открытый урок
методическая разработка по русскому языку

Атрахманова Марина Владимировна

Мы сохраним тебя, русская речь....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_my_sohranim_tebya_russkaya_rech._.docx107.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «И мы сохраним тебя, русская речь…», посвященный Дню Российской науки

Тип урока: совершенствование умений и навыков

Вид урока: урок

Цель: формирование представления о Дне Российской науки, о родном языке на основе знаний по разделам программы «Лексика», «Словообразование», «Орфография» и «История русского языка»; методическая цель - совершенствование активных методов и форм преподавания русского языка.

Задачи:

- образовательная – систематизировать и совершенствовать знания по русскому языку; формировать у студентов потребность в постоянной тренировке как средстве самообразования и самовоспитания; учить применять знания, умения в необычной ситуации соревнования;

- развивающая – совершенствовать умение анализировать полученную информацию, сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы; развить орфографическую зоркость, культуру речи, навыки применения на практике полученных знаний;

- воспитательная – воспитывать умение работать в группе, коллективе, оценивать свою работу и работу группы; развивать заинтересованность в осознанном отношении к русскому языку; выявить уровень грамотности.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, наглядный.

Формы работы: работа в группах, творческая, поисковая, исследовательская деятельность.

Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, использование ИКТ (презентация урока), видеофрагмент «Ералаш. «Ну, почему мы так говорим».

Ход урока

I Вступительное слово преподавателя: 

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

Наша сегодняшняя встреча посвящена Дню Российской науки, который наша страна празднует 8 февраля и науке о русском языке - лингвистике.

Урок начинается стихами: Сазонова Настя

Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Вперед все в науку! 
Свершите большие дела!
 (слайд 1)

Ребята!

    Ежегодно 8 февраля отмечается профессиональный праздник российских ученых — День российской науки. Этот праздник был установлен Указом Президента РФ в 1999 году.

Выбор даты проведения Дня науки отсылает нас к истории Российской Академии наук. По императорскому распоряжению 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года в России была учреждена Академия наук.

    Уместно вспомнить слова Антона Павловича Чехова, который утверждал: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя».

 (слайд 2)

II Ералаш №1 «Ну, почему мы так говорим» (Запись mp4)

- Что случилось? Почему смех?

III Краткая беседа о проектах «Школьный сленг»

          Выводы из проделанной работы (Словарь), газеты на стенде

- Собирая словарь, мы узнали много новых слов, общались с ребятами, читали много интересных книг. Работать над проектомбыло очень интересно, но в тоже время сложно.

Надеемся, что он станет полезным и интересным для прочтения.

IV Работа по теме

- Двое уч-ся в это время, пытаются творчески подойти к инсценировке одного очень интересного стихотворения, написанного Аркадием Хайтом и называющегося “Лишние слова”.
1. Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “ноль один”
Срочно сообщает:
2. Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
Вообщем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
1. Можно трубку положить
Все давно сгорело.

1. – Как проехать на вокзал? -
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает
2. – Вообщем, где-то, так сказать,
Это близко очень.
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе…
Вы проехали давно
Возвращаться нужно.

1. Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
2. – Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте.
Не для вас для одного
Будут, значит, гости!
Вообщем, я сказать хотел,
Что терпеть не стану…
1. Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
- Как видно из этого стихотворения, употребление в речи слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.

  1. Рассказ семиклассника            

           (слайд 6)

  1. Кластер «Слова – паразиты в нашей речи»

(слайд 7)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/24569_91375d32f6d20064473465435c521493.gif.jpg

- Как видно из этого стихотворения, употребление в речи слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.

4) Стихотворение Ю. Тимянского «Жалоба школьного портфеля»

(слайд 8)

5) Учитель:

-  Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умения говорить просто, образно, живо и грамотно, нужно учиться этому, выполняя различные задания, учиться анализировать различные жизненные ситуации.

 (Учитель читает ученикам легенду):

«Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее, а что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При

помощи языка мы получаем науки и используем знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

        В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел сыскать тебе самое худшее.

А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. Посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами. Он может вызвать войну. Он приказывает разрушать города и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что - нибудь хуже языка?!»

Беседа по прочитанному.

- Почему Эзоп по - разному отозвался о языке?

- Как понять это противоречие?

Учитель:

- Прав был Н. В. Гоголь, говоря о том, что все слова наши подобны жемчугу. И каждое слово драгоценно. Нужно только бережно относиться к нему.

6) Что же такое культура речи?

 (слайды 9 – 11)

- Язык – это целый мир. Родное слово помогает жить.

С доисторических времён человек живёт в обществе. Это вызвало необходимость уметь одному человеку как-то сообщить другому свои мысли, желания, чувства. Так из потребности общения возник язык.

Русский язык обладает всеми этими свойствами и является величайшим богатством нашего народа. Писатели постоянно напоминают нам и своим творчеством, и прямыми высказываниями, что нужно очень бережно обращаться с этим сокровищем. Мы называем свой язык родным, потому что говорим на нём с детства, думаем, мечтаем, на нём говорят наши родственники. Это язык нашей родины, в котором есть и решительное, твёрдое слово «борьба», и мягкое, нежное – «любовь», и доброе, успокаивающее – «сочувствие», тёплое, ласковое – «мама».

7) Проверка д/з.

- Что говорят поэты и писатели о слове, о языке? (ответы учащихся)

Запись текста для разбора.

«Слово - это дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».

(Л. Н. Толстой)

8) Стихотворение «Наш язык»  

(слайд 12)

9)«Произнесите  правильно» (с проверкой)

 (слайды 13, 14)

 10) Нестандартные вопросы.

 - А теперь вопросы, для тех, кто умеет мыслить нестандартно, проверим ваши способности к открытиям.

1. Два путника подошли к реке, им нужно переправиться на другой берег, но в лодку может сесть только один. Как им переправиться? (Очень просто, если они стоят на противоположных берегах. Хитрость в том, что в условии не сказано, что эти два человека находились на одном берегу.) 

 2. Вы зашли в темную кухню, где есть свеча, газовая плита и керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? (Спичку.) 

3. Электровоз идет на север со скоростью 80 км в час, ветер западный, скорость ветра 20 км в час. В каком направлении идет дым? (У электровоза дыма не бывает.)

4. Шел человек в город, по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город? (4) 

5. Шел человек в город, а навстречу ему шли четверо его знакомых. Сколько человек шло в город? (1)

6. Лежат три яблока, два вы забрали. Сколько у вас яблок? (2)

7. В коробке вперемешку лежат носки -красные и черные. Если вы собираетесь в темноте, сколько минимально надо взять носков, чтобы в руках оказалась хотя бы одна пара одного цвета? (3)  8. Что в России на первом месте, а во Франции на втором? (Буква «р»)

- Мы убедились, что среди вас много ребят, способных к науке и способных к открытиям.

V Итог урока.

- Давайте сделаем вывод о том, что значит «культура речи».

Необходимо задуматься все, насколько чиста ваша речь, ребята. Старайтесь не использовать ненужные слова в ущерб вашей правильной и культурной речи. Вы заметите, что и окружающие привас будут стесняться говорить «грязно», так как считают вас культурными и воспитанными людьми. А также грамотными и просвещёнными. Всегда боритесь за чистоту родного языка, за культуру речи.

VI Домашнее задание. (1мин.)

Сочинение-рассуждение «Почему надо говорить правильно»

Приложение

  • «Словами можно смерть предотвратить, словами можно мертвых оживить» Н.М.А. Навои
  • «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». В. Шефнер
  • «Нет магии сильней, чем магия слов». А. Франс
  • «Острое слово – холодное оружие». К. Кушнер
  • «В ответ на бранные слова с улыбкой промолчи

  и сделай вид, что вообще таких не знаешь слов». Г. Остер

  • «Слова – это то единственное, что остается на века». Э.Хэмингуэй
  • «Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно». Л. Толстой
  • «Слова резвят язык, но часто режут уши». Т. Глушенко
  • «Сквернословящая женщина – еще не мужчина. Но уже не женщина».
    Б. Тойшибеков
  • «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием». И. Тургенев

/выходят дети и читают высказывания о русском языке, а затем стихотворения/

     

  • Наш язык - наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. (К.Г. Паустовский)
  • ***
  • Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. (А.П. Сумароков)
  • ***
  • Где нужно - нежный, трогательный, где нужно--- строгий, серьёзный, где нужно -

бойкий и живой, - таков наш русский язык. (Л.Н. Толстой)

  • ***
  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок;  всё зернисто,

крупно, как сам жемчуг, и право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.

(К.Г. Паустовский)

  • Русский язык в умелых руках и опытных устах---- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен… (А.И. Куприн)  
  • ***
  • С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский)
  • ***
  • Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых,

естественных  выражений. Что русский язык - один из богатейших языков в мире,

в этом нет никакого сомнения. (В.Г. Белинский)

  • ***
  • Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого

сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н.В. Гоголь)

  • ***
  • Наш русский язык… способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им. (Н.А. Добролюбов)
  • ***
  • Язык народа--- лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…(К.Д. Ушинский)
  • ***
  • Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…(А.Н. Толстой)
  • ***
  • Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса…Берегите чистоту языка, как святыню!
  • ***                                           (И.С. Тургенев)
  • Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни; своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. (А.Н. Толстой)
  • ***
  • Русский язык--- это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот ,,могучий и прекрасный”, на котором создана великая литература, пользующаяся славой и признанием всего человечества. (Олесь Гончар)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...