Этапы работы над сочинением
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Этапы работы над сочинением:
- отобрать материал для будущего текста;
- выделить основную мысль (тему) всего текста и его отдельных частей (микротем);
- составить план и выстроить текст сочинения по этому плану;
- изложить текст в заданной форме (повествование, описание, рассуждение).
Что значит говорить и писать на тему?
С чего же начать писать сочинение? Начинаем писать с самого начала – записи темы сочинения. Ведь тема – это то, о чем говорится в сочинении. Сначала выделим в теме главные, ключевые слова. Потом определим границы темы и пути ее раскрытия.
Темы бывают узкие и широкие. Это зависит от объема высказывания. Например, «Осенний дождь» - широкая тема, «Наш город после дождя» - узкая тема. Залогом успеха сочинений является ясная, узкая, конкретная тема. Гораздо труднее писать на широкие темы, например «Лето» или «Весна», довольно сложно раскрыть их с достаточной полнотой.
Главное в тексте – идея, основная мысль.
Текст – это законченное произведение, состоящее из ряда предложений, которые располагаются в определенной последовательности и связаны между собой по смыслу, стилю и грамматически. У текста может быть заглавие. Заглавие – это название всего произведения или отдельных его частей.
В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определенной идеей, основной мыслью. Основная мысль текста обычно передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого; это то, чему он призывает, чему учит, ради чего текст написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста.
Готовясь к сочинению надо подумать, кого и в чем убеждать, что доказывать, к каким выводам подводить. Высказывания надо построить так, чтобы все в них было подчинено основной мысли.
Как сделать нашу речь связной?
В данном отрывке произведения каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.
Существует еще один вид связи – параллельная связь предложений в тексте.
Параллельным видом связи лучше всего пользоваться в описаниях. Предложения не «цепляются» одно за другое, а сопоставляются. При этом все предложения, начинающиеся со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы конкретизируют, развивают его смысл.
Основные типы речи.
Принято различать такие типы речи, как повествование, описание, рассуждение.
Тип текста | Значение (вопрос к тексту) |
Повествование | Динамика действия. (Что делает предмет?) |
Описание предмета | Характеристика персонажа, предмета. (Каков предмет?) |
Описание места | Характеристика места. (Где что находится?) |
Описание состояния окружающей среды | Состояние окружающей среды – природы или любой другой среды обитания. (Какого вокруг?) |
Описание состояния человека | Физическое или душевное состояние человека. (Каково ему?) |
Рассуждение-доказательство | Обоснование истинности того или иного суждения. (Почему так, а не иначе? Что из этого следует?) |
Рассуждение-объяснение | Толкование понятия, объяснение сути какого-либо явления. (Что это такое?) |
Рассуждение-размышление | Раздумья над различными жизненными ситуациями. (Как быть? Что делать?) |
Стили речи.
Наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации.
Для каждого стиля речи характерны определенные признаки. В языке выделяются следующие стили:
разговорный – в основе лежит функция общения;
книжный (научный и официально-деловой) – в основе лежит функция общения;
публицистический – в основе лежит функция воздействия;
художественный - в основе лежит функция воздействия на чувства, на воображение.
Разговорный стиль.
- Используется обычно в беседах со знакомыми людьми в непринужденной обстановке, а также в записках, письмах.
- Задача речи – общение (обмен впечатлениями).
- Высказывание обычно бывает:
- непринужденным, живым, эмоциональным;
- свободным в выборе слов и выражений;
- в нем обычно раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику.
- Характерные языковые средства:
- разговорные и просторечные слова и выражения (брякнулся, ну и ну, ничего себе);
- эмоционально окрашенные слова (лапонька, малюсенький, чудище);
- глагольные формы типа стук, бряк, хлоп;
- обращения;
- неполные предложения.
Книжный (научный и официально-деловой) стиль.
- Используется в научных трудах, учебниках, лекциях, постановлениях, деловых документах.
- Задача речи – сообщение.
- Общие особенности стиля: точность, ясность, объективность.
- Характерные языковые средства:
- научная и профессиональная терминология.
Публицистический стиль.
- Используется в газетных и журнальных статьях, во время выступлений на общественно-политические темы.
- Задача речи – воздействие на читателя или слушателя.
- Высказывание обычно бывает:
- эмоциональным, выразительным, субъективным.
- Характерные языковые средства:
- общественно-политическая лексика;
- использование пословиц, поговорок; афоризмов;
- побудительные предложения;
- распространенные обращения;
- риторические вопросы.
Художественный стиль.
- Используется в художественных произведениях.
- Задачи речи: изображение живой картины, художественного образа, передача читателю чувств, которые испытывает автор.
- Высказывание обычно бывает:
- конкретным (описывается именно эта береза, а не береза (вообще);
- образным, живым, выразительным;
- эмоциональным.
- Характерные языковые средства:
- конкретные слова;
- слова в переносном значении;
- эмоционально окрашенные слова;
- выразительные средства, создающие художественный образ (использование эпитетов, сравнений, метафор);
- выразительные средства, образованные синтаксически
(использование побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, предложений с однородными членами, различных повторов, перестановок и противопоставлений в предложениях).
Как составить план сочинения?
Составить план сочинения – значит разбить его на фрагменты (части текста). Каждый такой фрагмент – это микротекст, который может уместиться в одном абзаце, а может состоять из нескольких. Главное, чтобы каждый микротекст был объединен главной мыслью.
Сочинение в 3-5-м классах должно иметь как минимум три абзаца (вступление, основная часть, заключение). Эти части обязательно начинаются с красной строки.
Вступление – предварительная часть, введение, предисловие.
В главной части раскрывается тема, основное содержание сочинения.
Эта часть сочинения больше по объему, чем вступление и заключение.
Она может разделяться на более мелкие части (том числе и на абзацы, относительно законченные по мысли). Каждый абзац в главной части начинается с красной строки.
Заключение – последняя часть сочинения. В заключении подводится итог сказанному, формулируются выводы, делаются обобщения, подчеркиваются главные мысли работы.
При составлении плана надо учитывать не только тему текста, но и его основную мысль; надо стремиться к тому, чтобы основная мысль текста нашла отражение в формулировках пунктов плана.
Сравните варианты планов. Первый план конкретизирует тему текста, второй план конкретизирует мысль текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этапы работы над сочинением (к ЕГЭ)
.Данная презентация поможет старшеклассникам при подготовке к ЕГЭ, при написании сочинения. В ней дается не только план сочинения, но и план работы над текстом, чтобы правильно суметь выделить проблем...
Этапы работы над сочинением
Материал полезен для подготовки к ЕГЭ (С1)....
Этапы работы над сочинением
Этапы работы над сочинением...
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ НА Е Г Э ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Презентация содержит материал, который поможет учащимся написать сочинение части С. Можно использовать на уроках русского языка в 10 классе при обучении сочинению в формате ЕГЭ....
Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ в части С по русскому языку
Целью данной методической разработки является систематизация основных этапов работы над сочинением-рассуждением на экзамене в 11 классе: как правильно определять проблему, формулировать и коммен...
Методическая разработка. «Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ (часть С) по русскому языку (с фрагментом занятия «Способы моделирования вступления»).
Всем известно, что преподаватели, работающие в старших классах, в первую очередь направляют свои усилия на подготовку учеников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Наибольшие трудности,...