Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе; урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklonenie_imen_sushchestvitelnyh.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях                                    существительных в единственном числе.

Класс: 5

Учебно-методический комплекс: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская

Тип урока: урок актуализации знаний, полученных учащимися ранее (в начальной школе); урок совершенствования умений и навыков с применением лингвистической сказки

Цели урока:

  1. повторить, систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имен существительных»;
  2. формировать умение распределять имена существительные по склонениям;
  3. формировать умение правильно писать падежные окончания существительных;
  4. развить внимание и память учащихся;
  5. развить умение анализировать, рассуждать, делать вывод;
  6. воспитать интерес к урокам русского языка, любовь к слову.

Оборудование: таблица, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент, вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел опять звонок,

Начинаем наш урок.

На себя вы посмотрите:

Вы по-разному сидите.

Если сжали кулачок,

Если руки на замок,

Значит, вы напряжены,

Безразличны и скучны.

Кулачки вы разожмите

И ладошки покажите.

Вот теперь готов наш класс.

В добрый путь и в добрый час!

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим наше путешествие по сказочной стране Морфологии и городу Существителенску и вспомним , что такое склонение. Тема важная и нужная.

  1. Актуализация ранее полученных знаний.
  1. Беседа с классом
  1. Что такое склонение?
  2. Сколько склонений вы знаете?
  3. Каким образом слова объединяются в склонения?

Ответ на последний вопрос можно найти в сказке.

  1. Прослушивание лингвистической сказки.

В городе Существителенске жили-были вельможи Существительные. Они говорили, что им подчиняются все, а они – никому. Но однажды в городе появился богатырь Склонение, который стал наводить там порядок. Королю Морфу это понравилось, и он решил назначить Склонение губернатором города. Склонение смело принялся за дело: Существителенск был разделен на три больших района. Губернатору помогали падежи, окончания и род. В первом районе поселились существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я; во втором районе – существительные среднего рода с окончаниями –о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием: в третьем районе – существительные женского рода с нулевым окончанием. Вход в каждый район охраняет слово, которое помогает всем жителям района изменяться одинаково: земля (1 скл.), стол (2 скл.), степь (3 скл.).

  1. Сделайте вывод о том, на каком основании мы относим существительное к тому или иному склонению.

     Послушаем продолжение сказки.

После расселения по разным районам существительные живут дружно, но иногда случаются неприятности: порой окончания и падежи проявляют коварство и пытаются запутать бедных жителей города. «Вредные» падежи – родительный, дательный и предложный. Но на помощь всегда приходят «волшебные» слова «земля», «стол», «степь»

  1. Задание: просклонять опорные слова и заполнить таблицу трех трудных падежей. Один ученик выполняет у доски, остальные – в тетради.

Итог:

Падежи

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Род. п.

-и (-ы)

Дат. п.

Предл. п.

  1. Знакомство с теоретическим материалом учебника на с 212 (самостоятельное чтение)

  1. Закрепление темы.
  1. Задание: вставьте пропущенные окончания существительных; объясните выбор окончания (раздаточный материал)
  1. В зоопарк_ у клетк_ с обезьянами всегда много людей. 2) Ветки черемухи стояли в кувшин_ на окошк_. 3) Кисти белых цветов сирен_ выделялись на зелен_ листьев. 4) Дом дедушк_ стоит на окраин_ деревн_. 5) На болот_ в воздух_ пахло сыростью.

  1. Выполнить упражнения 93-95

  1. Подведение итогов урока.
  1. О чем мы сегодня говорили на уроке?
  2. Какие трудности могут возникнуть в написании падежных окончаний существительных?
  3. Как можно избежать ошибок в окончаниях род., дат., предл. падежей?

  1. Домашнее задание.
  1. Упражнения 96, 97
  2. приготовить карточку для соседа по парте из 10 слов или из 3-4 предложений, где пропущены окончания существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе.: урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

На уроке вы повторите основные сведения о причастии как части речи: какие признаки глагола и прилагательного совмещает причастие. Узнаете, как склоняются (изменяются по падежам) причастия и какие окон...

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе

Конспект урока изучения нового материала.Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит учащихся к самостоятельному выводу по изученной теме....

Конспект урока по русскому языку на тему «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий». 7 класс

Конспект урока содержит задания для освоения нового материала и самостоятельную работу.Разработан учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ №521 Герасимовой А.А....