Диагностическая работа по читательской грамотности для учащихся 5 класса "Разнотравье"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Елена Илларионовна Смирнова

Диагностическая работа по читательской грамотности для обучающихся 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«Александринская гимназия»

________________________________________________________________

Диагностическая работа для учащихся 5 классов

Читательская грамотность

                                                                     Смирнова Елена Илларионовна, учитель  русского языка и литературы

 ГБОУ гимназия № 628

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербург

2021

  1. Прочитайте текст «Разнотравье»  и выполните задания 1-9.

РАЗНОТРАВЬЕ

Луг бывает большим – в поймах рек, и маленьким – на лесных полянах. Маленький луг называют луговиной. Всякие луг и луговина хранят в себе множество тайн.

C:\Users\HP\Desktop\2940x1960_918373_[www.ArtFile.ru].jpg  C:\Users\HP\Desktop\1081.jpg  C:\Users\HP\Desktop\summer-2360291_1280.jpg  C:\Users\HP\Desktop\pexels-photo-570041.jpeg

Золотым луг кажется там, где растет зверобой. Цветет он с июня по сентябрь. Наиболее распространенные виды зверобоя: стелющийся, волосистый, пятнистый и продырявленный. Внешне они очень похожи друг на друга. Самый обычный – зверобой продырявленный – из-за просвечивающих точек на листьях. Стебель растения прямой, листья похожи на маленькие огурчики, цветки золотистые, ярко-желтые, будто солнышки с пятью лучиками. Зверобой любит сухие луга, лесные луговины.

Мяту среди лугового разнотравья сразу и не заметишь. Пригрелась на солнышке, прижалась к соседней травинке и благоухает. Вот и отыщете ее по приятному запаху, который знаком каждому с детства по зубной пасте. Мята используется также для приготовления чаев, сиропов, конфет.

Если растереть листик мяты в пальцах, то уж никогда эту траву с другой не спутаешь. Растет душистое растение на увлажненных лугах, пастбищах, в прибрежных зарослях и даже в канавах. Благодаря своему ползучему корневищу, где облюбует место и поселится, там и будет расти не один год.

Цветет мята все лето. Цветочки ее, расположенные в пазухах листьев по всему стеблю, напоминают семью бегущих цепочкой фиолетовых ежиков.

Нетрудно отыскать среди разнотравья и пижму. Островки, а то и целые «материки» зарослей ярко-желтых цветов можно встретить и в песчаном карьере, и в придорожной канаве, и на вырубке. Мелкие трубчатые цветки собраны в маленькие корзиночки. На верхушке стебля они образуют густые щетки. Листья, как у рябины. В народе пижму и называют дикой рябиной. От цветков ее исходит сильный горьковатый запах. Его не переносит моль, мухи и комары. Пучок пижмы окажет неоценимую помощь в борьбе с этими насекомыми.

Все знают тысячелистник. У него прямой и крепкий, как проволока, стебель, густая шапка белых или розоватых цветков. Листья – елочки с многочисленными дольками-листочками. Отсюда, вероятно, и название – тысячелистник. Любимое место – сухой луг, травянистый склон, лесная опушка.

Во время Троянской войны мифический герой Ахилл вылечил тысячелистником тяжело раненного воина. В честь врача эта трава и получила научное название Achillea. И в наши дни тысячелистник не потерял своей целебной силы.

Почти везде, в том числе и на лугу, растет подорожник. Когда влаги в почве много, его листья приподнимаются, а когда мало – прижаты к земле. Подорожники – большой, средний и ланцетолистный – похожи друг на друга, но есть у них и отличия. У большого – цветки с беловатыми тычинками, не пахнут. У среднего – тычинки лиловые, с приятным запахом, а у ланцетолистного – тычинки желтые.

Бежишь по тропинке, торопишься. Нечаянно споткнулся, ногу или руку поранил. Больно, кровь сочится, а остановить нечем. Да вот же лекарство прямо под ногами: сорви листок, вымой его и приложи к ранке. Кровь остановится и боль пройдет. Все подорожники – растения лекарственные.

(По В. Ф. Кологриву)

1. Какова основная цель текста? Отметьте ОДИН правильный ответ.

  • Объяснить, что такое луг и луговина
  • Показать, какие лекарственные растения растут на лугу
  • Рассказать, как надо вести себя, если поранил руку или ногу
  • Узнать и запомнить растения луга

Характеристики задания 1.

  • Возраст обучающихся: 5 класс
  • Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: личный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности задания: средний
  • Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
  • Объект оценки: понимать намерение автора, назначение текста
  • Система оценивания

                                     Содержание критерия

Баллы

Отмечено утверждение (Узнать и запомнить растения луга)

1

Отмечено любое другое утверждение

0

  1. Какое утверждение правильно передаёт содержание текста? Отметьте ОДИН правильный ответ.

  • Всякие луг и луговина хранят в себе множество тайн.
  • Маленький луг называют луговиной.
  • Луг бывает большим – в поймах рек, и маленьким – на лесных полянах.
  • Да вот же лекарство прямо под ногами: сорви листок, вымой его и приложи к ранке.

Характеристики задания 2.

  • Возраст обучающихся: 5 класс
  • Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: личный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности задания: средний
  • Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
  • Объект оценки: понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею текста)
  • Система оценивания

                                     Содержание критерия

Баллы

Отмечено утверждение (Луг бывает большим – в поймах рек, и маленьким – на лесных полянах)

1

Отмечено любое другое утверждение

0

  1. На что обращает внимание, рассказывая про луг и луговину, автор и считает это важным? Сформулируйте его мысль и запишите.

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Характеристики задания 3.

  • Возраст обучающихся: 5 класс
  • Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: личный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности задания: высокий
  • Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
  • Объект        оценки:        понимать        авторскую        позицию        по        отношению        

к обсуждаемой проблеме

  • Система оценивания

                                     Содержание критерия

Баллы

Записано предложение, в котором отражена мысль о том, что всякие луг и луговина хранят в себе множество тайн.

Допускается копирование предложения: «Всякие луг и луговина хранят в себе множество тайн», а также передача смысла этого предложения своими словами: «разные растения могут расти на лугу и луговине»; «золотым луг кажется там, где растет зверобой»; «мята благоухает среди разнотравья»; «пижма похожа на рябину»; «в честь врача эта трава получила научное название Achillea»; «вымой подорожник, приложи к ранке: кровь остановится и боль пройдет».

1

Дан неверный ответ ИЛИ верный ответ приводится вместе с неверным

0

  1. Какие приёмы использует автор, чтобы обратить особое внимание читателей на информацию о необычных особенностях растений луга, которые он считает важными? Запишите ДВА таких приёма.
  1. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Характеристики задания 4.

  • Возраст обучающихся: 5 класс
  • Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
  • Компетентностная        область        оценки:        осмысливать        и        оценивать содержание и форму текста
  • Контекст: личный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности задания: высокий
  • Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
  • Объект оценки: оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов
  • Система оценивания

                                     Содержание критерия

Баллы

Говорится, что при передаче самой важной информации о необычных особенностях растений, которые растут на лугу, автор:

  1. выделяет графически / использует прописные буквы;
  2. повторяет на протяжении всего текста в разных формулировках («пригрелась на солнышке и благоухает», «растереть листик в пальцах», «душистое растение», «отыщете ее по приятному запаху, который знаком каждому с детства по зубной пасте», «от цветков ее исходит сильный горьковатый запах»)

2

Говорится, что при передаче самой важной информации о необычных особенностях растений автор выделяет графически/использует прописные буквы ИЛИ повторяет на протяжении всего текста в разных формулировках

1

Ответ неверный

0

  1. Ниже даны два утверждения. Для каждого утверждения найдите в тексте предложение, в котором объясняется, что растения являются лекарственными, и запишите рядом с утверждением.

 А. И в наши дни тысячелистник не потерял своей целебной силы.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Б. Все подорожники – растения лекарственные.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Характеристики задания 5.

  • Возраст обучающихся: 5 класс
  • Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: личный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности задания: средний
  • Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
  • Объект оценки: устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
  • Система оценивания

Каждый ответ оценивается отдельно. Всего за задание 2 балла.

А. И в наши дни тысячелистник не потерял своей целебной силы.

                                     Содержание критерия

Баллы

В ответе могут быть записаны следующие фрагменты текста:

«Во время Троянской войны мифический герой Ахилл вылечил тысячелистником тяжело раненного воина»;

«В честь врача эта трава и получила научное название Achillea»

1

Приведены неверные предложения

0

Б. Все подорожники – растения лекарственные.

                                     Содержание критерия

Баллы

В ответе могут быть записаны следующие фрагменты текста:

«Бежишь по тропинке, торопишься. Нечаянно споткнулся, ногу или руку поранил. Больно, кровь сочится, а остановить нечем»;

«Да вот же лекарство прямо под ногами: сорви листок, вымой его и приложи к ранке. Кровь остановится и боль пройдет».

1

Приведены неверные предложения

0

  1. Найдите, какие ПЯТЬ полезных растений летом можно найти на лугу и напишите, где они могут расти?
  1. ______________________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________________
  4. ______________________________________________________________________
  5. ______________________________________________________________________

Характеристики задания 6.

  • Возраст обучающихся: 5 класс
  • Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: личный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности задания: низкий
  • Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
  • Объект оценки: делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов
  • Система оценивания

                                     Содержание критерия

Баллы

Перечисляются пять луговых растений (и места, где они могут расти) из списка, приведенного ниже:

- Зверобой любит сухие луга, лесные луговины.

- Мяту среди лугового разнотравья сразу и не заметишь. Растет душистое растение на увлажненных лугах, пастбищах, в прибрежных зарослях и даже в канавах.

- Нетрудно отыскать среди разнотравья и пижму. Островки, а то и целые «материки» зарослей ярко-желтых цветов можно встретить и в песчаном карьере, и в придорожной канаве, и на вырубке.

- Отсюда и название – тысячелистник. Любимое место – сухой луг, травянистый склон, лесная опушка.

- Почти везде, в том числе и на лугу, растет подорожник.

2

Правильно и в соответствии с содержанием текста названы только три –четыре растения (и места, где они могут расти) из списка, приведенного выше

1

Правильно и в соответствии с содержанием текста названо только одно-два растений (и места, где они могут расти) из списка, приведенного выше

0

  1. Опираясь на текст, определите, на каких фотографиях изображены растения, которые могут расти на лугу? Отметьте ВСЕ правильные ответы.

 C:\Users\HP\Desktop\тысячелистник.jpg  C:\Users\HP\Desktop\c876704204e174418aec357183dbb49e.jpe   https://get.pxhere.com/photo/blossom-plant-white-flower-petal-pond-botany-garden-sacred-lotus-aquatic-plant-flora-lotus-lily-water-lilies-floristry-flowering-plant-land-plant-lotus-family-proteales-988586.jpg

                  А                                         Б                                              В

C:\Users\HP\Desktop\1596560023_56-p-zveroboi-prodiryavlennii-72.jpg       https://i.ytimg.com/vi/eX6G2BQdNmI/maxresdefault.jpg

                 Г                                                Д

Характеристики задания 7.

  • Возраст обучающихся: 5 класс
  • Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: личный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности задания: низкий
  • Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов
  • Объект оценки: соотносить графическую и вербальную информацию
  • Система оценивания

                                     Содержание критерия

Баллы

Отмечены ответы А, Б, Г,  другие ответы не отмечены

1

Другие варианты ответа

0

  1. Что можно сделать, если в доме завелись моль, мухи и комары? Используя информацию текста, опишите своими словами действия в этой ситуации.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Характеристики задания 8.

  • Возраст обучающихся: 5 класс
  • Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
  • Компетентностная область оценки: использовать информацию из текста
  • Контекст: личный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности задания: высокий
  • Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
  • Объект оценки: использовать информацию из текста для решения практической задачи
  • Система оценивания

                                     Содержание критерия

Баллы

В ответе описываются правильные действия в предложенной ситуации, основанные на информации текста. Может говориться о том, что можно сделать, если в доме завелись моль, мухи и комары.

Например: «От цветков ее исходит сильный запах», «Его не переносит моль, мухи и комары. Пучок пижмы окажет неоценимую помощь в борьбе с этими насекомыми».

Ответ может быть записан своими словами, близкими к информации в тексте.

1

Действия, предлагаемые в ответе, противоречат тексту или совершенно его не учитывают.

0

  1. Что следует делать, если вы хотите приготовить  чай со вкусом мяты? Используя информацию текста, опишите своими словами действия в этой ситуации.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Характеристики задания 9.

  • Возраст обучающихся: 5 класс
  • Содержательная область оценки: чтение для личных целей, человек и природа
  • Компетентностная область оценки: использовать информацию из текста
  • Контекст: личный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности задания: высокий
  • Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
  • Объект оценки: использовать информацию из текста для решения практической задачи
  • Система оценивания

                                     Содержание критерия

Баллы

В ответе описываются правильные действия в предложенной ситуации, основанные на информации текста. Может говориться о том, что можно сделать, если вы хотите приготовить  чай со вкусом мяты.

Например: «Если растереть листик мяты в пальцах, то уж никогда эту траву с другой не спутаешь», «Отыщете ее по запаху, который знаком с детства по зубной пасте. Мята используется также для приготовления чаев»

Ответ может быть записан своими словами, близкими к информации в тексте.

1

Действия, предлагаемые в ответе, противоречат тексту или совершенно его не учитывают.

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая работа по читательской грамотности

Читательская грамотность - это метапредметное умение, это фундамент, всей функциональной грамотности, поэтому именно это умение стоит первым в любом перечне компонентов функциональной грамотности....

Демонстрационный вариант диагностической работы по читательской грамотности для обучающихся 6-х классов

Диагностическая работа проводится с целью определения у обучающихся 6-х классов уровня сформированности функциональной грамотности в части читательской грамотности. Оценка функциональной (читательской...

Фрагмент урока по развитию читательской грамотности у учащихся на уроках английского языка

Использование на уроках английского языка подобного рода заданий способствует развитию читательской грамотности учащихся, освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает твор...

Демонстрационный вариант диагностической работы по читательской грамотности для обучающихся 6-х классов

Диагностическая работа проводится с целью определения у обучающихся 6-х классов уровня сформированности функциональной грамотности в части читательской грамотности....

Демонстрационный вариант диагностической работы по читательской грамотности для обучающихся 6-х классов

Диагностическая работа проводится с целью определения у обучающихся 6-х классов уровня сформированности функциональной грамотности в части читательской грамотности...