Описание помещения
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок развития связной речи в 7 классе.
Тема: Описание помещения школьного музея.
Цели урока:
- Сформировать представления учащихся о таком виде работы, как описание помещения; отработать общие принципы работы над сочинением.
- Способствовать расширению и углублению активного словаря, стимулировать творческое воображение.
Задачи урока:
- Развитие умения наблюдать, излагать материал в логической последовательности.
- Овладение навыком внимательного рассмотрения (формирование умения увидеть и оценить значение деталей, предметов, красок в помещении).
слайд 1
- Тип урока: урок формирования новых знаний
- Форма урока: беседа с использованием презентации
- Технические требования к уроку: программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран
слайд 2
Этапы урока:
- организационный;
- целеполагание;
- актуализация;
- беседа с классом;
- обработка собранной информации;
- составление плана;
- словарная работа;
- лексико-орфографическая подготовка;
- самостоятельная работа;
- подведения итогов;
- домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Виды работ:
Наблюдение, беседа по вопросам, рассуждение, запись, составление плана, подбор материала по плану, рассказ по плану.
Ход урока:
слайд 3
«Каждое древо сильно своими кореньями, обруби их, и древо погибнет» - народная мудрость
- Организационный момент.
- Целеполагание.
Побывав на экскурсии в кино или в других интересных местах, мы обязательно дома делимся своими впечатлениями о том, что мы увидели и где побывали, рассказываем о том, что узнали. И чаще всего свой рассказ мы начинаем с описания того места, где мы были.
Сегодня на уроке мы с вами будем систематизировать рабочие материалы к сочинению-описанию школьного музея, попутно знакомясь с обычаями и традициями русского и тувинского народа.
- Актуализация.
С описанием предметов и животных вы уже познакомились в 5 классе. Сегодня будем учиться описывать помещение.
- Что значит описать помещение? /это значит описать интерьер, т.е. внутреннюю обстановку помещения: что и где находится/.
- Чем создается интерьер помещения? /стенами, украшениями интерьера, предметами быта, изделиями/.
- Модная сегодня профессия – дизайнер интерьеров. А что такое «интерьер»?
- Какие типы интерьера по назначению можно выделить?
/Жилой и общественный/
-На какие виды делится каждый из них? /Старинный и современный/
- Действительно. Интерьер может нам рассказать об эпохе, о культуре, о характере человека.
4. Беседа с классом
Перед проведением этого урока вы получили задание – посетить школьный музей. Вы должны были осмотреть помещение: его размеры, расположение окон, дверей, предметов быта и выяснить, для чего они были предназначены. А также узнать сведения о создании нашего музея.
- Ребята, вам предстоит описать музей. А что такое музей и для чего их создают?
слайд 4
Слово МУЗЕЙ происходит от греческого museon – храм муз. Музей – это научно-исследовательское учреждение, предназначенное для сбора, хранения, изучения памятников истории и культуры/
- Какие виды музеев вы можете назвать? /исторические, технические, сельскохозяйственные, искусствоведческие, литературные, краеведческие и другие/.
- Как называются предметы, представленные в музее? /ЭКСПОНАТЫ/
- А кто из вас побывал в музеях?
- Кто в музее помогает рассматривать экспонаты?
- Сегодня на уроке экскурсоводами будут ваши одноклассники.
5. Обработка и систематизация собранной информации.
1 экскурсовод знакомит уч-ся с историей создания школьного музея
слайд 5
История создания школьного музея
В нашей школе в последние годы работает музей для того, чтобы знакомить учащихся с жизнью и бытом тувинского и русского народов, поселившихся когда-то на территории нашего края. Здесь собраны подлинные предметы быта далёких лет. Школьный музей находится на втором этаже. Заведует музеем учитель тувинского языка Оюн Сырга Сергеевна.
2. Обстановка музея.
- Какие предметы вы увидели в музее? /мебель, посуду, фотографии, портреты, орудия труда и т.п./
- Что из увиденного вызвало у вас наибольший интерес? О чем хотелось узнать подробнее?
- Мои помощники помогут мне сегодня рассказать вам историю одного музейного экспоната.
2 экскурсовод слайды 6-7
Прялки знакомы человечеству со времен Древнего Рима, но такой глубокий и местами мифический смысл приобрели они только в России. Прялка стала не только орудием труда, но и очень дорогим подарком. Каждая прялка - это эксклюзивное изделие, украшенное различными узорами. Большинство видов росписи появилось благодаря прялкам. Кроме орнаментов, их дополняли дарственными и поучительными надписями, а также картинами сельской жизни.
3 экскурсовод слайд 8
Также в некоторых регионах России существовала свадебная традиция: жених разбивал прялку, подаренную родителями невесты, а вместо неё делал сам другую. Это было символом начала новой жизни, «рождение» новой семьи. Через прялку передавали крестной её крестника, да и пуповину ребенка разрезали на прялке или веретене. Так что можно сказать, что она сопровождала девочку всю жизнь.
Слайд 9
4 экскурсовод (показ веретена-ээргииш)
У тувинского народа тоже есть веретено /ээргииш/. Веретено /ээргииш/ - это деревянная точеная палочка, заостренная сверху и утолщенная снизу, которая имела широкое распространение в давние времена и не используется в настоящее время в быту, это одно из древнейших средств производства нитей из шерсти, льна, крапивы. Нить скручивали на веретене.
Веретено связывается с символикой прядения в целом.
ФИЗМИНУТКА
1,2,3,4,5
Вышли дети погулять
Остановились на лугу,
Я вперед быстрей бегу
Забытые предметы старины хранят в себе много интересной и полезной информации и представляют особую ценность.
слайд 10
6. Составление плана.
1. История создания музея и его название.
2. Местоположение музея в школе.
3. Обстановка (интерьер) музея. Расположение экспонатов.
- Ребята, на что сразу вы обратили внимание, когда вы зашли в музей?
- Что украшает стены музея?
- Что из мебели находится в музее?
- Назовите предметы домашней утвари.
- Что у вас вызвало особый интерес в музее?
- А какое значение для нас имеет школьный музей? В чем его польза?
/Только в музее мы можем увидеть столько старинных предметов и документов. Мы своими глазами видим из чего ели и пили, во что одевались, чем работали раньше, в музее знакомимся с традициями и обычаями. Здесь имеем возможность прикоснуться к прошлому наших предков. И то, что у нас в школе действует музей, учит нас серьезнее относиться к истории нашего края/.
- Именно поэтому 4-ый пункт нашего плана будет называться:
4. Важная роль музея (запишите план в тетрадь).
7. Словарная работа (проводится на протяжении всего урока)
Экспонаты
Орнамент
Самопрялка
слайд 11
8. Лексико-орфографическая подготовка.
- Составьте и запишите словосочетания «прил.+сущ.», которые можно использовать в описании /школьный музей, деревянная посуда, старинная утварь, музейные экспонаты
слайд 12
- Подберите слова, которые вы будете использовать для обозначения расположения предметов. /посередине, вверху, внизу, слева, справа, у стены, в углу, возле двери и т.д./
слайд 13
9.Творческая работа.
- создайте небольшое описание какого-либо экспоната музея, используя рабочие материалы сегодняшнего урока. /несколько работ зачитываются/
- Это описание вы можете включить в сочинение.
слайд 14
10. Подведение итогов
- Чему научились на уроке? Что нового мы узнали сегодня?
- К каким результатам мы пришли? (описали музей, собрали материал, подготовились к сочинению).
(Выставление оценок и их комментирование)
слайд 15
11. Задание на дом.
Сочинение –описание школьного музея.
12.Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание помещения (урок развития речи в 6 классе)
Данная презентация помогает шестиклассникам писать грамотные и инересные сочинения....
Описание помещения. Сжатое изложение (А. С. Пушкин "Станционный смотритель") 6 класс
Программный вид работы позволяет подготовить учащихся к одному из заданий ГИА. Сжатое изложение научит выбирать в тексте основное, закрепит теоретические и практические навыки, расширит сл...
Разработка урока развития речи. Выборочное изложение-описание помещения
Данная разработка представляет собой развернутый план урока развития речи в 6 классе. Рекомендуется на данном уроке также использовать презентацию "В гостях у Некрасова"...
Мастер-класс Описание помещения школьного музея 6 класс
Перед вами фрагмент урока русского языка в 6 классе. Первая часть урока проводится в учебном кабинете, затем ученики собирают материал к сочинению в краеведческом музее. Органи...
Урок развития речи. Описание помещения.
Цель: Научить учащихся описывать помещение.Сочинение по русскому языку для учащихся 6 класса....
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ Описание помещения (интерьер)
Обучение описанию интерьера помещения....