Использование интерактивных методов обучения русскому языку
статья

Анна Ходжер

Статья на тему "Использование интерактивных методов обучения русскому языку". Статья содержит раскрывает сущность интерактивного обучения, принципы, формы и методы интерактивного обучения, фрагмент урока с использованием интерактивных методов на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ПОНГСЫ КОНСТАНТИНОВИЧА КИЛЕ

СЕЛА АЧАН АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Использование интерактивных методов

обучения русскому языку

выполнила: Ходжер А.В.,

учитель русского языка и литературы

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Сущность интерактивного обучения………………………………………………………...3

2. Принципы, формы и методы интерактивного обучения……………………………...…....4

3. Использование интерактивных методов на уроках русского языка……………..………..6

Введение

В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах познания. Сейчас уже для работников образования, очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми.

1. Сущность интерактивного обучения

Понятие «интеракция» (от англ. interaction — взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Идеи интеракционизма оказывают существенное влияние на общую, возрастную и педагогическую психологию что, конечно, находит применение в современной практике образования и воспитания.

Согласно англо-русскому психолого-аналитическому словарю, «interact» - интеракт, взаимодействовать, находиться во взаимодействии, воздействовать (влиять) друг на друга. В психологии интеракция — это «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо с человеком, а социальная интеракция — процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.

К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей легче осуществляются в групповом, а не в индивидуальном контексте.

В последнее десятилетие появились интерактивные опросы, программы на телевидении и радио, предполагающие «живое» общение, свободный обмен мнениями со зрителями и слушателями и дающие им возможность влиять на некоторые сюжетные линии передач.

Одновременно термины «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные методы и методики обучения» стали появляться в статьях и работах по педагогике, в разделах учебных пособий, описывающих процесс обучения как общение, кооперацию, сотрудничество равноправных участников.

В настоящий момент в педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение». Согласно одному из новейших педагогических словарей интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Бадмаев Б.Ц. определяет интерактивное обучение как обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

В учебном пособии для студентов высших учебных заведений под редакцией Паниной Т.С., интерактивное обучение - обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем.

Таким образом, интерактивное обучение — это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена видов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция). Кроме того, интерактивное обучение основано «на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением, учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта».

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

2. Принципы, формы и методы интерактивного обучения

Среди основных его принципов называют диалогическое взаимодействие, работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, активно-ролевую (игровую) и тренинговую организацию обучения.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. Как отмечает Б. Ц. Бадмаев, «при применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную». Наиболее полно эти эффекты проявляются при игровых и тренинговых формах проведения занятий.

Форма организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Методом обучения называется способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

К формам и методам интерактивного обучения могут быт отнесены следующие: дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, практические групповые и индивидуальные упражнения и др.

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них - "большой круг", "вертушка", "аквариум", "мозговой штурм", "дебаты".

Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

Наиболее простая форма группового взаимодействия - "большой круг". Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием "большого круга" оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.

Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Дискуссия способствует развитию у учащихся критического мышления. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, способ взаимодействия с идеями и информацией. То есть, сталкиваясь с новой информацией, учащийся должен уметь рассматривать ее вдумчиво, делая выводы относительно точности и ценности данного материала.

Таким образом, дискуссия – одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой нужна предварительная подготовка и тщательный подбор информации.

Активными участниками урока-дискуссии непосредственно являются учащиеся, но важной составляющей такого урока является и позиция учителя. Педагог должен предварительно ознакомить учащихся с правилами ведения дискуссии, оказать помощь в подборе материала, поставить проблемные вопросы, задать тон обсуждению, установить контакт между участниками дискуссии, поддерживать дружелюбную обстановку во время урока.

Обязательными условиями при проведении дискуссии являются:

- уважение к различным точкам зрения ее участников;

- совместный поиск решения возникших разногласий.

Основным этапом в дискуссии после постановки проблемы является организация обмена мнениями. Учитель заранее должен обдумать и предложить форму проведения дискуссии. Существуют несколько форм организации данного урока:

«Дебаты» — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность публичной дискуссии участников дебатов направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга.

«Круглый стол» —  один из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками:

*цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;

* все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников);

* все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

«Симпозиум» - участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы экспертов.

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - "аквариум".

Этот организационный прием дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:

- как они общаются,

- как реагируют на чужую мысль,

- как сглаживают назревающий конфликт,

- как аргументируют свою мысль и т. д.

В образовательной практике осваиваются различные формы и методы интерактивного обучения, создаются оригинальные техники ведения дискуссий, обучающих игр, виртуальных лабораторных работ и т.д.

3. Использование интерактивных методов на уроках русского языка

Использование на уроках русского языка отдельных интерактивных методов и игровых заданий повышают уровень познавательной деятельности и мотивации учащихся, заинтересовывают их, что способствует желанию выполнять те или иные виды работ, а следовательно - усваивать учебный материал в сотрудничестве, сотворчестве, путем самостоятельной работы.

Нужно отметить, что использование интерактивных методов не должно быть самоцелью, а лишь средством, способствующим сотрудничеству на уроке.

Интерактивные методы и формы как элемент урока можно применять на любом его этапе -  от проверки домашнего задания до обобщения. Приведем пример использования интерактивных методов на уроке русского языка.

Фрагмент урока русского языка в 6-м классе

по теме: «Употребление прилагательных в речи»

Цели:

  • Познакомить учащихся с технологией учебного мозгового штурма, закрепить знания об употреблении имени прилагательного в речи.
  • Развивать познавательные и творческие способности учащихся, умение работать в исследовательских группах, вести поиск оригинальных решений.
  • Воспитывать чувство коллективизма, дружбы как нравственных начал человека.

– Целью сегодняшнего урока будет знакомство со способом поиска новых идей учебным мозговым штурмом и решение проблемы: Какова роль прилагательных в речи.

I. Слово учителя.

– Итак, ребята, именно дружба, сплоченность людей, помогают находить правильные решения в экстремальных ситуациях. Однажды в открытом океане моряки получили сообщение о вражеской торпедной атаке. Капитан собрал всю команду на палубе корабля. И все, начиная с младших матросов, отвечали на один вопрос: Как спастись в ситуации торпедной атаки? Каждый выдвигал свою идею. Все идеи были разные, даже абсурдные, дикие, нереальные. Корабельный кок предложил всем вместе подуть на торпеду, чтобы сбить ее с курса. Им повезло. Торпедной атаки не было. Но капитан пришел к выводу, что даже “дикая” идея кока могла привести к настоящему решению (торпеду можно было притормозить мощной струей корабельной помпы). Так возник мозговой штурм как способ поиска новых идей.

Правила мозгового штурма таковы:

  • Принимать все идеи, даже абсурдные.
  • Никакой критики.

II. Групповая работа.

– В группах есть руководители, выберите секретаря, который будет фиксировать идеи.
На первом этапе создаем банк идей. Рабочие группы получают задания, которые помогут определить роль прилагательных в речи.

  • Задание первой группе: у прилагательных не было своих рода, числа, падежа, следовательно, они не могли согласовываться с другими словами в речи. Как помочь прилагательным обрести эти грамматические категории? (Попросить у существительных) Каким может быть памятник имени прилагательному.

  • Задание второй группе: представьте такую ситуацию, что из нашей речи исчезли все прилагательные. Что может произойти? (Катастрофа, все станет серым) Каким может быть памятник имени прилагательному.

На втором этапе нужно проанализировать все свои идеи. Какие из них самые важные, докажите!

На третьем этапе обработайте свои результаты, сделайте окончательный вывод.

Подведение итогов работы в группах:

– К какому выводу мы пришли? Какова роль прилагательных? (речь с прилагательными богаче, образнее). Какое практическое применение могут найти ваши идеи? В этом нам помогут творческие задания.

III. Творческие задания в группах: у вас на столах лежат тексты, которые необходимо “украсить” прилагательными. Сделайте запись в тетрадях.

 Группа 1.  Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились  (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом  (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…).

 Группа 2.  Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла горизонт.

Проверка творческих заданий.

Таким образом, интерактивное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность учащихся в учебном процессе.

Но, несмотря на все сложности, интерактивное обучение постепенно завоевывает все больше сторонников в практике, как общего, так и профессионального образования, поскольку делает процесс обучения более мотивированным, продуктивным, эмоционально насыщенным, личностно-развивающим, а значит более качественным.

Использование на уроках русского языка отдельных интерактивных технологий и игровых заданий действительно повышают уровень познавательной деятельности и мотивации учащихся, заинтересовывают их, что способствует желанию выполнять те или иные виды работ, а следовательно - усваивать учебный материал в сотрудничестве, сотворчестве, путем самостоятельной работы. Позволяет учителю дифференцировать, индивидуализировать процесс обучения, развивать аналитическое мышление учащихся, формировать у них навыки самооценки, самоконтроля своей учебной деятельности, способствовать развитию творческого мышления, культуры общения, воспитывать активную личность, которая умеет видеть, ставить и решать нестандартные проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

 В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов обучения, раскрывается  содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается практический оп...

«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования  ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной д...

Проект "Интерактивные методы обучения русскому языку в условиях внедрения ФГОС"

Проект с курсов по повышению квалификации учителей русского языка и литературы...

Презентация к проекту "Интерактивные методы обучения русскому языку в условиях внедрения ФГОС"

презентация к проекту по курсам повышения квалификации для учителей русского языка и литературы...