РП ВД 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Трудные случаи русского языка»
9 В класс
Направление: общеинтеллектуальное
Составитель: Вельмакова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Нижневартовск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………………............3
2. Цель курса.……………...……………………….............................................................3
3. Планируемые результаты курса…………….………………………………………………4
4. Содержание курса «Трудные случаи русского языка»..……..…………………………..4
5. Календарно-тематическое планирование…...........................................................................6
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.....……………………..8
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся 9-ых классов, получивших базовые умения владения орфографией ипунктуацией в пределах программы.
Объём программы – 34 часа учебной нагрузки, которая может быть реализована в течение одного года обучения. Программа состоит из 3-х частей, соответствующих экзаменационной работы.
Часть 1. Изложение исходного текста.
1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
2. Речеведческий анализ текста.
3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.
4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).
Часть 2. Обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии.
2. Повторение морфологии.
4. Повторение синтаксиса и пунктуации.
5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.
Часть 3. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла.
2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения.
3. Реализация коммуникативного замысла.
Цели изучения элективного курса «От слова – к предложению, от предложения – к тексту».
– подготовить учащихся к ОГЭ;
– обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»;
– создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.
Цели и содержание программы соотнесены с требованиями государственного стандарта по русскому языку, опираются на официально-нормативную базу новой формы итоговой аттестации учащихся. Программа курса построена с учетом кодификатора элементов содержания по русскому языку для составления контрольно-измерительных материалов ОГЭ и на основе спецификации.
Задачи курса:
– развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ;
– совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей;
– развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах;
– совершенствовать навыки анализа структуры предложения;
– формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
– развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей;
– создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.
Данный элективный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ порусскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработатьнавыки построения связной речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные:знать/ понимать/ уметь
- знать трудные случаи правописания;
- понимать их роль в общекультурном развитии человека;
- объяснять языковое явление;
- уметь применять знания при тестировании;
- формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
- активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
- определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
- работать над расширением словарного запаса;
- опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл);
- четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Часть 1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания типаА, В, С. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.
Описание бланков регистрации и ответов участника ОГЭ. Правила заполнения бланков ОГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С1).
2. Работа над частью 1. Изложение исходного текста.
Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
3. Выделение микро- и макротемы. Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию: 1 абзац – это проблемный вопрос, в котором автор пытается разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац – это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному.
Приёмы компрессии текста:
а) исключения подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение);
б)обобщение однородных явлений(например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым);
в) сочетание исключения и обобщения(например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).
4. Аудирование и письмо. Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с применением приёмов компрессии).
5. Контроль знаний (часть 1) Практикум понаписанию и анализу сжатого изложения.
Часть 2. Работа над частью 2 (тесты)
1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.)
2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)
3. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З/С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. (Задание 4.)
4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)
5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.)
6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)
7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)
8. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.)
9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 10.)
10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.)
11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.)
12. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)
13. Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 14.)
Часть 3. Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.
Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание исходного текста. Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её с текстом через толкование. Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения:
1 часть – тезис (цитата, понимание её или небольшой комментарий к ней);
2 часть – аргументы (два примера, взятых из текста, которые доказывают цитату);
3 часть – заключение (либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос).
Работа с текстом и цитатой:
1 шаг – определение ключевых слов в цитате;
2 шаг – толкование слов-ключей,
3 шаг – сопоставить цитату с текстом.
Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование.
Контроль знаний (часть С). Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ.
Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата по факту. | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Часть 1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов | 1 | |
2 | Часть 1. (изложение). Типы и стили речи. Текст и его строение. Речеведческий анализ текста. Тема и композиция текста. Основная мысль исходного текста. | 1 | |
3 | Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию. Приёмы компрессии текста. | 1 | |
4 | Переработка информации текста, данного для изложения | 1 | |
5 | Контроль знаний (часть 1) Написание сжатого изложения. Работа над ошибками. | 2 | |
6 | Часть 2. Работа с тестами. Задание 2. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. | 1 | |
7 | Задание3. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. | 1 | |
8 | Задание 4. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиесяна З/С, иноязычныеприставки. Приставки ПРЕ-и ПРИ- ; Ы, И послеприставок. | 1 | |
9 | Задание 5. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий,отыменных и отглагольныхприлагательных, наречий. | 2 | |
10 | Задание 6. Синонимы. Контекстуальные синонимы.Стилистически нейтральныеслова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. | 1 | |
11 | Задание 7.Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. | 1 | |
12 | Задание 8. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. | 1 | |
13 | Задание 9. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. | 2 | |
14 | Задание 10. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. | 2 | |
15 | Задание 11. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. | 2 | |
16 | Задание 12. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. | 2 | |
17 | Задание 13. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. | 2 | |
18 | Задание 14. Сложные предложения с разными видами связи. | 2 | |
19 | Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть 2) | 1 | |
20 | Часть 3. Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. | 4 | |
21 | Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ. | 1 | |
22 | Итоговое занятие. | 2 | |
Итого | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература:
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно деятельностный подход.М.: КНОРУС, 2010.
2. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс:Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговойаттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
3. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговаяаттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
4. Егораева Г.Т.Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений. М.: Экзамен, 2013.
5. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новойформе): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
6. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.Изложения: тексты с лингвистическим анализом. М.: Линка-Пресс, 2010.
7. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новойформе). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
8.Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение,2011.
9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.
10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
11. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н."Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ". – Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер.
- Интерактивная приставка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....