Описание помещения
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Ойдуп-оол Алла Сарыг-ооловна

Урок "Описание помещения школьного музея" 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок развития речи25.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Урок развития связной речи в 7 классе.

Тема: Описание помещения школьного музея.

Цели урока:

  1. Сформировать представления учащихся о таком виде работы, как описание помещения; отработать общие принципы работы над сочинением.
  2. Способствовать расширению и углублению активного словаря, стимулировать творческое воображение.

Задачи урока:

  1. Развитие умения наблюдать, излагать материал в логической последовательности.
  2. Овладение навыком внимательного рассмотрения (формирование умения увидеть и оценить значение деталей, предметов, красок в помещении).

слайд 1

  • Тип урока: урок формирования новых знаний
  • Форма урока: беседа с использованием презентации
  • Технические требования к уроку: программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран

слайд 2

Этапы урока:

  1. организационный;
  2.  целеполагание;
  3.  актуализация;
  4.  беседа с классом;
  5.  обработка собранной информации;
  6.  составление плана;
  7.  словарная работа;
  8.  лексико-орфографическая подготовка;
  9.  самостоятельная работа;
  10.   подведения итогов;
  11.   домашнее задание и инструктаж по его выполнению. 

Виды работ:

Наблюдение, беседа по вопросам, рассуждение, запись, составление плана, подбор материала по плану, рассказ по плану.

Ход урока:

слайд 3

«Каждое древо сильно своими кореньями, обруби их, и древо погибнет» - народная мудрость

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание.

           Побывав на экскурсии в кино или в других интересных местах, мы обязательно дома делимся своими впечатлениями о том, что мы увидели и где побывали, рассказываем о том, что узнали. И чаще всего свой рассказ мы начинаем с описания того места, где мы были.

Сегодня на уроке мы с вами будем систематизировать рабочие материалы к сочинению-описанию школьного музея, попутно знакомясь с обычаями и традициями русского и тувинского народа.

  1. Актуализация.

        С описанием предметов и животных вы уже познакомились в 5 классе. Сегодня будем учиться описывать помещение.

- Что значит описать помещение? /это значит описать интерьер, т.е. внутреннюю обстановку помещения: что и где находится/.

- Чем создается интерьер помещения? /стенами, украшениями интерьера, предметами быта, изделиями/.

- Модная сегодня профессия – дизайнер интерьеров. А что такое «интерьер»?

- Какие типы интерьера по назначению можно выделить?

/Жилой и общественный/

-На какие виды делится каждый из них? /Старинный и современный/

- Действительно.  Интерьер может нам рассказать об эпохе, о культуре, о характере человека.

4. Беседа с классом

Перед проведением этого урока вы получили задание – посетить школьный музей. Вы должны были осмотреть помещение: его размеры, расположение окон, дверей, предметов  быта и выяснить, для чего они были предназначены. А также узнать сведения о создании нашего музея.

- Ребята, вам предстоит описать музей. А что такое музей и для чего их создают? 

                                                             слайд 4

Слово МУЗЕЙ происходит от греческого  museon – храм муз. Музей – это научно-исследовательское учреждение, предназначенное для сбора, хранения, изучения памятников истории и культуры/

-  Какие виды музеев вы можете назвать? /исторические, технические, сельскохозяйственные, искусствоведческие, литературные, краеведческие и другие/.

- Как называются предметы, представленные в музее? /ЭКСПОНАТЫ/

- А кто из вас побывал в музеях?

- Кто в музее помогает рассматривать экспонаты?

- Сегодня на уроке экскурсоводами будут ваши одноклассники.

5. Обработка и систематизация собранной информации.

1 экскурсовод знакомит уч-ся с историей создания школьного музея 

слайд 5

История создания школьного музея

В нашей школе в последние годы работает музей для того, чтобы знакомить учащихся с жизнью и бытом тувинского и русского народов, поселившихся когда-то на территории нашего края. Здесь собраны подлинные предметы быта далёких лет. Школьный музей находится на втором этаже. Заведует музеем учитель тувинского языка Оюн Сырга Сергеевна.

2. Обстановка музея.

- Какие предметы вы увидели в музее? /мебель, посуду, фотографии, портреты, орудия труда и т.п./

- Что из увиденного вызвало у вас наибольший интерес? О чем хотелось узнать подробнее?

- Мои помощники помогут мне сегодня рассказать вам историю одного музейного экспоната.

2 экскурсовод слайды 6-7

Прялки знакомы человечеству со времен Древнего Рима, но такой глубокий и местами мифический смысл приобрели они только в России. Прялка стала не только орудием труда, но и очень дорогим подарком. Каждая прялка  - это эксклюзивное изделие, украшенное различными узорами. Большинство видов росписи появилось благодаря прялкам. Кроме орнаментов, их дополняли дарственными и поучительными надписями, а также картинами сельской жизни.

3 экскурсовод слайд 8

Также в некоторых регионах России существовала свадебная традиция: жених разбивал прялку, подаренную родителями невесты, а вместо неё делал сам другую. Это было символом начала новой жизни, «рождение» новой семьи. Через прялку передавали крестной её крестника, да и пуповину ребенка разрезали на прялке или веретене. Так что можно сказать, что она сопровождала девочку всю жизнь.

Слайд 9

4 экскурсовод (показ веретена-ээргииш)

У тувинского народа тоже есть веретено /ээргииш/. Веретено /ээргииш/ - это деревянная точеная палочка, заостренная сверху и утолщенная снизу, которая имела широкое распространение в давние времена и не используется в настоящее время в быту, это одно из древнейших средств производства нитей из шерсти, льна, крапивы. Нить скручивали на веретене.

Веретено связывается с символикой прядения в целом.

ФИЗМИНУТКА

1,2,3,4,5

Вышли дети погулять

Остановились на лугу,

Я вперед быстрей бегу

Забытые предметы старины хранят в себе много интересной и полезной информации и представляют особую ценность.

слайд 10

6. Составление плана.

1. История создания музея и его название.

2. Местоположение музея в школе.

3. Обстановка (интерьер) музея. Расположение экспонатов.

- Ребята, на что сразу вы обратили внимание, когда вы зашли в музей?

- Что украшает стены музея?

- Что из мебели находится в музее?

- Назовите предметы домашней утвари.

- Что у вас вызвало особый интерес в музее?

- А какое значение для нас имеет школьный музей? В чем его польза?

/Только в музее мы можем увидеть столько старинных предметов и документов. Мы своими глазами видим из чего ели и пили, во что одевались, чем работали раньше, в музее знакомимся с традициями и обычаями. Здесь имеем возможность прикоснуться к прошлому наших предков. И то, что у нас в школе действует музей, учит нас серьезнее относиться к истории нашего края/.

- Именно поэтому 4-ый пункт нашего плана будет называться:

4. Важная роль музея (запишите план в тетрадь).

7. Словарная работа (проводится на протяжении всего урока)

Экспонаты

Орнамент

Самопрялка

слайд 11

8. Лексико-орфографическая подготовка.

  1. Составьте и запишите словосочетания «прил.+сущ.», которые можно использовать в описании /школьный музей, деревянная посуда, старинная  утварь, музейные экспонаты

                                                 

                                               слайд 12

  1. Подберите слова, которые вы будете использовать для обозначения расположения предметов. /посередине, вверху, внизу, слева, справа, у стены, в углу, возле двери и т.д./

слайд 13

9.Творческая работа.

- создайте небольшое описание какого-либо экспоната музея, используя рабочие материалы сегодняшнего урока.  /несколько работ зачитываются/

- Это описание вы можете включить в сочинение.

слайд 14

10. Подведение итогов

- Чему научились на уроке? Что нового мы узнали сегодня?

- К каким результатам мы пришли? (описали музей, собрали материал, подготовились к сочинению).

(Выставление оценок и их комментирование)

слайд 15

11. Задание на дом.

Сочинение –описание школьного музея.

       12.Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание помещения (урок развития речи в 6 классе)

Данная презентация помогает шестиклассникам писать грамотные и инересные сочинения....

Описание помещения. Сжатое изложение (А. С. Пушкин "Станционный смотритель") 6 класс

Программный вид работы  позволяет подготовить учащихся к одному из заданий  ГИА. Сжатое изложение научит выбирать в тексте основное, закрепит теоретические и практические навыки, расширит сл...

Разработка урока развития речи. Выборочное изложение-описание помещения

Данная разработка представляет собой развернутый план урока развития речи в 6 классе. Рекомендуется на данном уроке также использовать презентацию "В гостях у Некрасова"...

Мастер-класс Описание помещения школьного музея 6 класс

Перед вами фрагмент  урока русского языка в 6 классе. Первая часть урока проводится в  учебном кабинете, затем ученики  собирают материал  к сочинению в краеведческом музее. Органи...

Урок развития речи. Описание помещения.

Цель: Научить учащихся описывать помещение.Сочинение по русскому языку для учащихся 6 класса....

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ Описание помещения (интерьер)

Обучение описанию интерьера помещения....