Материал для развития речи.
материал по русскому языку (8 класс) по теме
Данный материал представляет собой дополнительные сведения для уроков развития речи по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В 8 КЛАССЕ.
В 8 классе цель развития речи состоит в том, чтобы усилить речевую подготовку учащихся, научить их сознательно строить тексты разных типов и стилей речи, осознанно используя при этом языковые средства, наиболее уместные в каждой конкретной коммуникативной ситуации.
В программу курса «Развитие речи» в 8 классе входит следующий материал:
1. Повторение, обобщение и углубление знаний, полученных в предшествующих классах.
2. Описание архитектурных памятников как особый вид текста; структура текста, его языковые особенности.
3. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
4. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
5. Рассказ на свободную тему.
6. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
7. Публичное выступление на общественно значимую тему.
8. Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, его языковые особенности.
9. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения данного текста.
10. Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
На работу по развитию связной речи учащихся 8 класса выделяется немного времени — всего 20 ч (см. планирование). Поэтому если эти специальные уроки не будут постоянно поддерживаться систематическими обращениями к речеведческим понятиям на уроках синтаксиса, то вряд ли учитель сможет добиться заметных успехов в речевой подготовке своих учеников. Именно этим объясняются многочисленные задания по развитию речи, сопровождающие упражнения по анализу синтаксических единиц и явлений. В предшествующем, 7 классе учащиеся уже получили представление о текстах публицистического стиля, они должны были научиться адекватно их воспринимать и самостоятельно создавать небольшие тексты на доступную им тему. Школьникам уже достаточно хорошо знакомы типы речи (повествование, описание, рассуждение). В курсе 7 класса они создавали подробные и сжатые тексты повествовательного характера с элементами описания. Им приходилось описывать человека, процессы труда, писать рассказы на предложенные сюжеты. Писали они и сочинения-рассуждения, в которых должны были рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы. Главная задача работы по развитию речи учащихся 8 класса — это научить их анализировать и продуцировать целые тексты, опираясь при этом на уже известные им понятия о стилях и типах речи, средствах связи предложений в тексте, правилах построения и организации абзацев в тексте.
Основными направлениями в работе по развитию речи восьмиклассников являются: а) речеведческий анализ целого текста как образцового (учащиеся должны уметь: определять и указывать типы речи, выделять, какой из них ведущий, каково назначение других фрагментов; выделять тему текста, формулировать основную его мысль, выделять микротемы, составлять план текста; определять принадлежность текста к определенному стилю речи, характеризовать языковые средства, используемые в тексте; определять основные способы связи предложений в тексте); б) развитие письменной речи учащихся на основе продуцирования текстов.
Стили языка
В русском языке существуют стили — такие его разновидности, которые выделяются в зависимости от речевых ситуаций (бытовая, научная, официально-деловая или особые коммуникативные ситуации эстетического характера в сфере искусства) и функций языка (общение, сообщение, воздействие).
Традиционно выделяют такие стили:
разговорный — речевая ситуация неофициальная, в непринужденной обстановке, функция языка — общение (например, разговор с другом, с родителями, по телефону, письмо к родственникам и т. п.);
научный — речевая ситуация официальная, функция языка — сообщение (например, лекция или рассказ учителя на уроке, конспект или реферат, доклад и т. п.);
официально-деловой — речевая ситуация официальная, функция языка — сообщение (например, инструкция, деловые бумаги: доверенность, заявление, завещание и т. п.);
публицистический — речевая ситуация официальная, функция языка — воздействие, стремление убедить (выступление на собрании, торжественная речь по какому-либо поводу и т. п.);
художественный — используется, прежде всего, в произведениях художественной литературы, функция языка — воздействие на читателя, на его воображение и чувства.
Каждый стиль имеет свои языковые особенности. Например, в научном стиле часто употребляются термины, которые не характерны для разговорной речи. В нем много сложных предложений, развернутых простых. А в разговорной речи, напротив, предложения часто простые, много неполных, есть недосказанности в речи, которые восполняются жестами, мимикой. В научной речи почти не встретишь фразеологизмов, а для разговорной речи они характерны.
В официально-деловом стиле слова употребляются только в прямом значении, чтобы избежать их неправильного толкования. В нем много слов и устойчивых словосочетаний, закрепленных именно за этим стилем: ходатайство, иск, возбудить, мы, нижеподписавшиеся, настоящим довожу до Вашего сведения и т. п.; много отглагольных существительных: улучшение, рассмотрение, невыполнение, часто употребляются составные предлоги за счет, в случае, при условии и т. п. В этом стиле скорее употребят словосочетание выразить благодарность, чем слово поблагодарить. Частотны сложные предложения и значительно распространенные простые.
В публицистическом стиле много слов общественно-политического характера. Для усиления выразительности нередко используются устаревшие слова (сыны вместо сыновья, пращур вместо предок и т. д.). Для более эффективного воздействия на читателя используются образные средства, восклицательные и побудительные предложения, обращения к читателю.
В художественном стиле главная особенность — образность, наглядность, эмоциональность. В нем много слов в переносном значении, эмоционально-оценочных слов. Часто используются переносные употребления форм времени и наклонения (В эту-то Дуняшу и влюбись Аким!).
В зависимости от содержания высказывания выделяются следующие типы: повествование, описание, рассуждение. Каждый тип речи обладает своими отличительными чертами.
Повествование — это рассказ, сообщение о каких-либо событиях в их временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка).
Повествование может вестись от третьего лица — это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица, рассказчик назван или обозначен местоимением я.
В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного события.
Повествование как тип речи очень распространено в таких жанрах, как воспоминания, письма. Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая человека, мы укажем на такие признаки, как рост, осанка, походка, цвет волос, глаз, возраст, улыбка и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, разнообразие мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Композиция рассуждения такова: 1-я часть — тезис, высказывается мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; 2-я часть — доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; 3-я часть — вывод, заключение.
Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы — убедительными и в достаточном количестве. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Все приводимые аргументы должны быть убедительными и подтверждать выдвинутый тезис. Для связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, таким образом, следовательно.
Первой новой темой по развитию речи в 8 классе является описание архитектурного памятника как вид текста.
Описание именно архитектурного памятника выбрано не случайно, так как этот материал позволяет расширить знания учащихся об истории своей родины, воспитывает любовь к ней, кроме того, учащиеся получают дополнительные сведения о культуре своей страны. Это позволяет осуществлять конструктивные межпредметные связи с уроками истории, литературы.
В учебнике предложено описание двух архитектурных памятников. Это Триумфальная арка и храм Василия Блаженного на Красной площади. Сложность работы состоит в том, что учащиеся не знакомы с таким видом искусства, как архитектура, не владеют специальными знаниями и искусствоведческой терминологией.
Поэтому предлагается провести работу по описанию архитектурного памятника поэтапно. Вначале, приступая к описанию такого памятника, как Триумфальная арка, учащиеся внимательно читают представленный в учебнике текст, затем отвечают на вопросы к нему и выполняют ряд заданий. Учитель должен обратить внимание учеников на структуру текста, его языковые особенности, прежде всего выделить архитектурные термины облицевать, горельеф, карниз и др., слова со значением положения в пространстве установить, размещены, простояла.
При работе с описанием храма Василия Блаженного учитель также обращает внимание на специальные термины (шатер, столпы, подклет, приделы, башнеобразные объемы, плоское перекрытие), которые выписываются из текста и объясняются, а также на композицию текста.
Ученикам предлагается сравнить два разностилевых текста, посвященных описанию одного и того же памятника. В этом сравнении особенно отчетливо осознаются языковые средства, характерные для каждого из стилей, прежде всего художественного (см. стихотворение Д. Кедрина).
В качестве дополнительного материала может быть предложено описание памятника М. Ю. Лермонтову в Москве. Приведем текст, который может быть использован для работы с учащимися, в частности для изложения. Обращение к этому тексту позволяет ввести в словарный запас восьмиклассников ряд лексических единиц, играющих важную роль в описаниях памятников культуры: постамент, пьедестал, пластика, рельеф, монумент, образно-пластическое решение, декоративные детали.
Описание памятника М. Ю. Лермонтову
Памятник великому русскому поэту М. Ю. Лермонтову был открыт ясным солнечным днем 4 июня 1965 года в Москве у Красных ворот, недалеко от того места, где в начале 19-го века родился поэт.
Выразительна скульптурная фигура на высоком постаменте из голубовато-серого гранита. Военный мундир поручика Тенгинского полка плотно облегает фигуру, она словно «замкнута» в жесткий военный сюртук и рвется из этих тисков. Чуть вскинута голова. Свободно расправлены плечи. Открыта вольному ветру грудь, под его порывом отброшен край сюртука. Но сомкнуты — «скованы» — руки поэта... Удачно переданы скульптором черты поэта: высокий, «лермонтовский» лоб, большие выразительные глаза. В лице — дерзкий вызов. Динамичная косая тень падает на шею. Энергия, движение, выраженное в лице, словно продолжает свое развитие в пластике закинутых за спину рук.
Когда смотришь на памятник, складывается впечатление, что поэт словно остановился на мгновение, оглядывая город, в котором родился, в котором «много страдал» и «где слишком был счастлив».
Большая гранитная площадка, на которой установили памятник, хорошо видна со стороны площади Красных ворот и прилегающих улиц, что позволило открыть для обозрения всю композицию монумента. В глубине, за памятником, как бы отделяя его от остальной территории сквера, протянулась бронзовая решетка с силуэтным изображением героев лермонтовских произведений — Демона и Мцыри, здесь же силуэт одинокого паруса на вздыбленной морской волне. Этот скульптурный рельеф удачно дополнил образно-пластическое решение монумента. «Демон», «Мцыри» и «Парус» — произведения, раскрывающие наиболее романтические и свободолюбивые мотивы в творчестве поэта. Сцена битвы с барсом стала главным звеном композиции. Противоборство двух начал, борьба в момент наивысшего накала физических и нравственных сил стала наиболее удачной частью решетки. По контрасту с ней крайний правый фрагмент, изображающий фигуру Демона, подчеркнуто статичен, неподвижен. И, наконец, заключительный аккорд в композиции решетки: на гранитном блоке начертаны лермонтовские строки:
Москва, Москва!
Люблю тебя как сын,
Как русский,— сильно, пламенно и нежно!..
Эти строки характеризуют глубину чувств, которые испытывал Лермонтов к своему родному городу, к своей Родине.
Самая скромная, нейтральная деталь памятника — пьедестал. Простой круглый столп серого полированного гранита лишен каких-либо декоративных деталей. Чуть «припухлый» в середине, он сродни опорам древнерусских соборов, палат по своей мощной устойчивости, по своей непосредственной связи с мощеной площадкой.
Важная часть композиции памятника — большая, широкая, удобная скамья, протянувшаяся вдоль всего правого края площадки. Расположившись на ней, забыв о повседневных делах, можно детальнее рассмотреть памятник как произведение искусства, понять его, принять в свое сердце.
Тема: Сочинение о памятнике культуры или истории своей местности, используя публицистический стиль.
Преимущественное внимание к этому стилю в 8 классе объясняется тем, что знакомство с языковыми особенностями публицистической речи, со способами организации публицистического текста имеет практическое значение как для школы, так и для дальнейшей (уже взрослой) жизни учащегося, который, окончив школу и начав самостоятельную деятельность, должен уметь воспринимать материал, предлагаемый средствами массовой информации, ориентироваться в нем, а при необходимости и самостоятельно создавать высказывания публицистического стиля.
Работа с текстами публицистического стиля, помимо уже указанного, позволяет формировать у учащихся гражданскую позицию, учить их выражать свои убеждения, взгляды.
Некоторые особенности публицистического стиля.
1. Как отмечает В. Г. Костомаров, главной особенностью публицистики является «сопряжение стандарта и экспрессии», то есть соединение в рамках одного текста книжных и разговорных средств языка.
2. Тексты публицистического стиля призваны воздействовать на читателя или слушателя, они обычно экспрессивны, передают личностное отношение говорящего к тому, о чем он пишет или говорит. Поэтому в них часто употребляются такие языковые средства, как побудительные предложения, содержащие призыв к действию, восклицательные предложения, в которых выражаются чувства говорящего, риторические вопросы и вообще вопросительные предложения, призывающие говорящего к активному слушанию. Нередки в публицистическом стиле и односоставные предложения с обобщенно-личным значением (например, в лозунгах), инфинитивные и назывные предложения, помогающие лаконично и емко обрисовать действие или явление.
Многосоюзие при соединении однородных членов предложения и их попарное соединение также характерная черта публицистического стиля.
В публицистическом стиле нередки обращения, выражающие отношение к адресату, вводные слова и предложения, используемые, в частности, как средство вежливо ведущейся полемики.
Публицистический стиль близок к художественной речи, и в нем так же широко используются обособленные члены предложения, служащие средством создания образности.
Все эти языковые и речевые средства изучаются в курсе 8 класса.
Тема: «Ораторская речь».
Сведения об особенностях ораторской речи даны в учебнике (см. упр. 199). Целесообразно предложить ученику после прочтения текста составить перечень важнейших признаков ораторской речи, чтобы закрепить ее основные особенности. Одновременно объясняется этимология слов оратор, ораторский, риторика.
Затем, читая отрывок из речи И. С. Тургенева на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве, учащиеся отмечают в нем эти и другие признаки ораторской речи (пафос, эмоциональность, яркость, стремление оратора воздействовать на ум и чувства слушателя) и находят языковые средства, с ними связанные (упр. 199).
Тема: «Рассказ на свободную тему» — в известной степени является повторением: такие рассказы ученики уже создавали в предыдущих классах. Новым будет здесь только то, что вначале ученики должны проанализировать особенности предлагаемого им рассказа: сформулировать тему текста, объяснить деление текста на абзацы, определить его основную мысль, стилистическую принадлежность и отнесенность к тому или иному функциональному стилю (назвать ведущие стилевые черты), тип речи, наконец, указать средства связи между отдельными предложениями. Анализ чужого текста предваряет создание собственного рассказа.
Тема: Рассуждение на основе литературного произведения.
Подготовку к рассуждению на основе литературного произведения должна предварять работа по продуцированию рассуждений на основе предложенных в учебнике положений (тезисов).
Тема: «Публичное выступление на общественно значимую тему» — тесно связана с ораторской речью, об особенностях которой ученики узнали на предыдущих уроках. Весь курс 8 класса, как уже отмечалось, пронизан вниманием к ораторской речи и публицистическому стилю. Знания, полученные школьниками по этим разделам, синтезируются именно в этой теме: подготовке публичного выступления на общественно значимую тему.
«Тревога совести».
Когда-то, очень давно, мне прислали важное издание «Слова о полку Игореве». Я долго не мог понять: в чем дело? В институте расписались в том, что книгу получили, а книги нет. Наконец выяснилось, что взяла ее одна почтенная дама. Я спросил даму: «Вы взяли книгу?» «Да, — отвечает она. — Я ее взяла. Но если вам она так нужна, я могу ее вернуть». И при этом дама кокетливо улыбается. «Но ведь книга прислана мне. Если она вам нужна, вы должны были ее у меня попросить. Вы же поставили меня в неловкое положение перед тем человеком, который ее прислал...»
Повторяю: давно это было. И можно было бы забыть об этом случае. Но все-таки вспоминаю иногда о нем — жизнь напоминает.
Ведь действительно, кажется, какой пустяк! «Зачитать» книгу, «забыть» вернуть ее владельцу... Распространилось новое явление — «интеллектуального» воровства, вроде бы вполне извинительного, оправдываемого увлеченностью, тягой к культуре. Иногда даже говорят, что «зачитать» книгу — это вовсе не воровство, а признак интеллигентности. Подумайте только: бесчестный поступок — и интеллигентность!.. Мы разучились отличать черное от белого. Кража есть кража, воровство есть воровство, бесчестный поступок остается бесчестным поступком, как бы и чем бы они ни оправдывались! А ложь есть ложь, и в конце концов я не верю, что ложь может быть во спасение.
Ведь даже проехать «зайцем» в трамвае — это тоже воровство. Нет малой кражи, нет малого воровства — есть просто воровство и просто кража. Не бывает малого обмана и большого обмана — есть просто обман, ложь. Недаром же говорится: верен в малом — и в большом верен. Когда-нибудь случайно, мимолетно вспомнится вам незначительный эпизод, когда поступились совестью в самом будто бы безобидном и ничтожном — и вы почувствуете укор совести. И вы поймете, что если кто и пострадал от вашего пустякового, ничтожного поступка, то пострадали прежде всего вы сами — ваша совесть и ваше достоинство.
...Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек — не человек.
...Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего — не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинства. Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. А ведь в жизни могут быть и тяжелые ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора — быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. Человек должен уметь жертвовать собой. Конечно. Такая жертва — это героический поступок. Но на него нужно идти.
Тревоги совести... Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство — достоинство нравственно живущего человека.
В процессе работы над этим текстом учитель может предложить ученикам следующие вопросы: — определить основную мысль текста;
— определить доминирующий тип речи;
— указать стилистическую принадлежность текста и те языковые черты, которые об этом свидетельствуют;
— выделить в тексте языковые средства установления контакта со слушателем (читателем);
— указать предложения, в которых прямо выражается авторская позиция;
— определить значение слов и выражений: интеллигентность, интеллектуальное воровство, совесть;
— показать свое отношение к мыслям, высказанным в статье;
— подготовить небольшое публичное выступление на тему «Какие поступки, по-вашему, роняют достоинство человека?» или же «Что значит жить по совести?».
Общественно значимую тему выступления выбирает сам ученик, учитель может помочь ему, предварительно обсудив в классе с учащимися круг проблем, которые представляются в настоящее время особенно важными для развития общества, для современного мира в целом. Это могут быть проблемы экологии, нравственного и физического здоровья граждан, национальных отношений, проблемы этики, развития современного искусства и др. Желательно, проявляя максимальный такт, выслушать мнения самих учащихся, определяющих свою общественную позицию.
Публичное выступление на общественно значимую тему готовится дома. Формы проверки этого задания (выступления отдельных учеников, микроконференция «круглый стол» и т. п.) определяются учителем. Оценивается при этом, естественно, не только содержание речи, но и манера ее произнесения, способы воздействия на аудиторию, установление с ней контакта, эмоциональность и выразительность выступления.
Тема: Характеристика человека как вид текста .
В учебнике образцом характеристики человека служит, во-первых, описание А. В. Суворова (упр. 352), во-вторых, воспоминания К. Чуковского об А. Ахматовой (упр. 410). Учащиеся знакомятся с особенностями строения характеристики, выделяют в приведенных текстах языковые средства, которые используются для обозначения качеств лица, его оценки. Так, прочитав текст о Суворове, ученики должны составить план и выявить те приемы, которые служат для характеристики великого полководца. Целесообразно при этом обратить особое внимание восьмиклассников на лексические единицы, называющие интеллектуальные и нравственные качества лица. Эти слова желательно подчеркнуть в тексте, а ряд из них прокомментировать, показать их синонимические и антонимические связи, сравнить значения слов, содержащих общие компоненты семантики (см., например, такие слова, как роскошь и комфорт, важность и солидность).
Тема: Сравнительная характеристики двух знакомых лиц. Описание Любочки и Катеньки в повести Л. Н. Толстого «Отрочество» (упр. 411).
Учащиеся должны познакомиться с приведенным фрагментом текста и выделить в нем те признаки, на основе которых сравниваются девочки, при этом нужно проанализировать: а) синтаксическое строение текста, основанного на сопоставлении (использование параллелизма, союзов и вводных слов, служащих для сравнения и сопоставления); б) особенности его лексической организации (употребление антонимов, в том числе контекстуальных; слов, называющих внешние и внутренние качества лица). Целесообразно также обратить внимание на временной план характеристики: в ней последовательно используются формы настоящего времени.
После анализа текста-образца учащиеся готовятся к созданию сопоставительной характеристики двух лиц (упр. 412). Они знакомятся с картиной К. Брюллова «Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых» (см. цветную вклейку учебника). Учитель предлагает восьмиклассникам сравнить двух девушек, изображенных художником. Предметом сопоставления должны служить внешность сестер, их одежда, но, главное, особенности их характеров, которые удалось передать художнику в парном портрете. Целесообразно при этом обратить внимание на колорит картины и ее композицию. Завершает работу с картиной сочинение в форме сравнительной характеристики сестер Шишмаревых. Для сопоставительной характеристики могут быть выбраны и другие лица.
Наконец, как итог работы по развитию речи в конце года учащиеся должны написать сочинение повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и повествования.
В результате работы по развитию связной речи учащиеся в 8 классе должны уметь: определять тип и стиль речи; анализировать языковые средства, присущие тому или иному функциональному стилю; давать подробный, а также выборочный и сжатый пересказ повествовательного текста; писать сочинения-описания (местности, архитектурных памятников или памятников истории, сравнительную характеристику знакомых лиц); создавать тексты на морально-этические темы; совершенствовать написанное; наконец, выразительно, доходчиво выступать перед слушателями по .
Биографические справки о художниках, по картинам которых предлагается написать сочинение.
Федор Александрович Васильев (1850—1873)
Обратим внимание на годы жизни художника: он прожил всего 23 года! Из них только пять с небольшим лет он отдал любимейшему делу — живописи. Но за эти годы им созданы десятки великолепных пейзажей, сотни этюдов, зарисовок, набросков.
Необыкновенно сложная духовная жизнь Васильева определила собой и такую же сложность его искусства: непреодолимое стремление к самовыражению и преданность высоким этическим идеалам, романтичность в изображении натуры и готовность оставаться в своей живописи верным природе.
Ф. А. Васильев родился в 1850 году в Гатчине, но детство прошло уже в Петербурге. Его отец, мелкий чиновник, умер, оставив семью без всяких средств, когда Феде, старшему из детей, было всего 15 лет. Еще при жизни отца он начинает работать за гроши, но теперь на его плечи ложится необходимость заботиться о матери, у которой еще двое малолетних детей на руках. Он берется за всякую работу, стараясь помочь матери. Некоторое время он работает у известного реставратора И. К. Соколова, который посоветовал и помог ему поступить в Вечернюю рисовальную школу. Здесь преподавали такие известные художники-передвижники, как И. Н. Крамской, Ф. С. Журавлев, А. И. Морозов. В 1867 году он окончил ее и этим, собственно, ограничилось его систематическое художественное образование. Позже, когда он станет известным художником-пейзажистом, ему предложат звание классного художника первой степени, но при условии сдачи экзаменов по наукам. Из-за тяжелой болезни он не сможет сдать экзамены и не получит этого звания.
С этого года начинается самостоятельное творчество с полноправным участием в художественной жизни. Уже самый первый маленький этюд «После дождя» дает все основания судить о высоком профессионализме молодого художника.
В конце 60-х годов он знакомится с Шишкиным и Репиным, которые поражаются работоспособностью товарища, его умением отдаваться новым впечатлениям. Репин, с которым Васильев провел четыре летних месяца на Волге, вспоминал: «Он поражал нас на каждой... остановке. В продолжение 10 минут, если пароход стоял, его тонко заостренный карандаш с быстротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листку его карманного альбомчика и обрисовывал верно и впечатлительно целую картину крутого берега с покривившимися над кручей домиками, заборчиками, чахлыми деревцами и остроконечными колокольнями вдали... Все ловит магический карандаш Васильева: и фигурку на ходу, и лошадку на бегу...»
Один из лучших пейзажей Ф. Васильева — «Мокрый луг». В этой картине передано состояние природы, объединяющее в себе то ли непогоду с наступившим минутным просветлением, то ли оставшийся след от прошедшего дождя... Первое и очень сильное впечатление оставляет в картине ее огромное, включенное в композицию пространство, в котором слилось в одно целое высокое, полное движения небо с уходящей тучей и раскинувшаяся перед глазами равнина с группой влажных деревьев, болотцем и яркой свежей зеленью на переднем плане. Ее светоцветовое решение вызывает ощущение необычного, почти фантастического света, а все изображенное кажется как бы погруженным во влажную воздушную среду.
Художник уловил мгновение жизни природы, поразившее его воображение сложностью состояния, очевидно близкого в чем-то ему.
Смену состояния поначалу замечаешь в живописи неба с уходящей справа вдаль синей дождевой тучей и светом, постепенно проникающим в плотный слой облаков. Озаренность светом уже явно дает себя чувствовать в верхнем огромном облаке, но особенно привлекательной и волнующей она кажется в узкой полосе неяркого золотистого света слева над холмом у горизонта и в протянувшихся над ним облачках. Включенная в дальние планы, эта деталь является очень важной для понимания идеи всего произведения. По силе выразительности она может соперничать только с мотивом омытой дождем зелени на первом плане, переданной ярким цветом. Главный мотив — необычное состояние природы. Достаточно взглянуть на небольшое болотце с набегающим на воду ветерком, на легкую, как бы бегущую по земле вслед за уходящей тучей тень и даже на тот же самый передний план с травянистой растительностью, чтобы понять, как все изображенное наполняет пейзаж ощущением происходящих в природе перемен. Мотив весенней непогоды приобретает вновь открытую эстетическую значимость, включавшую в живопись близкое музыке понятие мелодичности. «Мокрый луг» открыл новую страницу в развитии пейзажной живописи. Отказавшись от жанрового мотива, Васильев выразил сложнейшее жизненное содержание языком, доступным только пейзажу.
В 1873 году он уезжает в Крым, чтобы подлечиться. «О Боже, Боже! Дай мне только здоровья, и я не зарою таланта в землю...» — пишет он в письме к Григоровичу. Однако надеждам на выздоровление не суждено было осуществиться.
Константин Федорович Юон .(1875—1958)
Родился в старинном уголке Москвы — Лефортове, связанном с именем Петра I. Именно здесь, где все дышало историей, где сохранились руины екатерининских времен, древний Дворцовый мост через Яузу, бывшая Немецкая слобода с церковью петровской архитектуры, Аннегофская роща, впервые зародилось у него увлечение архитектурой, отечественной историей.
Его семья была многочисленной и дружной. Часто устраивали домашние спектакли, музицировали, затеяли даже постановку оперы, декорации к которой делал маленький Костя.
Неизгладимое впечатление произвело на него посещение Третьяковской галереи, после которого он твердо решил стать художником и поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Там его учителями были такие выдающиеся художники, как И. И. Левитан, К. А. Коровин, А. М. Васнецов, особенное влияние имел на него К. А. Савицкий.
Окончив училище, начинающий художник совершает длительную поездку по Волге в поисках материала для работы. Результатом этой поездки стал ряд пейзажных и бытовых картин: «Над Волгой», «Гора», «Рассвет на Волге» и др.
Некоторое время художник живет в Сергиевом Посаде под Москвой, изучает русскую историю, посещает древние русские города: Углич, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Ярославль. Его интересует все, что связано с бытом народа, с русской историей. В картинах этого цикла художник сочетает изображение природы и быта с архитектурными мотивами («К Троице», «Площадь уездного городка», «В монастырском посаде», «Праздничный день»).
Юон на редкость хорошо знал старую Москву и может быть назван ее «бытописателем» в живописи. Его картины о Москве подробны, историчны («У стен Новодевичьего монастыря», «Москворецкий мост», «Тройка у Старого Яра зимой», «Лубянская площадь зимой»).
Важнейшим разделом творческой деятельности К. Ф. Юона является его многолетняя работа в театре, где он выступил прекрасным оформителем, мастером живописной декорации.
И хотя Юон вошел в историю русского искусства многогранным художником, наибольший интерес педставляет творчество Юона-пейзажиста, обогатившего живопись новым архитектурным пейзажем, своеобразным изображением природы Подмосковья, старой русской провинции.
Особенности пейзажного творчества Юона полно выразились в картине «Мартовское солнце».
Картина запечатлевает тот радостный момент, когда наступает первая весна, названная М. М. Пришвиным «весною цвета». Еще хрустит снег под копытами весело трусящих по деревенской улице лошадок, еще глубоки отражающие яркую синеву неба сугробы, но в прозрачном воздухе уже ощущается легкое дуновение весеннего тепла. Лучи утреннего солнца озаряют верхушки раскидистых тополей, высокие стройные березы и домики на косогоре, повсюду зажигая яркие, золотистые и красноватые праздничные сочетания красок.
На этих-то красках и строится развитие основной, бодрой и празднично-торжественной темы предвесеннего пейзажа.
Мастерски вписанная в пейзаж мирная жанровая сценка составляет неотъемлемую часть картины. Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки невозможно представить и самый пейзаж, потому что художник глубоко любит эту обжитую и уютную природу Подмосковья.
В своей картине художник дал новую трактовку традиционной русской пейзажной темы. Красочная декоративность не исключает пространственной глубины, жизненности и типичности. Обычная для Юона ритмическая построенность композиции отличается здесь особым совершенством. Юон сознательно выделяет стволы высоких тополей, их величаво раскинутые на голубом фоне неба ветви и другие детали, подчеркивающие стройную архитектонику пейзажа. Все это вместе с традиционными фигурками людей и бытом определяет облик пейзажей Юона, занимавших особое место в реалистическом искусстве XX века.
Много сил отдавал он воспитанию молодых художников, много сделал для развития народного и самодеятельного искусства.
Василий Васильевич Мешков (1893—1963)
«Я потомственный живописец. Отец мой, художник Василий Никитич Мешков, с детства предназначал меня к этому поприщу, да и все мои надежды и чаяния совпадали с отцовскими предначертаниями» — так начинается автобиография В. В. Мешкова.
С детства мальчик был окружен людьми искусства, лучшими живописцами того времени, и это не могло не сказаться на его судьбе.
В детстве самым заманчивым миром, полным увлекательных вещей, была мастерская отца, известного художника-портретиста. Под его руководством мальчик начал свои первые регулярные занятия живописью. В 14 лет он дебютировал на выставке со своими робкими, еще неумелыми работами на темы русской истории, но уже в этих работах чувствовалась своеобразная, свободная живописная манера автора.
Окончив Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были такие знаменитости, как А. М. Корин, А. М. Васнецов, Л. О. Пастернак, В. Н. Бакшеев, Мешков поехал продолжать образование за границу.
Вернувшись в Россию в 1914 году, когда началась Первая мировая война, он был мобилизован в качестве художника и много кочевал со Штабом армии. Немало этюдов о войне было создано им в эти годы.
После 1917 года художник оставляет излюбленную историческую тему и становится театральным художником.
Поездка в Крым и на Кавказ в 1924—1925 годах явилась рубежом в творческой биографии В. В. Мешкова: он стал увлекаться пейзажем. И хотя он продолжал быть театральным художником, не работа в театре определяла его творческие устремления, а именно увлечение пейзажем. Он создает целый ряд картин со своим «мешковским» серебристым колоритом: «Серый день», «Серебряный дождь», «Стужа», «После дождя», «Озеро» и др. Его пейзажи передают поэтическое состояние природы, созвучное настроению художника.
В годы Великой Отечественной войны художник создал немало работ, посвященных военной тематике: «Защита Ленинграда», «Героический Ленинград во время войны», «Бой в Северном море» и др. Одна из лучших картин того времени — «1941 год под Москвой».
После суровых лет войны Мешков особенно чутко воспринимал природу. Он пишет пейзажи, которые как бы утверждали право человека на счастливую жизнь: «Копны», «Окские дали», «Холодный день», «Косогор», «Золотое Подмосковье». Особое место в творчестве В. В. Мешкова занимают пейзажи Карелии.
«Край озер, непуганых птиц и нехоженых троп», как когда-то называли его, пленил художника своеобразной поэтичностью своего сурового ландшафта и колорита. Здесь царство воды, камня и леса. Цепь бесконечных озер, разнообразных по своим очертаниям, то соединяется протоками и водопадами, то разделяется каменными грядами. Среди озер разбросаны небольшие лесистые островки, создающие какой-то особый замедленный ритм в панораме озер. Камни то встали причудливыми дикими скалами, голыми или поросшими соснами, то протянулись правильными рядами, то рассыпались отдельными валунами, покрытыми мхами и лишайниками или гладко обточенными водой и ветрами.
Пожалуй, ни один край так не тронул художника, как Карелия. Он создал целую сюиту великолепных картин: «Озерный край», «Сентябрьские холода», «Осень в Карелии», «Осенняя песня», «Ведло-озеро», «Золотая осень в Карелии». Мешков раскрыл особую поэзию этой северной природы, суровой и строгой. Он нашел для передачи ее своеобразия и соответствующий колорит, в котором сочетались серая и золотистая гамма, и пространственную композицию: художник любит удлиненный горизонтальный формат холста, что усиливает протяженность пейзажа и вместе с тем сообщает ему эпическое звучание, позволяет представить широкую панораму природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядный материал к урокам развития речи. Описание памятника.
Описание памятников литературных героев,архитектурных сооружений, знаменитых людей.Данные презентации подготовлены учениками 8 "Г" класса к урокам развития речи по теме "Описание памятника"....
дидактический материал по развитию речи
Материал составлен на основе книги Дмитрия Сергеевича Лихачёва "Письма о добром и прекрасном"....
Урок. Типы речи. Рассуждение. Материал для развития речи. 6 класс.
Урок выполнен с использованием SMART BOARD в программе Notebook...
Блочная подача материала на уроках по развитию речи.Типы речи (описание животного).
План урока по развитию речи...
Дидактический материал по развитию речи для учащихся 5 класса
Дидактический материал по развитию речи...
Урок письма и развития речи. Тема: "Развитие речи. «Открытка - поздравление к празднику - День Матери». 6 класс. (Ребёнок с ОВЗ )
Конспект интегрированного урока«Письма, развития речи» и « изобразительного искусства» в 6 классе для ...
Консультация для педагогов на тему: "Использование наглядного материала по развитию речи"
Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов &ndash...