рабочая программа по русскому языку БД01
рабочая программа по русскому языку

Батомункуева Светлана Сократовна

рабочая программа по русскому языку БД01

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное автономное образовательное учреждение Республики Бурятия «Техникум строительства и городского хозяйства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД.01 «РУССКИЙ ЯЗЫК»

по специальности

                43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства

Улан-Удэ

2020 г

УТВЕРЖДАЮ:                                                  ОДОБРЕНО:

Заместитель директора по УМР                          Предметно-цикловая комиссия по ООД

__________/Е.Г. Халзанова                                  Председатель______/И.Л. Островская

«____»__________20 ____г.                                               «___ »________20 ____г.


             Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности: «Сервис домашнего и коммунального хозяйства» утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15.01.2018 г. №30 Федерального государственного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности: «Сервис домашнего и коммунального хозяйства» ФГОС СПО.

43.02.08. Сервис домашнего и коммунального хозяйства

Организация-разработчик:  ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства», г. Улан-Удэ

Автор: Батомункуева С.С. преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ РБ «ТСиГХ»

Рецензенты:

1. Тугутова В.Г. преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ РБ «ТСиГХ»

2. Березкина Е.П кандидат филологических наук, доцент, зав.кафедрой русской и зарубежной литературы Института филологии, иностранных языков и массовых коммуникаций ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Д.Банзарова

                 

                     

СОДЕРЖАНИЕ

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ           4

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ-ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ                  

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                 4

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                 10

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                       12

5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ                                     16

6.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ           18 СТУДЕНТОВ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1.1. Область применения  программы:

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью программы подготовки специалистов среднего звена  (ППССЗ) ГАПОУ «ТСИГХ» по специальности 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства, входящей в состав укрупненной группы 42.00.00 Сервис и туризм, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО и федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.05.2012 N413
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего(полного) общего образования.

Рабочая программа составлена для очной и очно-заочной формам обучения, с элементами дистанционных технологий (ДОТ)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО.

Учебная дисциплина «Русский язык» является базовым учебным предметом из обязательной предметной области «Русский язык и литература»

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.

Главными задачами реализации программы являются:

  • овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;
  • овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
  • овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
  • овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;
  • овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.

2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
  • достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;  
  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

2.3 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений

при построении текста;

  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с

функционально-стилевой принадлежностью текста;

  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании

текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
  • соблюдать культуру публичной речи;
  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

2.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 94 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

консультаций 16 часов.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

98

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

Консультации

16

Итоговая аттестация в форме экзамена                                                                

3.2. Содержание учебной дисциплины

Базовый уровень

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.

Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Речь. Речевое общение

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

                                     4. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Язык и речь. Функциональные стили речи.                                        

10

Стили речи.

Содержание учебного материала

1

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

1

2

 Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

1

3

Научный  и официально-деловой стили  речи. Основные жанры, признаки, назначение

1

4

Публицистический и художественный стили речи

2

5

ЛПЗ №1. Текст как произведение речи. Анализ художественного текста

Раздел 2.

Лексика и фразеология.

8

Лексика и фразеология.

Содержание учебного материала

1

 Лексическое и грамматическое значения слова.Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы ю

2

2                                                  

 ЛПЗ№2. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление

3                                                          

 Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления

Источники фразеологизмов. Отличие фразеологизма от слова.

2

4

ЛПЗ№3. Фразеологизмы.

Раздел 3.  

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

4

Фонетика и орфография

Содержание учебного материала

2

1

Основные фонетические процессы, происходящие в слове. Ударение в русском языке

2

ЛПЗ№4.Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Правописание О/Ё после шипящих и Ц

Раздел 4.  

Морфемика, словообразование, орфография

6

Морфемика , орфография

Содержание учебного материала

1

Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова. Способы словообразования.

2

2

ЛПЗ№5. Морфемный разбор слова. Правописание сложных слов.

2

Самостоятельная работа

конспектирование, подбор материала, анализ и реферирование учебной и справочной  литературы

Раздел 5.  

Морфология и орфография

20

Морфология и орфография

Содержание учебного материала

1

Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Имя существительное. Имя   прилагательное. Имя числительное.

2

2

ЛПЗ№6. Лексико-грамматические разряды, правописание, морфологический разбор

3

Местоимение. Значение местоимения. Глагол.Грамматические признаки глагола.

2

4

ЛПЗ№7. Правописание НЕ с глаголами

5

Наречие. Грамматические признаки наречия

6

ЛПЗ№8. Правописание наречий

7

Причастие как особая форма глагола. Правописание причастий.

2

8

ЛПЗ№9.  Знаки препинания в предложении с причастным оборотом

9

Деепричастие как особая форма глагола. Правописание НЕ с деепричастиями.

2

10

ЛПЗ№10. Знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом

Самостоятельная работа

конспектирование, подбор материала, анализ и реферирование учебной и справочной  литературы

Раздел 6.

Служебные части речи

8

Служебные части речи

Содержание учебного материала

1

Предлог,союз, частица как часть речи.

2

2

ЛПЗ№11. Правописание предлогов и союзов

3

 ЛПЗ№12. Правописание частиц.

2

4

ЛПЗ№13. Правописание междометий и звукоподражаний

2

Самостоятельная работа

конспектирование, подбор материала, анализ и реферирование учебной и справочной  литературы

Раздел 7.

Синтаксис и пунктуация

        18

Синтаксис и пунктуация

Содержание учебного материала

1

Простое предложение. Односоставное и неполное предложения

2

2

ЛПЗ№14. Второстепенные члены предложения.

2

3

Осложненное простое предложение.

2

4

ЛПЗ№15. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них

5

Предложения с обособленными и уточняющими членами.

2

6

ЛПЗ№16. Обособление определений, дополнений, обстоятельств, приложений

7

ЛПЗ№17. Знаки препинания при обращении.

2

8

Сложное предложение. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения.

2

9

ЛПЗ№18. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Контрольная работа

Диктант с пунктуационными заданиями

2

Самостоятельная работа

конспектирование, подбор материала, анализ и реферирование учебной и справочной  литературы

2

Итого

Итого

78

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

Средства обучения:

- учебно-методическая документация;

- комплект таблиц по темам;

- раздаточный материал по темам;

Технические средства обучения: ПК, мультимедиа-проектор.

5.2. Информационное обеспечение обучения

Для студентов

  • Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учебн. пособие для нач. и сред. проф. образования. – М.: 2012
  • Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М.: 2012
  • Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 10 класса общеобразовательной школы. – М.: 2014
  • Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 11 класса общеобразовательной школы. – М.: 2014
  • Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования. – М.: 2013
  • Гольцова Н.Г., Мищерина М.А., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. – М.: 2013

Для преподавателей

  • Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: методическое пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М.: 2012
  • Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. учрежд. – М: 2010
  • Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М.: 2010
  • Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. – М.: 2011

Словари

  • Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. –СПб. 2003
  • Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: 2001
  • Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: 2008
  • Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: 2005
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М.: 2006
  • Русский орфографический словарь/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. —М.: 2004
  • Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. –М.: 2005
  • Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М.: 2006.
    Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка /Сост. В.В. Бурцева. – М.: 2006
  • Фразеологический словарь русского языка / Д. Э. Розенталь, В. В. Краснянский. — М.: 2011

               Интернет- ресурсы

  1. http://eor.it.ru/eor/ - учебный портал по использованию ЭОР

  2. http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме

  3. http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

  4. http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»

  5. http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка

  6. www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей.  Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

  7. http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/– Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение» http://spravka.gramota.ru – Справочная служба русского языка

  8. http://slovari.ru/dictsearch – Словари. ру.

  9. http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota– Учебник грамоты

  10. http://www.gramota.ru/– Справочная служба

  11. http://gramma.ru/EXM– Экзамены. Нормативные документы

  12. http://learning-russian.gramota.ru – Электронные пособия по русскому языку для школьников

  13. www.metodiki.ru – «Методики»;

  14. www.posobie.ru –« Пособия»

  15. www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)

  16. www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе

 5.4 Особенности реализации дисциплины для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) осуществляется преподавателем с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательной функции и с ОВЗ по слуху предусматривается сопровождение лекций и практических занятий мультимедийными средствами, дидактическими  материалами.

Для студентов с ОВЗ по зрению предусматривается применение технических средств усиления остаточного зрения, а также предусмотрена возможность разработки аудиоматериалов.

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ может осуществляться как в аудитории, так и дистанционно с использованием возможностей электронной образовательной среды (образовательного портала) и электронной почты.

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ может производиться по утвержденному индивидуальному графику с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, Предусматривается проведение индивидуальных консультаций (в том числе консультирование посредством электронной почты), предоставление дополнительных учебно-методических материалов (в зависимости от диагноза).

6. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.

В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума.

Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и правил поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественно-полезная деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся). Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде обобщенных  данных. Любое использование данных, возможно только в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Внутренний мониторинг организуется администрацией техникума и осуществляется преподавателем (куратором) преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией.

Особенности оценки метапредметных результатов

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также внеурочной деятельности.

Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по дисциплине «Русский язык».

Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации,  а также администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений.

Результаты освоения учебной дисциплины

Формы и методы контроля и   оценки результатов обучения

1

2

Личностные:

- в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя

- в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

- в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

- в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:         

- в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

– в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

– в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений

  • Оценка выполненных контрольных вопросов и

индивидуальных заданий;

  • Анализ и оценка результатов выполненного индивидуального проектапо изучаемой теме (осуществить рефлексию своей деятельности);

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

–        самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

–        выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;

–        организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

–        сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

–        искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

–        критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

–        использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

–        находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

–        выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;

–        выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

–        осуществлять деловую и образовательную коммуникацию;

–        координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

–        развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • Оценка выполненных презентаций

  •  Оценка выполненных индивидуальных проектов

  • Оценка рефератов, докладов и сообщений

  • Оценка решения ситуационных задач;

  • Анализ и оценка результатов  выполненной практической работы по изучаемой теме (осуществить рефлексию своей деятельности);

  • Оценка рефератов, докладов и сообщений

  • Оценка решения ситуационных задач;

  • Анализ и оценка результатов  выполненной практической работы по изучаемой теме (осуществить рефлексию своей деятельности);

Предметные:

Выпускник на базовом уровне научится:

- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

- использовать знания о формах русского языка при создании текстов;

- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности и определенных жанров;

- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений

при построении текста;

- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;

- использовать при работе с текстом разные виды чтения и аудирования;

- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

- соблюдать культуру публичной речи;

- соблюдать в речевой практике основные нормы русского литературного языка;

- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

- осуществлять речевой самоконтроль;

- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

  • Проверочные работы по темам;
  • Тестирование;

  • Оценка устного опроса во время аудиторных занятий;

  • Оценка выполненных индивидуальных проектов

  • Оценка рефератов, докладов и сообщений

  • Оценка решения ситуационных задач;

  • Анализ и оценка результатов  выполненных практических работ по изучаемой теме (осуществить рефлексию своей деятельности);

  • Контрольная работа;

зачет

  • Проверочные работы по темам;
  • Тестирование;

  • Оценка устного опроса во время аудиторных занятий;

  • Оценка выполненных индивидуальных проектов

  • Оценка рефератов, докладов и сообщений

  • Оценка решения ситуационных задач;

  • Анализ и оценка результатов  выполненных практических работ по изучаемой теме (осуществить рефлексию своей деятельности);

  • Контрольная работа;

зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...