Диктант как метод обучения русскому языку.
учебно-методический материал по русскому языку
Содеожание материала - виды диктантов, их достоинства и недостатки, рекомендации по проведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diktant_kak_metod_obucheniya_russkomu_yazyku.docx | 43.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Диктант как метод обучения русскому языку
Диктант как специальное орфографическое упражнение опирается прежде всего на слуховую и речедвигательную орфографическую память.
Попытки создания классификаций диктантов, учитывающих их разные функции, были сделаны М. В. Ушаковым, А. В. Текучёвым, Л. П. Федоренко, Т. А. Ладыженской, М. Т. Барановым и др.
По характеру деятельности ученика все диктанты делят на диктанты без изменения текста и диктанты с изменением текста (выборочный, свободный творческий и др.).
В системе орфографических упражнений диктант занимает особое место, выполняет особую функцию. По сравнению со списыванием он представляет для учеников новую трудность в овладении навыками. До диктанта ученики пользовались на письме правилом в условиях, когда новая орфограмма находилась в центре внимания, была так или иначе выделена, графически подсказана. Теперь ученик должен думать о содержании предложения и написании его в целом, о связи слов в предложении, о многих орфограммах сразу.
В зависимости от цели диктанты делятся на обучающие и контрольные. Такое деление является условным, т.к. любой диктант решает обе цели: и обучения, и контроля.
К обучающим диктантам относятся:
Предупредительный диктант. Термин «предупреждение» имеет особое значение. Предупредить – это значит обратить внимание на такие случаи (на отдельные слова), которые вызывают наибольшие затруднения при их написании, – обратить внимание на такие случаи, при написании которых ученик, зная правило, может допустить ошибку.
Используется раньше других: на начальной стадии работы над правилом. В основе его – предупреждение неверного написания. С этой целью правописание изучаемой (изученной) орфограммы, пунктограммы разбирается, с тем чтобы заострить на ней внимание, а затем записывается. Постепенно может повторяться и закрепляться правописание не одного правила, а нескольких. Перед анализом и записью текста могут быть повторены правила правописания. Ошибки предупреждаются либо по предложениям, а если класс достаточно сильный, то весь текст целиком. Затем учитель диктует его.
Даёт учащимся возможность лучше осознать изучаемое орфографическое
правило или те принципы, на которых оно построено. Приучает к тому, чтобы учащийся не руководствовался на письме только своими слуховыми представлениями о слове, а помнил при этом о составе слова, о грамматических и орфографических правилах.
Может проводиться с целью закрепления нового и повторения старого материала, а также с целью предупреждения ошибок такого рода, которые допускались учащимися ранее.
Проводится следующим образом: учитель читает предложение, один из учащихся повторяет его и говорит, как надо писать те или иные слова, объясняя при этом, почему надо писать так, а не иначе. Затем учащиеся пишут это предложение по памяти, подчёркивая те слова или части слов, написание которых объяснялось перед письмом. После того как предложение всеми записано, один из учеников снова прочитывает его и говорит, как им записано предложение, что им подчёркнуто. Остальные проверяют по своим тетрадям, исправляют, если есть, ошибки. В слабом классе такой диктант практикуют как зрительный: записывается на доске, анализируются орфограммы, затем текст вытирается и записывается.
Предупредительный диктант можно проводить с записью текста на доске одним из учеников. Текст диктанта может быть подобран учителем и может быть взят из учебника. Проводить можно довольно часто: в 5 классе – один раз в неделю, два раза в три недели в 6 классе.
У диктанта есть и недостатки. Так А. М. Пешковский считал, что данный вид диктанта может проводиться только у подготовленных детей, способных объяснить написание слова, поэтому следует чередовать его с другими видами диктанта. Кроме того, предварительный разбор не всем помогает; некоторые сразу забывают объяснение и пишут неправильно.
Объяснительный диктант имеет целью объяснить всё написанное с орфографической точки зрения и тем самым осуществить закрепление и повторение ранее изученных правил орфографии.
Объяснение орфограмм, встречающихся в тексте, осуществляется после записи текста диктанта или после записи каждого предложения.
Такой вид диктанта не ставит учащихся в зависимость только от запоминания зрительным путём, не способствует привычке писать отдельными буквами, подготавливает учащихся к самостоятельному письму по слуху вообще, требует от них большей самостоятельности.
При объяснении написаний уч-ся приучаются анализировать текст по содержанию, с грамматической и орфографической стороны, мотивировать необходимость такого, а не иного варианта написания, формулировать по памяти правила, сопоставлять факты и т. д.
При использовании объяснительного диктанта на уроке может быть опрошено большинство учащихся класса.
Может быть посвящён и одному правилу, и многим правилам одновременно. Он может усложняться за счёт объёма текста, когда объяснение производится после записи всего текста для диктанта.
Проводится значительно реже предупредительного: лучше предупреждать ошибку заранее, чем потом исправлять её. К недостаткам диктанта относится и то, что объяснение написания запаздывает; пока навыки не окрепли. Это оказывается крайне невыгодным: появляется много ошибок, и объяснение их потом, после записи, мало даёт пользы. Поэтому учителя долгое время искали такой вид диктанта, в котором объяснение орфограмм происходит именно во время письма, а не до или после него. Таким диктантом является комментированный диктант.
Комментированный диктант является разновидностью объяснительного диктанта. Объяснение текста (с орфографической точки зрения) производится в процессе самого письма. Ученики класса пишут под диктовку, а один из учеников вслух говорит (по мере того, как замечает нужную орфограмму), как нужно написать это слово и почему (называет правило). Комментирование должно быть громким, отчётливым. Ученики должны писать слово или словосочетание сразу после комментирования. Пояснив написание, комментирующий делает небольшую паузу, чтобы все, в том числе и он сам, успели дописать то, что объяснено.
Есть ещё один вариант проведения этого диктанта: комментатор сам не пишет, он стоит перед классом и свои пояснения старается совместить с письмом учащихся.
Если подобные диктанты уже стали привычными, объяснение может быть очень кратким и сводиться только к называнию правила. Такая работа должна занимать на уроке от 7 до 15 минут, чтобы внимание учеников не рассеивалось. Совершенно не нужно комментировать каждое написанное слово. Это делает работу монотонной и неинтересной для учащихся. Такой диктант предъявляет высокие требования к речевому слуху учеников. Текст, который выбирается для комментированного диктанта, должен быть умеренно насыщен орфограммами, иначе комментирование занимает очень много времени.
Комбинированный диктант содержит в себе элементы предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов в их различных вариантах. Вначале даётся несколько предложений для предварительного объяснения (3-4), затем несколько предложений для попутного с записью и последующего (после записи) объяснения правописания слов на те правила, которым посвящён урок. Вслед за этим на данном же уроке проводится запись нескольких предложений по способу контрольного диктанта с целью проверки степени усвоения учащимися соответствующего навыка. Проверка написанного проводится здесь же, вслед за записью.
Проводится после того, как учащиеся хорошо освоятся с названными видами диктантов, на уроках обобщения или повторения больших по объёму тем и целых разделов курса.
Такой вид диктанта оживляет работу, а потому делает её более интересной для учеников, активизирует их.
Разученный диктант (письмо по памяти, заучивание наизусть) используется для усвоения ряда орфограмм, заучивание которых основывается по преимуществу на зрительных восприятиях и которые не подходят под определённые правила (правописание слов с безударными гласными, правописание наречий, традиционные написания, написание исключений из правил и др.).
Записываться может специально разученный с орфографической точки зрения дома или в классе текст или известный ученикам текст, разученный в прошлом с другими целями (стихотворение, отрывки из прозаических произведений).
При работе дома ученики тщательно разбирают текст, выделяя в нём слова на проходимое или пройденное правило. Учащийся старается запомнить написание всего текста, объяснить для себя все орфограммы, установить, под какие правила подходит каждое из написаний. В случае затруднения следует посмотреть словарь или спросить у учителя. Такая же работа может проводиться в классе. При этом объём диктанта должен составлять несколько печатных строк.
Подготовленный текст записывается на уроке под диктовку.
Самое ценное в этой разновидности диктанта – самоподготовка учащихся, во время которой они развивают орфографическую зоркость, умение видеть орфограмму; диктант содействует развитию зрительной памяти, так как при анализе диктанта ученикам приходится иметь дело со многими правилами сразу.
Одним из промежуточных видов диктанта является зрительный диктант, самодиктант или диктант по памяти, который состоит в том, что ученик прежде, чем написать какой-либо текст, внимательно всматривается в него, фиксирует своё внимание на тех орфограммах, которые изучаются в данный момент. Одновременно повторяются орфографические правила или необходимые грамматические сведения. Затем этот текст диктуется учителем или записывается учеником по памяти. По окончании работы запись сверяется с текстом книги самим учащимся.
Самодиктант полезно проводить в тех случаях, когда изучаются правила правописания, рассчитанные не на слух учащихся, а на зрительное запоминание буквенного состава слов, написание которых не подчиняется определённым правилам (традиционные написания, слова с удвоенными согласными), или рассчитанные на зрительное восприятие таких форм, как глаголы в повелительном наклонении, глаголы разных видов.
Выборочный диктант. Во время выборочного диктанта ученик записывает не весь текст, который диктуется, а лишь те его части (слова или словосочетания), в которых есть случаи на изучаемое правило.
При проведении такого диктанта нужно соблюдать следующее условие: в записанных из диктуемого текста словах должна быть ясна орфограмма и можно объяснить её правописание вне контекста: шалаш, рощ, рожь, училищ. Но не: выписать в один столбик глаголы на –ться, а в другой на –тся (улыбаться, встретится).
Учащиеся слушают текст, диктуемый отдельными предложениями и со значительными интервалами, достаточными для того, чтобы можно было успеть разобрать каждое слово, анализируют его, записывают затем в тетради отобранные ими слова на заданное правило.
Диктант может быть осложнён дополнительными заданиями: - подчеркнуть, - подобрать родственные слова и т.д.
Требует от учащихся большого умственного напряжения, полной мобилизации внимания, всех их знаний в области правописания. Является одним из самых активных приёмов обучения орфографии. Экономный по времени, он даёт возможность приучить учащихся быстро схватывать особенности звукового и морфологического состава слова и уже в ходе чтения учителя отбирать на слух нужное, согласно теме урока или задания орфографического характера.
Требует предварительной подготовки: выборочное чтение (устный диктант с выделением слов на нужное правило, разбором их написания, но без записи), выборочное списывание (состоящее из записи только слов на нужное правило). Диктант может проводиться довольно часто (через один-два урока), так как занимает не весь урок, а примерно 15 – 20 минут.
Диктант «Проверяю себя». Основной его целью является развитие у учащихся навыка строго и систематически контролировать себя во время письма (всеми доступными средствами). При проведении его от ученика не только не скрывается способ написания в сомнительных для него случаях, а, наоборот, всячески поощряется любая его попытка своевременно узнать правильное написание и тем или иным способом предупредить орфографическую ошибку.
Правильно написанное место в слово, о котором он спрашивал, ученик должен подчеркнуть. Это необходимо для дальнейшего учёта того, в чём ученик сомневается, и чтобы видеть, не делает ли он ошибок в подобных словах в дальнейшем.
Исправленная после разъяснения ошибка не влияет на оценку. Зато пропущенные ошибки, ошибки, не исправленные после разъяснения, учитываются особо и оцениваются гораздо строже.
Исправленная учеником ошибка и место, о котором ученик спросил, но написанное верно, подчёркиваются по-разному. Следует учитывать также неверные исправления.
Недостаток диктанта в сложности учёта результатов диктанта, а также в том, чтобы научить учеников не задавать вопросов без надобности и побудить их к задаванию вопросов.
Достоинство его состоит в том, что он обостряет внимание учащихся к процессу письма, к тому, что они пишут, приучает осмысливать не только написание отдельных букв, но и частей слова, соотносить написание морфем с правилами орфографии; активизирует учащихся во время письма, развивает у них чувство самоконтроля, приучает мобилизовать свои знания; развивает зрительную память в сочетании с осмыслением орфограмм.
Можно применять на любом этапе обучения по любой теме. Вначале процесс записи будет сравнительно медленным. Но постепенно темп убыстряется, тексты диктантов по объёму могут постепенно увеличиваться и быть доведёнными до обычных норм.
Такой диктант показывает самим учащимся их слабые стороны ещё до проверки учителем. В то же время этот диктант не пугает учащихся, так как исправленные ими самими ошибки не влияют на оценку. Поэтому ученики любят такой вид диктанта.
Этот диктант можно соотнести с обратным диктантом, когда диктант диктуют ученики, а записывает его на доске учитель. При обратном диктанте примеры для него учащиеся ищут заранее в любых книгах, стараясь подобрать наиболее трудные.
Творческий диктант проводится с целью обучения орфографии и с целью развития речевых навыков учащихся. Может проводиться следующим образом:
- придумываются слова примеры на проходимое правило;
- слова-примеры записываются учителем на доске;
- с этими словами составляются предложения (со всеми или выборочно);
- одно или два из них выбираются для записи под диктовку;
- по окончании записи ученики сличают свои записи с записью на доске и подчёркивают нужные орфограммы.
Можно проводить диктант, осложнённый заданием: переконструировать и записать предложения, заменив в них один из глаголов-сказуемых деепричастием, вставить обособленные второстепенные члены; сократить текст, расширить его, поменять расположение его членов и т. д.
При проведении творческого диктанта нужно стремиться, чтобы эта работа не надоела учащимся и не сводилась к однообразному придумыванию фраз примитивного характера.
При использовании такого диктанта, у учащихся тренируются все виды восприятия (слух, зрение, руки). Помогает разнообразить виды письменных работ и связать работу по орфографии с работой по развитию речи. При проведении творческого диктанта есть возможность заставить работать весь класс. В общем, творческий диктант – это собирательное название разнообразных по характеру заданий, активизирующих самостоятельную работу.
Графический диктант – диктант с полной или частичной записью диктуемого условными обозначениями. Графическая запись диктуемого имеет ограниченные возможности. Она эффективна при работе с отдельными словами, словосочетаниями и предложениями и неэффективна при работе со связным текстом. Применение данного типа диктанта возможно потому, что существуют единообразные обозначения частей слова, членов предложения.
К нему примыкает морфемный диктант, когда под определёнными номерами диктуются примеры, а ученики под теми же номерами записывают морфемы с нужными орфограммами.
Буквенный диктант. Материал для него выбирается только на одну орфограмму (н-р, н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных). Учащиеся записывают не слова целиком, а только нужные в них буквы. Не любое правило подходит для данного диктанта, но такое, где есть выбор верного написания. Экономен по времени. Эффективен. Можно сразу проверить.
Свободный диктант занимает промежуточное место между изложением и дословным диктантом. Ценность его заключается в том, что он формирует навыки внимательного слушания из запоминания всего текста и каждой его части; учит воспроизводить услышанное; вырабатывает умение логико-синтаксического конструирования связной речи и способствует развитию литературно-творческого мышления и речевой культуры учащихся, включая орфографическую и пунктуационную грамотность. Введённый в практику преподавания русским методистом В. А. Флёровым в 1910 году, поддержанный такими методистами нашего времени, как Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Т. В. Напольнова и др., не нашёл широкого распространения.
Методика проведения:
- Текст должен быть связным, цельным по содержанию, легко делиться на части (абзацы по 35-40 слов), имеющие определённую смысловую законченность; доступным, интересным, запоминающимся и воспитывающим; ярким и безупречным по языку. Объём текста должен превышать объём дословного текстового диктанта в полтора раза.
- Перед первичным чтением текста учитель настраивает класс на внимательное, вдумчивое восприятие содержания, сообщает некоторые сведения об описываемой эпохе и её чертах, о писателе, его героях.
- Выразительное первичное чтение текста, цель данного чтения – донести основную мысль.
- Словарно-орфографический комментарий (по необходимости).
- Возможно составление плана пересказа.
- Собственно диктант: читается в несколько замедленном темпе каждый абзац только один раз, затем даётся определённое время (5-10 минут) для передачи в письменной форме содержания услышанного. Переспрашивания, перечитывание текста недопустимы.
- После окончания диктанта ученики перечитывают свои записи и сдают их на проверку.
- При оценке свободного диктанта во внимание принимается:
а) есть ли в нём фактические ошибки, ведущие к содержанию авторского
текста;
б) есть ли недочёты в употреблении слов и выражений;
в) есть ли грамматические ошибки;
г) есть ли орфографические или пунктуационные ошибки;
д) насколько близко к авторскому тексту передано содержание.
Словарный или словарно-орфографический диктант состоит из записи под диктовку слов на определённое правило. Преимуществом его является то, что он экономен и позволяет после повторения того или иного правила в короткий срок записать большое количество слов. Отрицательной стороной является то, что написание каждого следующего слова, по существу, подсказывается предыдущим.
Поэтому в таком виде его следует проводить лишь на начальном этапе изучения правила, в дальнейшем его нужно осложнять введением слов на разные правила или слова с непроверяемыми орфограммами. На такие диктанты уходит от 3 до 5 – 10 минут урока, но они дают богатый материал для суждения о том, насколько прочно усвоено то или иное правило. В словарный диктант можно включать слова, в которых учащиеся делали ошибки в изложениях и сочинениях. Не должен быть большим по количеству слов (10-20 слов). Они могут быть использованы и как приём развития речи.
Словарный диктант может проводиться по-разному:
- Поочерёдно вызываются два-три ученика, которые под диктовку учителя записывают по два-три слова, остальные записывают эти слова в тетрадях.
- Один ученик пишет под диктовку у доски до тех пор, пока не ошибается. Предлагать слова могут учащиеся. И следующим может быть вызван тот, кто назвал трудное слово, в котором была сделана ошибка предыдущим учеником.
Можно провести проверку записанных слов по словарю, сопроводить написание поднятием карточек, на которых написаны те или иные буквы.
Для слабых учеников можно проводить диктант с продолжением. Он является одной из форм работы по формированию орфографической зоркости.
Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова, затем диктант проверяют, после чего следует самодиктант: к каждому слову словарного диктанта ученики придумывают и записывают рядом слова с той же орфограммой (количество слов предлагает учитель).
Кроме широко известных традиционных диктантов, можно проводить нетрадиционные диктанты: словарный диктант с подсказкой; словарный диктант с грамматическим заданием; словарный диктант с элементами игры; «Зоркий глаз» - поиск наибольшего количества орфограмм в тексте; «Справочное бюро»; «Помоги Пете Ошибкину» и др. Диктант по картинкам.
Контрольный диктант проводится при завершении работы над той или иной грамматической темой. В нём не должно быть никаких неожиданностей для учеников. Не следует перенасыщать его трудными орфограммами. Текст должен быть понятным для учеников и интересным. Диктовать надо медленно и внятно. Обычный текстовый диктант проводится следующим образом:
- Выразительное чтение текста целиком для понимания его общего содержания.
- Написание текста по предложениям. Предложение сначала прочитывается (дети не пишут), затем записывается под диктовку по частям (важно соблюдать соответствующую интонацию, правильно членить предложение на речевые такты: дыхание, не более 3 слов, смысловая связь).
- Проверка записанного предложения.
- После написания последнего предложения и его проверки проверяется текст целиком. После прочтения каждого предложения следует делать паузу для проверки предложения учениками, когда ещё звучит в голове речь учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые приемы и методы обучения русскому языку
Процесс усвоения грамматики русского языка одновременно является процессом развития мышления.Совершенствование речи обучающихся способствует эмоциональному развитию ученика, т.к. истинное усвоение неп...
Эффективные приемы и методы обучения русскому языку и литературе
Нередко учителей русского языка и литературы называют учителями – словесниками. Но очень часто можно встретить толкование различных подходов к урокам русского языка и литературы. Языковедение и литера...
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ
В данном докладе описываются современные методы обучения русскому языку как неродному...
Активные методы обучения русскому языку и литературе как одна из составляющих здоровьесберегающего урока
У каждого учителя в ходу целый арсенал средств, методических находок, позволяющих активизировать работу учащихся, пробудить интерес к изучаемому предмету. Но мы поста...
презентация "Активные методы обучения русскому языку"
В презентации описаны некоторые приёмы повышения познавательной активности учащихся на уроках русского языка, в частности, подробно представлены этапы целепогагания, выведения темы на уроке, расп...
Использование интерактивных методов обучения русскому языку
Статья на тему "Использование интерактивных методов обучения русскому языку". Статья содержит раскрывает сущность интерактивного обучения, принципы, формы и методы интерактивного обучения, ф...
Проект "Интерактивные методы обучения русскому языку в условиях внедрения ФГОС"
Проект с курсов по повышению квалификации учителей русского языка и литературы...