Мастер-класс Описание помещения школьного музея 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Плотникова Ольга Ивановна

Перед вами фрагмент  урока русского языка в 6 классе. Первая часть урока проводится в  учебном кабинете, затем ученики  собирают материал  к сочинению в краеведческом музее. Организованно провести урок помогает маршрутный лист. После сбора и обсуждения материала ученики возвращаются в кабинет, пишут сочинение-описание одного из помещений школьного музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Мастер – класс

  Тема: Сочинение - описание помещения школьного музея

  Класс 6

     Плотникова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы

     Цель:

  • Обучающая: учить  описывать интерьер музея, его внутреннее пространство, используя специальную лексику;
  • Развивающая: формировать учебные умения и навыки через составление текста описания помещения; развивать речь и мышление учащихся;
  • Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к миру вещей, которые их окружают, уважение к истории своих родных мест.

   Форма проведения мастер-класса – интегрированное занятие

       Выступление учителя

         Академик Д.С. Лихачев называл краеведение «самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности», которая «учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень».     Школьное краеведение является одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью и важнейшим фактором нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо выпускнику школы для непосредственного участия в его преобразовании, так как родной край - это живая, деятельная частица огромного мира. Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памяти, материальной, духовной жизни народа и содействует расширению кругозора учащихся и формированию их познавательных интересов, активизации поисково-исследовательской деятельности. С этой  целью в нашей школе создан музей краеведения.   Краеведческая деятельность в школе осуществляется в рамках учебной деятельности (уроки, факультативные занятия), внеурочной (занятия краеведческих кружков, клубов и обществ) и внешкольной, проводимой под руководством учреждений дополнительного образования.

      Так  планирование уроков русского языка и литературы составляется с учетом краеведческого компонента. Предусматриваются как музейные уроки (например, «Вятская завалинка»  - урок по вятскому фольклору), так и  интегрированные занятия, когда урок проводится и в учебном кабинете, и в школьном музее («История одного экспоната», «Письма с войны», «Тайна старой фотографии», «Пионерская юность моих родителей» и др.).

      Перед вами фрагмент  урока русского языка в 6 классе. Первая часть урока проводится в  учебном кабинете, затем ученики  собирают материал  к сочинению в краеведческом музее. Организованно провести урок помогает маршрутный лист. После сбора и обсуждения материала ученики возвращаются в кабинет, пишут сочинение-описание одного из помещений школьного музея.

 

Маршрутный лист урока учени___6 класса_______________________

1.Определяем ТЕМУ урока  ____________________________________

Прочитайте тексты. Что в них общее?

- Большая светлая комната. У окна – письменный стол. На стене  -  книжная полка, семейные фотографии. У противоположной стены находится диван…

- Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах…в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках…

- Небольшой, но уютный кабинет  Ряды парт. Учительский стол. Большая классная доска. Шкафы с книгами. Компьютерный стол…

                                                  2. ЗАДАЧИ урока:

Научиться_____________________________________________________

Знать__________________________________________________________

Уметь_________________________________________________________

_______________________________________________________________

3.Заполните таблицу, прочитав параграф 31 в книге «Русская речь», с.110

                                  Структура описания помещения

  1. Основа описания помещения –…

    краткое описание

     2.  Перечень предметов, находящихся в помещении, может сопровождаться указанием на их…

    развернутое описание

     3. Каждый предмет не только называется, но и …

    подробное описание

4. Словарная работа. Параграф 25, с.56 и словари

    Интерьер - _________________________________________________

    Музей- _______________________________________________________

    Экспозиция - ____________________________________________________

    Экспонат - _____________________________________________________

Комн…та, порт…ра, справ…, налев…, (на)против,  …десь же, (по)средине

5.    Школьный краеведческий музей

        План

                          Рабочие материалы

I. Из истории музея

Школьный краеведческий музей был создан в …

году. Его организатором стала…

  В настоящее время музеем руководит…

Ученики, учителя школы, жители села Загарье собрали около…                                    экспонатов.

В музее проводятся  экскурсии, …

II. Описание одной из комнат.

  1. Общее описание комнаты.
  2. Экспозиции.






  1. Интересные экспонаты

Заходим в одну из комнат школьного музея. Напротив двери – два окна, плотно закрытые портьерами…


Слева от входа расположена экспозиция

«   …                                                                      

Справа находятся …    

Рядом стоят…  

На стенах висят…

В школьном музее находится немало интересных  экспонатов. Я хочу рассказать об одном из них. …

6. Написание и редактирование сочинения. Индивидуальная консультация учителя.

7. Написание сочинения в тетрадях по развитию речи.

8. Итог урока

- Что узнали нового?_____________________________________

- Чему научились?______________________________________

- Было легко_____________________________________________

- Затруднило_________________________________________________

9. Домашнее задание

      Дописать сочинение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание помещения (урок развития речи в 6 классе)

Данная презентация помогает шестиклассникам писать грамотные и инересные сочинения....

Описание помещения. Сжатое изложение (А. С. Пушкин "Станционный смотритель") 6 класс

Программный вид работы  позволяет подготовить учащихся к одному из заданий  ГИА. Сжатое изложение научит выбирать в тексте основное, закрепит теоретические и практические навыки, расширит сл...

Разработка урока развития речи. Выборочное изложение-описание помещения

Данная разработка представляет собой развернутый план урока развития речи в 6 классе. Рекомендуется на данном уроке также использовать презентацию "В гостях у Некрасова"...

Урок развития речи. Описание помещения.

Цель: Научить учащихся описывать помещение.Сочинение по русскому языку для учащихся 6 класса....

Мастер-класс «Работа школьного музея (музейной комнаты) Русского быта на уроках технологии и во внеурочной деятельности «Я приглашаю вас пройти в музей…»

Использование нетрадиционных  форм  работы в неаудиторной занятости учащихся,   обобщение опыта работы по созданию школьного краеведческого музея....

Мастер-класс «Реставрация экспонатов школьного краеведческого музея» Автор: Карачун О.А., МКОУ СОШ с. Новогромово

В документе  описаны правила реставрации металлических изделий и бумажных экспонатов....