Предложения по цели высказывания. 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Николаева Елена Васильевна

На уроке работаем со стихотворными текстами, определяем средства выразительности. Изучая тему урока, не забываем работать со словом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhenie_po_tseli.docx21.28 КБ
Файл predlozhenie.pptx691.27 КБ

Предварительный просмотр:

Предложения по цели высказывания

Цели урока:

Образовательные:

  • научить распознавать предложения по цели высказывания;
  • научить интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • научить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к русской литературе;
  • воспитывать любовь к русской природе

Планируемые результаты: 

Предметные: определять тип предложений по цели высказывания; правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Начинается урок, Прозвенел уже звонок, Будем тему изучать  И отметки получать!

  1. Проверка Д/З.
  2. Распределите Сл/с (именные и глагольные): жёлтый лист, пробежать по тропе, голые кусты, улетели на юг, богатый урожай, корзина с грибами, капустный лист, скрылся в тумане,  наступила осень.

- Что вы не записали ни в 1, ни во 2 столбик? Почему? (Наступила осень.)

- Что такое предложеие? (П.-это слово, или несколько слов связанных по смыслу.)

- Чем предложение отличается от Сл/С?   - Какие признаки предложения вы знаете?

- Как вы считаете всё ли мы знаем о предложении?

- Значит, как будет звучать тема нашего сегодняшнего занятия?( «Предложение»)

- Ребята, посмотрите на эту веточку. Какого цвета листья, плоды? (багровый, багряный)

Работа со словарём. С.И.Ожегов, стр. 39. Багровый – красный густого, тёмного оттенка. Багряный – то же, что и багровый.

Многие писатели и поэты в своих произведениях используют это слово.

Иван Бунин «ЛИСТОПАД»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
                                                                   

А.С.Пушкин «19 октября»    ДЕНЬ Лицея

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

- Можно ли эти предложения назвать текстом? Синт. анализ: Роняет лес багряный свой убор.

- Из чего состоит текст? (из предложений)    - Что называется предложением?

Запись предложений на доске.

Я видела багряные листья рябины.  А вы видели багровое солнце? Нарисуй багряный закат.

- Чем похожи эти предложения?  - Чем они различаются? (целью высказывания)

- первое предложение сообщает о чём-либо. - второе – содержит вопрос.  - третье – выражает просьбу.

Цель?    «Говорить без цели – что рисовать на воде», - так говорили в народе.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Действительно, когда мы говорим, пишем, то делаем это с какой-то целью. – С какой?

- Какова наша цель? (Что же это такое? Чем оно отличается от словосочетания?)  ТЕМА!

Гимнастика для глаз.

     В небесах – сиянье (смотрят вверх),

     Под ногой – шуршанье (смотрят вниз),

     А вокруг – молчанье (рисуют круг взглядом)                       - О чём это? (об осени) 

По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

- Какая морфема объясняет нам значение ЭТИХ слов? (КОРЕНЬ)

     а) Если цель нашего высказывания - сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения.

При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается.

Кленовые листья повисли на нитках осенней паутины.

б) Если цель высказывания - спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения.

     В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (они записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве.

  • Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа.

Высоко в небе звонко курлычут журавли?   Да, журавли.

                                                                          Да, курлычут.

                                                                         Да, высоко.

        в)  Если цель высказывания – побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения.

        В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом.  

  • Прочитайте предложенные предложения, передавая голосом нужный оттенок.

Просьба:    Берегите природу!  Дружеский совет:   Расскажи мне, пожалуйста, об осени.

Приказ:  Не ходи ты ко мне под окно и зеленой травы не топчи?

Первичное усвоение знаний Работа с материалами для наблюдения  ( пишем по одному на доске)

1. И снова осень наступает. 2. Как красиво осенью в лесу! 3. Собирайте скорее осенние листья!

4. Сколько дней в октябре? 5. Вы были в осеннем лесу?

- Скажите, ребята, а цель высказывания зависит от интонации предложения?

- Давайте посмотрим, как нужно произносить повествовательные предложения.

- Как нужно произносить вопросительные?

- Как нужно произнести побудительные предложения?

6. Первичная проверка понимания темы урока. -Какие предложения по цели высказывания?

Листья тихо падают на дорожки. Берегите природу родного края!  Вам нравится осень? Прислушайся: осенние листочки шуршат под ногами и что-то нашёптывают.

Мне нравится осенний тихий бор. Любите ли вы гулять в осеннем лесу?
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ 

Я закрываю глаза (закрывают глаза,)

И предо мной полоса

Милых для сердца равнин…

Сколько осенних картин!

Вот моя улица, сад…

И листопад, листопад…(открывают глаза)

Цифровой диктант.

Распредели, используя цифровые обозначения, разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. С каждым часом ночь холодеет. 2. К рассвету воздух уже обжигает лицо лёгким морозом.

3. Ты любишь осень? 4. Сходи в осенний парк. 5. Как хорош лес поздней осенью! 6. Вечерело.

7. Замечаете ли вы, что в воздухе разлит осенний запах? 8. Вспомните стихотворения.

9. Напишите сочинение на тему «Осень». 10 Тонкий туман стоит над жёлтыми полями.

Проверим себя! Повествовательные – 1 2 5 6 10

Вопросительные – 3 7   Побудительные – 4 8 9

Рефлексия. Оценивание. Основные цели рефлексии

Рефлексия, в дословном переводе размышления о своем внутреннем состоянии и самоанализ, является одной из важнейших частей занятий, ведь задача хорошего преподавателя не просто выложить известный ему материал, а научить детей учиться и думать.

«Что я вынес из урока, был ли он мне понятен и интересен, как я смогу использовать свои знания в дальнейшем?»

Сегодня я узнал…   На уроке я научился…   Мне было трудно…

Д/З. На усмотрение учителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Листопад» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой , пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.

Слайд 2

«19 октября» Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор.

Слайд 3

Высоко в небе громко курлычут журавли? Да, журавли. Да , курлычут. Да , высоко . Да, громко.

Слайд 4

Цифровой диктант. Распредели , используя цифровые обозначения, разные по цели высказывания по группам:а ) повествовательные б) вопросительные в) побудительные 1. С каждым часом ночь холодеет. 2. К рассвету воздух уже обжигает лицо лёгким морозом. 3. Ты любишь осень? 4 . Сходи в осенний парк. 5 . Как хорош лес поздней осенью! 6. Вечерело. 7. Замечаете ли вы, что в воздухе разлит осенний запах? 8. Вспомните стихотворения. 9. Напишите сочинение на тему «Осень». 10 Тонкий туман стоит над жёлтыми полями.

Слайд 5

Проверим себя! Повествовательные – 1 2 5 6 10 Вопросительные – 3 7 Побудительные – 4 8 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"

Цель данного урока не только ознакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания и научить использовать их с учетом речевой ситуации, но и воспитывать интерес к русской литературе...

Предложение как единица речи.Виды предложений по цели высказывания

Обобщающий урок русского языка в 4 классе. Поможет детям наглядно вспомнить и распознать повествовательные, вопрсительные и побудительные предложения. Уметь их правильно употреблять в речи....

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания...

Методическая разработка урока в 5 классе (по ФГОС) на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений".

Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку по заявленной теме: Виды предложений по цели высказывания и знаки препинания в конце предложений. Урок получится интересным и полезным для учащи...

Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений

Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации....