Урок по теме "Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
В разработке урока использован прием кластера, позволяющий систематизировать большой объем теоретического материала. В ходе урока создается проблемная ситуация (затруднение), предлагается практикоориентированное задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 35.02 КБ |
презентация к уроку | 1.31 МБ |
рабочий лист | 947.63 КБ |
макет кластера | 54.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык |
Класс | 8а |
Автор УМК | М.М. Разумовская |
Тема урока | Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Технология | проблемное обучение, развитие критического мышления |
Приемы | создание проблемных ситуаций, составление кластера |
Оборудование | презентация, рабочие листы, лист с методическими материалами, лист рефлексии. |
Цель деятельности учителя | 1)вспомнить, что такое междометие как часть речи, его назначение в языке, отличие от самостоятельных и служебных частей речи; 2) показать варианты постановки знаков препинания при междометиях в предложении, отработать навыки их правильной постановки; 3) формировать коммуникативную компетенцию через умение выразительно, интонационно верно произносить междометия в конкретной синтаксической конструкции; 4) развивать мышление и культуру речи; 5) воспитывать интерес к богатству языка. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать понятие «междометие», отличия междометий от других частей речи; назначение междометий в речи; уметь обнаруживать междометия в тексте, интонационно правильно произносить предложения с междометиями; правильно расставлять знаки препинания при междометиях; разграничивать употребление междометия «о» при обращении и без обращения. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап мотивации к учебной деятельности. Постановка целей урока. | -Здравствуйте, ребята! Скажите, какие чувства вы испытываете сейчас? (волнение, нетерпение и др.). А знаете ли вы, что существуют слова, которые помогают выразить множество чувств. Об этой части речи мы поговорим сегодня на уроке. Но сначала прочитаем диалог (читает учитель): - Что это у вас в руке? Как вы думаете, из какого произведения взят этот отрывок? Узнаете ли вы участников диалога?(Н.В.Гоголь «Ревизор», Хлестаков и Аммос Фёдорович Тяпкин-Ляпкин) - Назовите самостоятельные части речи, употребленные автором. - Назовите служебные части речи. - Какие слова не отнесены ни к одной из групп? (о боже, да, ну) - Скажите, имеют ли эти слова лексическое значение, изменяются ли они, имеют ли грамматическое значение? (нет) -Служит ли оно для связи слов или предложений как предлог или союз? (нет) -Вносит ли какие-то оттенки в предложение как частица? (нет) -Что выражает это слово? (чувства, утверждение) - Что это за слова? - Можете ли вы доказать, что это междометие? (Нет) Почему? (не знаем их признаков) - Давайте докажем, что междометие – особая часть речи. Что нам надо выяснить? - признаки междометия; - виды междометий; - правила выделения междометий в устной и письменной речи. -У вас на партах лежит: 1) лист с теорией 2) рабочий лист 3) макет кластера. Понадобится учебник. Посмотрите на лист с кластером. Мы соберем сведения о междометии и заполним эти кружочки. Свой кластер вы оставите себе, он пригодится вам при подготовке к экзаменам. Пока подпишите его, поставьте дату, а я запишу тему урока на доске. | Установление контакта. Слушают Отвечают на вопросы. Делают предположение, что это междометие. Формулируют задачи Понимают практическую ценность своей работы |
2) Этап актуализации знаний и пробного учебного действия | Где взять информацию? Возьмите лист с теорией. Раздел «Признаки междометий» читает вслух:__________________ - Что узнали о междометиях? Записываем: - неизменяемые слова; - выражают чувства или побуждения к действию; - не отвечают на вопросы; - не являются членами предложения; - обычно используются в устной речи и диалогах; - не делятся на морфемы. Раздел «Разряды междометий по значению» читает:____________ Записываем: - эмоциональные - повелительные - этикетные Обобщающий вопрос: какие бывают междометия по значению? Раздел «Разряды междометий по происхождению» читает:_________ Записываем: - производные - непроизводные Обобщающий вопрос: какие бывают междометия по происхождению? -Какая часть кластера осталась незаполненной? (Пунктуация) | Учащиеся изучают теоретический материал и отвечают на вопросы и заносят данные в кластер. |
3) Этап выявления места и причины затруднения | - Поговорим о пунктуации при междометиях. Посмотрите на предложения и ответьте на вопрос: «Что нужно сделать, когда встречаешь междометие в предложении?» (учитель выразительно читает предложения). Ох, испугал до смерти! Жизнь, увы, не вечный дар. А теперь взгляните на эти предложения и дополните свой ответ. Чем еще можно выделять междометия? Ура! Наши побеждают в матче! Ба! Знакомые все лица! - Что запишем в кластер? (междометия выделяются запятой или восклицательным знаком) - Казалось бы, все просто. Встретил междометие - выделяй его запятой или восклицательным знаком. Но есть такое междометие, которое не хочет быть как все. Это междометие «О» (становится усилительной частицей. Взгляните на предложения и подумайте, что в них особенного О, я совершенно спокоен. О боги, за что вы наказываете меня? | Учащиеся изучают предложения, делают выводы на основе наблюдения и отвечают на поставленный вопрос. |
4) Этап первичного закрепления | Обратите внимание! Запятая не ставится: - после «О» перед обращением: О буйные ветры, скорее скорей! - цельных сочетаниях: Ах ты, мерзкое стекло! Эх вы, горе-повара! Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! Что нового узнали о пунктуации в предложениях с междометиями? - Сейчас откройте учебник на стр. 163 упр. 279. Читаем задание, комментируем знаки препинания в первых пяти предложениях. | Запоминают и записывают в кластер. Читают с правильной интонацией и комментируют постановку запятых. |
Физминутка | - Прошу всех встать. Если услышали эмоциональное междометие– хлопайте, повелительное - поднимайте руки, этикетное – садитесь на стул. Междометия для физминутки: браво, тсс, извините, слава богу, всего хорошего, долой, бис, увы, спасибо.
| Выполняют команды, ориентируясь на памятку на слайде. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой. | А сейчас возьмите рабочий лист и прочитайте задание. У вас 2 минуты на выполнение. раскрывая скобки. Найдите м
Кто закончил раньше, рисует на доске схемы первых двух предложений. Поменяйтесь рабочими листами и проверьте работу по критериям, поставьте отметку своему соседу по парте. 5 правильных ответов – оценка «5» - Все ли вам понятно? (да) - Было ли трудно? (нет) - Часто ли мы говорим ДА и НЕТ? - Какой частью речи они являются? (это слова выражающие утверждение и отрицание) - Обратите внимание! Эти слова тоже выделяются запятыми. Они могут быть словами-предложениями. | Выполняют задание с последующей взаимопроверкой по ключу на слайде. 1 ученик рисует на доске схемы предложений с прямой речью. Делают предположение, затем принимают к сведению новую информацию. |
8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Коммуникативная ситуация. - Сейчас поработаем в парах: 1)вместе выберите фотографию; 2) составьте диалог из 6 реплик, используя слова ДА и НЕТ и этикетные междометия пожалуйста, извините, спасибо. 3) каждый записывает в своем рабочем листе весь диалог. Оцените свой диалог по критериям, которые даны в задании. После выполнения послушаем по одному диалогу с каждого ряда. ВЫВОД: Почему междометие – особая часть речи? Докажите, используя кластер, который составили на уроке. Вернемся к диалогу, который мы читали в начале урока. Теперь вы можете с уверенностью сказать, что это за слова? «(ну» –междометие, «о боже» – обращение с частицей «о», «да» – утверждение). Домашнее задание. Посмотрите на рисунок. Часто ли пользуетесь таким междометием? (вау) Напишите развернутый ответ на вопрос: «Считаете ли вы использование иноязычных междометий оправданным?» Рефлексия. Посмотрите на междометия на слайде и поднимите руки. Кто может сказать Ух ты! (теорию понял, могу легко выделять знаками препинания междометия в тексте); Ах! (теорию понял, но на практике иногда могу ошибаться) Ох! (было трудно понять теорию, затрудняюсь выделять междометия в тексте). | Составляют диалог, затем читают его вслух у доски. Выступает 1 ученик. Отвечают на вопрос. Записывают домашнее задание. Оценивают, насколько хорошо поняли материал урока. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ
Ох, испугал до смерти! Жизнь, увы, не вечный дар.
Ура! Наши побеждают в матче! Ба! Знакомые все лица!
О, я совершенно спокоен. О боги, за что вы наказываете меня?
Запятая не ставится! после частицы О перед обращением: О буйные ветры , скорее скорей! (Ф.И. Тютчев) в цельных сочетаниях: Ах ты , мерзкое стекло! (А.С. Пушкин) Эх вы , горе-повара! (А.П. Чехов) Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (Л.Н.Толстой)
Эмоциональные – Повелительные – Этикетные –
Проверьте! « Фуу, жарища страшенная» , - сказала она. (К. Паустовский) Говорил себе не раз : « Эх, махнуть бы на Кавказ!». (Р. Рождественский) Но , увы, желания не сбылись мои. Браво ! Откуда у тебя эта мудрость? Неправ твой , о небо, святой приговор. (М.Ю Лермонтов)
Слова ДА , НЕТ Нет, не покину я тебя никогда! Да , были люди в наше время! выражают утверждение и отрицание
Выберите одну фотографию и составьте диалог из 6 реплик, используя слова: да, нет, пожалуйста, извините, спасибо.
- Что это у вас в руке? - Ничего-с. - Как ничего? Я вижу, деньги упали. - О Боже, вот уж я и под судом! и тележку подвезли схватить меня! - Да, это деньги. - Ну, все кончено — пропал! пропал! - Знаете ли что? дайте их мне взаймы.
Можно ли обойтись без междометия «вау»?
Ух ты! – все понял, могу легко выделять междометия в предложениях. Ах! – теорию понял, но могу ошибаться при постановке запятых. Ох! – мне трудно понять теорию и выделять запятыми междометия.
Предварительный просмотр:
ТЕОРИЯ
Признаки междометий
Междометия не являются ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Буквально слово «междометие» означает «брошенное между полнозначными словами».
Междометия – это неизменяемые слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого этикета.
Междометия не делятся на морфемы.
В составе предложения междометия синтаксически не связаны с другими словам и соответственно не отвечают на вопросы и не являются членами предложения.
Междометия – характерная принадлежность устной речи. В художественных произведениях они используются, главным образом, в диалогах.
Для междометий характерна особая экспрессивная интонация, повышение тона. Некоторые из них в разговоре сопровождаются мимикой и жестами.
Разряды междометий по значению
По значению междометия подразделяются на эмоциональные, повелительные и этикетные.
К эмоциональным относятся междометия, выражающие различные эмоции и чувства человека: ах! ура! увы! слава богу!
Повелительные междометия выражают обращенные к людям или животным команды, побуждения: караул! айда! вон!
Этикетные междометия – это слова, связанные с выражением в речи норм этикета:
Извините! Спасибо! Милости просим! До свидания!
Разряды междометий по происхождению
По происхождению междометия делятся на непроизводные и производные.
Непроизводные междометия не соотносятся с какими-либо знаменательными частями речи: ай! фу! кыш! гоп! тьфу!
Производными называются междометия, образованные от слов других частей речи:
глаголов: помилуй! подумаешь! здравствуйте!
существительных: батюшки! черт! ужас!
местоимений: то-то! вот тебе! ну тебя!
наречий: довольно! полно! прочь!
РАБОЧИЙ ЛИСТ Ф.И. ____________________
Задание 1.
В предложениях пропущены знаки препинания, расставьте их.
раскрывая скобки. Найдите м
- «Фуу жарища страшенная» - сказала она.
- Говорил себе не раз «Эх махнуть бы на Кавказ!».
- Но увы желания не сбылись мои.
- Браво Откуда у тебя эта мудрость?
- Неправ твой о небо святой приговор.
Задание 2.
Выберите 1 фотографию и составьте диалог из 6 реплик, используя слова: да, нет, пожалуйста, извините, спасибо.
Фотография 1. Фотография 2
Ваш диалог:
Предварительный просмотр:
Дата:_________________ Ф.И.______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка: «Ах! Междометие!»
Междометия – самый удивительный класс слов. Он не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия – это чаще всего выражение спонтанной эмоциональной реакции говорящего на ...
Урок-игра по теме междометие в 7 классе
Данный урок проводился в 7 классе. это был второй урок по теме "Междометие". занятие детям понравилось скучать никому не приходилось....
Урок-игра по теме междометие в 7 классе
Данный урок проводился в 7 классе. это был второй урок по теме "Междометие". занятие детям понравилось скучать никому не приходилось....
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
Урок -игра по теме "Междометие"
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Междометие"...
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Служебные части речи. Междометия»
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе ...
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема урока «Служебные части речи. Междометия»
На уроке ребята знакомятся с междометиями, читая хокку, с которыми они познакомились на уроке литературы....