Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе; урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sklonenie_imen_sushchestvitelnyh.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Класс: 5
Учебно-методический комплекс: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская
Тип урока: урок актуализации знаний, полученных учащимися ранее (в начальной школе); урок совершенствования умений и навыков с применением лингвистической сказки
Цели урока:
- повторить, систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имен существительных»;
- формировать умение распределять имена существительные по склонениям;
- формировать умение правильно писать падежные окончания существительных;
- развить внимание и память учащихся;
- развить умение анализировать, рассуждать, делать вывод;
- воспитать интерес к урокам русского языка, любовь к слову.
Оборудование: таблица, раздаточный материал.
Ход урока:
- Организационный момент, вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята!
Прозвенел опять звонок,
Начинаем наш урок.
На себя вы посмотрите:
Вы по-разному сидите.
Если сжали кулачок,
Если руки на замок,
Значит, вы напряжены,
Безразличны и скучны.
Кулачки вы разожмите
И ладошки покажите.
Вот теперь готов наш класс.
В добрый путь и в добрый час!
- Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжим наше путешествие по сказочной стране Морфологии и городу Существителенску и вспомним , что такое склонение. Тема важная и нужная.
- Актуализация ранее полученных знаний.
- Беседа с классом
- Что такое склонение?
- Сколько склонений вы знаете?
- Каким образом слова объединяются в склонения?
Ответ на последний вопрос можно найти в сказке.
- Прослушивание лингвистической сказки.
В городе Существителенске жили-были вельможи Существительные. Они говорили, что им подчиняются все, а они – никому. Но однажды в городе появился богатырь Склонение, который стал наводить там порядок. Королю Морфу это понравилось, и он решил назначить Склонение губернатором города. Склонение смело принялся за дело: Существителенск был разделен на три больших района. Губернатору помогали падежи, окончания и род. В первом районе поселились существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я; во втором районе – существительные среднего рода с окончаниями –о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием: в третьем районе – существительные женского рода с нулевым окончанием. Вход в каждый район охраняет слово, которое помогает всем жителям района изменяться одинаково: земля (1 скл.), стол (2 скл.), степь (3 скл.).
- Сделайте вывод о том, на каком основании мы относим существительное к тому или иному склонению.
Послушаем продолжение сказки.
После расселения по разным районам существительные живут дружно, но иногда случаются неприятности: порой окончания и падежи проявляют коварство и пытаются запутать бедных жителей города. «Вредные» падежи – родительный, дательный и предложный. Но на помощь всегда приходят «волшебные» слова «земля», «стол», «степь»
- Задание: просклонять опорные слова и заполнить таблицу трех трудных падежей. Один ученик выполняет у доски, остальные – в тетради.
Итог:
Падежи | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Род. п. | -и (-ы) | -и | |
Дат. п. | -е | -и | |
Предл. п. | -е | -е | -и |
- Знакомство с теоретическим материалом учебника на с 212 (самостоятельное чтение)
- Закрепление темы.
- Задание: вставьте пропущенные окончания существительных; объясните выбор окончания (раздаточный материал)
- В зоопарк_ у клетк_ с обезьянами всегда много людей. 2) Ветки черемухи стояли в кувшин_ на окошк_. 3) Кисти белых цветов сирен_ выделялись на зелен_ листьев. 4) Дом дедушк_ стоит на окраин_ деревн_. 5) На болот_ в воздух_ пахло сыростью.
- Выполнить упражнения 93-95
- Подведение итогов урока.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Какие трудности могут возникнуть в написании падежных окончаний существительных?
- Как можно избежать ошибок в окончаниях род., дат., предл. падежей?
- Домашнее задание.
- Упражнения 96, 97
- приготовить карточку для соседа по парте из 10 слов или из 3-4 предложений, где пропущены окончания существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе.: урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Урок 21 - 7 класс...
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
На уроке вы повторите основные сведения о причастии как части речи: какие признаки глагола и прилагательного совмещает причастие. Узнаете, как склоняются (изменяются по падежам) причастия и какие окон...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему : «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».
Конспект урока...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему" Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий".
Презентация содержит объяснение и закрепление нового материала и тест....
Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе
Конспект урока изучения нового материала.Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит учащихся к самостоятельному выводу по изученной теме....
Конспект урока по русскому языку на тему «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий». 7 класс
Конспект урока содержит задания для освоения нового материала и самостоятельную работу.Разработан учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ №521 Герасимовой А.А....