Урок-практикум по функциональной грамотности на материале текста А. Алексина "Ваше здоровье"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Материал для проведения урока функциональной (читательской) грамотности для обучающихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_uroka_chitatelskoy_gramotnosti.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Бабушка считала моего папу неудачником. Она время от времени ставила нас в известность о том, что все папины товарищи по институту стали, как назло, главными врачами, профессорами или в крайнем случае кандидатами медицинских наук. Мы понимали, что папа был "отстающим"...

- Хотя все они когда-то приходили к тебе за советами. Ты им подсказывал на экзаменах! - воскликнула как-то бабушка. 

- Они и сейчас приносят ему свои диссертации,- тихо сказала мама, не то гордясь папой, не то в чем-то его упрекая.- А он и в обычный отпуск уже три года не может собраться. Каждый день эта больница! Операции, операции... Хоть бы на недельку взял бюллетень: заболел бы, отдохнул, что ли... Вскоре мамино желание сбылось: папа заболел гриппом.  Ему прописали лекарства. 

- А еще,- сказал врач,- нужен покой, тишина-Телефон у нас стал звонить каждые две минуты… 

- Как его здоровье? Как он себя чувствует? - спрашивали незнакомые голоса. Сперва меня это злило: папа не мог заснуть. И вечером я сказал маме, которая вернулась с работы: 

- Звонили, наверно, раз двадцать!

- Я понимаю. Но, значит, они волнуются?

- Еще как! Некоторые чуть не плакали... от волнения... Я их успокаивал!

- Возможно... Звонков действительно было много, - сказала бабушка и с удивлением посмотрела на дверь комнаты, в которой лежал папа. 

Она не ожидала, что будет столько звонков. Они обе не ожидали!.. "Как здорово, что папа заболел! -думал я. - Пусть узнают... И поймут. Особенно мама!" 

В эту минуту опять зазвонил телефон.

- Простите меня, пожалуйста... - услышал я в трубке тихий, какой-то сдавленный женский голос...- Я с кем разговариваю?

- С его сыном! 

- Очень приятно... Тогда вы поймете. У меня тоже есть сын. Его завтра должны оперировать. Но я хотела бы дождаться выздоровления вашего папы. Если это возможно... Попросите его, пожалуйста. У меня один сын. Я очень волнуюсь. Я хотела, чтобы ваш папа сам, лично... Тогда я была бы спокойна!

- Повторите, пожалуйста, это его жене, - сказал я.- То есть моей маме... Я сейчас ее позову! И позвал. В последующие дни я говорил всем, кто интересовался папиным самочувствием: 

- Сейчас ничего определенного сказать не могу. Вы позвоните вечером. Как раз его жена будет дома! Она вам все объяснит... Вернувшись с работы, мама усаживалась в коридоре возле столика с телефоном и беспрерывно разговаривала с теми, кого я днем просил позвонить. Иногда я говорил бабушке:

- Может быть, ты ей поможешь? 

И она "подменяла" маму у столика в коридоре.  Больные, врачи, медсестры, которые звонили папе, каждый раз спрашивали: 

- А какая температура? К сожалению, температура у него была невысокая. А мне хотелось, чтобы все они продолжали волноваться о его здоровье!

Однажды я сказал: 

- Температура? Не знаю... Разбил градусник. Но лоб очень горячий. И вообще мечется!.. Так я в тот день стал отвечать всем. Я говорил шепотом в коридоре, чтобы папа не слышал.  Мой шёпот на всех очень действовал. Мне отвечали тоже чуть слышно:

- Всё ещё плохо? 

- Да... Позвоните попозже, когда будет его жена! Вечером нам принесли целых четыре градусника.

- Хочется, чтобы у него была нормальная температура, - тихо сказала та самая женщина, сыну которой папа должен был что-то вырезать. И протянула мне градусник.- Он все еще мечется?..

- Нет, уже лучше,- сказал я.- Гораздо лучше. Не волнуйтесь, пожалуйста...

- Поставьте ему этот градусник,- попросила она. Будто от градусника что-то зависело.

- По-моему, есть заметное улучшение,-вновь успокоил я женщину. Она вынула платок, опустила голову и ушла...

- Неужели вы думаете,- сказал я маме и бабушке,- что, если бы этот ваш... виолончелист заболел гриппом, ему бы столько звонили? И купили бы столько градусников?..

- Ну что ты!.. Разве можно сравнить? - воскликнула бабушка.- Тут же речь идет о человеческих жизнях! 

- Да, он нужен людям! - сказал я.

- Безусловно! - воскликнула мама.

Не заболей папа вирусным гриппом, она бы ни за что этого не воскликнула. 

(По А. Алексину)


Рабочий лист
_________________________________

  1. Определите, какому стилю речи соответствует данный текст.
    ____________________________________________________________
  2. Какова целевая аудитория текста (для кого написан)?
    ____________________________________________________________
  3. Определите назначение текста (почему стоит прочитать этот текст?).
    ____________________________________________________________ Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых нужно использовать информацию из текста. Когда бы вы могли посоветовать его прочесть?
  4. Придумайте название для текста.
    _________________________________________________________________________________
  5. Разделите текст на 3-4 абзаца. Озаглавьте каждый из них.
    1.___________________________________________________________
    2.___________________________________________________________
    3.___________________________________________________________
    4.___________________________________________________________
  6. Какое утверждение правильно передаёт содержание текста? Отметьте один правильный вариант.
  • Папа рассказчика – виолончелист.
  • Бабушка считала папу рассказчика успешным человеком.
  • Папа рассказчика никому не помогал.
  • В квартире рассказчика часто звонил телефон.
  1. Продолжите предложение словами текста:

Хоть бы на недельку взял ________________________________________
__________________________________________________________________

Вечером нам принесли __________________________________________
__________________________________________________________________

Не заболей папа вирусным гриппом _______________________________

_________________________________________________________________________________________

8. Вставьте отрывок в текст:

То есть она произнесла бы, может быть, то же самое слово, но не так громко, не так уверенно. Во всех газетах пишут, что с вирусным гриппом надо беспощадно бороться. А я думал об этих вирусах с нежностью и даже с любовью... Что поделаешь? Если они мне так помогли! В тот день я твердо решил, что если меня и дальше будут недооценивать, я тоже тяжело заболею. Хорошо было бы умереть... на время, чтобы все поняли, кого они потеряли! Но так как это, к сожалению, невозможно, я обязательно заболею! И весь наш класс (все сорок три человека!) будут звонить. Уж я постараюсь! Тогда все сразу поймут...

9. Как вы считаете, к концу рассказа бабушка изменила своё отношение к папе рассказчика? Свой ответ обоснуйте.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Почему автор думал о вирусах «с нежностью и даже с любовью?»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Составьте три вопроса к тексту, чтобы отразить его основное содержание.

1.____________________________________________________________________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум. Урок подготовки к ОГЭ. Лингвистический анализ текста

Повторение и углубление знаний о системе языка и речи. Отработка орфографических и пунктуационных навыков. Формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков а...

Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"

Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...

Функциональная грамотность. Материалы для проведения образовательного события "День единого текста" в школе "Традиции празднования Нового года"

laquo;День единого текста» – это организационно-педагогическая технология исследования одного и того же текста на разных уроках, в результате которого обучающиеся совершенствуют навыки ра...

Презентация к уроку-практикуму по функциональной грамотности на материале текста А. Алексина "Ваше здоровье"

Презентация для проведения урока функциональной (читательской) грамотности для обучающихся 5-6 классов....

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»

Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....