Правописание приставок пре- и при-
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_pre_i_pri.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Правописание приставок пре- и при-
Цели:
Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок.
Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать коммуникативные отношения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ведущий метод: проблемный.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, учебник русского языка.
Ход урока.
I. Оргмомент, актуализация знаний.
- Сегодня мы начинаем изучение новой темы, но ее название пока вам неизвестно, вы должны тему урока сформулировать сами.
- Но сначала давайте вспомним, над правописанием какой морфемы мы работали на предыдущих уроках? (Приставки)
- Дайте определение приставки. (Значимая часть слова…)
- Согласны ли вы с мнением известного вам писателя К.И. Чуковского, который сказал, что «в разнообразии приставок – разнообразие смысла»?
- Докажите своё мнение.
Выборочный диктант.
- Найдите в предложениях слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
-А что нужно знать, чтобы правильно писать приставки? (Правила)
- О правописании каких приставок вам уже известно? (о правописании неизменяемых приставок и приставок, оканчивающихся на з и с)
-Правописание каких слов вы можете объяснить? (раздался, поджидал)
II. Формулирование темы и цели урока
- А почему вы не можете объяснить правописание слов приближался и прекрасный? (Потому что его написание нельзя объяснить данными правилами)
- Итак, какая же проблема возникла? (Когда в приставке пишется и, а когда е?)
-Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-Сформулируйте тему урока.
ТЕМА УРОКА: «Правописание приставок пре-/при-»
Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.
-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
(Познакомиться с правилом написания гласных е - и в приставках при- и пре-, узнать, когда пишется -е-, а когда -и- в приставках пре- и при-)
III. Изучение нового материала.
Попробуем решить поставленную задачу, работая в группах с материалом карточек.
Задание: Выделите в словах приставки. Какое общее значение объединяет слова каждой группы? Сделайте вывод о причинах написания пре- и при-.
1. Прискакать Прибежать Приблизиться | 5. Предобрый Премудрый Прекрасный | ||
2. Привязать Прибить Присоединить | 6. Превратить Прервать Преградить | ||
3. Пригородный Пришкольный Приморский | |||
4. Приоткрыть Присесть Пригореть |
Один ученик от каждой группы озвучивает результат работы.
- Так от чего зависит написание е и и в приставках пре- и при-? ( От лексического значения)
2) Сформулируйте правило написания приставок пре- и при-
Обсудите в группах (уточнения, добавления членами группы).
Афиширование.
3) Ребята, откройте учебник русского языка.
Прочитайте правило на стр. 69, сопоставьте свои выводы с учебником. Посмотрите, как выделяется данная орфограмма.
4) А теперь послушайте, как о правописании приставок пре-/при- пелось в передаче моего детства «Радионяня».
5) Прочитайте образец рассуждения на стр. 69.
IV. Закрепление.
1 этап - первичное закрепление: применение алгоритма рассуждения.
Осложненное списывание.
Ученики (по очереди) сначала объясняют написание слова, потом вставляют пропущенную букву (упражнение №2 на диске)
Учитель у интерактивной доски
Задание №1.
Сначала объясните написание слова, потом запишите, вставляя пропущенную букву
Имя пр..лагательное, пр..винтить ручку, пр..открыть дверь, пр..строить террасу, пр..рвал беседу, пр..странные истории, пр..задуматься над историей, пр..ближение поезда, пр..школьный участок.
2 этап - вторичное закрепление (работа в группах).
- А теперь поработаем в группах. У каждой группы есть лист достижений, где вы отметите количество правильных ответов на задания, которые будете выполнять совместно. В результате по количеству заработанных баллов вы получите оценки в конце урока.
1) Игра «Одно словечко».
Выразите словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-, укажите значение приставки
1)Расположенный у берега. (прибрежный).
2)Задуматься на некоторое время. (призадуматься).
3) Вызывающая восхищение, красивая. (прекрасная).
4) Подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться).
5) Нарушитель закона (преступник).
Проверка (раньше всех справившаяся группа записывает результат на доске)
Результат работы занесите в свой листок.
2)Распределить слова на две группы
1 группа у интерактивной доски (упражнение №3 на диске)
ПР..ЛАГАТЬ УСИЛИЯ, ПР..ОБРАЗОВАТЬ ФОРМУЛУ, ПР..РУЧИТЬ СОБАКУ, ИМЯ ПР..ЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПР..УВЕЛИЧИТЬ ОПАСНОСТЬ, ПР..ПОМНИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ, ПР..СЕСТЬ НА СТУЛ, ПР..БЕЖАТЬ ПЕРВЫМ, ПР..ОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ, ПР..ОТКРЫТЬ ОКНО, ПР..ВОЛЖСКАЯ МЕСТНОСТЬ, ПР..ВОСХОДНАЯ РАБОТА, ПР..ВРАТИТЬ МЕЧТУ В РЕАЛЬНОСТЬ, ПР..КРАТИТЬ ССОРУ, ПР..МОРСКИЙ КРАЙ
Проверка работы группы
3) «Третий лишний».
Найдите лишнее слово в каждой строчке, объясните свой выбор. Запишите в тетрадь оставшиеся слова, обозначая условия выбора вставленных орфограмм.
- пр..мчаться, пр..катить, пр..бить
- пр..вязать, пр..лететь, пр..делать
- пр..градить, пр..сесть, пр..кусить
- пр..вокзальный, пр..спокойный, пр..усадебный
- пр..станционный, пр..скучный, пр..скверный
Проверка работы группы
V. Итоги урока.
- Сколько баллов вы заработали? По таблице определите свою оценку.
24 – 25 баллов – «5»
17 – 23 балла – «4»
10 – 16 баллов – «3»
0 – 9 баллов – «2»
–Какую цель мы ставили в начале урока?
-С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?
-Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ- ?
-У кого остались вопросы? Какие?
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
IV. Домашнее задание
1) выучить правило на стр. 69 и составить опорную схему по нему;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ход урока на тему "Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок"
Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа....
Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"
Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...
урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"
2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...
Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)
Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...
Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.
Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....
Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс
Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...
«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»
Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...