Урок по теме "Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Намсараева Виктория Валерьевна

В разработке урока использован прием кластера, позволяющий систематизировать большой объем теоретического материала.  В ходе урока  создается проблемная ситуация (затруднение), предлагается практикоориентированное задание. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

Автор УМК

М.М. Разумовская

Тема урока

Предложения с междометиями и словами ДА,  НЕТ

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Технология

проблемное обучение, развитие критического мышления

Приемы

создание проблемных ситуаций, составление кластера

Оборудование

презентация, рабочие листы, лист с методическими материалами, лист рефлексии.

Цель деятельности учителя

1)вспомнить, что такое междометие как часть речи, его назначение в языке, отличие от самостоятельных и служебных частей речи;

2) показать варианты постановки знаков препинания при междометиях в предложении, отработать навыки их правильной постановки;

3) формировать коммуникативную компетенцию через умение выразительно, интонационно верно произносить междометия в конкретной синтаксической конструкции;

4) развивать  мышление и  культуру речи;

5) воспитывать интерес к богатству языка.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать понятие «междометие», отличия междометий от других частей речи; назначение междометий в речи; уметь обнаруживать междометия в тексте, интонационно правильно произносить предложения с междометиями; правильно расставлять знаки препинания при междометиях; разграничивать употребление междометия «о» при обращении и без обращения.
Метапредметные: способность осознавать цель учебной деятельности и достигать ее; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные:  потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к языковому совершенствованию.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап мотивации к учебной деятельности.

Постановка целей урока.

-Здравствуйте, ребята!

 Скажите,  какие чувства вы испытываете сейчас?  (волнение, нетерпение и др.).  А знаете ли вы, что существуют слова, которые  помогают выразить множество чувств. Об этой части речи мы поговорим сегодня на уроке.

Но сначала прочитаем диалог (читает учитель):

- Что это у вас в руке?
- Ничего-с.
- Как ничего? Я вижу, деньги упали.
- О Боже, вот уж я и под судом! и тележку подвезли схватить меня!
- Да, это деньги.
- Ну , все кончено — пропал! пропал!
- Знаете ли что? дайте их мне взаймы.

Как вы думаете, из какого произведения взят этот отрывок? Узнаете ли вы  участников диалога?(Н.В.Гоголь «Ревизор», Хлестаков и Аммос Фёдорович Тяпкин-Ляпкин)  

- Назовите самостоятельные части речи, употребленные автором.  

- Назовите служебные части речи.

 -  Какие слова не отнесены ни к одной из  групп? (о боже, да, ну)

- Скажите, имеют ли эти слова лексическое значение, изменяются ли они, имеют ли грамматическое значение? (нет)

-Служит ли оно для связи слов или предложений как предлог или союз? (нет)

-Вносит ли какие-то оттенки в предложение как частица? (нет)

-Что выражает это слово? (чувства, утверждение)

- Что это за слова?

- Можете ли вы доказать, что это междометие? (Нет)  Почему? (не знаем их признаков)

- Давайте докажем, что междометие – особая часть речи.

Что нам надо выяснить?    - признаки междометия;

                                          - виды междометий;

                                              - правила выделения междометий в устной и письменной речи.

-У вас на партах лежит: 1) лист с теорией  2) рабочий лист   3) макет кластера.  Понадобится  учебник.

Посмотрите на  лист  с кластером. Мы соберем сведения о междометии и заполним  эти кружочки. Свой кластер вы оставите себе, он пригодится вам при подготовке к экзаменам.

Пока  подпишите его,  поставьте дату, а я запишу тему урока на доске.

Установление контакта.

Слушают

Отвечают на вопросы.

Делают предположение, что это междометие.

Формулируют задачи

Понимают практическую ценность своей работы

2) Этап актуализации знаний и пробного учебного действия

Где взять информацию? Возьмите лист с теорией.

Раздел «Признаки междометий» читает вслух:__________________

- Что узнали о междометиях?

Записываем: - неизменяемые  слова;

                        - выражают чувства  или побуждения к действию;

                         - не отвечают на вопросы;

                         - не являются членами предложения;

                         - обычно используются в устной речи и диалогах;

                         - не делятся на морфемы.                                                                  

  Раздел «Разряды междометий по значению» читает:____________

Записываем: - эмоциональные

                      - повелительные

                      - этикетные

Обобщающий вопрос: какие бывают междометия по значению?

Раздел «Разряды междометий по происхождению» читает:_________

Записываем:

- производные

- непроизводные

Обобщающий вопрос:  какие бывают междометия по происхождению?

-Какая часть кластера осталась незаполненной? (Пунктуация)

Учащиеся изучают теоретический материал и отвечают на вопросы  и заносят данные в кластер.

3) Этап выявления места и причины затруднения

- Поговорим о пунктуации при междометиях. Посмотрите на предложения и ответьте на вопрос: «Что нужно сделать, когда встречаешь междометие в предложении?»  (учитель выразительно читает предложения).

                                   Ох, испугал до смерти!

                                  Жизнь, увы, не вечный дар.

А теперь взгляните на эти предложения и дополните свой ответ. Чем еще можно выделять междометия?                  

                                           Ура! Наши побеждают в матче!

Ба! Знакомые все лица!

- Что запишем в кластер? (междометия выделяются запятой  или восклицательным знаком)

- Казалось бы, все просто. Встретил междометие   - выделяй его запятой или восклицательным знаком.

 Но есть такое междометие, которое не хочет быть как все. Это междометие «О» (становится усилительной частицей.

Взгляните на предложения и подумайте, что в них особенного

О, я совершенно спокоен.

О боги, за что вы наказываете меня?

Учащиеся изучают предложения, делают выводы на основе наблюдения  и отвечают на поставленный вопрос.

4) Этап первичного закрепления

Обратите внимание!

Запятая  не ставится:    

- после «О» перед обращением:

                        О буйные ветры,  скорее скорей!

-   цельных сочетаниях:

                                 Ах ты, мерзкое стекло!

                                 Эх вы, горе-повара!  

                                 Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган!

Что нового узнали о пунктуации в предложениях с междометиями?

- Сейчас откройте учебник на стр. 163  упр. 279. Читаем задание, комментируем знаки препинания в первых пяти предложениях.

Запоминают и записывают в кластер.

Читают с правильной интонацией и комментируют постановку запятых.

Физминутка

 - Прошу всех встать. Если услышали эмоциональное междометие– хлопайте, повелительное  -  поднимайте руки, этикетное – садитесь на стул.

Междометия для физминутки: браво,      тсс,     извините,   слава богу,  всего хорошего, долой, бис, увы, спасибо.

   

Выполняют команды, ориентируясь на памятку на слайде.

 Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

А сейчас  возьмите рабочий лист и прочитайте задание.  У вас 2 минуты на выполнение.

раскрывая скобки. Найдите м

  1. «Фуу жарища страшенная», - сказала она.
  2. Говорил себе не раз  «Эх махнуть бы на Кавказ!».
  3. Но увы желания не сбылись мои.
  4. Браво Откуда у тебя эта мудрость?
  5. Неправ твой о небо святой приговор.    

Кто закончил раньше, рисует на  доске схемы первых двух предложений. Поменяйтесь рабочими листами и проверьте работу по критериям, поставьте отметку своему соседу по парте.

5 правильных ответов – оценка «5»
4 правильных ответа – оценка «4»
3 правильных ответа – оценка «3»
0-2 правильных ответа – оценка «2»

- Все ли вам  понятно? (да)

- Было ли трудно? (нет)

- Часто ли мы говорим  ДА и НЕТ?

- Какой частью речи они являются? (это слова выражающие утверждение и отрицание)

- Обратите внимание! Эти слова  тоже выделяются запятыми.  Они могут быть словами-предложениями.

Выполняют задание с последующей взаимопроверкой по ключу на слайде.

1 ученик рисует на доске схемы предложений с прямой речью.

Делают предположение, затем принимают к сведению новую информацию.

8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Коммуникативная ситуация.

- Сейчас поработаем в парах: 1)вместе выберите фотографию;

2) составьте диалог из 6 реплик,  используя  слова  ДА и НЕТ и этикетные междометия  пожалуйста, извините, спасибо. 

3) каждый записывает в своем рабочем листе весь диалог. Оцените свой диалог по критериям, которые даны в задании.  После выполнения послушаем по одному диалогу с каждого ряда.  

ВЫВОД:  Почему междометие – особая часть речи?  Докажите, используя кластер, который составили на уроке.

Вернемся к диалогу, который мы читали в начале урока. Теперь вы можете с уверенностью сказать, что это за слова? «(ну» –междометие, «о боже» – обращение с частицей «о», «да» – утверждение).

Домашнее задание.  Посмотрите на рисунок.  Часто ли пользуетесь таким междометием? (вау)  Напишите развернутый ответ на вопрос: «Считаете ли вы  использование иноязычных междометий оправданным?»

Рефлексия.  Посмотрите на междометия на слайде и поднимите руки. Кто может сказать Ух ты! (теорию понял, могу легко выделять знаками препинания  междометия в тексте);   Ах! (теорию понял, но на практике иногда могу ошибаться)

Ох! (было трудно понять теорию, затрудняюсь выделять междометия в тексте).

Составляют диалог, затем  читают его вслух у доски.

Выступает 1 ученик.

Отвечают на вопрос.

Записывают домашнее задание.

Оценивают, насколько хорошо поняли материал урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

- Что это у вас в руке? - Ничего-с. - Как ничего? Я вижу, деньги упали. - О Боже, вот уж я и под судом! и тележку подвезли схватить меня! - Да, это деньги. - Ну, все кончено — пропал! пропал! - Знаете ли что? дайте их мне взаймы.

Слайд 2

Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ

Слайд 3

Ох, испугал до смерти! Жизнь, увы, не вечный дар.

Слайд 4

Ура! Наши побеждают в матче! Ба! Знакомые все лица!

Слайд 5

О, я совершенно спокоен. О боги, за что вы наказываете меня?

Слайд 6

Запятая не ставится!  после частицы О перед обращением: О буйные ветры , скорее скорей! (Ф.И. Тютчев)  в цельных сочетаниях: Ах ты , мерзкое стекло! (А.С. Пушкин) Эх вы , горе-повара! (А.П. Чехов) Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (Л.Н.Толстой)

Слайд 7

Эмоциональные – Повелительные – Этикетные –

Слайд 8

Проверьте! « Фуу, жарища страшенная» , - сказала она. (К. Паустовский) Говорил себе не раз : « Эх, махнуть бы на Кавказ!». (Р. Рождественский) Но , увы, желания не сбылись мои. Браво ! Откуда у тебя эта мудрость? Неправ твой , о небо, святой приговор. (М.Ю Лермонтов)

Слайд 9

Слова ДА , НЕТ Нет, не покину я тебя никогда! Да , были люди в наше время! выражают утверждение и отрицание

Слайд 10

Выберите одну фотографию и составьте диалог из 6 реплик, используя слова: да, нет, пожалуйста, извините, спасибо.

Слайд 11

- Что это у вас в руке? - Ничего-с. - Как ничего? Я вижу, деньги упали. - О Боже, вот уж я и под судом! и тележку подвезли схватить меня! - Да, это деньги. - Ну, все кончено — пропал! пропал! - Знаете ли что? дайте их мне взаймы.

Слайд 12

Можно ли обойтись без междометия «вау»?

Слайд 13

Ух ты! – все понял, могу легко выделять междометия в предложениях. Ах! – теорию понял, но могу ошибаться при постановке запятых. Ох! – мне трудно понять теорию и выделять запятыми междометия.



Предварительный просмотр:

ТЕОРИЯ

Признаки междометий

Междометия не являются ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Буквально  слово «междометие»  означает «брошенное между полнозначными словами».

 Междометия – это неизменяемые слова, выражающие чувства,  побуждение к действию или являющиеся  формулами речевого этикета.

 Междометия не делятся на морфемы.  

В составе предложения междометия синтаксически не связаны с другими словам и  соответственно не отвечают на вопросы и не являются членами предложения.

Междометия – характерная принадлежность устной речи. В художественных произведениях они используются, главным образом, в диалогах.

 Для междометий характерна особая экспрессивная интонация, повышение тона. Некоторые из них в разговоре  сопровождаются мимикой и жестами.

Разряды междометий по значению

По значению междометия подразделяются на эмоциональные,  повелительные и этикетные.  

К эмоциональным относятся междометия, выражающие различные эмоции и чувства человека:  ах! ура! увы! слава богу!

 Повелительные междометия выражают обращенные к людям или животным команды, побуждения: караул!  айда! вон!

Этикетные междометия – это слова, связанные с выражением в речи норм этикета:

Извините!  Спасибо! Милости просим! До свидания!

Разряды междометий по происхождению

По происхождению междометия делятся на непроизводные  и производные.

Непроизводные междометия не соотносятся с какими-либо знаменательными частями речи: ай! фу! кыш! гоп! тьфу!

Производными  называются междометия, образованные от слов других частей речи:

глаголов: помилуй! подумаешь! здравствуйте!

существительных: батюшки!  черт! ужас!

местоимений: то-то! вот тебе! ну тебя!

наречий: довольно! полно! прочь!

РАБОЧИЙ ЛИСТ                                                                  Ф.И. ____________________

      Задание 1.

             В предложениях пропущены знаки препинания, расставьте их.

раскрывая скобки. Найдите м

  1. «Фуу  жарища страшенная»  - сказала она.
  2. Говорил себе не раз   «Эх махнуть бы на Кавказ!».
  3. Но увы желания не сбылись мои.
  4. Браво Откуда у тебя эта мудрость?
  5. Неправ твой о небо святой приговор.    

Задание 2.

       Выберите 1 фотографию и составьте диалог из 6 реплик, используя слова: да, нет, пожалуйста, извините, спасибо.

Фотография 1.                                                           Фотография 2

                 

Ваш диалог:



Предварительный просмотр:

Дата:_________________                                                                                                                                                                                   Ф.И.______________        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: «Ах! Междометие!»

Междометия – самый удивительный класс слов. Он не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия – это чаще всего выражение спонтанной эмоциональной реакции говорящего на ...

Урок-игра по теме междометие в 7 классе

Данный урок проводился в 7 классе. это был второй урок по теме "Междометие". занятие детям понравилось скучать никому не приходилось....

Урок-игра по теме междометие в 7 классе

Данный урок проводился в 7 классе. это был второй урок по теме "Междометие". занятие детям понравилось скучать никому не приходилось....

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

Урок -игра по теме "Междометие"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Междометие"...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Служебные части речи. Междометия»

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе                                        ...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема урока «Служебные части речи. Междометия»

На уроке ребята знакомятся с междометиями, читая хокку, с которыми они познакомились на уроке литературы....