Материал для уголка "Культура речи"
статья по русскому языку
Ни для кого не секрет, что грамотная речь ценится во все времена. Сегодня мы продолжим наш разговор об ошибках, которые, к сожалению, прижились в нашей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
О частых ошибках в нашей речи
Ни для кого не секрет, что грамотная речь ценится во все времена. Сегодня мы продолжим наш разговор об ошибках, которые, к сожалению, прижились в нашей речи.
- Садитесь или присаживайтесь?
Многие русские люди не любят глагол садитесь, он у них почему - то ассоциируется с местами заключения. В лексиконе служащих в правоохранительных органах это слово - табу.
У нас в школе работает учителем бывшая инспектор по делам несовершеннолетних. Поздоровавшись с детьми, она всегда говорит: «Присаживайтесь». А обычный учитель скажет: «Здравствуйте! Садитесь!»
И будет прав.
Слово присаживайтесь часто употребляется на уроках физкультуры (Присели! Встали!), или когда человек забежал к нам на минутку. Вот тогда он присел.
В остальных случаях человек садится.
- Класть или ложить?
Слово класть взрослые редко употребляют в своей речи. Дети часто к этому глаголу добавляют приставку поклади.
Зато глагол ложить живет и здравствует. (Вспомним эпизод из советского фильма «Доживём до понедельника», в котором учительница младших классов, рассказывая о поступке своих учеников, произносит: «А они всё ложат и ложат»).
Но в русском языке такого глагола не существует.
Правильно: или слово класть (всегда употребляется без приставки: кладу, кладёшь), или глагол положить (употребляется только с приставкой: положи, положил).
- В конечном итоге
Это выражение можно часто услышать и по телевизору, и по радио. А ведь конец и итог – одинаковые по значению слова. Получается масляное масло.
Поэтому одно слово лишнее.
Правильно: в итоге.
- СлИвовый, грУшевый
Скажу честно: правильное произношение этих слов слышала только в речи учителей русского языка.
Запоминаем: слИвовый от слИва,
грУшевый от грУша.
Кстати, неверно поставленное ударение в слове грУшевый влечёт за собой и орфографическую ошибку. Ведь если мы ставим ударение на суффикс, то по правилу русской орфографии должны писать О (в суффиксах прилагательных после шипящих под ударением пишем О, без ударения- Е.
Орфоэпическая ошибка превращается и в орфографическую.
Итак, правильно СлИвовый, грУшевый.
- Тюль, шампунь
Большинство людей уверены, что эти слова женского рода:
Какая красивая тюль!
Ты куда мою шампунь поставила?
А вот и нет! Это существительные мужского рода:
Красивый тюль
Фруктовый шампунь
- Дешёвые цены
Такое тоже нередко слышать приходится.
Следует помнить: дешёвыми могут быть товары, а цены – низкими.
- Кто крайний или кто последний?
Сплошная путаница и с этими словами. Люди почему-то боятся быть последними. И какая – нибудь аккуратная старушка, если ей задать такой вопрос в очереди, непременно поправит: «Не последний, а крайний». Наверное, негативное значение слова последний (плохой, самый худший) настораживает и никто не хочет быть последним в прямом смысле этого слова.
А ведь это правильный вопрос к стоящим в очереди людям.
Именно так: кто последний?
Кстати, слово последний находится под строгим запретом у лиц, чья деятельность связана с риском для жизни. Десантники говорят: «Крайний прыжок», спецназовцы: «Крайний раз, когда мы там были».
Люди с более спокойным ритмом жизни любят употреблять данное слово в своей речи. Оно им кажется окутанным ореолом некой загадочности.
И это выходит немного смешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/17/picture-92581.jpg)
Материал для развития речи.
Данный материал представляет собой дополнительные сведения для уроков развития речи по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/25/picture-211723-1361813460.jpg)
дидактический материал по развитию речи
Материал составлен на основе книги Дмитрия Сергеевича Лихачёва "Письма о добром и прекрасном"....
Урок. Типы речи. Рассуждение. Материал для развития речи. 6 класс.
Урок выполнен с использованием SMART BOARD в программе Notebook...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/04/picture-651652-1438678877.jpg)
занимательный материал по культуре речи
Занимательный материал в виде презентации по культуре речи. Отрабатываются задания по орфоэпии и синтаксическим нормам построения предложений с обособленными обстоятельствами. Может использоваться на ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-970493-1510142226.jpg)
Дидактический материал по развитию речи для учащихся 5 класса
Дидактический материал по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-475775-1477815899.jpg)
Дидактический материал теме «Прямая речь» для учащихся 9 кл.
Дидактический материал теме «Прямая речь» для учащихся 9 кл....