Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок в 8 классе проводится после изучения тем "Односоставные предложения", "Виды односоставных предложений" с целью выявления усвоения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока по теме "Односоставные предложения" | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в Школе хорошего тона
Тема: «Односоставные предложения. Употребление их в речи».
Урок проводится в 8 классе. Цели, задачи и содержание урока определяются через развитие языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций.
Цели и задачи:
- обобщить материал по теме «Односоставные предложения», повторить особенности выражения грамматической основы в односоставных конструкциях;
- учиться строить односоставные предложения, отрабатывать навыки употребления их в речи, оценивать выразительную сторону односоставных предложений; развивать творческие способности, монологическую речь учащихся, формировать функциональную грамотность учащихся; умение владеть нормами речевого этикета;
- воспитывать хорошие манеры, умение общаться в коллективе.
Оборудование урока:
- столики с названием группы;
- ноутбуки;
- интерактивная доска, проектор;
- фонограммы произведений:
- Шопен «Мазурка»;
- Б.Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты»;
- толковые словари;
- - Волшебное зеркальце;
- Дерево пожеланий;
- сборники стихов любимых поэтов;
- выставка книг по этикету;
- карты успеха учеников;
- эпиграф: «В человеке все должно быть прекрасно…» (А.П.Чехов.)
Содержание урока
Звучит музыка (Шопен «Мазурка»).
- Вступительное слово учителя.
На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых правил поведения. От слова «карточки», а их в то время называли «этикетки», и произошло слово «этикет», то есть установленный порядок поведения. Сегодня я приглашаю вас, ребята, на урок в Школу хорошего тона. Но речь пойдет не только о хороших манерах, о красоте внутренней и внешней. Наша задача – повторить материал по теме «Односоставные предложения», учиться строить и использовать такие конструкции в своей речи. На уроке работают группы. За работой в группах наблюдают эксперты.
Индивидуальное задание №1 (приложение №1).
- Страница «А знаете ли вы?»
Учитель. Открывает наш урок страница «А знаете ли вы?».
На английском это звучит: «Good morning!». По-немецки скажут так: «Guten Tag!». Французы сказали бы: «Bon jours!». А японцы: «Каннитива!». А как это будет звучать на русском языке? Ответ запишите.
Ученики. Здравствуйте!
Учитель. Охарактеризуйте это предложение.
Ученики. Это предложение односоставное, так как грамматическая основа состоит из сказуемого в форме глагола второго лица, поэтому это предложение определенно-личное.
- Проверка домашнего задания. «Дырявый» текст
- Страница «Советы обаятельного человека».
Учитель. Говоря «доброе утро», «здравствуйте», мы желаем людям добра, здоровья. Для воспитанного человека – это норма его жизни. Именно воспитанность, как говорил английский писатель, государственный деятель Филипп Честерфильд, - «это единственное, что может расположить к себе людей». Как расположить к себе людей? Как стать обаятельным? (Значение в Толковом словаре Ожегова)
Задание: составить Советы обаятельного человека (представление презентаций)
1, 2 группа: советы должны быть построены в форме определенно-личных, обобщенно-личных или безличных предложений; назвать грамматическую основу.
- Вопросы экспертов по теории.
- Творческая страница.
Учитель. Все, что вы сказали, ребята, правильно. Но обаятельный – это еще и интересный человек. На вопрос анкеты: «Кого из ваших одноклассников можно считать интересным человеком», - вы назвали Кугаевскую Марию и Посморова Данила и предложили им выступить со своими размышлениями. Я приглашаю Машу (а затем Данила). (анкетирование проведено накануне урока) (приложение №3).
Учитель. Спасибо, ребята, за ваше мнение. Хорошие мысли и оформлены они умело: большая часть сочинения представляет односоставные конструкции.
- Игра «Неоконченная фраза».
Обращение к эпиграфу урока: «В человеке все должно быть прекрасно: (и лицо, и одежда, и душа, и мысли)».
Учащиеся придумывают свой конец фразы, зачитывают ответы и характеризуют предложение.
Учитель. А теперь давайте посмотрим, как эта фраза звучит у А.П. Чехова.
- Игра «Волшебное зеркало».
Учитель. Помните, ребята, «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно.
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело…
Сказка сказкой, а главное в том, что зеркальце отвечает человеку, каким оно его видит. Давайте и мы заглянем в это волшебное зеркальце и внимательно посмотрим на себя:
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
(Предложение записано на доске, один из учеников расставляет знаки препинания, делает синтаксический разбор.)
Мысленно обратитесь к зеркальцу. Что ответило бы оно вам? Подумайте, в чем вы себя должны совершенствовать?
Ответ должен представлять сложное предложение, одна из частей - односоставная конструкция (приложение №5).
Индивидуальное задание №3 (разбор предложения).
- Поэтическая страница.
Учитель. В человеке должно быть все прекрасно… А что есть красота? (Значение в Толковом словаре Ожегова)
Итак, наша традиционная поэтическая страничка. У вас на столах томики любимых стихов. Можете ими воспользоваться. Что, по-вашему, есть красота? Ответьте строчками любимых стихов. Можно выступить со стихотворениями собственного сочинения. (В приложении №13 напечатаны лучшие стихотворения.)
Учитель. Своими мыслями поделится очень творческая натура, театрал, Столбухина Екатерина
Ученица читает наизусть стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» и размышляет о том, что такое красота (приложение №9).
- Представление презентаций
- Тест.
I. Вставьте буквы в слова, изученные в разделе «Односоставные предложения». В какой строке во всех словах пишется буква Е?
- Д…баты, д…скуссия, пр…ния.
- Эксп…римент, д…кларация, кат…р.
- Какие предложения имеют сказуемое в форме прошедшего времени множественного числа?
- Определенно-личные.
- Неопределенно-личные.
- Безличные.
- Какие предложения указывают на то, что действие производится любым лицом?
- Назывные.
- Обобщенно-личные.
- Неопределенно-личные.
- Найдите безличное предложение.
- Сначала подумай, потом говори.
- Умную голову почитают смолоду.
- Мне захотелось узнать об истории этикета.
Проверка тестов экспертами (приложение №12).
- Игра «Доска пожеланий».
Учитель. Сегодня у нас на уроке есть несколько сюрприз – Дерево пожеланий. Здесь скоро появятся добрые слова каждому из вас. Уходя сегодня с урока, вы унесете не только частичку знаний, но и добрые пожелания. Я думаю, вам есть что сказать своим одноклассникам (учащиеся подходят к Доске пожеланий и прикрепляют к ней свои пожелания, оформленные на бабочках (индивидуальное задание дано накануне урока).
- Подведение итогов урока. Выставление оценок (по итогам карт успеха ученика).
Карты заполнялись экспертами в течение урока (под контролем учителя).
- Домашнее задание: написать сочинение-размышление с использованием односоставных предложений, эпиграфом к которому должны быть слова, которые учащиеся получили в качестве пожелания.
- Заключительное слово учителя.
Учитель. Снимает сувенир с Доски пожеланий и читает слова, написанные с обратной стороны: «Давайте говорить друг другу комплименты…». Как правильно говорить комплименты? Это уже тема другого урока. Мы сегодня не ставим точку, ставим многоточие. А значит, наш разговор об этом еще впереди. Я благодарю вас, ребята, за активную работу на уроке. Всего доброго!
Звучит песня Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты…».
Учащиеся подходят к Доске пожеланий, снимают для себя сувениры, читают с обратной стороны пожелания.
Приложение №1
Индивидуальное задание №1
- Ответить на вопрос «Что такое красота?»
- Прочитать наизусть стихотворение, охарактеризовать его с точки зрения наличия в нем односоставных предложений.
Приложение № 1б
Индивидуальное задание №1
Задание: написать сочинение-размышление на тему «Как стать интересным человеком?», используя односоставные предложения.
Приложение № 2
Советы обаятельного человека
- Доброжелательно относитесь к окружающим.
- Будьте аккуратны в своем внешнем виде.
- Умейте сдерживаться.
- Не разговаривайте громко.
- Будьте вежливы со старшими.
- …
Чтобы стать обаятельным человеком, надо быть доброжелательным, уметь сострадать людям, иметь опрятный внешний вид и хорошие манеры.
Приложение № 3
Сочинение
Как стать интересным для окружающих?
Как стать интересным для людей, тебя окружающих? Об этом я очень часто задумываюсь.
Думаю, что нужно читать классику, посещать музеи, выставки, так как они расширят кругозор, сделают душу чуткой, отзывчивой, помогут разобраться в добре и зле, научат ценить людей по их достоинствам, понимать красоту.
Общайтесь с природой! Учитесь замечать красоту в маленькой незабудке и в ручейке, в звездном небе и в русской красавице березке.
Будьте вежливы! Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Занимайтесь любимым делом! Для меня таким делом стало увлечение бальными танцами, разучивание аккордов любимых песен, чтение классической поэзии и прозы, изучение английского языка.
Верьте в себя, и у вас все получится!
Приложение № 4
Индивидуальное задание №2
Задание: сделать синтаксический разбор предложения, расставить знаки:
Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду доложи.
Приложение № 5
- Помни: самолюб никому не люб.
- Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.
- Не забывай: добрыми делами славен человек.
- Не забывай, что всем свойственны недостатки, будь терпимым.
- Помни, что настроение других во многом зависит от тебя.
- Век живи – век учись.
- На уроках работай двумя руками: правой пиши, а левую поднимай.
Приложение № 6
- Не повтори, а превзойди себя.
- Дари радость другому и будешь радоваться сам.
- Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
Приложение № 7
Индивидуальное задание №3
Задание: вставить пропущенные буквы, составить схему, подчеркнуть
грамматическую основу, определить тип односоставного
предложения.
Никакая внешняя прелесть (не) может быть полной, если (не) оживить ее внутренней красотой. (В.Гюго)
Приложение № 8
- Всегда особенно ценна
Бывает внешность той,
Чья красота озарена
Душевной красотой.
(Джами, восточный поэт)
- Коль не украсило твоей души
Учтивости понятье,
Что толку в том, что всех людей
Затмил ты красотою платья?
- И пусть черты ее нехороши,
И нечем ей прельстить воображенье,
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
(Н. Заболоцкий)
- А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(Н. Заболоцкий)
- Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Приложение № 9
Сочинение-миниатюра
Что есть красота?
Для меня понятие красоты связано с красотой природы, потому что красота природы -– это красота мира и человека. Очень выразительно пишет об этом мой любимый поэт А.Фет:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Умеешь понимать прекрасное – значит прекрасен сам.
Приложение № 10
Индивидуальное задание № 4
Задание: сочинить четверостишие, которое бы заканчивалось или начиналось предложением «Встречают по одежке – провожают по уму».
Приложение № 11
«Песенка о хорошем настроении»
(сл. А. Лепина, муз. В. Коростылева).
Если вы, нахмурясь, выйдете из дома,
Если вам не в радость солнечный денек,
Пусть вам улыбнется, как своей знакомой,
С вами вовсе не знакомый встречный паренек…
Приложение № 13
Пословицу я слышу,
Но смысла не пойму:
«Встречают по одежке –
Провожают по уму.»
Друзья, кто знает – помогите
Мне смысл ее понять!
Возможно, в речи буду
Ее я применять.
………………………………………………………………………………………
Не всё брильянт, что яркий свет дает,
И внешний вид обманчив очень.
Бывает, глянешь – роза расцветет,
А внутрь посмотришь – все испортишь.
В народе говорят:
– Красу в душе ищи, пусть свет ее не очень яркий.
Не с платьем броским дружбу вам вести,
А с сердцем добрым и горящим.
………………………………………………………………………………………
Ты не смотри на яркие застежки.
Что в них так манит? Не пойму.
Народ гласит: «Встречают по одежке,
А провожают, значит, по уму».
Приложение №14
Карта успеха учеников
Ф.И. | Советы обаятельного человека | Задание «Волшебное зеркало» | Поэтическая минутка | Задание «Закончи фразу» | Разборы | Тест | Теория |
Используемая литература
- Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / С.Г Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.–20-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 193 с.
- Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 352 с. – (Мастер-класс).
- Л.И. Пучкова, В.И. Капинос, А.О. Татур Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 8 класс. – М: «Интеллект-Центр», 2011. – 80 с.
- Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык: Пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену. Часть III. – Воронеж: Издательство «Научная книга», 2011. – 180 с.
- Н.Е. Щуркова. Собранье пёстрых дел. – М.: «Новая школа», 2003. – 110 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
Урок по русскому языку 11 класс "Однородные члены предложения"
Урок по русскому языку 11 класс " Однородные члены предложения"...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование знаний и умений. Урок с призентацией....
Открытый урок по русскому языку "Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения"
Открытый урок по русскому языку для учеников 5 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе на тему: " Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложе...
Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"
Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...