Основные этапы работы над сочинением
план-конспект урока (русский язык, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок в рамках конкурса «Учитель года»
Тема урока: Основные этапы работы над выпускным сочинением.
2004-2005 учебный год
Вступительное слово учителя: Здравствуйте. Мы начинаем наш урок, который является одним из этапов нашей большой работы по подготовке к написанию экзаменационного сочинения. В течение учебного года мы с вами уже знакомились с основными этапами и принципами работы над сочинением. Давайте вспомним основные моменты:
- выбираем тему
- подбираем материал (критическая литература, исследовательская литература, необходимые для нас цитаты из самого художественного произведения).
- при подборе цитат необходимо помнить об основных способах включения цитат в текст своего сочинения
- составляем план
- пишем черновик (при этом не забываем о 3-хчастной структуре сочинения: введение, основная часть, заключение)
После того, как черновик готов, мы еще раз перечитываем свою работу и стараемся сами оценить по следующим критериям:
- Уровень владения фактическим материалом (знание текста художественного произведения, знание критики и т.д.).
- Уровень сформированности литературоведческих навыков (владение навыками анализа текста художественного произведения, владение литературоведческой терминологией, системность оценок и суждений).
- Уровень сформированности личностной позиции
- Практическая грамотность (грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки)
- Уровень сформированности речевой компетенции (композиция, последовательность, логичность работы, соблюдение норм литературного языка и речевые недочеты)
Сегодня на уроке мы и остановим свое внимание не речевых недочетах – самых «коварных « недостатках сочинения.
Работа над языком – это мастерство, но порой бывает трудно править собственное «произведение», так как кажется, что ту или иную мысль можно выразить только так, а не иначе. Поэтому, чтобы научиться бороться с этим «врагом» письменных работ, надо знать его в лицо.
Итак, давайте посмотрим, какие же речевые недочеты встречаются в наших работах.
* разбираем материал по опорам (работа учителя и учащихся)
- Употребление слова в несвойственном ему значении. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо больше читать.
В сочинении надо употреблять только те слова, значение которых понятно и известно. А можно прибегнуть и к более суровым мерам, которые рекомендовал в таких случаях Л.Н.Толстой: «Если бы я был царь, то я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог».
2. Смешение лексики разных исторических эпох. На богатырях были одеты кольчуга, брюки и варежки.
3. Нарушение лексической сочетаемости слов. коричневые. У девочки были коричневые глаза.
Несоблюдение правил лексической сочетаемости слов может привести к комическому эффекту, хотя бы к такому, как в строчках Е. Свистунова:
О вкусах не спорят:
Одни уважают урюк в рассоле,
Другие любят с горчицей варенье.
Но все это не имеет роли
И, кроме того, не играет значения.
4. Употребление лишнего слова ( плеоназм ) от греч. слова – излишество.
Прилетели пернатые птицы.
5.Употребление рядом ( или близко ) однокоренных слов ( тавтология ) от греч.- то же самое. В рассказе «Му-Му» рассказывается…
Такие ошибки объясняются тем, что часто ученики не умеют подбирать синонимы. К. Чуковский назвал эту проблему «словесным худосочием». Эту ошибку он часто наблюдал у переводчиков: «Запас синонимов у них скуден до крайности. Лошадь у них всегда лошадь. Почему не конь, не жеребец, не рысак, не вороной, не скакун…человек худой, а не сухопарый, не худощавый, не тщедушный, не щуплый, не тощий…Многие переводчики думают, что девушки только красивые. А между тем они бывают миловидные, хорошенькие, смазливые, пригожие, недурные собой – и мало ли еще какие!»
6. Употребление слов иной стилевой окраски и неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного средства или просторечных, диалектных слов.
У Олега Кошевого были дружки – Иван Земнухов и Сергей Тюленин.
На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки.
7. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.
Брат сидел и раскрашивает картинки.
8. Неудачное употребление личных и указательных местоимений.
Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.
9. Бедность и однообразие синтаксических конструкций и неудачный порядок слов.
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора в мировой литературе.
А сейчас мы с вами поиграем в игру под кодовым названием «Найти и обезвредить».
Материал для игры.
Употребление слова в несвойственном ему значении.
- Наконец в работе наступил аншлаг (антракт, перерыв)
- В романе у Базарова нет сообщников (единомышленников)
- Служба, жена, светские гостиницы – все надоело князю Андрею.
Смешение лексики разных исторических эпох.
- Андрей Болконский не любил светской жизни, поэтому добровольно ушел на фронт.
Нарушение лексической сочетаемости.
- До психического положения Катерину доводит вся обстановка дома Кабановых.
- Появление Наташи в зале сыграло большой эффект.
Употребление лишнего слова (плеоназм)
- Наш герой негодовал от возмущения (возмущался, высказывал свое недовольство)
- Он был мужественным и смелым человеком.
Тавтология
- В этом рассказе использована композиция, которая называется «рассказ в рассказе». Сначала мы слышим рассказ самого повествователя. Это рассказ о вопросах, мучивших его.
Употребление слов иной стилевой окраски и неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного средства или просторечных, диалектных слов.
- Раскольников думал, что он сделал всех.
- Порядки дружной семейки Ростовых совсем не похожи на порядки, царившие в семье Болконских.
Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.
- Война была выиграна тем самым безграмотным и «темны» русским народом, который всю жизнь пахал землю и во всем повинуется своему барину.
Неудачный порядок слов.
- Каждый стремился использовать другого в достижении своих целей как средство.
Заключение.
Подводя итоги нашего урока, Я хочу зачитать вам слова А.П.Чехова: «Рукописи всех настоящих мастеров испачканы, перечеркнуты вдоль и поперек. Надо рассказ писать 5-6 дней и думать о нем все время… Надо, чтобы каждая фраза, прежде чем лечь на бумагу, пролежала в мозгу дня два…»Вот какова цена «краткости- сестры таланта».
Домашнее задание: поработать с текстом своего сочинения, исправить все речевые недочеты, на которые я вам указала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этапы работы над сочинением (к ЕГЭ)
.Данная презентация поможет старшеклассникам при подготовке к ЕГЭ, при написании сочинения. В ней дается не только план сочинения, но и план работы над текстом, чтобы правильно суметь выделить проблем...
Этапы работы над сочинением
Материал полезен для подготовки к ЕГЭ (С1)....
Этапы работы над сочинением
Этапы работы над сочинением...
Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ в части С по русскому языку
Целью данной методической разработки является систематизация основных этапов работы над сочинением-рассуждением на экзамене в 11 классе: как правильно определять проблему, формулировать и коммен...
Методическая разработка. «Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ (часть С) по русскому языку (с фрагментом занятия «Способы моделирования вступления»).
Всем известно, что преподаватели, работающие в старших классах, в первую очередь направляют свои усилия на подготовку учеников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Наибольшие трудности,...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОСНОВНОЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ГИА И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 2013г.
В настоящее время интерес к анализу лингвистического текста продиктован тем, что в 9 и 11 классах необходимо написание сочинения. В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии...
Основные этапы написания итогового сочинения по литературе
Презентация, содержащая основные этапы и опорные моменты в подготовке к итоговому сочинению...