Особенности организации деятельности по формированию у учащихся с ОВЗ регулятивных и коммуникативных УУД в процессе освоения способа определения сложного предложения в 9 классе в ЦДО
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Чурзина Юлия Петровна

Опытно-эксперементальная работа

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности организации деятельности по формированию у учащихся с ОВЗ регулятивных и коммуникативных УУД в процессе освоения способа определения сложного предложения в 9 классе в ЦДО Бардакова К.И., педагог-психолог ЦДО Суховеева Ю.П., воспитатель ЦДО

Слайд 2

Цель исследования - разработать систему упражнений по формированию регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий на дистанционных уроках русского языка.

Слайд 3

Объект : организация деятельности детей по формированию УУД Предмет : регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия при освоении лингвистических понятий

Слайд 4

Задачи : - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действия; - разработка последовательности уроков по овладению способом определения сложного предложения и формирование регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий ; - выявление эффективности занятий по формированию регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Слайд 5

Базу исследования составили учащиеся 9-х классов центра дистанционного образования.

Слайд 6

Гипотеза : успешность формирования регулятивных и коммуникативных УУД у учащихся с ОВЗ в процессе освоения предметного материала будет успешным при соблюдении следующих условий: Выделение описания способа предметного действия; Пошаговой пооперационной отработке способа; Специальное обучение ученика диалогического взаимодействия.

Слайд 7

Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей старшей школы по проблеме формирования универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ на уроках русского языка.

Слайд 8

Критерии сформированности работы в парах: Умение слушать партнера - выслушать собеседника от начала до конца – 2 б - слушает собеседника, но время от времени перебивает – 1 б - не слушает собеседника - 0 б Умение распределять и удерживать роль - распределяет и удерживает роль от начала до конца – 2б - эпизодически возвращается к роли – 1 б - требуется постоянное напоминание от учителя – 0 б Умение учитывать позицию собеседника - корректирует свою точку зрения с учетом позиции собеседника – 2 б -не всегда учитывает мнение собеседника – 1 б - не обращает внимание на позицию собеседника – 0 б Умение доказывать свою точку зрения - Приводит документы для доказательства – 2 б - Частично аргументирует свой ответ ( в некоторых приводит, в некоторых нет) – 1 б - Не аргументирует свою точку зрения – 0 б Владение фразами для введения дискуссии - всегда использует фразы дискуссионные фразы – 2 б -эпизодически использует дискуссионные фразы – 1 б - не использует дискуссионные фразы – 0 б 0-3 - не сформировано 4-8 – частично сформировано 9-10 – полностью сформировано

Слайд 10

Способ действия: 1. Записываю предложение. 2. Нахожу грамматическую (ие) основу (ы) (ГО). 3. Считаю количество ГО: Одна – простое предложение; Две – сложное. 4. Определяю вид сложного предложения. Смотрю на средства связи между частями сложного предложения: а) если они связаны сочинительным союзом, это сложносочиненное предложение (ССП); б) если они связаны подчинительным союзом или союзным словом, это сложноподчиненное предложение (СПП); в) если они связаны интонацией при отсутствии союзов, это бессоюзное сложное предложение (БСП). (Последний шаг ребенок устанавливает позже, как только на уроках рассматривается структура видов сложного предложения).

Слайд 11

Задание 1. «Робот - Начальник» Н-р, Я еще не думал о любви, но она стала переживать. Первый и второй шаг начальником выполняется без ошибок, робот записывает. На третьем шаге, при подсчете ГО, начальник делает ошибку и обозначает данную задачу как предложение с однородными сказуемыми. У робота возникает вопрос, указывается на ошибку, сделанную начальником, и задание выполняется с самого начала.

Слайд 12

Задание 2. 1.Осенняя ночь воет в проводах. 2.Слезы выступили на глаза но Ромашов не вытирал их. 3.Наташа выходила на пустынные улицы прозрачно освещённые утренней зарёй. 4.Музыка питается более глубокими корнями и опираясь на прошлое она лучше видит будущее. 5.Она улыбалась наклонив набок растрепанную голову. Простые предложения Сложные предложения

Слайд 13

Задание 3. Образуй сложное предложение, части которого будут соединены союзом. Н-р, Мы с Петей открывали эту банку. Я нечаянно порезал палец. У Наташи заболел ребенок. Она не вышла на работу.

Слайд 14

НАПРИМЕР: Задание. Распредели предложения по группам. 1.Мы жили в гостинице на набережной, и по ночам над нашими окнами шумело море, иногда перехлестывая через парапет. 2.Я все думал, что вот строил человек дом, хотел тихо пожить, чай пить, глядеть на море, вообще как-то побыть самому, писать там что-нибудь, думать. 3.Отчего нам было скучно, мы не знали. 4.Забавин оглянулся и через три-четыре секунды увидел высокую белую звезду маяка, окруженную сиянием, вспыхнувшую на мгновение ярким светом в ночи и снова погасшую. 5.Потом звезда опять вспыхнула и погасла, и так повторялось все время, и было странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет. 6.Потом след поворачивал и пропадал в снежном сиянии. ССП СПП БСП Другие (определи тип)

Слайд 18

+ - - выслушать точку зрения собеседника от начала до конца - распределять роль - умение доказывать свою точку зрения - владеть специальными фразами для введения дискуссии -договариваться и приходить к общему решению -формулировать собственное мнение и позицию -задавать вопросы, уточняя не понятное в высказывании - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций -доброжелательность друг к другу - перебивать - не давать возможности высказаться - учитывать только свою точку зрения - не аргументировать свою точку зрения - не оказывать в сотрудничестве необходимое взаимопомощь

Слайд 21

Учащиеся стали : понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникновение трудностей и стараться искать способы их коммуникации.

Слайд 22

Учащиеся стали : больше и чаще участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои диалогические и монологические высказывания.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование потенциала учебно-исследовательской и проектной деятельности для формирования у учащихся коммуникативных умений

В статье рассматривается вопрос использования в учебном процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности на примере двух ученических проектов....

Планирование и организация деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий при изучении комбинаторики.

Статья раскрывает сущность УУД и отражает способы действия учителя по формированию универсальных учебных действий. Разработка урока алгебры (9 класс) по формированию регулятивных УУД при изучении комб...

Особенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,  ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА....

Конспект урока "Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений" 11 класс

Урок в 11 классе  с использованием Сингапурских структур с презентацией....

Формирование коммуникативных умений в процессе освоения учебной темы по математике

презентация на тему "Формирование коммуникативных умений в процессе освоения учебной темы". 6 клас УМК «Н.Я. Виленкин» Математика Технологическая карта темы «Приведение под...

ФОРМИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ...