Фронтальный опрос (5 мин) | Что такое спряжение глаголов? (Изменения глаголов по числам и лицам). Как мы определяем спряжения? (По окончаниям). Какие окончания имеют глаголы 1-го спряжения? (Окончания –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут или -ют). Какие окончания имеют глаголы 2-го спряжения? (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат или -ят). Различаются ли эти окончания в произношении? (Да, под ударением эти окончания различаются, а в без ударения – не различаются в произношении, поэтому их написание нужно проверять). Какие разноспрягаемые глаголы вы знаете? (бежать и хотеть). Кто мне объяснит, почему эти глаголы относятся к разноспрягаемым? (При спряжении одни формы этих глаголов имеют окончания 1-го спряжения, а другие – 2-го спряжения). Все молодцы, спасибо. |
Закрепление
1 стадия закрепления - нахождение и анализ изученного языкового явления в тексте без деформации (7 мин) Распределительный диктант
3 стадия - текст с несмешиваемыми деформациями (10 минут) Осложненное списывание
4 стадия – смешиваемые деформации Объяснительный диктант 12 мин
5 стадия – свободное письмо 5 минут | Ребята, сейчас вы открываете тетрадь, записываете число и классная работа. Задание1. (на доске начертить два столбика и обратиться к ученикам). Поделите страницу на два столбика. В первом столбике записываем 1 спряжение, а во втором – 2 спряжение. Я вам прочитаю словосочетания, а вы распределяете их по столбикам. Если есть вопросы и не можете распределить, то записываете непонятное словосочетание под таблицей. Все услышали и поняли?
Хорошо, внимательно слушаем и записываем.
Спросить бабушку, поднять корзину, спешить на помощь, чистить апельсин, платить за продукты, надуть шар, забыть учебник, стать ученым, звонить другу, включить компьютер, заметить ложь, брызгать водой, полыхать пламенем.
Ответ: 1 спряжение Поднять корзину Надуть шар Забыть учебник Стать ученым Брызгать водой Полыхать пламенем | 2 спряжение Спросить бабушку Спешить на помощь Чистить апельсин Платить за продукты Звонить другу Заметить ложь Включить компьютер |
Хорошо, все записали? Если у вас возникли вопросы, то слушаю и постараюсь ответить. Теперь попрошу по одному выйти к доске и записать словосочетания в таблице. Объясни, почему ты записал это словосочетание именно в этот столбик?
Задание 2. Я сейчас раздам листочки с текстами. Вам нужно списать, вставляя пропущенные буквы. Находим глаголы и определяем спряжение.
Мы копа…м огород, полива…м грядки, Мама вечером придет, спросит: «Все в порядке?» Каждый вечер мы с отцом маме помога…м: То в квартире приберем, то белье стира…м. Вместе с мамой каждый день дела…м уроки: Учим, пишем, постига…м грамоты истоки.
…Ломит он у дуба сук И в тугой сгибает лук. Плещешь ты куда захочешь Ты морские камни точишь.
Кто желает прочитать текст и озвучить, какие глаголы он нашел? (спросить про число и лицо) К какому спряжению относятся эти глаголы? Глаголы какого спряжения вы нашли во втором тексте? Первый глагол к какому спряжению ты отнес? (2 спряжение). Следующий глагол сгибает, как ты думаешь, какое это спряжение? Скажи, пожалуйста, спряжение глагола плещешь и захочешь. Плещешь относится к 1 спряжению, а глагол захочешь? (глагол захочешь относится к разноспрягаемым и в данном тексте он 1 спряжения). И последний глагол – точишь. Какого он спряжения? (2 спряжение) Ребята, я прочитаю текст, послушайте и скажите о чем он.
Задание 3. Ребята, я прочитаю текст, послушайте и скажите о чем он. «Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. «Советую тебе, Сережаобращение, присмотретьсятся и ться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное. Прекрасно в осеннем лесу. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть. Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложитьправописание лаг/лож все, что принес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок».
Какая главная мысль текста? Что понял Сережа? (осень – прекрасное время года, нужно радоваться маленьким вещам и замечать то, что вокруг тебя) Сейчас я читаю предложение, вы слушаете. Я читаю второй раз, и вы его записываете. После каждого предложения один человек будет объяснять орфограммы, которые встретились и объяснять знаки препинания. При проверке слушайте внимательно и исправьте, если допустили ошибку.
Задание 4. (Заранее записать это глаголы на доске, пока дети выполняют задание 3). На доске вы видите глаголы.
Беречь, звонить, бежать, победить, повторить, ходить, хвалить, сообщить, понять.
Составьте небольшой текст из трех-четырех предложений, используя любые глаголы.
Какой текст у вас получился? Кто хочет прочитать? |