Обобщение по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот". Урок русского языка в 7 кл
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Данный урок составлен на основе УМК В.В.Бабайцевой и адресован обучающимся 7 класса. В разработке урока учтены требования ФГОС. Включает в себя обобщение материала по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока "Деепричастие. Деепричастный оборот" | 131.5 КБ |
Презентация к уроку на тему "Деепричастие. Деепричастный оборот" | 666.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка
« Обобщение по теме «Деепричастие
и
деепричастный оборот»
Урок в 7 классе
Деепричастный оборот. Роль деепричастий в художественном произведении.
Цели:
1. Обобщить и закрепить знания и умения по теме «Деепричастие и деепричастный оборот».
2.Формирование представлений о роли деепричастий в художественных произведениях.
Задачи:
1.Закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах.
2. Повторить правило постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах.
Оборудование: презентация к уроку, опорные схемы, технологические карты для учащихся, тексты произведений А.С. Пушкина.
Ход урока.
- Мобилизующий этап. 6 минут. Рассказать правила работы с картами. Не забывать оценивать каждый этап урока в таблице самооценки.
- Слово учителя. Приветствие.
- Сегодня на уроке у нас произойдёт необычная встреча лингвистики и литературы.
А какова тема этой встречи, цели и задачи, мы выясним с вами, выполнив первое задание.
- Перед вами предложения:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
(Блестя на солнце), снег лежит...
- Вспомните, какие слова пропущены в данном предложении?
- Что объединяет эти слова? (это особая форма глагола – деепричастие)
- Ещё раз посмотрите на предложения и на основании вставленных слов сформулируйте тему урока.
(Ученики: ТЕМА Деепричастие и деепричастный оборот)
- Знакомы ли мы уже с этой темой? (да)
- Сформулируйте цели нашего урока, учитывая, что с данным правилом мы уже знакомы.
- Воспользуйтесь для этого опорными схемами.
ЦЕЛЬ:
- закрепить умение находить ____________________________ в предложениях и текстах;
- повторить правило постановки ____________________________________ .
Ответ.
- закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах;
- повторить правило постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах.
- Обратимся еще раз к предложениям.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня...
- Кто автор этих строк? Из какого они произведения?
- С произведениями какого автора мы будем сегодня работать?
- А раз мы будем сегодня работать с необычными упражнениями, то в течение урока будем выявлять, какую роль играют деепричастия и деепричастные обороты в художественных произведениях А.С. Пушкина.
Ведь деепричастие – необыкновенная форма глагола.
Известный русский писатель Алексей Петрович Югов верно отметил: «Деепричастие – самая огнепышущая, самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».
По частоте употребления деепричастие стоит на одном из первых мест среди слов русского языка.
- Актуализация знаний.
По какому проекту мы сегодня будем работать, вы можете выбрать сами.
(Представление проектов урока от каждой группы)
- А сейчас мы с вами составим необычный портрет, лингвистический.
Портрет деепричастия.
Работать в течение урока мы будем по картам, которые есть у каждого из вас.
Все задания мы будем выполнять в картах.
1 задание.
Лингвистический портрет деепричастия.
Составить его вам поможет план-подсказка. Работают в группах, помогая друг другу (после сверяют работу с классом).
План-подсказка
Глагольные
1.Обозначает ______________действие
2. Образуется от _______________
3.Имеет вид _________и__________
4.Имеет _______________________
Наречные
- Изменяемость________________
- В предложении является
___________________________
2 задание.
- Что такое деепричастный оборот?
- Что вы знаете о знаках препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте?
Деепричастный оборот – это____________________________________
Деепричастный оборот__________ выделяется на письме_____________
Одиночные деепричастия_________________ выделяются на письме
____________________
Дополнительное задание 2 минуты.
- Какой оборот вы ещё знаете?
- Какие знаки препинания бывают при нём?
III. Закрепление изученного.
3 задание.
(У доски работает один ученик)
- Восстановите предложения, вставив подходящие по смыслу деепричастия из слов для справок (синея, крутя, задумав).
- Произведите морфемный разбор слов, определите способ образования.
1. Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
__________ блещут небеса.
2.И ветер ___________ листочки древес
Тебя с успокоенных гонит небес.
3. ________________плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает.
- Какая морфема отсутствует у деепричастия и почему?
4 задание.
Лингвистическая задача
- Запишите предложения, объясните постановку запятых
- Она стояла повернувшись к окну и горько вслипывая.
- Небесная лазурь омытая ночной грозой смеется весело и чисто.
- Не сиди сложа руки.
- В каком предложении вы не поставили знаки препинания и почему? (фразеологизм не обособляется)
2. Грамматическая норма ЕГЭ
Продолжи предложение и объясни грамматическую норму
Закаляя свой характер,
- учитывай отношения с окружающим миром.
- вы вырастаете готовыми к труду.
- меняются принципы, мысли, желания.
- мне помогали мои родители.
МИНИТЕСТ (Слайд №5)
(Физминутка 2 минуты)
5 задание.
- А сейчас мы обратимся к сказкам А.С. Пушкина и посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Вы работали по группам.
- Вам нужно было:
- найти и выписать предложения с деепричастиями из сказок А.С.Пушкина;
- выявить среди них устаревшие или редко употребляемые, объяснить их значение и употребление,
- выписать деепричастия, обозначающие внешние движения и душевное состояние;
- сделать вывод о роли деепричастий в сказке.
Слово 1-й группе, 2-й……
- ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.
- Мы прослушали выступления.
- Что же можно сказать о роли деепричастий в художественных произведениях? Мы убедились, что:
- Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь героев более живой, точной, яркой, эмоциональной.
- Они помогают передать внешние действия, душевное состояние героев.
- Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более выразительны, живописны.
6 задание.
- Творческий диктант.
Александр Сергеевич Пушкин __________________ (изображать) пр…роду не предст…ёт перед нами простым наблюдателем.
Зима в лирике Пушкина не усыпляет человека, а зовёт к действию ___________ (вселять) бодрость и веселье.
Стихия разбушевавшаяся в пр...роде стремится к гармонии__________________ (восстанавливать) её.
Природа для поэта – пример истинной красоты мира.
Задание:
1..Восстановите предложения, преобразовав глаголы в деепричастия.
2. Расставьте знаки препинания при деепричастных оборотах, подчеркните как члены предложения.
3. Произведите синтаксический разбор 1 предложения
4. Объясните лексическое значение слов гармония, истинный, используя задания теста:
1.Определите лексическое значение слова «гармония», употреблённого в тексте:
1) Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, соответствующий раздел в теории музыки.
2) Согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.
3) Гармония - (разг.). То же, что гармоника.
2. В каком значении употребляется в тексте слово «истинный»:
1) Соответствующий истине, содержащий истину.
2) Точный, устанавливаемый научно (спец.).
3) Действительный, настоящий, несомненный.
- Устная проверка задания, остальные .
III. Творческий отчет Сочинение –рассуждение на лингвистическую тему
1.Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте. 2.Я (не)шел, а крался, останавливаясь, прислушиваясь, озираясь по сторонам. 3. Огромный тигр лежал на брюхе, поджав под себя задние лапы. 4. Человек шел, ничего (не)замечая, а тигр по-прежнему лежал на брюхе. 5. Спасаясь от человека, пантера влезает на дерево. 6. Растянувшись вдоль ветви, она кладет голову на передние лапы и замирает. 7. Человек, увидев меня, проворно снял с плеча винтовку. 8.Темные силуэты кустов бесшумно проходили мимо, скрываясь за поворотами протоки.
- Раскройте скобки и объясните правило правописания частицы НЕ.
В. К. Арсеньев
Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Богатство слов не составляет ещё богатство всего языка. Определенный смысл, гибкость, выразительность –вот что необходимо языку, и это достигается при помощи грамматики». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Вы можете написать работу в публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Учебник русского языка утверждает, что «Богатство слов не составляет ещё богатство всего языка. Определенный смысл, гибкость, выразительность –вот что необходимо языку, и это достигается при помощи грамматики». Я понимаю, что богатство языка – это не только словарный запас, но и возможность грамматики, которая помогает всем словам приобрести «смысл, гибкость и выразительность». В доказательство приведу примеры из текста В.К.Арсеньева.
Во-первых, в предложении 2 автор использует деепричастия, которые дорисовывают основное действие.
Во-вторых, деепричастия и деепричастные обороты помогают передать внешние действия, душевное состояние героев (предложения 5,7).
- Таким образом, предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более выразительны, живописны, и это утверждение учебника русского языка я считаю правильным.
- Итоги урока.
Заполните «Дневник достижений» и оцените себя по листку самооценки
Таблица самооценивания
Критерий | Мой результат | Всего «+» | |||||||||
Задания | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||
Справился (лась) самостоятельно, молодец! | |||||||||||
Справился (лась) хорошо, но мог(ла) бы лучше | |||||||||||
Неплохо, но многому нужно учиться | |||||||||||
Ещё многое не получается |
- Ставим знаки «+», «-» по каждому критерию и заданию.
- В конце подсчитать количество знаков по каждому критерию.
- Поставить оценку за урок.
Флеш –моб
(Дифирамбы деепричастию)
На такой веселой ноте мы заканчиваем урок. Всем спасибо!
_______________________________________________________.
(По группам)
Задание 1. Лингвистический портрет деепричастия.
План-подсказка.
Глагольные признаки.
1.Обозначает ______________действие.
2. Образуется от _______________.
3.Имеет вид _________и__________.
4.Имеет _______________________.
Наречные признаки.
- Изменяемость ___________________ .
- В предложении является _______________________________ .
Задание 2. Вопросы:
- Что такое деепричастный оборот?
- Что вы знаете о знаках препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте?
Деепричастный оборот – это___________________________________________________ .
Деепричастный оборот__________ выделяется на письме__________________ .
Одиночные деепричастия_________________ выделяются на письме _______________________ .
Дополнительное задание.
- Какой оборот вы ещё знаете? _________________________________ .
- Какие знаки препинания бывают при нём?______________________ .
Задание 3. (У доски работает один ученик)
- Восстановите предложения, вставив подходящие по смыслу деепричастия из слов для справок (синея, крутя, задумав).
- Произведите морфемный разбор слов, определите способ образования.
1. Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
__________ блещут небеса.
2.И ветер ___________ листочки древес
Тебя с успокоенных гонит небес.
3. ________________плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает.
Задание 4.
Лингвистическая задача
Запишите предложения, объясните постановку запятых
- Она стояла повернувшись к окну и горько вслипывая.
- Небесная лазурь омытая ночной грозой смеется весело и чисто.
- Не сиди сложа руки.
- В каком предложении вы не поставили знаки препинания и почему? (фразеологизм не обособляется)
Грамматическая норма ЕГЭ
Продолжи предложение и объясни грамматическую норму
Закаляя свой характер,
- учитывай отношения с окружающим миром.
- вы вырастаете готовыми к труду.
- меняются принципы, мысли, желания.
- мне помогали мои родители.
МИНИТЕСТ
Задание 5. Д/З по группам
Задание 6.
- Творческий диктант.
Александр Сергеевич Пушкин __________________ (изображать) пр…роду не предст…ёт перед нами простым наблюдателем.
Зима в лирике Пушкина не усыпляет человека, а зовёт к действию ___________ (вселять) бодрость и веселье.
Стихия разбушевавшаяся в пр...роде стремится к гармонии__________________ (восстанавливать) её.
Природа для поэта – пример истинной красоты мира.
Задание:
1.Восстановите предложения, преобразовав глаголы в деепричастия.
2. Расставьте знаки препинания при деепричастных оборотах, подчеркните как члены предложения.
3. Произведите синтаксический разбор 1 предложения
4. Объясните лексическое значение слов гармония, истинный, используя задания теста:
1.Определите лексическое значение слова «гармония», употреблённого в тексте:
А) Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, соответствующий раздел в теории музыки.
Б) Согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.
В) Гармония - (разг.). То же, что гармоника.
2. В каком значении употребляется в тексте слово «истинный»:
А) Соответствующий истине, содержащий истину.
Б) Точный, устанавливаемый научно (спец.).
В) Действительный, настоящий, несомненный.
Задание7.
Творческий отчет
- Что же можно сказать о роли деепричастий в художественных произведениях? Мы убедились, что:
- Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь героев более живой, точной, яркой, эмоциональной.
- Они помогают передать внешние действия, душевное состояние героев.
- Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более выразительны, живописны.
1.Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте. 2.Я (не)шел, а крался, останавливаясь, прислушиваясь, озираясь по сторонам. 3. Огромный тигр лежал на брюхе, поджав под себя задние лапы. 4. Человек шел, ничего (не)замечая, а тигр по-прежнему лежал на брюхе. 5. Спасаясь от человека, пантера влезает на дерево. 6. Растянувшись вдоль ветви, она кладет голову на передние лапы и замирает. 7. Человек, увидев меня, проворно снял с плеча винтовку. 8.Темные силуэты кустов бесшумно проходили мимо, скрываясь за поворотами протоки.
- В. К. Арсеньев
Сочинение –рассуждение на лингвистическую тему
Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Богатство слов не составляет ещё богатство всего языка. Определенный смысл, гибкость, выразительность – вот что необходимо языку, и это достигается при помощи грамматики». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Начать сочинение вы можете с данного высказывания.
Вы можете написать работу в публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Учебник русского языка утверждает, что «Богатство слов не составляет ещё богатство всего языка. Определенный смысл, гибкость, выразительность –вот что необходимо языку, и это достигается при помощи грамматики». Я понимаю, что богатство языка – это не только словарный запас, но и возможность грамматики, которая помогает всем словам приобрести «смысл, гибкость и выразительность». В доказательство приведу примеры из текста В.К.Арсеньева.
Во-первых, в предложении________ автор использует______________________, которые дорисовывают основное действие.
Во-вторых, __________________________________________ помогают передать внешние действия, душевное состояние героев (предложение______).
Таким образом, предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами _____________________________________________________________________________ , и это утверждение учебника русского языка я считаю правильным.
Таблица самооценивания
Критерий | Мой результат | Всего «+» | |||||||||
Задания | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||
Справился (лась) самостоятельно, молодец! | |||||||||||
Справился (лась) хорошо, но мог(ла) бы лучше | |||||||||||
Неплохо, но многому нужно учиться | |||||||||||
Ещё многое не получается |
- Ставим знаки «+», «-» по каждому критерию и заданию.
- В конце подсчитать количество знаков по каждому критерию.
- Поставить оценку за урок.
Домашнее задание к открытому уроку:
- найти и выписать предложения с деепричастиями из сказок А.С.Пушкина;
- выявить среди них устаревшие или редко употребляемые, объяснить их значение и употребление,
- выписать деепричастия, обозначающие внешние движения и душевное состояние;
- сделать вывод о роли деепричастий в сказке.
Домашнее задание к открытому уроку:
- найти и выписать предложения с деепричастиями из сказок А.С.Пушкина;
- выявить среди них устаревшие или редко употребляемые, объяснить их значение и употребление,
- выписать деепричастия, обозначающие внешние движения и душевное состояние;
- сделать вывод о роли деепричастий в сказке.
Домашнее задание к открытому уроку:
- найти и выписать предложения с деепричастиями из сказок А.С.Пушкина;
- выявить среди них устаревшие или редко употребляемые, объяснить их значение и употребление,
- выписать деепричастия, обозначающие внешние движения и душевное состояние;
- сделать вывод о роли деепричастий в сказке.
Домашнее задание к открытому уроку:
- найти и выписать предложения с деепричастиями из сказок А.С.Пушкина;
- выявить среди них устаревшие или редко употребляемые, объяснить их значение и употребление,
- выписать деепричастия, обозначающие внешние движения и душевное состояние;
- сделать вывод о роли деепричастий в сказке.
Домашнее задание к открытому уроку:
- найти и выписать предложения с деепричастиями из сказок А.С.Пушкина;
- выявить среди них устаревшие или редко употребляемые, объяснить их значение и употребление,
- выписать деепричастия, обозначающие внешние движения и душевное состояние;
- сделать вывод о роли деепричастий в сказке.
Домашнее задание к открытому уроку:
- найти и выписать предложения с деепричастиями из сказок А.С.Пушкина;
- выявить среди них устаревшие или редко употребляемые, объяснить их значение и употребление,
- выписать деепричастия, обозначающие внешние движения и душевное состояние;
- сделать вывод о роли деепричастий в сказке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Скользя по утреннему снегу , Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня... Под голубыми небесами Великолепными коврами, (……………………………… ), снег лежит...
Известный русский писатель Алексей Петрович Югов верно отметил: « Деепричастие – самая огнепышущая , самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного ». По частоте употребления деепричастие стоит на одном из первых мест среди слов русского языка.
Запишите предложения, объясните постановку запятых Она стояла повернувшись к окну и горько вслипывая . Небесная лазурь омытая ночной грозой смеется весело и чисто. Не сиди сложа руки.
ЕГЭ Задание 8 Продолжи предложение Закаляя свой характер, учитывай отношения с окружающим миром. вы вырастаете готовыми к труду. меняются принципы, мысли, желания. мне помогали мои родители.
Мини тест Приехав в деревню а) весь сад был в снегу б) я застал весь сад в снегу Возвращаясь домой а) я попал под снегопад б) начался снег Выйдя на улицу а) ему стало холодно б) он почувствовал холод
1.Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте. 2.Я (не) шел, а крался, останавливаясь, прислушиваясь, озираясь по сторонам. 3. Огромный тигр лежал на брюхе, поджав под себя задние лапы. 4. Человек шел, ничего (не) замечая, а тигр по-прежнему лежал на брюхе. 5. Спасаясь от человека, пантера влезает на дерево. 6. Растянувшись вдоль ветви, она кладет голову на передние лапы и замирает. 7. Человек, увидев меня, проворно снял с плеча винтовку. 8.Темные силуэты кустов бесшумно проходили мимо, скрываясь за поворотами протоки. В. К. Арсеньев Раскройте скобки и объясните правило правописания частицы НЕ.
Сочинение –рассуждение на лингвистическую тему Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка : «Богатство слов не составляет ещё богатство всего языка. Определенный смысл, гибкость, выразительность –вот что необходимо языку, и это достигается при помощи грамматики». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Вы можете написать работу в публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Гипотеза : Деепричастие – особая форма глагола или самостоятельная часть речи?
Спасибо за урок! Удачи вам, новых знаний!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Причастный оборот" - урок русского языка в 6 классе (гимназическом)
ТЕМА: «Знаки препинания при причастном обороте»Цели:Формирование умения находить причастный оборот в предложении;Формирование умения ставить знаки препинания при причастном обороте;Закрепление умения ...
«Повторение и обобщение по теме «Глагол» конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: «Повторение и обобщение по теме «Глагол».Цель урока: систематизировать и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Глагол»Задачи урока:Образовательная:выявить степень ...
Обобщение опыта. Использование ИКТ на уроках русского языка
Что же такое ИКТ? Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.Во-вторых, это использование самого ...
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»
Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...
Статья "Использование схем, таблиц и опорных конспектов для обобщения и систематизации материала на уроках русского языка"
В статье обосновывается необходимость использования разных форм подачи материала по русскому языку для его систематизации и обобщения, приводятся фрагменты уроков...
"Причастный оборот", урок русского языка, 7 класс
Знакомство учащихся с понятием "причастный оборот"...