Три склонения имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_rya.docx | 50.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка:
«Три склонения имен существительных».
(5 класс)
Цели урока:
Обучающие:
- Формировать у обучающихся умение распознавать склонения имён существительных по окончанию и по роду.
Развивающие:
- Развивать мыслительные операции учащихся (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения).
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать устную и письменную речь учащихся, в т. ч. навык грамотно использовать различные глагольные формы в устной и письменной речи.
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
- Воспитывать чувство любви и уважения к русскому языку как ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка.
Планируемые метапредметные результаты в ходе урока:
Регулятивные УУД:
- ставить и адекватно формулировать цель деятельности (целеполагание);
- планировать последовательность действий и при необходимости изменять её (планирование);
- осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию, рефлексию и др. (оценивание, коррекция, саморегуляция)
Познавательные УУД:
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно).
Коммуникативные УУД:
- владеть всеми видами речевой деятельности;
- адекватно воспринимать устную и письменную речь.
Дидактические средства:
1) Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др. – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2021 – 223 с. – ISBN 978-5-09-078162-6 – Текст : непосредственный.
2) Доска.
3) Компьютер и проектор.
4) Презентация «Три склонения имен существительных».
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения:
общедидактические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный, творческий (создание текста-миниатюры).
Методы обучения русскому языку по классификации М. Т. Баранова:
познавательные: слово учителя;
практические: ответы на вопросы учителя, работа с учебником, выполнение упражнений.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная, работа в парах.
План урока
- Организационный момент – 1 мин.
- Актуализация знаний (повторение) – 5 мин.
- Изучение нового материала – 15 мин.
- Закрепление нового материала – 15 мин.
- Подведение итогов – 2 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
- Оценка работы учеников – 1 мин.
Ход урока:
- Организационный момент
СЛАЙД 1. Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Ребята, у нас сегодня необычный урок, у нас присутствует много гостей. Надеюсь, что урок получится и мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на него. У вас на столах смайлики, выберите и покажите мне. Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу.
СЛАЙД 2. Видеоролик про улыбку (15 сек).
Ребята, персонажи этого мультфильма будут сопровождать нас весь урок. Начинаем.
СЛАЙД 3.Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, каким у вас было домашнее задание.
Ученик: Составить несколько предложений с существительными, которые имеют только ед. и только мн. ч. и выделить грамматические основы.
Учитель: Хорошо. Все справились? Давайте зачитаем то, что у вас получилось.
Ученик:
Учитель: Молодцы. Вижу, что справились.
Актуализация знаний (повторение)
Учитель: Ребята, с каким разделом науки о языке мы начали работать? Что он изучает?
Ученик: Морфология. Изучает части речи.
Учитель: О какой части речи мы начали более подробный разговор?
Ученик: Об имени существительном.
Учитель: Что такое имя существительное?
Ученик: Имя существительное – это…
Учитель: Что нового вы узнали об этой части речи?
Ученик: Может быть в форме только единственного или только множественного числа.
Учитель: Действительно, ребята, на предыдущих уроках мы познакомились с группой имён существительных, которые имеют или только форму единственного числа, или – множественного числа. Давайте еще раз проверим, как вы усвоили этот материал. Запишите число, «классная работа». СЛАЙД 4.
СЛАЙД 5. Перед вами слова, которые нужно распределить в две корзинки: в первую - имена существительные, которые имеют форму только ед. числа, а во вторую – существительные, имеющие форму множественного числа.
На доске: Улыбка, вилы, железо, заморозки, бензин, капля, отражение, погода, енот, ворота, ночь, темнота.
Учитель: Почему несколько слов не вошли ни в первый, ни во второй столбик?
Ученик: Потому что они имеют форму и единственного, и множественного числа.
Учитель: Докажите.
Ученик:
СЛАЙД 6. Учитель: Хорошо, ребята, запишите эти слова на отдельной строчке. Выделите у них окончание, определите род.
Учитель: Это мы сделали не просто так. Крошка енот и обезьянка решили и эти слова разделить, но обезьянка не знает, как это сделать.
Подумайте, по какому принципу мы можем это сделать? И сколько групп получится?
Ученик: Получилось три группы, это три склонения имени существительного.СЛАЙД 7.
Учитель: Так о чём же мы будем говорить на уроке? Какая тема нашего урока?
Ученик: О склонениях.
СЛАЙД 8. Учитель: Верно. Сегодня мы вспомним, повторим и закрепим наши знания об основных типах склонений имен существительных, потому что обзорно вы уже знакомились со склонениями в начальной школе. Запишите в тетради тему нашего урока: «Три склонения имен существительных».
СЛАЙД 9. Какую цель мы можем поставить перед собой на уроке?
Ученик: уметь распознавать склонения имён существительных по окончанию и по роду.
Изучение нового материала
СЛАЙД 10. Учитель: Ребята, обратите внимание на таблицу. Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению и к третьему склонению.
(Читают таблицу)
Ученик: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.
Учитель: А теперь давайте посмотрим, какую информацию по этому поводу нам предлагает учебник. Откроем учебник на странице 71. Читаем правило.
СЛАЙД 11.Ребята, посмотрите на слайд. Необходимо определить последовательность действий, которые нам помогут определить склонение. Этим алгоритмом мы и будем пользоваться.
Алгоритм работы: (для определения склонения существительных)
Шаг 1. Поставить существительное в начальную форму (И.п., ед.ч.)
Шаг 2. Определить род и выделить окончание
Шаг 3. Определить склонение
Определим склонение 3 существительных (обезьяна, енот, ночь), используя наш алгоритм (устно определяют склонение).
Учитель: Ребята, запишем предложение под диктовку. 1 человек у доски.
Задание: найти сущ, определить склонение.
Енот услышал сказку о вьюге и метели.
Обратим внимание на существительные о вьюге и метели, определим падеж, число.
Почему существительные о вьюге, метели в одинаковом падеже, числе имеют разные окончания?
Ученик: Потому что они относятся к разным склонениям.
Учитель: Ребята, как вы считаете для чего нужно определять склонение сущ?
Ученик: Для того, чтобы правильно писать окончания имен существительных.
Учитель: Правильно. Ребята, а что нужно знать, чтобы определить склонение?
Ученик: Род имён существительных и уметь выделять окончания в н. ф.
Учитель: Правильно, именно по роду и окончанию мы определяем склонение.
СЛАЙД 12. Физминутка
1 скл. - хлопнуть в ладоши
2 скл. - присесть
3 скл. - подпрыгнуть, руки вверх.
Слова: улыбка, дружба, спорт, сирень, солнце, весна, урок, облако, семья, радость.
Закрепление нового материала
Учитель: Ребята, а можно ли определить склонение у существительных, имеющих форму только мн. числа? Приведите примеры таких слов.
Ученик: Сани, ворота, ножницы. Определить склонение нельзя.
Учитель: А почему нельзя?
Ученик: Для того, чтобы определить склонение, нужно поставить сущ в начальную форму, то есть в форму ед. ч. И. п.
Учитель: Верно.
СЛАЙД 13. Учитель: Ребята, а теперь поработаем в группах. Перед вами текст из мультфильма «Крошка Енот». Ваша задача заключается в том, чтобы найти существительные всех склонений и распределить по 3 группам. На эту работу вам 3 минуты. Отвечает из группы один человек, сразу выберите того, кто будет главным и сможет ответить на все вопросы.
Вскоре он пришёл на зелёную полянку. Там сидел Большой Скунс. Он тоже удивился, почему Крошка Енот гуляет в лесу без мамы.
— Куда ты идёшь совсем один? — спросил Большой Скунс.
— К быстрому ручью! — ответил Крошка Енот гордо.- Я иду ловить раков на ужин.
— А тебе не страшно, Крошка Енот? — спросил Большой Скунс.- Ты ведь знаешь, у тебя нет того, что есть у меня: я разбрызгиваю жидкость с противным запахом, и все убегают.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
полянка | скунс | жидкость |
крошка | Енот | |
мама | лес | |
ручей | ||
рак | ||
ужин | ||
запах |
Проверка задания у 3 рядов.
СЛАЙД 14. Учитель: Ребята, я часто на уроках вам говорю о тех явлениях в языке, которые были в древности. И сегодня в качестве дополнительной информации хочу рассказать вам о склонениях, которые были в древнерусском языке.
Система склонения имен существительных, которая существовала в древнерусском языке к началу письменности, в 11 веке,достаточно сильно отличается от современной.
Какой же она была тогда? В древнерусском языке различалось 6 типов склонения.
Определяли склонение по последнему звуку праславянской основы.
1скл. Относ слова с основ на *а(долг),jа (книга, земля), 2 скл. - *О(кр)., JО(д)(брат,муж,село), 3 скл. - *И(кр)(сын-sunus)., 4 скл. - *I (кр)(gostis-гость)., 5 скл. – на согл (племена,словеса), 6 скл. - *u(д)(свекры uы).
*mater (мать) - основа оканчивается на согласный
(6 тип склонения в др.-р. яз).
Но позднее начали происходить такие процессы, в результате которых начали сближаться между собой склонения и переходить из одного в другой, в более продуктивный. Ребята, но память о тех 6 склонениях осталась и в настоящем. Вы спросите, как? Приведу пример.
Слова мать, дочь какого склонения в русском языке?
Ученики: 3 склонения.
Учитель: Верно. А раньше они относились к склонению на согласный c основой на *r. *mater. И сейчас как мы склоняем это слово? И.п. мать, матери, матери, мать, матерью, о матери. Вот как раз мы видим появление *er в косвенных падежах.
Интересная информация?
Ученики: Да.
Учитель: Ребята, кому запомнилась эта информация? Кто сможет ее сейчас воспроизвести?
Подведение итогов
СЛАЙД 15.
Учитель: Я думаю, что наш сегодняшний урок прошёл с пользой. Ведь мы не только научились определять склонение имен существительных, но ещё и получили много полезной информации. Мне хочется, чтобы вы поделились со мной впечатлениями, полученными от урока. А для этого попрошу вас закончить следующие предложения:
Сегодня на уроке я повторил(а)...
Сегодня я узнал(а)...
Было интересно...
Было трудно...
Мне запомнилось...
СЛАЙД 16.
Учитель: В начале урока вы поднимали смайлики – показатель вашего настроения. Изменилось ли оно? Или ваш настрой остался прежним? Покажите смайлик.
Домашнее задание
СЛАЙД 17.
Учитель: Ребята, домашнее задание будет у вас творческим. Напишите небольшое сочинение, состоящее из 5-7 предложений на тему: «Дружба начинается с улыбки», используя существительные разных типов склонения. Над существительными написать склонение.
СЛАЙД 18.
СЛАЙД 19. Корзинка с пожеланиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"
План-конспект и презентация к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...
Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе.: урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....
Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе; урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....
«Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные»
Урок «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные». Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;познакомить с группой ра...
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...