Обобщение по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот". Урок русского языка в 7 кл
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Ихинова Светлана Валериановна

Данный урок составлен на основе УМК В.В.Бабайцевой и адресован обучающимся 7 класса. В разработке урока учтены требования ФГОС. Включает в себя обобщение материала по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

« Обобщение по теме «Деепричастие

 и

деепричастный оборот»

Урок в 7 классе

Деепричастный оборот. Роль деепричастий в художественном произведении.

Цели:

1. Обобщить и закрепить  знания и умения  по теме «Деепричастие и деепричастный оборот».

2.Формирование представлений о роли деепричастий в художественных произведениях.

Задачи:

1.Закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах.

2. Повторить правило постановки знаков препинания при  деепричастиях и деепричастных оборотах.

Оборудование: презентация к уроку, опорные схемы, технологические карты для учащихся, тексты произведений  А.С. Пушкина.

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап. 6 минут. Рассказать правила работы с картами. Не забывать оценивать каждый этап урока в таблице самооценки.
  • Слово учителя.                Приветствие.
  • Сегодня на уроке у нас произойдёт необычная встреча лингвистики и литературы.

А какова тема этой встречи, цели и задачи, мы выясним с вами, выполнив первое задание.

  1. Перед вами предложения:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
(Блестя на солнце), снег лежит...

  • Вспомните, какие слова пропущены в данном предложении?
  • Что объединяет эти слова? (это особая форма глагола – деепричастие)
  • Ещё раз посмотрите на предложения и на основании вставленных слов сформулируйте тему урока.

(Ученики:     ТЕМА   Деепричастие и деепричастный  оборот)

  • Знакомы ли мы уже с этой темой?  (да)
  • Сформулируйте цели   нашего урока, учитывая, что с данным правилом мы уже знакомы.
  • Воспользуйтесь для этого опорными схемами.

ЦЕЛЬ:

  • закрепить умение находить ____________________________ в предложениях и текстах;
  • повторить правило постановки ____________________________________ .

Ответ.

  • закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах;
  • повторить правило постановки знаков препинания        при  деепричастиях и деепричастных оборотах.
  • Обратимся еще раз к предложениям.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня...

  • Кто автор этих строк? Из какого они произведения?
  • С произведениями  какого автора мы будем сегодня работать?

  • А раз мы будем сегодня работать с необычными упражнениями, то в течение урока будем выявлять, какую роль играют деепричастия и деепричастные обороты  в художественных произведениях  А.С. Пушкина.    

 Ведь деепричастие – необыкновенная форма глагола.

Известный русский писатель Алексей Петрович   Югов верно отметил: «Деепричастие – самая огнепышущая, самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».

        По частоте употребления деепричастие стоит на одном из первых мест среди слов русского языка.

  1. Актуализация     знаний.

По какому проекту мы сегодня будем работать, вы можете выбрать сами.

(Представление проектов урока от каждой группы)

  • А сейчас мы с вами составим необычный портрет, лингвистический.

                                                Портрет деепричастия.

Работать в течение урока мы будем по картам, которые есть у каждого из вас.

Все задания мы будем выполнять в картах.

1 задание.

Лингвистический портрет деепричастия.

Составить его вам поможет план-подсказка. Работают в группах, помогая друг другу (после  сверяют работу с классом).

План-подсказка

Глагольные    

1.Обозначает ______________действие

2. Образуется от _______________

3.Имеет вид _________и__________

4.Имеет _______________________

                 

     Наречные

  1.  Изменяемость________________
  2.  В предложении является

___________________________

2 задание.  

  • Что такое деепричастный оборот?
  • Что вы знаете о знаках препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте?

Деепричастный оборот – это____________________________________

      Деепричастный оборот__________ выделяется на письме_____________

      Одиночные деепричастия_________________ выделяются на  письме

          ____________________

Дополнительное задание  2 минуты.

  • Какой оборот вы ещё знаете?
  • Какие  знаки  препинания бывают при нём?

III.  Закрепление изученного.

3 задание.

 (У доски работает один ученик)

  • Восстановите   предложения, вставив подходящие по смыслу деепричастия из    слов для справок    (синея, крутя, задумав).
  • Произведите морфемный разбор слов, определите способ образования.

                               1. Улыбкой ясною природа

                                   Сквозь сон встречает утро года;

                                   __________     блещут небеса.

                                2.И ветер  ___________  листочки древес

                                   Тебя с успокоенных гонит небес.

                                3. ________________плыть по лону вод,

                                       Ступает бережно на лед,

                                       Скользит и падает.

 - Какая морфема отсутствует у деепричастия и почему?

4 задание.

Лингвистическая задача

  1. Запишите предложения, объясните постановку запятых
  • Она стояла повернувшись к окну и горько вслипывая.
  • Небесная лазурь омытая ночной грозой смеется весело и чисто.
  • Не сиди сложа руки.

- В каком предложении вы не поставили знаки препинания и почему? (фразеологизм не обособляется)

2. Грамматическая норма ЕГЭ

Продолжи предложение и объясни грамматическую норму

Закаляя свой характер,

  • учитывай отношения с окружающим миром.
  • вы вырастаете готовыми к труду.
  • меняются принципы, мысли, желания.
  • мне помогали мои родители.

МИНИТЕСТ (Слайд №5)

                                                                     (Физминутка 2 минуты)

5 задание.  

  • А сейчас мы обратимся к сказкам А.С. Пушкина и посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Вы работали по группам.
  •  Вам нужно было:
  • найти  и выписать предложения с деепричастиями  из сказок А.С.Пушкина;
  •   выявить среди них устаревшие или редко употребляемые, объяснить их значение и употребление,
  •  выписать деепричастия,  обозначающие внешние движения и душевное  состояние;
  • сделать вывод  о роли деепричастий в сказке.

Слово 1-й группе, 2-й……

  •  ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.
  • Мы прослушали выступления.
  • Что же можно сказать о роли деепричастий в художественных произведениях?  Мы убедились, что:
  • Деепричастия  дорисовывают основное действие, делают речь героев более живой,  точной, яркой, эмоциональной.
  •  Они помогают передать внешние действия, душевное состояние героев.
  • Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами  более выразительны, живописны.

6 задание.

  • Творческий диктант.

       Александр Сергеевич Пушкин __________________ (изображать) пр…роду   не предст…ёт  перед нами  простым наблюдателем.

Зима  в лирике Пушкина не усыпляет  человека, а зовёт к действию  ___________ (вселять)  бодрость и веселье.

 Стихия   разбушевавшаяся в пр...роде  стремится к гармонии__________________  (восстанавливать) её.  

        Природа для  поэта – пример истинной красоты мира.

Задание:

1..Восстановите предложения, преобразовав  глаголы в деепричастия.

2. Расставьте знаки препинания при деепричастных оборотах,  подчеркните как члены предложения.

3. Произведите синтаксический разбор 1 предложения

4. Объясните лексическое значение слов  гармония,  истинный, используя  задания теста:

   1.Определите лексическое значение слова  «гармония», употреблённого в тексте:

1) Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, соответствующий раздел в теории музыки.

2) Согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

3) Гармония - (разг.). То же, что гармоника.

         2. В каком значении употребляется  в тексте слово  «истинный»:

          1) Соответствующий  истине, содержащий истину.

          2) Точный, устанавливаемый научно (спец.).

          3) Действительный, настоящий, несомненный.

  • Устная проверка  задания, остальные                .

III. Творческий отчет Сочинение –рассуждение на лингвистическую тему

1.Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте. 2.Я (не)шел, а крался, останавливаясь, прислушиваясь, озираясь по сторонам. 3. Огромный тигр лежал на брюхе, поджав под себя задние лапы. 4. Человек шел, ничего (не)замечая, а тигр по-прежнему лежал на брюхе. 5. Спасаясь от человека, пантера влезает на дерево. 6. Растянувшись вдоль ветви, она кладет голову на передние лапы и замирает. 7. Человек, увидев меня, проворно снял с плеча винтовку. 8.Темные силуэты кустов бесшумно проходили мимо, скрываясь за поворотами протоки.

- Раскройте скобки и объясните правило правописания частицы НЕ.

В. К. Арсеньев

Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Богатство слов не составляет ещё богатство всего языка. Определенный смысл, гибкость, выразительность –вот что необходимо языку, и это достигается при  помощи грамматики». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вы можете написать работу в публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Учебник русского языка утверждает, что «Богатство слов не составляет ещё богатство всего языка. Определенный смысл, гибкость, выразительность –вот что необходимо языку, и это достигается при  помощи грамматики». Я понимаю, что богатство языка – это не только словарный запас, но и возможность грамматики, которая помогает всем словам приобрести «смысл, гибкость и выразительность». В доказательство приведу примеры из текста В.К.Арсеньева.

Во-первых, в предложении 2 автор использует деепричастия, которые  дорисовывают основное действие.

Во-вторых, деепричастия и деепричастные обороты  помогают передать внешние действия, душевное состояние героев (предложения 5,7).

  • Таким образом, предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более выразительны, живописны, и это утверждение учебника русского языка я считаю правильным.
  1. Итоги урока.

Заполните «Дневник достижений» и оцените себя по листку самооценки

Таблица самооценивания

Критерий

Мой результат

Всего «+»

Задания

1

2

3

4

5

6

7

Справился (лась) самостоятельно, молодец!

Справился (лась) хорошо, но мог(ла) бы лучше

Неплохо, но многому нужно учиться

Ещё многое не получается

  1. Ставим знаки «+», «-» по каждому критерию и заданию.
  2. В конце подсчитать количество знаков по каждому критерию.
  3. Поставить оценку за урок.

Флеш –моб

(Дифирамбы деепричастию)

На такой веселой ноте мы заканчиваем урок. Всем спасибо!

_______________________________________________________.

(По группам)

Задание  1. Лингвистический портрет деепричастия.

План-подсказка.

Глагольные  признаки.

1.Обозначает ______________действие.

2. Образуется от _______________.

3.Имеет вид _________и__________.

4.Имеет _______________________.

Наречные  признаки.

  1. Изменяемость    ___________________  .
  2. В предложении является  _______________________________ .

               

 Задание 2.     Вопросы:

  • Что такое деепричастный оборот?
  • Что вы знаете о знаках препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте?

Деепричастный оборот – это___________________________________________________ .

Деепричастный оборот__________ выделяется на письме__________________ .

Одиночные деепричастия_________________ выделяются на  письме  _______________________ .

                Дополнительное задание.

  • Какой оборот вы ещё знаете? _________________________________ .  
  • Какие  знаки  препинания бывают при нём?______________________ .

Задание  3. (У доски работает один ученик)

  • Восстановите   предложения, вставив подходящие по смыслу деепричастия из    слов для справок    (синея, крутя, задумав).
  • Произведите морфемный разбор слов, определите способ образования.

                               1. Улыбкой ясною природа

                                   Сквозь сон встречает утро года;

                                   __________     блещут небеса.

                                2.И ветер  ___________  листочки древес

                                   Тебя с успокоенных гонит небес.

3. ________________плыть по лону вод,

                                       Ступает бережно на лед,

                                       Скользит и падает.

Задание  4.  

Лингвистическая задача

Запишите предложения, объясните постановку запятых

  • Она стояла повернувшись к окну и горько вслипывая.
  • Небесная лазурь омытая ночной грозой смеется весело и чисто.
  • Не сиди сложа руки.

- В каком предложении вы не поставили знаки препинания и почему? (фразеологизм не обособляется)

Грамматическая норма ЕГЭ

Продолжи предложение и объясни грамматическую норму

Закаляя свой характер,

  • учитывай отношения с окружающим миром.
  • вы вырастаете готовыми к труду.
  • меняются принципы, мысли, желания.
  • мне помогали мои родители.

МИНИТЕСТ

       

  Задание  5. Д/З по группам

Задание  6.

  • Творческий диктант.

       Александр Сергеевич Пушкин __________________ (изображать) пр…роду   не предст…ёт  перед нами  простым наблюдателем.

 Зима  в лирике Пушкина не усыпляет  человека, а зовёт к действию  ___________ (вселять)  бодрость и веселье.

 Стихия   разбушевавшаяся в пр...роде  стремится к гармонии__________________  (восстанавливать) её.  

        Природа для  поэта – пример истинной красоты мира.

Задание:

1.Восстановите предложения, преобразовав  глаголы в деепричастия.

2. Расставьте знаки препинания при деепричастных оборотах,  подчеркните как члены предложения.

3. Произведите синтаксический разбор 1 предложения

4. Объясните лексическое значение слов  гармония,  истинный, используя  задания теста:

   1.Определите лексическое значение слова  «гармония», употреблённого в тексте:

А) Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, соответствующий раздел в теории музыки.

Б) Согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

В) Гармония - (разг.). То же, что гармоника.

         2. В каком значении употребляется  в тексте слово  «истинный»:

          А) Соответствующий  истине, содержащий истину.

          Б) Точный, устанавливаемый научно (спец.).

          В) Действительный, настоящий, несомненный.

Задание7.

 Творческий отчет

  • Что же можно сказать о роли деепричастий в художественных произведениях?  Мы убедились, что:
  • Деепричастия  дорисовывают основное действие, делают речь героев более живой,  точной, яркой, эмоциональной.
  •  Они помогают передать внешние действия, душевное состояние героев.
  • Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами  более выразительны, живописны.

1.Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте. 2.Я (не)шел, а крался, останавливаясь, прислушиваясь, озираясь по сторонам. 3. Огромный тигр лежал на брюхе, поджав под себя задние лапы. 4. Человек шел, ничего (не)замечая, а тигр по-прежнему лежал на брюхе. 5. Спасаясь от человека, пантера влезает на дерево. 6. Растянувшись вдоль ветви, она кладет голову на передние лапы и замирает. 7. Человек, увидев меня, проворно снял с плеча винтовку. 8.Темные силуэты кустов бесшумно проходили мимо, скрываясь за поворотами протоки.

  • В. К. Арсеньев

Сочинение –рассуждение на лингвистическую тему

Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Богатство слов не составляет ещё богатство всего языка. Определенный смысл, гибкость, выразительность – вот что необходимо языку, и это достигается при  помощи грамматики». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Начать сочинение вы можете с данного высказывания.

Вы можете написать работу в публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Учебник русского языка утверждает, что «Богатство слов не составляет ещё богатство всего языка. Определенный смысл, гибкость, выразительность –вот что необходимо языку, и это достигается при  помощи грамматики». Я понимаю, что богатство языка – это не только словарный запас, но и возможность грамматики, которая помогает всем словам приобрести «смысл, гибкость и выразительность». В доказательство приведу примеры из текста В.К.Арсеньева.

Во-первых, в предложении________ автор использует______________________, которые  дорисовывают основное действие.

Во-вторых, __________________________________________ помогают передать внешние действия, душевное состояние героев (предложение______).

Таким образом, предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами  _____________________________________________________________________________ , и это утверждение учебника русского языка я считаю правильным.

                 

Таблица самооценивания

Критерий

Мой результат

Всего

«+»

Задания

1

2

3

4

5

6

7

Справился (лась) самостоятельно, молодец!

Справился (лась) хорошо, но мог(ла) бы лучше

Неплохо, но многому нужно учиться

Ещё многое не получается

  1. Ставим знаки «+», «-» по каждому критерию и заданию.
  2. В конце подсчитать количество знаков по каждому критерию.
  3. Поставить оценку за урок.

Домашнее задание к открытому уроку:

  • найти  и выписать предложения с деепричастиями  из сказок А.С.Пушкина;
  •   выявить среди них устаревшие или редко употребляемые, объяснить их значение и употребление,
  •  выписать деепричастия,  обозначающие внешние движения и душевное  состояние;
  • сделать вывод  о роли деепричастий в сказке.

Домашнее задание к открытому уроку:

  • найти  и выписать предложения с деепричастиями  из сказок А.С.Пушкина;
  •   выявить среди них устаревшие или редко употребляемые, объяснить их значение и употребление,
  •  выписать деепричастия,  обозначающие внешние движения и душевное  состояние;
  • сделать вывод  о роли деепричастий в сказке.

Домашнее задание к открытому уроку:

  • найти  и выписать предложения с деепричастиями  из сказок А.С.Пушкина;
  •   выявить среди них устаревшие или редко употребляемые, объяснить их значение и употребление,
  •  выписать деепричастия,  обозначающие внешние движения и душевное  состояние;
  • сделать вывод  о роли деепричастий в сказке.

Домашнее задание к открытому уроку:

  • найти  и выписать предложения с деепричастиями  из сказок А.С.Пушкина;
  •   выявить среди них устаревшие или редко употребляемые, объяснить их значение и употребление,
  •  выписать деепричастия,  обозначающие внешние движения и душевное  состояние;
  • сделать вывод  о роли деепричастий в сказке.

Домашнее задание к открытому уроку:

  • найти  и выписать предложения с деепричастиями  из сказок А.С.Пушкина;
  •   выявить среди них устаревшие или редко употребляемые, объяснить их значение и употребление,
  •  выписать деепричастия,  обозначающие внешние движения и душевное  состояние;
  • сделать вывод  о роли деепричастий в сказке.

Домашнее задание к открытому уроку:

  • найти  и выписать предложения с деепричастиями  из сказок А.С.Пушкина;
  •   выявить среди них устаревшие или редко употребляемые, объяснить их значение и употребление,
  •  выписать деепричастия,  обозначающие внешние движения и душевное  состояние;
  • сделать вывод  о роли деепричастий в сказке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по теме: «Обобщающее повторение. В стране изученных Деепричастий» ( 7 класс ) Разработчик:Ихинова С.В., учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

Слайд 2

Скользя по утреннему снегу , Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня... Под голубыми небесами Великолепными коврами, (……………………………… ), снег лежит...

Слайд 3

Известный русский писатель Алексей Петрович Югов верно отметил: « Деепричастие – самая огнепышущая , самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного ». По частоте употребления деепричастие стоит на одном из первых мест среди слов русского языка.

Слайд 4

Запишите предложения, объясните постановку запятых Она стояла повернувшись к окну и горько вслипывая . Небесная лазурь омытая ночной грозой смеется весело и чисто. Не сиди сложа руки.

Слайд 5

ЕГЭ Задание 8 Продолжи предложение Закаляя свой характер, учитывай отношения с окружающим миром. вы вырастаете готовыми к труду. меняются принципы, мысли, желания. мне помогали мои родители.

Слайд 6

Мини тест Приехав в деревню а) весь сад был в снегу б) я застал весь сад в снегу Возвращаясь домой а) я попал под снегопад б) начался снег Выйдя на улицу а) ему стало холодно б) он почувствовал холод

Слайд 7

1.Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте. 2.Я (не) шел, а крался, останавливаясь, прислушиваясь, озираясь по сторонам. 3. Огромный тигр лежал на брюхе, поджав под себя задние лапы. 4. Человек шел, ничего (не) замечая, а тигр по-прежнему лежал на брюхе. 5. Спасаясь от человека, пантера влезает на дерево. 6. Растянувшись вдоль ветви, она кладет голову на передние лапы и замирает. 7. Человек, увидев меня, проворно снял с плеча винтовку. 8.Темные силуэты кустов бесшумно проходили мимо, скрываясь за поворотами протоки. В. К. Арсеньев Раскройте скобки и объясните правило правописания частицы НЕ.

Слайд 8

Сочинение –рассуждение на лингвистическую тему Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка : «Богатство слов не составляет ещё богатство всего языка. Определенный смысл, гибкость, выразительность –вот что необходимо языку, и это достигается при помощи грамматики». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Вы можете написать работу в публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Слайд 9

Гипотеза : Деепричастие – особая форма глагола или самостоятельная часть речи?

Слайд 10

Спасибо за урок! Удачи вам, новых знаний!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Причастный оборот" - урок русского языка в 6 классе (гимназическом)

ТЕМА: «Знаки препинания при причастном обороте»Цели:Формирование умения находить причастный оборот в предложении;Формирование умения ставить знаки препинания при причастном обороте;Закрепление умения ...

«Повторение и обобщение по теме «Глагол» конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: «Повторение и обобщение по теме «Глагол».Цель урока: систематизировать и  обобщить знания, умения и навыки учащихся  по теме «Глагол»Задачи урока:Образовательная:выявить степень ...

Обобщение опыта. Использование ИКТ на уроках русского языка

Что же такое  ИКТ? Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.Во-вторых, это использование самого ...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

Статья "Использование схем, таблиц и опорных конспектов для обобщения и систематизации материала на уроках русского языка"

В статье обосновывается необходимость использования разных форм подачи материала по русскому языку для его систематизации и обобщения, приводятся фрагменты уроков...

"Причастный оборот", урок русского языка, 7 класс

Знакомство учащихся с понятием "причастный оборот"...