Элективный курс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ельнинская средняя школа №2 им. К.И. Ракутина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Принципы русской орфографии и пунктуации»
В 9 КЛАССЕ
НА 2019-2020 уч.г
Разработала: Халенкова Н.А.,
учитель русского языка и литературы
Ельня, 2019г
Результаты усвоения курса
Личностные:
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
- Сформированность гражданской идентичности посредством языкового материала.
Метапредметные:
- Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
- Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
- Четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание.
- Самостоятельно распределять время на выполнение заданий.
Предметные:
Ученик научится:
- Знать трудные случаи правописания.
- Объяснять языковое явление.
- Уметь применять знания при тестировании.
- Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение.
- Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.
- Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.
- Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю).
- Выполнять различные типы тестовых заданий.
- Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке.
- Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка.
- Правильно отмечать в бланке вариант ответа.
- Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.
- Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
- Спределять синтаксические конструкции.
Ученик получит возможность научиться:
- Работать над расширением словарного запаса.
- Понимать значение правописания в общекультурном развитии человека.
Содержание программы
I. Введение.
Содержание экзаменационной работы.
Элементы содержания экзаменационного теста:
1. Язык: фонетика, лексика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис.
2. Речь: текст, его тема и основная мысль, средства художественной выразительности. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.
3. Орфография.
4. Пунктуация.
5. Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Структура экзаменационной работы.
Часть I. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту (С1).
Части II, III выполняются на основе одного прочитанного текста.
Часть II. Задания с выбором ответа и с кратким ответом.
Часть III.. Творческое задание. Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему (С2).
II. Теоретический минимум для подготовки к экзамену. Тематическая диагностика по разделам курса.
- Фонетика и графика.
- Лексика и фразеология.
- Морфемика и словообразование.
- Грамматика. Морфология.
- Грамматика. Синтаксис.
- Орфография.
- Пунктуация.
- Речь.
- Языковые нормы.
- Выразительность русской речи.
III. Создание сочинения-рассуждения.
Основные приёмы создания сочинения-рассуждения. Комментированное чтение предложенного текста. Способы моделирования вступления, основной части и заключения. Способы выражения личностной позиции. Умение аргументировать собственные высказывания.
IV. Практикум по образцам экзаменационных тестов. Диагностика, коррекция по результатам диагностики.
Итоговый контроль.
Тематическое планирование:
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2018 г Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. | 1 |
2. | Работа над изложением ОГЭ | 2 |
3. | Работа над сочинением ОГЭ | 4 |
4. | Анализ языковых средств текста | 1 |
5. | Трудные случаи орфографии | 1 |
6. | Синтаксис и пунктуация | 5 |
7. | Лексика | 1 |
8. | Тренировочное тестирование | 2 |
Календарно – тематическое планирование курса «Принципы русской орфографии и пунктуации» 9 класс
(17 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | ||||
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016 г Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. | 1 | ||||
Часть 1 | |||||
Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | 1 | ||||
Выбор приемов сжатия. | 1 | ||||
Часть 3 | |||||
Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания. | 1 | ||||
Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. | 1 | ||||
Учимся аргументировать. | 1 | ||||
Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. | 1 | ||||
Часть 2 | |||||
Понимание смысла текста. Лексическое значение слова или его лексический анализ. Выразительно-изобразительные языковые средства. | 1 | ||||
Основные орфографические правила правописания корней. Задание Основные орфографические правила правописания приставок. Задание Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 1 | ||||
Лексика и фразеология. Стилистическая принадлежность слов. Необщеупотребительная лексика (диалектные, жаргонные, слова, профессионализмы, термины). Исконно-русская лексика и заимствованная. | 1 | ||||
Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. | 1 | ||||
Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. | 1 | ||||
13 | Простое осложненное предложение. Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. | 1 | |||
14 | Типы сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. | 1 | |||
15 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. | 1 | |||
16-17 | Тренировочное выполнение заданий ОГЭ. | 2 |
Литература для учителя:
- Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2016. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год.
- Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ – 2016 9 класс. Москва, «Экзамен», 2016 год.
- Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год
- Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
- Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2016: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
- Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ОГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
- Иванова С.Ю. ОГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
- Львова С.И., Замураева Т.И. ОГЭ 2016: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
- Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ОГЭ. Издательство «Экзамен»
- Цыбулько И.П., Е.Н.Зверева. ОГЭ 2016.Русский язык: тренировочные задания 9 класс – М., Эксмо, 2016.
- Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
- Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»
- Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ОГЭ в 9-м классе»
- Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»
- Презентации по всем основным разделам русского языка
Литература для учащихся:
- Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2014 год.
- Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2014 г.
- Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2015 г.
- Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2016 г.
- Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2017. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год.
- Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ – 2017 9 класс. Москва, «Экзамен», 2016 год.
- Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год
- Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
- Цыбулько И.П., Е.Н.Зверева. ОГЭ 2017.Русский язык: тренировочные задания 9 класс – М., Эксмо, 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...