      
  3. Посмотреть, можно ли условно на границе поставить точку
  4. Если нет, то связь подчинительная, а предложение СПП.
  5. Если да, то нужно посмотреть, есть ли союзы.
  6. Если союзы есть, то предложение ССП.
  7. Если союзов нет, то БСП.

СПП содержат в себе главное и придаточное. От главного к придаточному мы всегда задаем вопрос. В зависимости от того, какой этот вопрос, придаточные предложения делятся на различные виды.

Виды придаточных

Вопросы

Придаточные определительные

Какой? Какая? Какие? Чей?...

Придаточные изъяснительные

Вопросы косв.падежей

Придаточные обстоятельственные

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Придаточные обстоятельственные в свою очередь делятся на:

Придаточные обстоятельственные места

Где? Куда? Откуда?

Придаточные обстоятельственные времени

Когда?

Придаточные обстоятельственные причины

Почему?

Придаточные обстоятельственные цели

Зачем?

Придаточные обстоятельственные образа действия

Как?

В СПП может быть не одно придаточное, а несколько. Все они могут присоединяться к главному предложению одинаково, а могут и по-разному. В зависимости от этого различают способы подчинения придаточных:

  • Последовательное
  • Однородное
  • Неоднородное (параллельное)

Задание 3. Пунктуационный анализ

Это задание подразумевает постановку знаков препинания в предложении. Предлагается следующий алгоритм:

  1. Найти грамматические основы
  2. Расставить границы
  3. Расставить знаки препинания на границах, для этого определить связь
  4. Посмотреть, чем осложнено каждое простое предложение в составе сложного

Знаки препинания в ССП

Запятая в ССП ставится всегда, но есть 4 пункта, которые обязательно нужно проверять тогда, когда вы найдете границу ССП.

Запятая в ССП не ставится:

1.Когда есть общий второстепенный член предложения:

В саду поселилась осень / и одиноко покачивалась осина.

2.Когда есть общая придаточная часть:

Когда мы вышли из-за кустов, /лось уже ушел /и одиноко покачивалась осина.

3.Когда есть общее вводное слово:

Безусловно, вспоминается хорошее /и забывается плохое.

4.Когда соединяются 2 вопросительных, 2 восклицательных, 2 побудительных и 2 назывных предложения:

Что такое хорошо /и что такое плохо?

НО: если таких предложений больше двух, то это правило не работает:

Ночь, тишина, и звезды…

Знаки препинания в СПП.

Придаточная часть может находиться абсолютно в любой части предложения.

Пока он говорил, я думал о погоде.

Человек, который стоял на остановке, вдруг заговорил со мной.

Я помню, как читал эту книгу в детстве.

Важно помнить, что нужно обязательно находить границу между предложениями, а не ставить запятую перед союзами.

Рудник, в недрах которого работали люди, был огромен.

Человек, который ко мне подошел, был мне незнаком.

Придаточная часть всегда отделяется от главной запятой (исключение составляют однородные придаточные, соединенные союзом И)

Знаки препинания в предложениях с ОЧ (однородными членами).

ОЧ – это члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении.

Не являются ОЧ:

1.Слова, которые используются для усиления выражения и повторяющиеся в предложении:

Всюду песок, песок, песок…

2.Сочетания двух глаголов в одинаковой форме, также использующиеся для усиления выражения:

Он сказал так сказал.

3.Некоторые фразеологизмы и устойчивые выражения:

Ни да ни нет

И день и ночь

И стар и млад

Ни взад ни вперед

Ни за что ни про что

И смех и грех

Ни свет ни заря

Ни слуху ни духу

Ни рыба ни мясо

НО: следует быть внимательными, чтобы эти выражения были действительно устойчивыми. Сравните:

Он работал и день и ночь. (то есть всегда, постоянно. Это устойчивое выражение).

И день, и ночь выдались жаркими. (здесь нет никакого устойчивого выражения, это обычные члены предложения, обычные слова, использующиеся в прямом значении, поэтому они выделяются запятыми и являются ОЧ).

Условие

Пример

1.Запятая ставится, если ОЧ не соединены никакими союзами.

Швед рубит, режет…

2.Запятая не ставится, если ОЧ соединены сочинительными союзами.

На улице свежо и сыро.

3.Запятая ставится, если ОЧ соединены противительными союзами (но, а, да (=но))

Мал золотник, да дорог.

4.Если в предложении мы видим повторяющиеся союзы, то запятая ставится перед вторым и последующими.

НО: если перед первым союзом есть такой же ОЧ, то запятая ставится перед первым и последующими союзами.

!!!Нужно быть внимательным, потому что не всегда наличие нескольких одинаковых союзов говорит о том, что они повторяющиеся. Нужно обязательно проверять, что эти союзы соединяют, и находить эти ОЧ.

Татьяна то вздохнет, то охнет, то заплачет.

Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят.

Вдали пестрели и цвели луга и нивы золотые.

5.Если ОЧ соединены двойными сопоставительными союзами (как…так и, не только…но и, не столько…сколько и др.), то запятая ставится перед второй частью союза.

Творчество Пушкина любят как в Европе, так и в России.

6.Нужно помнить об обобщающих словах при ОЧ. Если обобщающее слово стоит перед рядом ОЧ, то ставим :

Если же обобщающее слово стоит после ряда ОЧ, то ставим -

Утром все блестело вокруг: дороги, листья, кусты крапивы.

Дороги, листья, кусты крапивы – все блестело вокруг.

Обособленные члены предложения.

Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Отвечает на вопросы  какой? Какая? Какие? Является определением. Всегда относится к какому-то слову (существительному или местоимению), которое может стоять либо впереди него, либо после. Именно от этого зависят случаи обособления.

Обособленное определение, выражено причастным оборотом, выделяется запятыми, когда:

1.Стоит после определяемого слова:

По дороге, ведущей к садам, ехал обоз.

2.Относится к личному местоимению (в этом случае оборот обособляется в любой позиции):

А он, возмущенный увиденным, потерял дар речи.

Возмущенный увиденным, он потерял дар речи.

Не обособляется такой оборот, когда:

1.Определяемое слово стоит после оборота:

Рассказанный мной случай заинтересовал многих.

2.НО: если при этом оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (можно заменить на СПП с обстоятельственным значением), то все равно обособляется:

Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. (Теркин никнет головой, когда был оглушен тяжким гулом).

!!! Следует быть внимательными с однородными обособленными определениями, то есть когда к одному и тому же слову относятся два оборота. В таком случае между собой они будут обособляться как однородные члены предложения:

Плотина, построенная наспех и имевшая огромные размеры, была опасна.

Он, оглушенный музыкой, раздраженный происходящим, шел навстречу другу.

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Отвечает на вопрос  Что делая? Что сделав? Как? Является обстоятельством в предложении. Относится к глаголу. Обособляется во всех случаях.

Напевая, мы дошли до пристани.

Последним сияньем за рощей горя, вечерняя тихо потухла заря.

Два или несколько одиночных деепричастий или деепричастных оборотов являются ОЧ и между собой обособляются по правилу ОЧ:

Волны несутся, гремя и сверкая.

Гремя, сверкая, устрашая, надвигалась гроза.

Вводные слова и обращения.

Вводные слова и словосочетания – это слова, грамматически не связанные с предложением. Это значит, что:

1.К ним задать вопрос нельзя;

2.От них задать вопрос тоже нельзя;

3.Соответственно, никакими членами предложения они не являются.

4.Их легко можно «выбросить» из предложения.

!!! «Выбрасывать» слово из предложения можно пытаться только тогда, когда проверили первые два пункта.

Вводные слова употребляются в предложении с целью передать эмоции, выразить оценку, высказать предположение и т.д.

Их очень много, поэтому, чтобы их найти в предложении, нужно смотреть, чтобы они не были связаны с членами предложения.

Конечно, я принесу книгу завтра.

Я, так сказать, очень сожалею о содеянном.

К сожалению, я не смогу сегодня прийти.

Вводные слова могут находиться в любой позиции в предложении. Всегда выделяются запятыми.

!!!В вводных словах типа а значит, а впрочем, союз «а» является компонентом вводного слова и не отделяется от него запятой:

А значит, он ни в чем не виноват.

Вводное слово, стоящее в начале или в конце обособленного оборота, обычно не отделяется от него запятой:

Он достал лист бумаги и ручку, должно быть приготовленные заранее.

Кроме того, существуют омонимичные сочетания, которые могут быть и членами предложения, и вводными словами (таким образом, наконец, значит, однако). Что делаем в этом случае? Помним о том, что вводные слова не являются членами предложения, а значит, ни от чего не зависят в предложении, помним об этом и проверяем первые пункты.

Любовь для Катерины значит многое.

Если мы не сможем приехать вовремя, значит, опоздаем.

Не являются вводными и, следовательно, не выделяются запятыми слова и сочетания слов: 

авось, будто, буквально; вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто (будто), как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы.

Следует обратить внимание на следующие моменты. Они встречаются крайне редко, но знать о них нужно.

!!!Особое внимание следует уделить союзу «И». Что может соединять союз «И»?

1.ОЧ (но тогда перед ним не будет границы).

2.ССП (тогда граница будет, а мы сможем поставить точку между частями ССП). Знаки препинания будут ставиться, исходя из правила ССП.

3.Две или более однородные придаточные части (граница будет, а точку между частями мы поставить не сможем). Это и будет свидетельствовать о том, что это две придаточные части, соединенные союзом «и», запятая тогда ставиться не будет.

Кроме того, обращаем внимание на стык союзов, сочинительного и подчинительного, что тоже свойственно для этого задания. Мы подчеркиваем ту часть предложения, которая следует за подчинительным союзом. Делаем это до следующей границы. Потом читаем предложение без подчеркнутой части. Если прочитать можем, то запятая на стыке союзов ставится. Если же смысл меняется, то запятая на стыке не ставится.

Он увидел меня издали и, когда я подошел ближе, обнял меня крепко.

Я читал книгу, и если дочитаю ее сегодня, то завтра смогу пойти погулять.

Кроме того, простое предложение может быть осложнено:

  1. Обращением
  2. Однородными членами (рассмотрено выше)
  3. Обособленными определениями (рассмотрено выше)
  4. Обособленными обстоятельствами (рассмотрено выше)
  5. Обособленными приложениями
  6. Обособленными дополнениями
  7. Уточняющими членами
  8. Вводными словами (рассмотрено выше)
  9. Сравнительным оборотом

Задание 4. Словосочетание

Словосочетание – это два слова, которые связаны между собой по смыслу и грамматически.

В словосочетании всегда выделяем главное слово и зависимое. От главного слова к зависимому всегда задаем вопрос.

Не являются словосочетаниями:

1.Подлежащее и сказуемое. Они пришли в школу.

2.Однородные члены предложения. Она пришла и заскучала.

3.Фразеологизмы. Он работал спустя рукава.

В зависимости от того, какой вопрос задаем от главного слова к зависимому, и чем это зависимое слово выражено, различают типы связи в словосочетании. Их 3.

Согласование

Какой? Какая? Какие? Чей? Чья? Чьи?

Красивый стол

Управление

Вопросы косв.падежей

Зависимое слово выражено сущ. или местоим.

Читать книгу

Примыкание

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Зависимое слово выражено неизменяемой частью речи

Читать хорошо

В задании вам нужно поменять один тип связи на другой, при этом, не меняя смысл.

Алгоритм выполнения:

  1. Найти главное слово
  2. Оставить его в той форме, в которой оно стоит
  3. Задать вопрос и поменять зависимое слово в соответствии с тем типом связи, о котором просят.

Задание 5. Орфографический анализ  

Задание подразумевает знание всех правил орфографии.

Предлагаю основные правила орфографии, которые наиболее часто встречаются в этом задании. Но вы должны помнить о том, что их много и знать их нужно все, начиная с 5 класса.

Правописание приставок.

  1. Приставки, не изменяемые на письме. Всегда пишутся одинаково (по, на, с, пере, за, во, в, по и другие)
  2. Правописание на з-с. Перед глухими – с, перед звонкими – с.
  3. Правописание приставок пре-при.

При:

приближение (прийти),

присоединение (пришить),

пространственная близость (пришкольный),

неполнота действия (приуныл),

доведение действия до конца (приручил).

Пре:

близко к «пере» (пресечь),

в значении «очень» (прекрасный).

  1. Правописание приставок роз-рос, раз-рас. Под ударением –о, без ударения – а. (рОзвальни, развалИлся).

 Правописание суффиксов различных частей речи.

Правописание суффиксов имён прилагательных

Суффиксы

Их правописание

Примеры

-ИВ-, -ЕВ-

Под ударением пишется -ИВ-

Без ударения пишется -ЕВ-

Исключения:МИЛОСТИВЫЙ ЮРОДИВЫЙ(в безударном положении суффикс -ИВ-)

ЛЕНИВЫЙ (под ударением)

КЛЮЧЕВОЙ (без ударения)

ЧЕРЕШНЕВЫЙ (без ударения)

АЛЮМИНИЕВЫЙ(без ударения)

-ЛИВ--ЧИВ-

Суффиксы прилагательных    -ЛИВ--ЧИВ- всегда пишутся с буквой И.

У прилагательных суффиксов –ЛЕВ-, -ЧЕВ- не бывает.

ПРИЧУДЛИВЫЙ(причуда +ЛИВ);

ОБИДЧИВЫЙ(обида + ЧИВ).

Правописание глагольных суффиксов

Суффиксы

Их правописание

Примеры

-ЫВА-,

(-ИВА-)

У глаголов в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ЫВА-, (-ИВА-), если в форме 1 лица (Я)настоящего (будущего)времени глагол оканчивается на –ИВАЮ,      -ЫВАЮ.

      РАССЕИВАТЬ, РАССЕИВАЛ.Суффикс -ИВА-,т.к. Я (что делаю?) РАССЕИВАЮ, оканчивается на–ИВАЮ.

      СКЛАДЫВАТЬ, СКЛАДЫВАЮ.Суффикс -ЫВА-,т.к. Я (что делаю?) СКЛАДЫВАЮ, оканчивается на–ЫВАЮ.

-ОВА-,

(-ЕВА-)

У глаголов в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ОВА-, (-ЕВА-), если в форме 1 лица (Я)настоящего (будущего)времени глагол оканчивается на –УЮ,    -ЮЮ.

      НОЧЕВАТЬ, НОЧЕВАЛ.Суффикс -ЕВА-,т.к. Я (что делаю?) НОЧУЮ, оканчивается на–УЮ.

      ПОПРОБОВАТЬ, ПОПРОБОВАЛ.Суффикс -ОВА-,т.к. Я (что сделаю?) ПОПРОБУЮ, оканчивается на–УЮ.

И, Еперед ударным суффиксом –ВА-

  От глаголов с суффиксами

-ЫВА-, (-ИВА-), -ОВА-, (-ЕВА-)следует отличать глаголы, образованные при помощи суффикса –ВА-.

  Перед ударным суффиксом –ВА-пишется та же гласная буква, что и в инфинитиве, если отбросить этот суффикс –ВА-.

      ПОВЕЛЕВАТЬ(отбрасываем ударный суффикс–ВА-, получаемПОВЕЛЕТЬ).

      ПРЕТЕРПЕВАТЬ(отбрасываем ударный суффикс–ВА-, получаемПРЕТЕРПЕТЬ).

Запомни слова-исключения:ЗАСТРЕВАТЬ, ЗАТМЕВАТЬ, ПРОДЛЕВАТЬ.

   ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ! Правописание суффиксов -И--Е- в глагольных парах типа обезводИть - обезводЕть, обессилИть - обессилЕть связано спереходностью - непереходностью глаголов: если глаголы переходные (т.е. после себя требуют дополнения, обозначенного именем существительным в форме винительного или в некоторых случаях родительного падежа без предлога), то у них пишется суффикс -И-; 

если глаголы непереходные - пишется суффикс -Е-:

   - обезвод-Ить (кого-то лишить воды) - обезвод-Еть (самому лишиться воды),

   - обезденеж-Ить (кого-то лишить денег) - обезденеж-Еть (самому лишиться денег), 

Правописание суффиксов имён существительных

Суффиксы

Их правописание

Примеры

-ЕЦ-,

-ИЦ-

   В существительных мужского рода пишется суффикс -ЕЦ-.

   В существительных женского рода пишется суффикс -ИЦ-.

   В существительных среднего рода пишется

  А) суффикс -ЕЦ-, если ударение падает на окончание;

  Б) суффикс -ИЦ-, если ударение падает не на окончание.

  ГВАРДЕЕЦ (муж. род)

  КОРЕЕЦ (муж. род)

   ГОСТИНИЦА (жен. род)

   МЕТЕЛИЦА (жен. род)

  ПИСЬМЕЦО, ПАЛЬТЕЦО (сред. род, ударение падает на окончание).

  КРЕСЛИЦЕ, РАСТЕНЬИЦЕ (сред. род, ударение падает не на окончание).

-ИНК-,

-ЕНК-

   -ИНК- пишется в существительных, образованных от слов, оканчивающихся на

–ИН(А)

  

  -ЕНК- пишется в остальных существительных

  ГОРОШИНКА, ЗАВАЛИНКА(образованы от существительных, оканчивающихся на–ИН(А)горошина, завалина.

  ВИШЕНКА, ПЕСЕНКА, ФРАНЦУЖЕНКА

Исключение:ГОРЛИНКА

-ИЗН-,

-ИН-

Суффиксы существительных -ИЗН-,

-ИН- всегда пишутся с буквойИ.

У существительных не бывает суффиксов –ЕЗН-, -ЕН-

БЕЛИЗНА, ЖЕЛТИЗНА, ТИШИНА

-ИЧК-,

-ЕЧК-

   -ИЧК- пишется в существительных, образованных от слов, оканчивающихся на

–ИЦ(А).

   -ЕЧК- пишется в остальных существительных.

      УМНИЧКА (от УМНИЦА)

      УТРЕЧКО, СИТЕЧКО, СЕМЕЧКО

-ИК-,

-ЕК-

  -ИК- пишется, если при изменении слова гласная буква НЕ выпадает.

 

  -ЕК- пишется, если при изменении слова гласная буква выпадает.

      ШАЛАШИК(ШАЛАШИКА, гласная буква не выпадает);

      КЛЮЧИК(КЛЮЧИКА, гласная буква не выпадает).

      ДРУЖОЧЕК(ДРУЖОЧКА, гласная буква выпадает);

      ЗАМОЧЕК(ЗАМОЧКА, гласная буква выпадает).

Личные окончания глаголов

Чтобы определить личное окончание глаголов, надо знать:

  • Спряжение
  • Лицо
  • Число

1 спряжение

2 спряжение

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1 лицо (я, мы)

У

ЁМ\ЕМ

У

ИМ

2 лицо (ты, вы)

ЁШЬ\ЕШЬ

ЁТЕ\ЕТЕ

ИШЬ

ИТЕ

3 лицо (он, она, оно, они)

ЁТ\ЕТ

УТ

ИТ

АТ

Чтобы определить спряжение, ставим глагол в инфинитив (задаем вопрос: Что делать? Что сделать?).

К 1 спряжению относятся глаголы на –ать, -ять, -еть, -уть, -чьи глаголы брить, стелить.

Ко 2 спряжению относятся глаголы на –ить и глаголы: слышать, выдеть и обидеть, гнать держать и ненавидеть, и дышать, смотреть, вертеть, и зависеть, и терпеть.

Суффиксы причастий

Если перед вами причастие, вам нужно вставить суффикс.

Наст.вр.

Прош.вр.

Наст.вр.

Прош.вр.

В 1 спр.-ущ, ющ

Во 2 спр. – ащ, ящ

Читать(1спр) – читает (наст.вр.) – читающий

вш

ш

Знать(основа на гл) - знавший

1 спр. – ом,ем

2 спр – им

Читать – читает - читаемый

От основы инфин.

Нн – на ать,ять

Енн/ённ, т – от глагола на -ить

Прочитать – прочитанный

При образовании причастий настоящего времени, нужно знать спряжение того глагола, от которого это причастие образовано.

При образовании причастий прошедшего времени, обращаем внимание на суффикс инфинитива глагола.

При образовании действительных причастий прошедшего времени перед суффиксом причастия остается тот суффикс, который стоит в инфинитиве того глагола, от которого это причастие образовано.освоИвший – освоИть.

При образовании страдательных причастий прошедшего времени, нужно обращать внимание на что именно оканчивается глагол, то есть смотреть, какая именно буква находится в суффиксе инфинитива глагола. Если глагол имеет в суффиксе инфинитива И, то эта буква при образовании причастия меняется на Е. подстрелЕнный – подстрелИть.

Если же в инфинитиве буква А, Я, Е, У, то она же остается в причастии. подслушАнный – подслушАть.

Подробно об этом задании рассказываю здесь

Не с различными частями речи.

Чтобы правильно выполнить это задание, сначала нужно определить часть речи.

  • Не с глаголами – раздельно.
  • Не с деепричастиями – раздельно.
  • Не с числительными – раздельно.
  • Не с краткими причастиями – раздельно.
  • Не с сущ., прилагательными полными, полными прич., наречиями на о-е – по схеме.

1.употребляется ли слово без не?

Если нет, слитно.

Если да, задаем след. вопрос.

2.есть ли противопоставление с А?

Если да – раздельно.

Если нет – след. вопрос.

3.есть ли частицы отнюдь не, вовсе не, ничуть не, далеко не, нисколько не?

Если да – раздельно.

Если нет – след. вопрос.

4.есть ли зависимое слово? (этот вопрос задаем только для причастия)

Если да – раздельно.

Если нет или оно выражено наречиями степени – очень, совершенно, крайне, почти, абсолютно, совсем (=очень), то слитно.

  • Не с краткими прилагательными. Нужно смотреть, есть ли полная форма.
  • Если нет, раздельно.
  • Если да, то по схеме выше.

  • Не с неопределенными и отрицательными местоимениями и наречиями.
  • Раздельно, если между частицей и словом есть предлог. Не у кого.
  • Слитно, если предлога нет. Некого.

  • Со сравнительной степенью прилагательного – раздельно.
  • Со словами «больший, меньший, худший, лучший» - раздельно.

  • С глаголами, которые имеют сочетание НЕДО.

1.употребляется ли без не?

Если нет, слитно.

Если да, след. вопрос.

2.можно ли заменить НЕДО на ПЕРЕ, при этом изменив значение на противоположное.

Если да, слитно.

Если нет, раздельно.

Правописание слов с ПОЛ-, ПОЛУ-

3.С ПОЛУ- ВСЕГДА СЛИТНО!!!

Около полудня

С ПОЛ- +согласный

Полвечера

Поллитровка (т.к. вторая часть употреблена в И.П.)

3.ПОЛ + прил.+сущ.

Пол лаврового листа

3.ПОЛ + л   пол-лимона

    ПОЛ + гл.  пол-апельсина

    ПОЛ + загл.б.   пол-Москвы

Правописание сложных существительных

Если первая часть выражена:

Авиа, авто, аэро, агро, био, борт, гидро, гео, зоо, кино, мото, фото, контр, НО КОНТР-АДМИРАЛ!!!

С соединительными гласными о-е:

Шагомер

Наименования городов:

Белгород

2 часть сложного слова выражена – метр:

Вольтметр

Сложносокращенные слова:

Техпомощь

Глагольная основа, оканчивающаяся на И:

Сорвиголова, НО ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ!!!

Если первая часть выражена: вице, лейб, обер, пресс, рок, унтер, штаб, штабс, экс.

Страны света: северо-запад

Слова образованы без соединительных гласных: диван-кровать

Единицы измерения: киловатт-час

Растения: иван-да-марья

С оценочным значением: ура-патриоты

Правописание сложных прилагательных

Сложные прилагательные сохраняют свое написание так же, как и сложные существительные, НОесли первая часть сложного прилагательного оканчивается на –о, то:

Образовано от подчинительного словосочетания:

Чугунолитейный (лить чугун)

Южнокитайские обычаи (обычаи Южного Китая)

НО

1 часть образована от наречий:

вечнозеленое

Географические названия (даже если они образованы от подчинительного словосочетания) пишутся через дефис:

Южно-Китайское море

Оттенки цветов: темно-синий

Можно поставить И между частями сложного слова: русско-немецкий

Первая основа на –ИКО: историко-архивный

В прилагательных (от сущ.)                                            В     причастиях

нн

н

нн

н

1. –онн

      -енн

ИСКЛ.:ветреный(день,человек)

НО: безветренный

ОТЛИЧАТЬ ОТ:

ВЕТРЯНОЙ (оспа, двигатель)

МАСЛЕНЫЙ (пропитанный маслом, льстивый)

МАСЛЯНЫЙ (на масле)

2.н   + н

осенний

3.В КРАТКОЙ ФОРМЕ СТОЛЬКО Н, СКОЛЬКО В ПОЛНОЙ

1.–ан

     -ян

песчаный

ИСКЛ.:оловянный

              стеклянный

              деревянный

2. –ин

голубиный

3.В первообразных прилагательных:

Юный, румяный, пряный, багряный, зеленый, свиной, рьяный, пьяный, синий.  

1.Приставки, кроме НЕ.

скошенная

ИСКЛ.: названый, приданое, посажёный, смышлёный.

2.Зависимое слово

Кошенная (когда?) утром трава.

3. –ованный

      -ёванный

маринованный

ИСКЛ.: кованый, жёваный

4.Образованных от бесприставочных глаголов сов.в.

Решить- решённая

1.Образованные от бесприставочных глаголов несов.в.

ИСКЛ.:медленный, желанный, священный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, отчаянный, недреманный, пеклеванный, деланный, читанный

2.В КР.ФОРМЕ -Н

Задание 6. Анализ текста.

Вам нужно найти, какие высказывания соответствуют содержанию текста.

Задание 7. Средства выразительности.

Задание подразумевает знание средств выразительности. Помним, что средства выразительности всегда употреблены в переносном значении. Собственно, переносное значение в предложениях вы и ищете. Если в предложении нет переносного значения, то вы его исключаете. Если переносное значение нашли, то смотрите, каким средством выразительности оно является.

Эпитет — образное определение предмета, явления. Эпитет отличается от простого определения художественной выразительностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое представление о нем: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело... далече... мимо (С. Есенин); Случайно на ноже карманном Найти пылинку дальних стран И мир опять предстанет странным, Закутанным в цветной туман (А. Блок). Эпитеты, выраженные обычно прилагательными в переносном значении, могут иметь общеязыковой характер, включаться, например, в словарь эпитетов (железная воля, золотой характер, горячая кровь). Общеязыковым противопоставлены индивидуально-авторские эпитеты, встречающиеся в художественных текстах. В основе появления подобных эпитетов лежат неожиданные ассоциации: мотыльковая красота (А. Чехов), заднекрылечное знакомство (М. Салтыков-Щедрин), цветастая радость (В. Шукшин).

Одними из самых выразительных эпитетов являются оксюмороны: «Горячий снег» (Ю. Бондарев), «Живой труп» (Л. Толстой), грустная радость (С. Есенин).

Оксюморон — художественный прием соединения слов, обозначающих обычно несовместимые понятия: Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг (М. Лермонтов); Есть тоска веселая в алостях зари (С. Есенин); Ты, меня любивший фальшью Истины и правдой лжи (М. Цветаева).

Сравнение — уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые важные свойства: Небо как колокол, месяц язык... (С. Есенин); На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А. Ахматова). Сравнения оформляются в виде синтаксических конструкций различных типов. Самая распространенная из них — сравнительный оборот из слова или словосочетания, присоединяемый с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто, что: Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи (А. Блок). Те же союзы могут присоединять сравнение, оформленное в виде придаточного предложения: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду (С. Есенин). Сравнение может передаваться также с помощью существительного, стоящего в творительном падеже, такая конструкция называется «творительный сравнения»: Ягненочком кудрявый месяц Гуляет в голубой траве (С. Есенин) (месяц в небе, как ягненочек в траве). Сравнение может также передаваться прилагательным в сравнительной степени с зависимым существительным: Под ним струя светлей лазури (М. Лермонтов).

Метафора — слово или выражение, употребленное в переносном значении. В основе переноса наименования лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку: Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней... (М. Горький); Барка жизни встала На большой мели (А. Блок); пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо (А. Блок). В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют иногда скрытым сравнением. Иногда весь текст или значительный текстовый фрагмент представляет собой развернутую метафору. Так, в стихотворении А.С. Пушкина «Телега жизни» развертывается метафора «путь человека от рождения до смерти — это поездка в телеге по рытвинам и ухабам жизненных передряг».

Олицетворение — разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или отвлеченным понятиям свойств живых существ: К ней прилегла в опочивальне ее сиделка тишина (А. Блок); И цветущие кисти черемух Мылилистьями рамы фрамуг (Б. Пастернак); Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога (А. Блок).

Задание 8. Лексический анализ

Вам нужно найти в тексте синонимы, антонимы или слово по лексическому значению.

Синонимы – это слова, близкие по значению.

Алый, красный.

Антонимы – слова, противоположные по значению.

Черный – белый.

Нужно помнить о том, что бывают еще и контекстные антонимы и синонимы, которые являются таковыми только в тексте.

Задание 9. Сочинение

Написание сочинения-рассуждения 9.2 ОГЭ по русскому языку. Памятка для учащихся.

В задании 9.2. предлагается написать сочинение на основе прочитанного текста.
Формулировка задания:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»
Приведите в сочинении 
два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Структура сочинения-рассуждения 9.2. ОГЭ по русскому языку:

1. Вступление. Тезис.
2. Аргумент – пример-иллюстрация из теста 1 + комментарий.
3. Аргумент – пример-иллюстрация из текста 2 + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

ТЕЗИС - утверждение. Спорное суждение. Одно-два предложения. Мысль, требующая доказательства: «На мой взгляд, написать сочинение-рассуждение 9.2 очень легко», - это тезис, который, безусловно, требует доказательства.

Как сформулировать тезис для сочинения 9.2? Отталкиваемся от задания: Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

  • Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
  • Текст  заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
  • Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … 
  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
  • По моему мнению, в  указанном фрагменте  выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
  • В этом отрывке автор говорит о том, что…
  • Смысл данного отрывка я понимаю так: …
  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление  вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

А теперь рассмотрим разные варианты вступлений:

Пример тезиса: На мой взгляд, для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.

АРГУМЕНТ - довод, приводимый в качестве доказательства тезиса. Аргументов в сочинении 15.2. должно быть два, они должны быть из прочитанного текста.

КОММЕНТАРИЙ - пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения.

Примеры-иллюстрации – это отрывки текста, которые нужно объяснить и интерпретировать.

Пример аргументов и комментариев к ним:

Аргумент 1: В предложении № 17 автор называет письма "бесценными". 
Комментарий: Данный эпитет употребляется вместе со словом "листочками", имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых "листочков" для пожилой женщины.

Аргумент 2:  В предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой.

Комментарий: В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе ("Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души"). С помощью данной метафоры автор показывает всю значимость, которую имели письма для старушки. 

Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) 
цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки
В некоторых случаях цитировать можно 
не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие
2) указывать 
номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. 
• Подтвердить данный аргумент  можно примером из …. предложения текста. 
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. 
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ -  вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Легче всего начать заключение с вводных слов и конструкций: Подводя итог всему вышесказанному, ..., Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу, что ..., Таким образом, можно сделать вывод, что... и т.д.

Пример заключения: Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души.

Как найти аргументы в тексте? Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, - проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными. Аргументы - это авторские доказательства. А затем использовать шаблонную конструкцию для оформления своего аргумента: Во-первых, в предложении № ... говорится о ... (употребляется ..., используется такое средство как ...). Это свидетельствует о том, что ..., (это позволяет судить о том, что ..., это говорит о том, что ...).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр. Готовимся к ГИА по русскому языку. Вариант 1

Данный тренажер поможет учащимся 9 класса подготовиться к ГИА  по русскому языку. ...

Дистанционный курс: "Готовимся к ГИА по русскому языку(теория и практика)"

Здесь учащиеся найдут таблицы и схемы, которые помогут сдать экзамен....

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

Материал для ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Презентация "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. ТРЕНАЖЕР А15"

Учебный тренажер включает задания  для отработки орфограмм "Правописание приставок", "Правописание разделительных Ъ и Ь", "Правописание букв И-Ы на стыке приставки и корня" (задание А15 ЕГЭ...

Презентация "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. ТРЕНАЖЕР А18"

Презентация представляет собой учебный тренажер, предназначенный для отработки навыка слитного и раздельного написание НЕ с различными частями речи (задание А18). Может быть использован как...

Готовимся к ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе.Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.

Материал представленного урока ,по моему мнению, помогает хорошо подготовить выпускников 11 класса к выполнению задания А 4 ,А 6 ЕГЭ , которые ,как сказано в аналитическом отчете ФИПИ, обычно вызывают...