Склонение имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Открытый урок по русскому языку в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_7_klass.docx | 37.42 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
Ход урока
I. Организационный момент
1. Мотивация к учебной деятельности - психологический настрой учащихся, определение воспитательной задачи урока
Добрый день!
У: - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к учебной деятельности.
У: - На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать пословицу. Какая пословица у вас получилась?
О: - Учёба и труд к победам ведут.
У: - Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.
II. Актуализация умений и знаний.
Минутка чистописания
У: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
У: - Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Посмотрите внимательно на табличку. Найди ту букву, которая повторяется чаще всего.
П У Р Р А Б О Т А Р У Р И С У Н О К Й Р Ц У Ж И Н Р Х Т З А В Т Р А К П В Р М О Р О З А Н
У: - Какая буква встречается чаще всего?
О: - «р».
У: - Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «р».
У: - Обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их.
О: - Работа, рисунок, ужин, завтрак, мороз.
У: - Что вы можете сказать об этих словах?
О: - Они словарные.
У: - Запишите эти слова себе в тетрадь.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
1. -А сейчас отгадайте, пожалуйста, загадку.
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? ЧТО? Верно отвечает,
А чтоб не обижался весь народ,
Оно всегда имеет и число и род. (Имя существительное)
У: - Что вы знаете об имени существительном?
(имеют род, число, одуш. и неодуш, собств. и нариц.)
Б) Вспомним, что мы изучали на прошлых уроках. А нам поможет вспомнить вот такая шифровка. ( На доске вывешиваем карточки-подсказки)
Н | К | Л | Е | С | О | Е | И | Н |
5 | 2 | 3 | 6 | 1 | 4 | 9 | 8 | 7 |
Склонение имен существительных
-Скажите, что вы знаете о склонении имен существительных? (Имена существительные бывают 1-го, 2-го, 3-го склонения)
-Что означает нач.форма? (сущ. В И.п, ед.ч.)
Склонение | Род | в И. п., ед.ч. оканчивается |
1 | ж.р, м. р. | на –а,-я |
2 | м.р. ср. р. | на согл. или ь; на –о, -е |
3 | ж. р. | на ь |
2. Сообщение темы урока.
- И так давайте попробуем сформулировать тему урока.
.
3.Тренировочные упражнения на закрепление учебных навыков.
Запись слов в три столбика (назови одним словом, записать отгадки, картинный диктант словарных слов)
1скл. 2скл. 3 скл.
Назовите, и запишите одним словом.
Предмет, на котором ездил Емеля -… (печь)
Без него не откроешь замок -…(ключ)
Маленький ребёнок - … (малыш)
Она сверкает на ночном небе - …(звезда)
В поле колосится золотая … (рожь)
Что есть у ребёнка, стула, гриба..(ножка)
Чёрная птица, вестник наступающей весны - .. (грач)
Словарные слова (картинки)
Лиса, медведь, морковь, заяц, пальто, тетрадь, ворона.
Проверка написанных слов.
Прочитать слова относящиеся к 1 скл.
-Почему они относятся к 1 скл.?
(Аналогичная работа проводится с существительными 2скл., 3 скл.)
4. Сейчас немного проиграем. Игра «Собери в корзину».
Я вам раздам предметные картинки овощей, фруктов, ягод. А вы будете раскладывать картинки в корзину соответственно по типу склонения.
( Картофель, репа, редька, малина, баклажан, яблоко, перец, рябина, чеснок, лук, смородина, капуста, помидор, редис, морковь, клубника, огурец.) Давайте проверим, какой "урожай" собрали вы. Что в корзине у 2 варианта? Что не вошло в корзинки? Почему это существительное стало лишним? Слово «морковь». Это существительное 3– го склонения.
1-е скл | 2-е скл | 3-е скл |
Редька малина капуста клубника. | огурец помидор горох картофель | Морковь карамель соль фасоль, |
5. Физ. минутка.
Я буду называть, и показывать слова (написаны на доске). Если услышите существительное, относящееся к 1 скл. – приседайте, если 2скл. – хлопки над головой.
(Весна, час, улица, минута, дерево, город, бумага, озеро, столица, перо, дрозд)
6.Игра «Четвёртый лишний»
Упражнения на формирование операций обобщения.
На доске написаны слова.
Берёза рысь карандаш
Осина мышь линейка
Рябина медведь портфель
сирень лошадь пенал
- Прочитайте и назовите одним словом слова каждого столбика.
- Прочитайте названия деревьев и найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?
(Аналогичная работа со словами 2, 3 столбиков; последующая проверка)
7. - Выполним задание – цифровой диктант: я буду называть слова, а вы, определив склонение слов, записывать только цифру, обозначающую его. В результате получится пример: если все склонения определены правильно, то ответ будет верным.
Сила1, пробежка1+богатырь2, фрукт2=33
Радость3, жизнь3-движение2, чеснок2=11
8. – А между прочим ваши имена относится к одному из склонений. Встаньте те, у кого имена 1 –го склонения, затем 2-го склонения.
9. Я предлагаю поиграть в игру «Правда-неправда». У вас на столах карточки-тесты с вопросами, которые я буду задавать, вы должны обвести слово «да», если я сказала правильно, правду и слово «нет», если неправду. Возьмите карандаши красного и синего цвета.
- Начали:
- Правда ли, что имя существительное – это часть речи? (да)
- Правда ли, что существительное обозначает действие предмета? (нет)
- Правда ли, что существительное обозначает предмет? (да)
- Правда ли, сущ-ые отвечают на вопросы какой? какая? какие? (нет)
- Правда ли, что сущ-ые 1 склонения имеют окончания –а, -я ? (да)
- Правда ли, что у сущ-ые имеют 4 склонения? (нет)
- Правда ли, сущ-ые 3 склонения окончиваются на ь знак? (да)
- Правда ли, что у сущ-ых нельзя определить рода? (нет)
- - Правда, что я научилась определять склонение имен существительных? (да)
- Проверим результаты? Если вы выполнили задание правильно, то можно заметить закономерность. Какую? (ответы чередуются)
- Покажите товарищам свои ответы и проверьте результат на доске? У кого выполнено правильно?
10. Рефлексия.
- Что вы узнали на уроке?
( Мы повторили склонения. Узнали, что склонение имени существительного определяется по И.падежу ед.числа. Эта нач.форма имени сущ-го.
-Что больше всего понравилось на уроке?
- Какое задание показалось трудным?
- Кому на уроке было легко, всё получалось?(зелёный цвет)
- Кто встретился с трудностями? ( красный цвет)
-Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплимент и сказали молодец?
- Я думаю, что комплимент можно сказать и всему классу за дружную работу.
11. Выставление оценок. Спасибо за урок!
12. Повторить алгоритм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"
План-конспект и презентация к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...
Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе.: урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....
Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе; урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....
«Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные»
Урок «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные». Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;познакомить с группой ра...
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...