Диктант как основной вид работы на уроках русского языка
статья по русскому языку
Предварительный просмотр:
Виды диктантов по русскому языку
Слуховой диктант — орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста.
Предупредительный диктант — вид слухового диктанта. Цель — предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. По мере освоения способа проверки и усвоения материала заменяется объяснительным диктантом. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ — учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
«Безошибочный» диктант — разновидность предупредительного диктанта. Перед учащимися ставится задача — полностью разобраться в орфографической стороне текста и написать диктант без ошибок. Прослушав текст, учащиеся ставят вопросы в отношении написания тех или иных слов. На эти вопросы отвечают ученики, уверенные в правописании данного слова. При затруднении к объяснению орфограмм подключается учитель.
Предупредительно-контрольный диктант -разновидность предупредительного диктанта. Перед диктантом в течение 8-10 минут повторяются те правила правописания, которые отражены в его тексте. В качестве примеров рассматриваются слова из текста диктанта, специально отобранные учителем.
Подготовленный диктант — разновидность предупредительного диктанта с элементами объяснительного. Текст сначала разбирается, потом записывается и проверяется.
Объяснительный диктант — вид слухового диктанта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы. В процессе записи текста учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи — контролируют правильность выполнения работы.
Объяснительный диктант с предварительной подготовкой. До записи текста учитель выделяет время на повторение изученных правил правописания и способов проверки необходимых орфограмм. После орфографической подготовки и своеобразной «настройки» учащихся на определённый вид орфограмм проводится диктант. После записи учащиеся доказывают правильность написания слов с изученными орфограммами, исправляют допущенные ошибки.
Диктант «Проверяю себя» (введён А. И. Кобызевым) •— вид слухового диктанта, характеризующийся высоким уровнем самоконтроля. Способствует развитию орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту, осмыслению орфограмм на достаточно высоком уровне, вырабатывает навыки самопроверки . Во время записи текста ученику разрешается спрашивать учителя, как пишется та или иная орфограмма, пользоваться словарём, справочниками и пр. Вызвавшую сомнение орфограмму ученик подчёркивает (это важно использовать учителю для анализа). Если делается исправление подчёркнутой орфограммы, оно за ошибку не считается. В то же время допущенные ошибки на изученные правила учитываются более строго, так как ученик не увидел орфографически опасных мест.
Письмо с пропуском букв (диктант с пропущенными орфограммами) — разновидность диктанта «Проверяю себя». В процессе записи текста учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. На месте пропуска букв ставится прочерк— по нижней линейке проводится черта. Запись в тетради выглядит следующим образом: В л_су слышна звонк_я трель с_л_вья. После записи осуществляется орфографический анализ слов с пропущенными буквами. Пропуски заполняются. Такой приём предупреждает появление ошибок и большого количества исправлений, является одним из самых эффективных приёмов развития орфографической зоркости. Учащиеся должны уяснить: если не знаешь, как проверить, лучше пропустить букву, но писать наугад нельзя!
Комментированный диктант (комментированное письмо, грамматико-орфографическое комментирование) — вид орфографического упражнения, разновидность слухового диктанта в сочетании с орфографическим разбором. Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста.
Один учащийся в процессе и в темпе письма вслух комментирует все орфограммы: указывает их типы, называет правило проверки, кратко называет шаги алгоритма орфографического действия, подбирает проверочные слова, делает вывод. При этом форма объяснения написания должна быть краткой, иначе теряется связь между словами. Например: «Пишу зелёный с безударной гласной е. Проверочное слово -— зелень» или «Зелёный. Проверяю безударную гласную — ставлю под ударение —зелень. Пишу зелёный с буквой е». Обязательное условие — к комментированию поочерёдно привлекаются все учащиеся класса, не только сильные. При систематическом применении вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированный диктант обеспечивает овладение учащимися алгоритмом действия, направлен на отработку приёмов применения правила в процессе письма,
Комбинированный диктант — вид слухового диктанта, обладающий признаками предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов. Используется преимущественно на уроках обобщения, а также в работе с отстающими. Вначале проводится предварительное объяснение орфограмм (2-3 предложения), в последующих предложениях орфограммы объясняются одновременно с письмом или после записи предложения, затем несколько предложений записываются без объяснений, по методике контрольного диктанта.
Выборочный диктант — вид слухового или зрительного диктанта. Предполагает запись не всего текста, а лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы (пунктограммы, грамматические формы) на изучаемое правило. Может сопровождаться дополнительным заданием. Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость, внимание, умение обнаруживать изучаемые языковые явления, приучает школьников к анализу текста до его записи.
Выборочно-распределительный диктант — разновидность выборочного диктанта. Предполагает выбор из текста и запись слов с определёнными орфограммами и одновременной их группировкой по каким-либо признакам, например слова с проверяемыми безударными гласными выписываются в левый столбик, с непроверяемыми — в правый.
Творческий диктант — по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определённые слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов. Например, в ходе изучения имени прилагательного учитель предлагает дополнить предложения подходящими по смыслу именами прилагательными; при изучении множественного числа имени существительного — заменить форму единственного числа на множественное и др. Вырабатывается навык применения орфографического правила в условиях, когда необходимо думать о содержании предложения и его грамматическом оформлении.
Свободный диктант — в процессе записи текста учащиеся могут заменить отдельные слова, изменить структуру предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям (3-4 предложения); каждая часть записывается после повторного её прочтения. Учащиеся записывают каждую часть текста по памяти, как запомнили. Тренируется память. Дополнительная цель — развитие речи учащихся. В методике рассматривается как вид работы, подготавливающий учащихся к написанию изложений.
Зрительный диктант — вид орфографического упражнения, развивающий орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий в выработке основных компетенций школьников на уроках русского языка и литературы
В этой работе я постаралась обобщить свой опыт по применению компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы; рассмотреть, какие компетенции при этом вырабатываются у учащихся....
Использование игровых технологий для достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы на уроках русского языка
Значение игровых технологий невозможно исчерпать. Ее феномен состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа челове...
Основные приёмы работы на уроках русского языка и литературы в 5 классах (по внедрению ФГОС).
Приводятся примеры видов, приёмов, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы в 5 классе....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Этимологический анализ: основные принципы использования на уроках русского языка
В педагогической деятельности данный вид анализа используется в качестве аспектов изучения русского языка...
Сообщение на тему: «Использование основных приёмов технологий на уроках русского языка в основной школе»
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувст...
Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе
Данная статья «Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе» представляет собой описание инновационных технологий с опорой на ли...
- Мне нравится (1)