Особенности организации деятельности по формированию у учащихся с ОВЗ регулятивных и коммуникативных УУД в процессе освоения способа определения сложного предложения в 9 классе в ЦДО
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Опытно-эксперементальная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_deyatelnosti_po_formirovaniyu_u_uchashchihsya_s.ppt | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования - разработать систему упражнений по формированию регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий на дистанционных уроках русского языка.
Объект : организация деятельности детей по формированию УУД Предмет : регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия при освоении лингвистических понятий
Задачи : - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действия; - разработка последовательности уроков по овладению способом определения сложного предложения и формирование регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий ; - выявление эффективности занятий по формированию регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Базу исследования составили учащиеся 9-х классов центра дистанционного образования.
Гипотеза : успешность формирования регулятивных и коммуникативных УУД у учащихся с ОВЗ в процессе освоения предметного материала будет успешным при соблюдении следующих условий: Выделение описания способа предметного действия; Пошаговой пооперационной отработке способа; Специальное обучение ученика диалогического взаимодействия.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей старшей школы по проблеме формирования универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ на уроках русского языка.
Критерии сформированности работы в парах: Умение слушать партнера - выслушать собеседника от начала до конца – 2 б - слушает собеседника, но время от времени перебивает – 1 б - не слушает собеседника - 0 б Умение распределять и удерживать роль - распределяет и удерживает роль от начала до конца – 2б - эпизодически возвращается к роли – 1 б - требуется постоянное напоминание от учителя – 0 б Умение учитывать позицию собеседника - корректирует свою точку зрения с учетом позиции собеседника – 2 б -не всегда учитывает мнение собеседника – 1 б - не обращает внимание на позицию собеседника – 0 б Умение доказывать свою точку зрения - Приводит документы для доказательства – 2 б - Частично аргументирует свой ответ ( в некоторых приводит, в некоторых нет) – 1 б - Не аргументирует свою точку зрения – 0 б Владение фразами для введения дискуссии - всегда использует фразы дискуссионные фразы – 2 б -эпизодически использует дискуссионные фразы – 1 б - не использует дискуссионные фразы – 0 б 0-3 - не сформировано 4-8 – частично сформировано 9-10 – полностью сформировано
Способ действия: 1. Записываю предложение. 2. Нахожу грамматическую (ие) основу (ы) (ГО). 3. Считаю количество ГО: Одна – простое предложение; Две – сложное. 4. Определяю вид сложного предложения. Смотрю на средства связи между частями сложного предложения: а) если они связаны сочинительным союзом, это сложносочиненное предложение (ССП); б) если они связаны подчинительным союзом или союзным словом, это сложноподчиненное предложение (СПП); в) если они связаны интонацией при отсутствии союзов, это бессоюзное сложное предложение (БСП). (Последний шаг ребенок устанавливает позже, как только на уроках рассматривается структура видов сложного предложения).
Задание 1. «Робот - Начальник» Н-р, Я еще не думал о любви, но она стала переживать. Первый и второй шаг начальником выполняется без ошибок, робот записывает. На третьем шаге, при подсчете ГО, начальник делает ошибку и обозначает данную задачу как предложение с однородными сказуемыми. У робота возникает вопрос, указывается на ошибку, сделанную начальником, и задание выполняется с самого начала.
Задание 2. 1.Осенняя ночь воет в проводах. 2.Слезы выступили на глаза но Ромашов не вытирал их. 3.Наташа выходила на пустынные улицы прозрачно освещённые утренней зарёй. 4.Музыка питается более глубокими корнями и опираясь на прошлое она лучше видит будущее. 5.Она улыбалась наклонив набок растрепанную голову. Простые предложения Сложные предложения
Задание 3. Образуй сложное предложение, части которого будут соединены союзом. Н-р, Мы с Петей открывали эту банку. Я нечаянно порезал палец. У Наташи заболел ребенок. Она не вышла на работу.
НАПРИМЕР: Задание. Распредели предложения по группам. 1.Мы жили в гостинице на набережной, и по ночам над нашими окнами шумело море, иногда перехлестывая через парапет. 2.Я все думал, что вот строил человек дом, хотел тихо пожить, чай пить, глядеть на море, вообще как-то побыть самому, писать там что-нибудь, думать. 3.Отчего нам было скучно, мы не знали. 4.Забавин оглянулся и через три-четыре секунды увидел высокую белую звезду маяка, окруженную сиянием, вспыхнувшую на мгновение ярким светом в ночи и снова погасшую. 5.Потом звезда опять вспыхнула и погасла, и так повторялось все время, и было странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет. 6.Потом след поворачивал и пропадал в снежном сиянии. ССП СПП БСП Другие (определи тип)
+ - - выслушать точку зрения собеседника от начала до конца - распределять роль - умение доказывать свою точку зрения - владеть специальными фразами для введения дискуссии -договариваться и приходить к общему решению -формулировать собственное мнение и позицию -задавать вопросы, уточняя не понятное в высказывании - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций -доброжелательность друг к другу - перебивать - не давать возможности высказаться - учитывать только свою точку зрения - не аргументировать свою точку зрения - не оказывать в сотрудничестве необходимое взаимопомощь
Учащиеся стали : понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникновение трудностей и стараться искать способы их коммуникации.
Учащиеся стали : больше и чаще участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои диалогические и монологические высказывания.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование потенциала учебно-исследовательской и проектной деятельности для формирования у учащихся коммуникативных умений
В статье рассматривается вопрос использования в учебном процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности на примере двух ученических проектов....
Планирование и организация деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий при изучении комбинаторики.
Статья раскрывает сущность УУД и отражает способы действия учителя по формированию универсальных учебных действий. Разработка урока алгебры (9 класс) по формированию регулятивных УУД при изучении комб...
Особенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА....
конспект урока русского языка"Простое и сложное предложение. Знаки препинания в конце и внутри сложного предложения" 6 класс
Конспект урока русского языка 6 класс...
Конспект урока "Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений" 11 класс
Урок в 11 классе с использованием Сингапурских структур с презентацией....
Формирование коммуникативных умений в процессе освоения учебной темы по математике
презентация на тему "Формирование коммуникативных умений в процессе освоения учебной темы". 6 клас УМК «Н.Я. Виленкин» Математика Технологическая карта темы «Приведение под...
ФОРМИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ...