Конспект урока русского языка "Сложноподчинённые предложения", 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Конспект урока русского языка "Сложноподчинённые предложения", 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povtoreniya_spp.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: Повторение темы «Сложноподчиненное предложение»
(на материале пословиц и поговорок)
Цель урока: повторить и обобщить изученное о сложноподчиненном предложении, закрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся, обогащать речь учащихся пословицами и поговорками, развивать логическое и образное мышление, воспитывать культуру речи, пробудить у учащихся интерес к фольклору, желание изучать и знать его.
Оборудование: распечатка пословиц для заданий
Ход урока: 1. Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
- Ребята, мы закончили изучение сложноподчиненных предложений. На сегодняшнем уроке мы должны повторить изученное об этом виде сложных предложений. С этой целью мы рассмотрим пословицы и поговорки разных народов мира, представляющие собой сложноподчиненные предложения. Нам предстоит выполнить задания по этим пословицам и поговоркам для того, чтобы повторить виды придаточных предложений, постановку знаков препинания, правописание союзов.
- Повторение теоретического материала.
Устный опрос.
–Что такое сложноподчиненное предложение ?
- Чем сложноподчиненные предложения отличаются от сложносочиненных предложений?
- Как отличить главное предложение от придаточного ?
- Какие виды придаточных вы знаете ?
- Чем союзы отличаются от союзных слов?
3. Выполнение практических заданий
1. Соотнесите начало и конец русских пословиц.
- Как ни ширься ,.
- Где сосна взросла ,.
- Кстати промолчать,.
- Коли у мужа с женою лад,
- Не стыдно и молчать,
- Оттого телега запела,
- Зеркало не виновато,
- Чтобы выучиться плавать,
- Иной так соврет,
10. Плоха та птица ,
А. что давно дегтю не ела
Б. что рожа кривовата
В. когда нечего сказать
Г. которая гнездо свое марает.
Д. а один всей лавки не займешь
Е. что большое слово сказать
Ж. что и сам поверит
З. надо лезть в воду
И. там она и красна
К. так не надобен и клад.
(Ключ: 1- Д. 2- И. 3- Е. 4- К. 5- В. 6- А. 7- Б. 8- З. Ж- 9. 10- Г.)
Определите вид придаточных. Какие из союзов (союзных слов) многозначные?
- Графический диктант
Представьте следующие предложения графически, т.е. составьте схемы этих предложений. Один из учащихся ( желательно, сильный) работает с этим же заданием у доски, но у него «свои» предложения.
1.Чем больше слов, тем меньше дел. (Грузинская).
( с.с. чем…), [ тем...] - придат. сравнительное
2. Сколько бы ни бодался баран, горы не разрушит (Таджикская).
( с.с. сколько ни…), [ глаг. ]- прид. уступительное
3. Кто сам плут, тот другим не верит. (Русская)
Кто?
(с.с. кто…), [ тот… ] - придат. изъяснительное
4.Как поступишь с другим, так поступят и с тобой (Ассирийская).
Как?
(с.с. как…), [ так + глаг.]- придат. образа действия
5.Для того наперсток сделан, чтобы руки не наколоть (Русская)
Зачем?
[………], (с. чтобы…)- придат. цели
6. 3. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба. (Русская)
Кто?
(с.с. кто…), [ тот… ] - придат. изъяснительное
3. Цифровой диктант.
Определите, союзом или же союзным словом соединены части в сложноподчиненных предложениях. Используем обозначения.
1 - С (союз) 2 – СС (союзное слово)
1. Счастье приходит в дом, где слышен смех (Японская).
2. Беги от той воды, которая не шумит и не журчит (Армянская).
3. Пока не увидишь ад, рай тебе не понравится (Курдская).
4. Кто много говорит, тот часто ошибается (Лезгинская).
5. Куда иголка, туда и нитка. (Русская)
6. Коль не видел мрака, не оценишь света. (Грузинская)
7. Что в детстве приобретешь, на то и в старости обопрешься. (Армянская)
Ключ: 1- 2, 2- 2, 3- 1, 4- 2, 5- 2, 6- 1, 7- 2.
- Повторим орфографию и пунктуацию
Перепишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных.
От (того) руки не болят что умеют . (Украинская)
Уважай другого чтобы тебя уважали (Египетская)
Что (бы) глаз не (и,е) делал выше брови не пригнет . (Грузинская)
У кого не (и,е) чего нет тому н (е, и) не боят(?) ся. (Русская)
От (того) кто не ест чеснок, чесноком не пахнет (Арабская).
Проверка с объяснением правописания и пунктуации.
- Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
- Какие типы подчинения образуются в СПП с несколькими придаточными?
- Расскажите о пунктуации в таких предложениях.
Составьте графические схемы следующих предложений, расставив знаки препинания.
- Пока под чужой крышей не побываешь свою что течет не узнаешь. (Русская).
Параллельное подчинение
- Не верь кошке если скажет что в Мекке была. (Лезгинская)
Последовательное подчинение
- Прежде чем войти подумай как выйти. Русская, армянская, грузинская, башкирская)
Параллельное подчинение
- Какой прок что корова дает молоко если она его разливает. (Адыгейская)
Параллельное подчинение
- Ищет где по сорок лет масленица и по три года мелкие праздники. (Русская)
Однородное подчинение
- Обобщение.
- Понравился ли вам урок? Какие из пословиц и поговорок вам запомнились? Чем интересны пословицы и поговорки?
- Оценка деятельности учащихся
Д.з. 1 уровень: упражнение для повторения по учебнику.
2 уровень: найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки, представляющие СПП (5- 10)
3 уровень: найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки, представляющие СПП, составьте их схемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....
Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".
Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...
Конспект урока русского языка. 8 класс. Пунктуация в простом и сложных предложениях с союзом И.
Урок в соответствии ФГОС...