Конспект урока "СПП с придаточным условия"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Конспект урока "СПП с придаточным условия" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.68 КБ |
![]() | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока Барановой Натальи Владимировны, учителя русского языка и литературы МБОУ Вылковской СОШ Тюменцевского района Алтайского края
Тема: СПП с придаточным условия
Класс:9
Предмет: русский язык
Учебник: М. М. Разумовская, С. И. Львова «Русский язык» 9 класс
Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов:
- личностных: развитие ответственного отношения к учебе; осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
- метапредметных: самостоятельно определять цели, умение работать с информационным материалом; умение грамотно строить устное монологическое высказывание;
- предметных: получить представление об особенностях СПП с придаточными условия, научиться моделировать СПП с придаточными условия, научиться находить СПП с придаточными условия в тексте, научиться уместно использовать СПП с придаточными условия в своей речи
Тип урока: открытия новых знаний
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал
Ход урока:
- Этап мотивации
- Любите ли вы мечтать, как люблю это я? Сегодня на уроке я предлагаю вам побыть мечтателями. Почему именно ими, вы узнаете чуть позже.
- А сейчас я хотела бы поделиться с вами своей мечтой: я мечтаю, чтобы все вы сдали экзамены только на «4» и «5». Как воплотить эту, надеюсь, и вашу мечту в жизнь? (Подготовиться к экзамену)
- Не будем терять времени, приступаем к осуществлению нашей мечты.
- Запишите в тетради число и классная работа
2. Этап актуализации знаний
- Какой раздел языкознания мы изучаем? (Синтаксис)
- Что изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)
- Где вам могут пригодится знания о словосочетании? (На экзамене)
- Как звучит задание? (Подобрать синонимичное словосочетание)
- Выполните первое задание на листах, которые я вам раздала. Подберите к каждому словосочетанию синонимичное.
В шёлковом платье - в платье из шёлка
солдатские разговоры – разговоры солдат
сосновые шишки – шишки сосны
сильно ударил – ударил с силой
- Проверим. Если вы подобрали верно синонимичные словосочетания, поставьте 1 балл напротив этого задания.
- Какие виды предложений мы с вами изучаем в 9 классе? (Сложные)
- Я прочитаю утверждение, если вы с ним согласны, поставьте 1, если не согласны - 0. Ответ запишите в строчку на листе в задании 2.
Сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ. | 1 |
Сложные предложения делятся на союзные и сложноподчинённые. | 0 |
Сложносочинённые предложения по значению и союзам делятся на предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами. | 1 |
Сложносочинённое предложение – предложение, состоящее из нескольких простых предложений, соединённых сочинительными союзами и интонацией. | 1 |
Сложноподчинённое предложение – это предложение, состоящее из нескольких простых предложений, соединённых подчиненными союзами или союзными словами | 1 |
Сложноподчинённое предложение состоит из главного и второстепенного предложения. | 0 |
Сложноподчинённые предложения по значению делятся на три группы: изъяснительные, определительные и обстоятельственные. | 1 |
- Проверим. 1011101. Если верно, поставьте 1 балл напротив этого задания
-Исправьте неверные утверждения
- Как можно определить вид придаточного? (По вопросу)
- Можно ли по союзу определить вид СПП? (Нет.)
- В 3 задании. Определите вид придаточного, начертите схему.
- С чего начнете работу над этим заданием? (С грамматических основ)
- Начертите схемы на доске. Если верно выполнили это задание, поставьте 1 балл.
- Целеполагание
- Несколько шагов к осуществлению нашей мечты мы уже сделали.
- Мечты бывают разные: высокие и приземлённые. Иногда странные. Прочитайте предложение и подумайте, над какими придаточными нам предстоит работать, сформулируйте тему урока.
Кабы не было зимы
В городах и селах,
Никогда б не знали мы
Этих дней веселых.
(СПП с придаточными условия)
- Запишите тему урока в тетрадь. Подумайте, что сегодня на уроке вам нужно узнать.
- Что нужно сделать, чтобы добиться этой цели?
Где вы можете найти нужный материал? (В учебнике)
4. Этап решения поставленной проблемы
- Откройте учебник на стр. 140, прочитайте теоретический материал
- Что содержится в придаточных условия? (содержится указание на условие, от которого зависит осуществление)
- На какой вопрос отвечают придаточные условия? (При каком условии?)
С помощью каких союзов присоединяются? (Если, ежели, кабы, коли, когда, раз)
- Обратимся к высказываниям о мечте известных людей. В задании 4. Поясните, как вы их понимаете.
- Определите вид придаточного и найдите союзы, с помощь которых присоединяются придаточные, выделите их. (Придаточные условия. Если, когда, коли, раз).
- Проверьте. Если выполнили верно, поставьте 1 балл.
5. Этап закрепления
- Прочитайте текст. (Раздаточный материал)
- Прочитайте выразительно текст, соблюдая нужную интонацию
О мечте
1.Мечта обладает и большой силой, и большой слабостью. 2.Если заберёте у человека мечту, жизнь окажется бессмысленной. 3.Мечта, как маяк, освещает весь путь нашей жизни. 4.Однако, коли быть объективным, мечта может оказаться и самым большим самообманом. 5.Попробуем в этом разобраться. 6.Типичная ситуация: человек молод, здоров, красив. 7.«Молод, здоров, красив» - никак им не оценивается. 8.Это дано от природы и воспринимается как нечто естественное, как что-то, что должно быть всегда. 9.То, что мы имеем, обычно мы не ценим, но зато хорошо чувствуем, чего у нас нет. 10.Нет денег, нет положения, нет образования и т.п. 11.А раз чего-то нет, значит, нет полноты жизни, нет основы для счастья, нет повода для радости. 12.Тогда появляется мечта. 13.Она предполагает, что все недостающее появится, а значит, появится и само счастье. 14.Счастлив тот, у кого есть мечта. 15.Если мечта сбылась, исчезает томительное, но сладкое, ожидание, исчезает сказка.
17.Мечтайте, призываю я вас. 18.Мечта есть самое приятное, самое верное, самое интересное общество: оно делает течение времени незаметным.
- Какова идея текста? (Мечтать нужно, иначе жизнь становится бессмысленной)
- Выпишите в тетрадь СПП с придаточным условия. Начертите схему.
- В листах в задании 5 укажите номера СПП предложений с придаточным условия.
Проверьте. Если выполнили верно, поставьте 1 балл. (2, 4, 11, 15)
- Сложите все баллы, итог запишите на листе.
6. Рефлексия
- Мечтатель - это хороший человек? При каком условии? (Если мечты направлены на созидание, а не на разрушение.)
- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.
- Мы эти задачи решили?
- На какие вопросы нашли ответы?
- Что для вас на уроке было легко?
-В чём вы затруднялись?
- Оцените свою работу на уроке
6. Этап объяснения домашнего задания
- Дома выполните упр. 200
- Или напишите сочинение-миниатюру из 10-12 предложений, размышляя по поводу
«Если бы я был президентом страны…»
«Если бы я был министром образования…»
«Если бы я был директором школы…»
- Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Замените словосочетание «в шёлковом платье», построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление .
Замените словосочетание «солдатские разговоры», построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление
Замените словосочетание «сосновые шишки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление
Замените словосочетание «сильно ударил», построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление
Проверим В платье из шёлка разговоры солдат шишки сосны ударил с силой
Цифровой диктант 1011101
Кабы не было зимы В городах и селах, Никогда б не знали мы Этих дней веселых.
СПП с придаточным условия
Союзы Если Когда Коли Раз
2, 4, 11,15
Домашнее задание. упр. 200 Напишите сочинение-миниатюру из 10-12 предложений, размышляя по поводу «Если бы я был президентом страны…» «Если бы я был министром образования…» «Если бы я был директором школы…»
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/18/picture-501238-1413629080.jpg)
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия
Урок русского языка в 9 классе. Лексическая тема "Моя малая родина"...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели"
Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели" - это урок объяснения и первичного закрепления знаний. В качестве материала для закрепления используются творчески...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/06/picture-738727-1630902890.jpg)
Конспект открытого урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия»
Технология критического мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-881722-1485099933.jpg)
Сложно-подчиненное предложение с придаточными условия и уступки
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия и уступки...
Предложения с придаточными условия I, II, III типа
Схемы для тренировки построения предложений с придаточными условия I, II, III типа...
Предложения с придаточными условия I, II, III типа
Схемы для тренировки построения предложений с придаточными условия I, II, III типа...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/09/picture-853937-1675941745.jpg)
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия»
Технология критического мышления. Урок открытия нового знания...