Диагностическая работа по читательской грамотности для учащихся 5 класса "Разнотравье"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Диагностическая работа по читательской грамотности для обучающихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskaya_rabota_po_chitatelskoy_gramotnosti_5_klass.docx | 495.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Александринская гимназия»
________________________________________________________________
Диагностическая работа для учащихся 5 классов
Читательская грамотность
Смирнова Елена Илларионовна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназия № 628
Красногвардейского района
г. Санкт-Петербург
2021
- Прочитайте текст «Разнотравье» и выполните задания 1-9.
РАЗНОТРАВЬЕ
Луг бывает большим – в поймах рек, и маленьким – на лесных полянах. Маленький луг называют луговиной. Всякие луг и луговина хранят в себе множество тайн.
Золотым луг кажется там, где растет зверобой. Цветет он с июня по сентябрь. Наиболее распространенные виды зверобоя: стелющийся, волосистый, пятнистый и продырявленный. Внешне они очень похожи друг на друга. Самый обычный – зверобой продырявленный – из-за просвечивающих точек на листьях. Стебель растения прямой, листья похожи на маленькие огурчики, цветки золотистые, ярко-желтые, будто солнышки с пятью лучиками. Зверобой любит сухие луга, лесные луговины.
Мяту среди лугового разнотравья сразу и не заметишь. Пригрелась на солнышке, прижалась к соседней травинке и благоухает. Вот и отыщете ее по приятному запаху, который знаком каждому с детства по зубной пасте. Мята используется также для приготовления чаев, сиропов, конфет.
Если растереть листик мяты в пальцах, то уж никогда эту траву с другой не спутаешь. Растет душистое растение на увлажненных лугах, пастбищах, в прибрежных зарослях и даже в канавах. Благодаря своему ползучему корневищу, где облюбует место и поселится, там и будет расти не один год.
Цветет мята все лето. Цветочки ее, расположенные в пазухах листьев по всему стеблю, напоминают семью бегущих цепочкой фиолетовых ежиков.
Нетрудно отыскать среди разнотравья и пижму. Островки, а то и целые «материки» зарослей ярко-желтых цветов можно встретить и в песчаном карьере, и в придорожной канаве, и на вырубке. Мелкие трубчатые цветки собраны в маленькие корзиночки. На верхушке стебля они образуют густые щетки. Листья, как у рябины. В народе пижму и называют дикой рябиной. От цветков ее исходит сильный горьковатый запах. Его не переносит моль, мухи и комары. Пучок пижмы окажет неоценимую помощь в борьбе с этими насекомыми.
Все знают тысячелистник. У него прямой и крепкий, как проволока, стебель, густая шапка белых или розоватых цветков. Листья – елочки с многочисленными дольками-листочками. Отсюда, вероятно, и название – тысячелистник. Любимое место – сухой луг, травянистый склон, лесная опушка.
Во время Троянской войны мифический герой Ахилл вылечил тысячелистником тяжело раненного воина. В честь врача эта трава и получила научное название Achillea. И в наши дни тысячелистник не потерял своей целебной силы.
Почти везде, в том числе и на лугу, растет подорожник. Когда влаги в почве много, его листья приподнимаются, а когда мало – прижаты к земле. Подорожники – большой, средний и ланцетолистный – похожи друг на друга, но есть у них и отличия. У большого – цветки с беловатыми тычинками, не пахнут. У среднего – тычинки лиловые, с приятным запахом, а у ланцетолистного – тычинки желтые.
Бежишь по тропинке, торопишься. Нечаянно споткнулся, ногу или руку поранил. Больно, кровь сочится, а остановить нечем. Да вот же лекарство прямо под ногами: сорви листок, вымой его и приложи к ранке. Кровь остановится и боль пройдет. Все подорожники – растения лекарственные.
(По В. Ф. Кологриву)
1. Какова основная цель текста? Отметьте ОДИН правильный ответ.
- Объяснить, что такое луг и луговина
- Показать, какие лекарственные растения растут на лугу
- Рассказать, как надо вести себя, если поранил руку или ногу
- Узнать и запомнить растения луга
Характеристики задания 1.
- Возраст обучающихся: 5 класс
- Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
- Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
- Контекст: личный
- Тип текста: сплошной
- Уровень сложности задания: средний
- Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
- Объект оценки: понимать намерение автора, назначение текста
- Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Отмечено утверждение (Узнать и запомнить растения луга) | 1 |
Отмечено любое другое утверждение | 0 |
- Какое утверждение правильно передаёт содержание текста? Отметьте ОДИН правильный ответ.
- Всякие луг и луговина хранят в себе множество тайн.
- Маленький луг называют луговиной.
- Луг бывает большим – в поймах рек, и маленьким – на лесных полянах.
- Да вот же лекарство прямо под ногами: сорви листок, вымой его и приложи к ранке.
Характеристики задания 2.
- Возраст обучающихся: 5 класс
- Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
- Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
- Контекст: личный
- Тип текста: сплошной
- Уровень сложности задания: средний
- Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
- Объект оценки: понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею текста)
- Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Отмечено утверждение (Луг бывает большим – в поймах рек, и маленьким – на лесных полянах) | 1 |
Отмечено любое другое утверждение | 0 |
- На что обращает внимание, рассказывая про луг и луговину, автор и считает это важным? Сформулируйте его мысль и запишите.
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Характеристики задания 3.
- Возраст обучающихся: 5 класс
- Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
- Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
- Контекст: личный
- Тип текста: сплошной
- Уровень сложности задания: высокий
- Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
- Объект оценки: понимать авторскую позицию по отношению
к обсуждаемой проблеме
- Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Записано предложение, в котором отражена мысль о том, что всякие луг и луговина хранят в себе множество тайн. Допускается копирование предложения: «Всякие луг и луговина хранят в себе множество тайн», а также передача смысла этого предложения своими словами: «разные растения могут расти на лугу и луговине»; «золотым луг кажется там, где растет зверобой»; «мята благоухает среди разнотравья»; «пижма похожа на рябину»; «в честь врача эта трава получила научное название Achillea»; «вымой подорожник, приложи к ранке: кровь остановится и боль пройдет». | 1 |
Дан неверный ответ ИЛИ верный ответ приводится вместе с неверным | 0 |
- Какие приёмы использует автор, чтобы обратить особое внимание читателей на информацию о необычных особенностях растений луга, которые он считает важными? Запишите ДВА таких приёма.
- __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Характеристики задания 4.
- Возраст обучающихся: 5 класс
- Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
- Компетентностная область оценки: осмысливать и оценивать содержание и форму текста
- Контекст: личный
- Тип текста: сплошной
- Уровень сложности задания: высокий
- Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
- Объект оценки: оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов
- Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Говорится, что при передаче самой важной информации о необычных особенностях растений, которые растут на лугу, автор:
| 2 |
Говорится, что при передаче самой важной информации о необычных особенностях растений автор выделяет графически/использует прописные буквы ИЛИ повторяет на протяжении всего текста в разных формулировках | 1 |
Ответ неверный | 0 |
- Ниже даны два утверждения. Для каждого утверждения найдите в тексте предложение, в котором объясняется, что растения являются лекарственными, и запишите рядом с утверждением.
А. И в наши дни тысячелистник не потерял своей целебной силы.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Б. Все подорожники – растения лекарственные.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Характеристики задания 5.
- Возраст обучающихся: 5 класс
- Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
- Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
- Контекст: личный
- Тип текста: сплошной
- Уровень сложности задания: средний
- Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
- Объект оценки: устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
- Система оценивания
Каждый ответ оценивается отдельно. Всего за задание 2 балла.
А. И в наши дни тысячелистник не потерял своей целебной силы.
Содержание критерия | Баллы |
В ответе могут быть записаны следующие фрагменты текста: «Во время Троянской войны мифический герой Ахилл вылечил тысячелистником тяжело раненного воина»; «В честь врача эта трава и получила научное название Achillea» | 1 |
Приведены неверные предложения | 0 |
Б. Все подорожники – растения лекарственные.
Содержание критерия | Баллы |
В ответе могут быть записаны следующие фрагменты текста: «Бежишь по тропинке, торопишься. Нечаянно споткнулся, ногу или руку поранил. Больно, кровь сочится, а остановить нечем»; «Да вот же лекарство прямо под ногами: сорви листок, вымой его и приложи к ранке. Кровь остановится и боль пройдет». | 1 |
Приведены неверные предложения | 0 |
- Найдите, какие ПЯТЬ полезных растений летом можно найти на лугу и напишите, где они могут расти?
- ______________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________
Характеристики задания 6.
- Возраст обучающихся: 5 класс
- Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
- Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
- Контекст: личный
- Тип текста: сплошной
- Уровень сложности задания: низкий
- Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
- Объект оценки: делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов
- Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Перечисляются пять луговых растений (и места, где они могут расти) из списка, приведенного ниже: - Зверобой любит сухие луга, лесные луговины. - Мяту среди лугового разнотравья сразу и не заметишь. Растет душистое растение на увлажненных лугах, пастбищах, в прибрежных зарослях и даже в канавах. - Нетрудно отыскать среди разнотравья и пижму. Островки, а то и целые «материки» зарослей ярко-желтых цветов можно встретить и в песчаном карьере, и в придорожной канаве, и на вырубке. - Отсюда и название – тысячелистник. Любимое место – сухой луг, травянистый склон, лесная опушка. - Почти везде, в том числе и на лугу, растет подорожник. | 2 |
Правильно и в соответствии с содержанием текста названы только три –четыре растения (и места, где они могут расти) из списка, приведенного выше | 1 |
Правильно и в соответствии с содержанием текста названо только одно-два растений (и места, где они могут расти) из списка, приведенного выше | 0 |
- Опираясь на текст, определите, на каких фотографиях изображены растения, которые могут расти на лугу? Отметьте ВСЕ правильные ответы.
А Б В
Г Д
Характеристики задания 7.
- Возраст обучающихся: 5 класс
- Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
- Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
- Контекст: личный
- Тип текста: сплошной
- Уровень сложности задания: низкий
- Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов
- Объект оценки: соотносить графическую и вербальную информацию
- Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Отмечены ответы А, Б, Г, другие ответы не отмечены | 1 |
Другие варианты ответа | 0 |
- Что можно сделать, если в доме завелись моль, мухи и комары? Используя информацию текста, опишите своими словами действия в этой ситуации.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Характеристики задания 8.
- Возраст обучающихся: 5 класс
- Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
- Компетентностная область оценки: использовать информацию из текста
- Контекст: личный
- Тип текста: сплошной
- Уровень сложности задания: высокий
- Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
- Объект оценки: использовать информацию из текста для решения практической задачи
- Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
В ответе описываются правильные действия в предложенной ситуации, основанные на информации текста. Может говориться о том, что можно сделать, если в доме завелись моль, мухи и комары. Например: «От цветков ее исходит сильный запах», «Его не переносит моль, мухи и комары. Пучок пижмы окажет неоценимую помощь в борьбе с этими насекомыми». Ответ может быть записан своими словами, близкими к информации в тексте. | 1 |
Действия, предлагаемые в ответе, противоречат тексту или совершенно его не учитывают. | 0 |
- Что следует делать, если вы хотите приготовить чай со вкусом мяты? Используя информацию текста, опишите своими словами действия в этой ситуации.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Характеристики задания 9.
- Возраст обучающихся: 5 класс
- Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
- Компетентностная область оценки: использовать информацию из текста
- Контекст: личный
- Тип текста: сплошной
- Уровень сложности задания: высокий
- Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
- Объект оценки: использовать информацию из текста для решения практической задачи
- Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
В ответе описываются правильные действия в предложенной ситуации, основанные на информации текста. Может говориться о том, что можно сделать, если вы хотите приготовить чай со вкусом мяты. Например: «Если растереть листик мяты в пальцах, то уж никогда эту траву с другой не спутаешь», «Отыщете ее по запаху, который знаком с детства по зубной пасте. Мята используется также для приготовления чаев» Ответ может быть записан своими словами, близкими к информации в тексте. | 1 |
Действия, предлагаемые в ответе, противоречат тексту или совершенно его не учитывают. | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая работа по читательской грамотности
Читательская грамотность - это метапредметное умение, это фундамент, всей функциональной грамотности, поэтому именно это умение стоит первым в любом перечне компонентов функциональной грамотности....
Диагностическая работа по функциональной грамотности (читательская грамотность) в 6 классе
Работа расчитана на 20 мин, на примере несплошного текста...
Демонстрационный вариант диагностической работы по читательской грамотности для обучающихся 6-х классов
Диагностическая работа проводится с целью определения у обучающихся 6-х классов уровня сформированности функциональной грамотности в части читательской грамотности. Оценка функциональной (читательской...
Фрагмент урока по развитию читательской грамотности у учащихся на уроках английского языка
Использование на уроках английского языка подобного рода заданий способствует развитию читательской грамотности учащихся, освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает твор...
Демонстрационный вариант диагностической работы по читательской грамотности для обучающихся 6-х классов
Диагностическая работа проводится с целью определения у обучающихся 6-х классов уровня сформированности функциональной грамотности в части читательской грамотности....
Демонстрационный вариант диагностической работы по читательской грамотности для обучающихся 6-х классов
Диагностическая работа проводится с целью определения у обучающихся 6-х классов уровня сформированности функциональной грамотности в части читательской грамотности...