Урок-практикум по функциональной грамотности на материале текста А. Алексина "Ваше здоровье"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Материал для проведения урока функциональной (читательской) грамотности для обучающихся 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_dlya_uroka_chitatelskoy_gramotnosti.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Бабушка считала моего папу неудачником. Она время от времени ставила нас в известность о том, что все папины товарищи по институту стали, как назло, главными врачами, профессорами или в крайнем случае кандидатами медицинских наук. Мы понимали, что папа был "отстающим"...
- Хотя все они когда-то приходили к тебе за советами. Ты им подсказывал на экзаменах! - воскликнула как-то бабушка.
- Они и сейчас приносят ему свои диссертации,- тихо сказала мама, не то гордясь папой, не то в чем-то его упрекая.- А он и в обычный отпуск уже три года не может собраться. Каждый день эта больница! Операции, операции... Хоть бы на недельку взял бюллетень: заболел бы, отдохнул, что ли... Вскоре мамино желание сбылось: папа заболел гриппом. Ему прописали лекарства.
- А еще,- сказал врач,- нужен покой, тишина-Телефон у нас стал звонить каждые две минуты…
- Как его здоровье? Как он себя чувствует? - спрашивали незнакомые голоса. Сперва меня это злило: папа не мог заснуть. И вечером я сказал маме, которая вернулась с работы:
- Звонили, наверно, раз двадцать!
- Я понимаю. Но, значит, они волнуются?
- Еще как! Некоторые чуть не плакали... от волнения... Я их успокаивал!
- Возможно... Звонков действительно было много, - сказала бабушка и с удивлением посмотрела на дверь комнаты, в которой лежал папа.
Она не ожидала, что будет столько звонков. Они обе не ожидали!.. "Как здорово, что папа заболел! -думал я. - Пусть узнают... И поймут. Особенно мама!"
В эту минуту опять зазвонил телефон.
- Простите меня, пожалуйста... - услышал я в трубке тихий, какой-то сдавленный женский голос...- Я с кем разговариваю?
- С его сыном!
- Очень приятно... Тогда вы поймете. У меня тоже есть сын. Его завтра должны оперировать. Но я хотела бы дождаться выздоровления вашего папы. Если это возможно... Попросите его, пожалуйста. У меня один сын. Я очень волнуюсь. Я хотела, чтобы ваш папа сам, лично... Тогда я была бы спокойна!
- Повторите, пожалуйста, это его жене, - сказал я.- То есть моей маме... Я сейчас ее позову! И позвал. В последующие дни я говорил всем, кто интересовался папиным самочувствием:
- Сейчас ничего определенного сказать не могу. Вы позвоните вечером. Как раз его жена будет дома! Она вам все объяснит... Вернувшись с работы, мама усаживалась в коридоре возле столика с телефоном и беспрерывно разговаривала с теми, кого я днем просил позвонить. Иногда я говорил бабушке:
- Может быть, ты ей поможешь?
И она "подменяла" маму у столика в коридоре. Больные, врачи, медсестры, которые звонили папе, каждый раз спрашивали:
- А какая температура? К сожалению, температура у него была невысокая. А мне хотелось, чтобы все они продолжали волноваться о его здоровье!
Однажды я сказал:
- Температура? Не знаю... Разбил градусник. Но лоб очень горячий. И вообще мечется!.. Так я в тот день стал отвечать всем. Я говорил шепотом в коридоре, чтобы папа не слышал. Мой шёпот на всех очень действовал. Мне отвечали тоже чуть слышно:
- Всё ещё плохо?
- Да... Позвоните попозже, когда будет его жена! Вечером нам принесли целых четыре градусника.
- Хочется, чтобы у него была нормальная температура, - тихо сказала та самая женщина, сыну которой папа должен был что-то вырезать. И протянула мне градусник.- Он все еще мечется?..
- Нет, уже лучше,- сказал я.- Гораздо лучше. Не волнуйтесь, пожалуйста...
- Поставьте ему этот градусник,- попросила она. Будто от градусника что-то зависело.
- По-моему, есть заметное улучшение,-вновь успокоил я женщину. Она вынула платок, опустила голову и ушла...
- Неужели вы думаете,- сказал я маме и бабушке,- что, если бы этот ваш... виолончелист заболел гриппом, ему бы столько звонили? И купили бы столько градусников?..
- Ну что ты!.. Разве можно сравнить? - воскликнула бабушка.- Тут же речь идет о человеческих жизнях!
- Да, он нужен людям! - сказал я.
- Безусловно! - воскликнула мама.
Не заболей папа вирусным гриппом, она бы ни за что этого не воскликнула.
(По А. Алексину)
Рабочий лист
_________________________________
- Определите, какому стилю речи соответствует данный текст.
____________________________________________________________ - Какова целевая аудитория текста (для кого написан)?
____________________________________________________________ - Определите назначение текста (почему стоит прочитать этот текст?).
____________________________________________________________ Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых нужно использовать информацию из текста. Когда бы вы могли посоветовать его прочесть? - Придумайте название для текста.
_________________________________________________________________________________ - Разделите текст на 3-4 абзаца. Озаглавьте каждый из них.
1.___________________________________________________________
2.___________________________________________________________
3.___________________________________________________________
4.___________________________________________________________ - Какое утверждение правильно передаёт содержание текста? Отметьте один правильный вариант.
- Папа рассказчика – виолончелист.
- Бабушка считала папу рассказчика успешным человеком.
- Папа рассказчика никому не помогал.
- В квартире рассказчика часто звонил телефон.
- Продолжите предложение словами текста:
Хоть бы на недельку взял ________________________________________
__________________________________________________________________
Вечером нам принесли __________________________________________
__________________________________________________________________
Не заболей папа вирусным гриппом _______________________________
_________________________________________________________________________________________
8. Вставьте отрывок в текст:
То есть она произнесла бы, может быть, то же самое слово, но не так громко, не так уверенно. Во всех газетах пишут, что с вирусным гриппом надо беспощадно бороться. А я думал об этих вирусах с нежностью и даже с любовью... Что поделаешь? Если они мне так помогли! В тот день я твердо решил, что если меня и дальше будут недооценивать, я тоже тяжело заболею. Хорошо было бы умереть... на время, чтобы все поняли, кого они потеряли! Но так как это, к сожалению, невозможно, я обязательно заболею! И весь наш класс (все сорок три человека!) будут звонить. Уж я постараюсь! Тогда все сразу поймут...
9. Как вы считаете, к концу рассказа бабушка изменила своё отношение к папе рассказчика? Свой ответ обоснуйте.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Почему автор думал о вирусах «с нежностью и даже с любовью?»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Составьте три вопроса к тексту, чтобы отразить его основное содержание.
1.____________________________________________________________________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК-ПРАКТИКУМ № 1: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЕГО ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ОДА). для учащихся 8-х классов. Фурса М.Н. учитель биологии ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург.
Здоровьесбережение. Практическое занятие, урок, самостоятельная работа по оценке состояния своего скелета учащимися....
Урок-практикум. Урок подготовки к ОГЭ. Лингвистический анализ текста
Повторение и углубление знаний о системе языка и речи. Отработка орфографических и пунктуационных навыков. Формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков а...
Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"
Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...
Функциональная грамотность.Работа с текстом на уроках математики при подготовке к ОГЭ
Приемы смыслового чтения...
Функциональная грамотность. Материалы для проведения образовательного события "День единого текста" в школе "Традиции празднования Нового года"
laquo;День единого текста» – это организационно-педагогическая технология исследования одного и того же текста на разных уроках, в результате которого обучающиеся совершенствуют навыки ра...
Презентация к уроку-практикуму по функциональной грамотности на материале текста А. Алексина "Ваше здоровье"
Презентация для проведения урока функциональной (читательской) грамотности для обучающихся 5-6 классов....
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»
Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....