Рабочая программа учебного предмета "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку

Мальцева Татьяна Валериевна

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" ООО соответствует требованиям, предъявляемым к рабочим программам в соответствии ФГОС ООО. Данная программа включает следующие разделы: планируемые результаты освоения учебного предмета, формы обучения, содержание учебного предмета, тематическое и поурочное планирование. Поурочное планирование соответвует учебнику для общеобразовательных организаций УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_russkiy_yazyk_5-9.doc698 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №

к основной образовательной

программе основного общего образования

Муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

Ачитского городского округа

 «Уфимская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

для 5 - 9 класса

                                                                         

п. Уфимский

Программа разработана на основании следующих  нормативных  документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» статья 12 (от 29.12.2012г. №273-ФЗ)

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

3.ООП ООО МКОУ АГО «Уфимская СОШ».

4.Устав МКОУ АГО «Уфимская СОШ».

Учебный предмет «Русский язык» изучается в 5 - 9 классах: в 5 классе — 153 ч, в 6 классе — 187 ч, в 7 классе — 119 ч, в 8 классе — 102 ч, в 9 классе —  102 ч.  За курс основного общего образования: 663 часов.

Рабочая программа предусмотрена для детей с ограниченными возможностями здоровья.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения учебного предмета должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

12) развитие умения формулировать и объяснять собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.

13) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

13) умение находить и извлекать информацию в различном контексте; объяснять и описывать явления на основе полученной информации; анализировать и интегрировать полученную информацию; формулировать проблему, интерпретирует и оценивать её; делать выводы, строить прогнозы, предлагать пути решения.

Предметные результаты изучения учебного предмета "Русский язык" должны отражать:

1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;

развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;

умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:

распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

уместное использование фразеологических оборотов в речи;

корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;

использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;

распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;

распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;

распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;

распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;

анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;

определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;

определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;

деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;

проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;

опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;

определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

определение грамматической основы предложения;

распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных;

распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;

опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;

определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;

определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;

пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;

использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;

7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;

освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;

применение правильного переноса слов;

применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;

соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;

соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте;

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования:

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

  1. Очная;
  2. Дистанционная (с применением образовательных платформ).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Речь. Речевая деятельность

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.

Специфика художественного текста.

Анализ текста.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность  нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.  Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.  Фонетический анализ слова.

Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.

Понятие об этимологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.

Морфологический анализ слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Т        ЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Язык и человек. Общение устное и письменное.

1

2

Повторение изученного в начальной школе

22

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

25

4

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

11

5

Лексика.

10

6

Морфемика. Орфография.

22

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное как часть речи.

17

8

Имя прилагательное как часть речи.

10

9

Глагол как часть речи.

24

10

Повторение изученного в конце учебного года.

11

ИТОГО

153 часов

Тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Язык, речь, общение

3

2

Повторение изученного в 5 классе

13

3

Текст.

7

4

Лексика. Культура речи

7

5

Фразеология. Культура речи.

6

6

Словообразование и орфография. Культура речи.

29

7

Морфология и орфография. Культура речи.

Имя существительное

19

8

Имя прилагательное

25

9

Имя числительное

17

10

Местоимение

22

11

Глагол

24

12

Повторение и систематизация изученного за курс 5-6 классов

15

ИТОГО

187 часов

Тематическое планирование 7 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

2

Повторение изученного в 5-6 классах.

8

3

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие.

23

4

Деепричастие.

12

5

Наречие.

26

6

Категория состояния

3

7

Самостоятельные и служебные части речи.

Предлог.

1

9

8

Союз.

9

9

Частица.

16

10

Междометие.

2

11

Повторение изученного в 5-7 классах.

9

ИТОГО

119 часов

Тематическое планирование 8 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Русский язык в современном мире.

1

2

Повторение пройденного в 5-7 классах.

7

3

Синтаксис и пунктуация. Культура речи.

Словосочетание.

3

4

Простое предложение.

4

5

Простые двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

14

6

Односоставные предложения.

15

7

Предложения с однородными членами.

14

8

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями.  

10

9

Предложения с обособленными членами.

18

10

Прямая и косвенная речь.

7

11

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе.

9

ИТОГО

102 часов

Тематическое планирование 9 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Международное значение русского языка

1

2

Повторение изученного в 5-8 классах

11

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Сложное предложение как единица синтаксиса.

8

4

Сложносочиненное предложение.

9

5

Сложноподчиненное предложение.

33

6

Бессоюзное сложное предложение.

15

7

Сложноподчиненное предложение с различными видами придаточных.

11

8

Повторение и систематизация изученного.

14

ИТОГО

102 часов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Поурочное планирование 5 класс

№ п/п

Тема урока

1

Язык и человек. Общение устное и письменное.

2

РР. Стили речи.

3

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

4

Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

5

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

6

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

7

Буквы И, У, А после шипящих.

8

Разделительные Ъ и Ь.

9

Раздельное написание предлогов с другими словами.

10

Контрольный диктант по теме «Орфография».

11

Анализ результатов контрольного диктанта по теме «Орфография».

12

РР. Текст. Обучающее изложение по тексту Г.А. Скребицкого.

13

Части речи.

14

Глагол. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

15

РР. Тема текста.

16

Личные окончания глаголов.

17

Имя существительное.

18

Имя прилагательное.

19

РР. Сочинение по картине. Устное описание картины А.А. Пластова «Летом».

20

Местоимение.

21

РР. Основная мысль текста.

22

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в начальных классах».

23

Анализ контрольной работы по теме «Повторение изученного в начальных классах».

24

Синтаксис. Пунктуация

25

Словосочетание

26

Разбор словосочетания.

27

Предложение.

28

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.

29

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

30

Сказуемое.

31

Тире между подлежащим и сказуемым.

32

Нераспространенные и распространенные предложения.

33

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

34

Определение.

35

Обстоятельство.

36

Предложения с однородными членами.

37

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

38

Предложения с обращениями.

39

РР. Письмо.

40

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

41

РР. Основная мысль в сочинении по картине Ф. П. Решетникова "Мальчишки".

42

Простые и сложные предложения.

43

Синтаксический разбор сложного предложения.

44

Прямая речь.

45

Диалог.

46

Повторение и систематизация изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

47

Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

48

Анализ контрольной работы по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

49

Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие.

50

РР Повествование. Обучающее изложение по тексту К. Г. Паустовского.

51

Согласные звонкие и глухие.

52

Графика. Алфавит.

53

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

54

Двойная роль букв е, е, ю, я.

55

Орфоэпия.

56

Фонетический разбор слова.

57

Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

58

Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

59

Анализ контрольной работы по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

60

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.

61

Прямое и переносное значение слов.

62

Омонимы

63

Синонимы.

64

Антонимы.

65

Повторение изученного по теме «Лексика».

66

Контрольная работа по теме «Лексика».

67

Анализ контрольной работы по теме «Лексика».

68

РР Подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег».

69

РР Описание предмета.

70

Морфема как наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

71

Окончание. Основа слова.

72

Корень слова.

73

РР Рассуждение как функционально- смысловой тип речи.

74

Суффикс

75

Приставка.

76

РР Выборочное изложение текста с изменением лица.

77

Чередование звуков.

78

Беглые гласные. Варианты морфем.

79

Морфемный разбор слов.

80

Правописание гласных и согласных в приставках.

81

Буквы з и с на конце приставок.

82

Буквы а-о в корне лаг-лож.

83

Буквы а-о в корне раст-рос.

84

Буквы а-о в корне раст-рос.

85

Буквы е-о после шипящих в корне слова.

86

Буквы ы-и после ц.

87

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография.»

88

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография.»

89

Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография».

90

Анализ контрольной работы по теме «Морфемика. Орфография».

91

РР Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

92

Имя существительное как часть речи.

93

РР Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение.

94

Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

95

Род имен существительных.

96

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

97

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

98

Три склонения имен существительных.

99

Падеж имен существительных.

100

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе.

101

РР Изложение текста с изменением лица.

102

Множественное число имен существительных.

103

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.

104

Морфологический разбор имени существительного.

105

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

106

Контрольная работа по теме «Имя существительное».

107

Анализ контрольной работы по теме «Имя существительное».

108

РР Сжатое изложение по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница».

109

Имя прилагательное как часть речи.

110

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

111

РР Описание животного. Изложение.

112

Прилагательные полные и краткие.

113

РР Описание животного на основе изображенного на картине А.Н.Комарова «Наводнение».

114

Морфологический разбор имени прилагательного.

115

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

116

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

117

Анализ контрольной работы по теме «Имя прилагательное».

118

РР Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень».

119

Глагол как часть речи.

120

Не с глаголами.

121

Неопределенная форма глагола. Правописание тся и ться.

122

Виды глаголы.

123

Буквы е-и в корнях с чередованием.

124

Буквы е-и в корнях с чередованием.

125

РР Невыдуманный рассказ о себе.

126

Время глагола.

127

Прошедшее время глагола.

128

Настоящее время глагола.

129

Будущее время глагола.

130

РР.  Сжатое изложение по тексту В.П. Катаева.

131

Спряжение глагола.

132

Правописание личных безударных окончаний глаголов.

133

Правописание личных безударных окончаний глаголов.

134

Морфологический разбор глагола.

135

РР Сжатое изложение с изменением формы лица по тексту А.Ф.Савчук «Шоколадный торт».

136

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа.

137

Употребление времен.

138

Повторение изученного по теме «Глагол».

139

Повторение изученного по теме «Глагол».

140

Контрольная работа по теме «Глагол».

141

Анализ контрольной работы по теме «Глагол».

142

РР Сочинение-рассказ по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку».

143

Разделы науки о языке.

144

Орфограммы в приставках и корнях слов.

145

Орфограммы в приставках и корнях слов.

146

Орфограммы в окончаниях.

147

Орфограммы в окончаниях.

148

Употребление букв ъ и ь.

149

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

150

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

151

Итоговая контрольная работа по теме «Повторение и систематизация изученного в 5 классе»

152

Итоговая контрольная работа по теме «Повторение и систематизация изученного в 5 классе»

153

Анализ результатов итоговой контрольной работы по теме «Повторение и систематизация изученного в 5 классе».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Поурочное планирование 6 класс

Тема урока

Русский язык – один из развитых языков мира.

Язык, речь, общение.

Ситуация общения.

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова.

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.

Орфограммы в приставках.

Орфограммы в корнях слов.

Орфограммы в окончаниях слов.

Части речи. Морфологический разбор слова.

Словосочетание.

Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

Синтаксический разбор предложений.

Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе».

Анализ контрольной работы по теме «Повторение изученного в 5 классе».

 РР Текст.

РР Тема и основная мысль текста.

РР Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.

 РР Ключевые слова.

РР Текст и стили речи

РР Официально-деловой стиль речи.

РР Повторение и обобщение по теме «Текст».

Слово и его лексическое значение.

Собирание материалов к сочинению.

Общеупотребительные слова, профессионализмы.

Диалектизмы.  

Исконно-русские и заимствованные слова.

Устаревшие слова и неологизмы.

РРСловари. Составление словарной статьи.

Фразеологизмы.

Источники фразеологизмов.

Повторение и обобщение по теме «Лексика. Фразеология».

Повторение и обобщение по теме «Лексика. Фразеология».

Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология».

Анализ контрольной работы по теме «Лексика. Фразеология».

Морфемика и словообразование.

Описание помещения.

Основные способы образования слов в русском языке.

Основные способы образования слов в русском языке.

Повторение и обобщение по теме «Морфемика. Словообразование».

Этимология слов.

Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.  

РР Сочинение-описание помещения.

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

Буквы о и а в корне -кос- - -кас-.

Буквы о и а в корне -кос- - -кас-.

Буквы о и а в корне -гор - - -гар –.

Буквы а и о в корне –зар-, -зор-.

Повторение и обобщение по теме «Правописание чередующихся гласных в корнях слов».

Буквы ы и и после приставок.

Гласные в приставках пре - и при-.

Гласные в приставках пре - и при-.

Гласные в приставках пре - и при-.

Повторение и обобщение по теме «Правописание приставок».

РР Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро».

Анализ ошибок, допущенных в сочинении по картине Т.Н.Яблонской «Утро».

Соединительные о и е в сложных словах.

Сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова.

Морфемный и словообразовательный разборы слова.

Повторение и обобщение по теме «Морфемика. Словообразование».

Повторение и обобщение по теме «Морфемика. Словообразование».

Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование».

Анализ контрольной работы по теме «Морфемика. Словообразование».

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное».

Разносклоняемые имена существительные.

Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя.

Несклоняемые имена существительные.

Род несклоняемых имен существительных.

Имена существительные общего рода.

Морфологический разбор имени существительного.

 Письмо.  

Не с существительными.

Не с существительными.

РР Подготовка к сочинению по картине А.М.Герасимова «После дождя».

РР Сочинение-описание по картине А. Герасимова «После дождя».

Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

Гласные в суффиксах существительных –ек и  -ик.

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное».

Повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное».

Контрольная работа по теме «Имя существительное».

Анализ контрольной работы по теме «Имя существительное».

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное».

РР Описание природы.

РР Сочинение-описание природы.

Степени сравнения имен прилагательных.

Степени сравнения имен прилагательных.

Разряды имен прилагательных по значению.

Качественные прилагательные.

Относительные прилагательные.

Притяжательные прилагательные

Повторение и обобщение по теме «Степени сравнения и разряды имен прилагательных по значению».

Морфологический разбор имени прилагательного.

Не с прилагательными.

Не с прилагательными.

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Выборочное изложение по теме «Имя прилагательное».

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск.-

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Повторение и обобщение по теме «Правописание имен прилагательных».

Повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное».

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

Анализ контрольной работы по теме «Имя прилагательное».

Имя числительное как часть речи.

Простые и составные числительные.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Порядковые числительные.

Разряды количественных числительных.  

Числительные, обозначающие целые числа.

Дробные числительные.

Собирательные числительные.

Морфологический разбор имени числительного.

Повторение и обобщение по теме «Склонение имен числительных».

Повторение и обобщение по теме «Имя числительное».

Контрольная работа по теме «Имя числительное».

Анализ    контрольной работы по теме «Имя числительное».

Составление текста объявления.

РР Выступление на тему «Берегите природу!»

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения.

Рассказ от первого лица.

Возвратное местоимение себя.

Вопросительные и относительные местоимения.

Вопросительные и относительные местоимения.

Неопределенные местоимения.

Неопределенные местоимения.

Отрицательные местоимения.

Отрицательные местоимения.

Повторение и обобщение по теме «Правописание местоимений».

Притяжательные местоимения.

 Подготовка к сочинению-рассуждению.

 РР Сочинение-рассуждение (тема по выбору учащегося).

Указательные местоимения.

Определительные местоимения.

Местоимения и другие части речи.

Морфологический разбор местоимения.

Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение».

Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение».

Контрольная работа по теме «Местоимение».

Анализ контрольной работы по теме «Местоимение».

Глагол как часть речи.

Разноспрягаемые глаголы.

РР Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему «Стёпа колет дрова» с включением части готового текста.

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

Глаголы переходные и непереходные.

Наклонение глагола.

Изъявительное наклонение.

Изъявительное наклонение.

Условное наклонение.

Условное наклонение.

Повелительное наклонение.

Повелительное наклонение.

Употребление наклонений.

Безличные глаголы.

Безличные глаголы.

Повторение и обобщение по теме «Морфологические признаки глагола».

Морфологический разбор глагола.

РР Рассказ на основе услышанного.

Правописание гласных в окончаниях суффиксах глаголов.

Правописание гласных в окончаниях суффиксах глаголов.

Повторение и систематизация по теме «Глагол».

Повторение и систематизация по теме «Глагол».

Контрольная работа по теме «Глагол».

Анализ контрольной работы по теме «Глагол».

Разделы науки о языке. Орфография.

Разделы науки о языке. Орфография.

Разделы науки о языке. Орфография.

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

Словообразование.

Морфология.

Синтаксис. Синтаксический разбор.

Итоговая контрольная работа по теме «Повторение и систематизация изученного в 6 классе».

Анализ итоговой контрольной работы по теме «Повторение и систематизация изученного в 6 классе».

Комплексное повторение и обобщение изученного в 6 классе

Комплексное повторение и обобщение изученного в 6 классе

Комплексное повторение и обобщение изученного в 6 классе

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Поурочное планирование 7 класс

№ п\п

Тема урока

1

Русский язык как развивающееся явление.

2

Синтаксис и пунктуация.

3

Лексика и фразеология.

4

Фонетика и орфография.

5

Словообразование и орфография.

6

Морфология и орфография.

7

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».

8

Анализ контрольной работы по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».

9

Рр. Текст. Стили речи. Публицистический стиль речи.

10

Причастие как часть речи.

11

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

12

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

13

Действительные и страдательные причастия.

14

Полные и краткие страдательные причастия.

15

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

17

Действительные причастия прошедшего времени.

18

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

19

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

20

Страдательные причастия прошедшего времени.

21

Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

22

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

23

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

24

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных.

25

Морфологический разбор причастия.

26

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

27

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

28

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

29

Контрольная работа по теме «Причастие».

30

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе по теме «Причастие».

31

Рр. Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя).

32

Рр. Виды публичных общественно-политических выступлений.

33

Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание не с деепричастиями.

34

Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание не с деепричастиями.

35

Деепричастие. Пунктуация при деепричастном обороте.

36

Деепричастие. Пунктуация при деепричастном обороте.

37

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

38

Морфологический разбор деепричастий.

39

Рр. Сочинение на основе картины С.Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц.

40

Обобщение и систематизация сведений о деепричастии.

41

Контрольная работа по теме «Деепричастие».

42

Анализ контрольной работы по теме «Деепричастие».

43

Рр. Устное изложение.

44

Рр. Подробное изложение с элементами сочинения.

45

Наречие как часть речи.

46

Смысловые группы наречий.

47

Смысловые группы наречий.

48

Рр. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег».

49

Степени сравнения наречий.

50

Морфологический разбор наречия.

51

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

52

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

53

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

54

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

55

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

56

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

57

Рр. Описание действия.

58

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

59

Рр. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям.

60

Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

61

Дефис между частями слова в наречиях.

62

Дефис между частями слова в наречиях.

63

Рр. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н.Широкова «Друзья».

64

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

65

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

66

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

67

Повторение темы «Наречие».

68

Контрольная работа по теме «Наречие».

69

Анализ контрольной работы по теме «Наречие».

70

Рр. Сжатое или выборочное изложение с описанием состояния природы (К.Паустовский «Обыкновенная земля»).

71

Категория состояния как часть речи.

72

Морфологический разбор категории состояния.

73

Самостоятельные и служебные части речи

74

Предлог как часть речи.

75

Употребление предлогов.

76

Непроизводные и производные предлоги.

77

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

78

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

79

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

80

Предлог. Повторение.

81

Урок-зачёт по теме «Предлог».

82

Рр. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине.

83

Рр. Сочинение на лингвистическую тему.

84

Союз как часть речи. Союзы простые и составные.

85

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении.

86

Сочинительные союзы

87

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов.

88

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.

89

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.

90

Закрепление изученного по теме «Союз».

91

Контрольная работа по теме «Союз»

92

Анализ контрольной работы по теме «Союз».

93

Рр. Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу.

94

Понятие о частице. Формообразующие частицы.

95

Смысловые частицы.

96

Раздельное и дефисное написание частиц.

97

Рр. Придумывание обрамлений к рассказу.

98

Морфологический разбор частиц.

99

Отрицательные частицы.

100

Различение не – ни.

101

Приставка не- и частица не с различными частями речи.

102

Приставка не- и частица не с различными частями речи.

103

Рр. Написание рассказа по данному сюжету.

104

Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни-.

105

Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни-.

106

Повторение изученного о частицах.

107

Контрольная работа по теме «Частица»

108

Анализ контрольной работы по теме «Частица».

109

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Звукоподражательные слова.

110

Междометие и звукоподражательные слова. Знаки препинания при них.

111

Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи.

112

Фонетика. Графика.

113

Контрольная работа по теме «Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах».

114

Анализ контрольной работы по теме «Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах».

115

Лексика и фразеология.

116

Морфемика. Словообразование.

117

Морфология.

118

Синтаксис и пунктуация.

119

Орфография и пунктуация.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Поурочное планирование 8 класс

№ п/п

Тема урока

1

Русский зык в современном мире.

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения.

3

Знаки препинания в сложном предложении

4

Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

5

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

6

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах».

7

Анализ контрольной работы по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

8

Строение текста. Стили речи.

9

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса.

10

Виды словосочетаний.

11

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

12

Предложение (общая характеристика)

13

Грамматическая основа предложения

14

Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения.

15

Описание памятника

16

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения.

17

Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое.

18

Публицистическое сочинение о памятнике культуры.

19

Составное глагольное сказуемое

20

Составное именное сказуемое

21

Тире между подлежащим и сказуемым.

22

Виды сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым

23

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

24

Определение согласованное и несогласованное.

25

Приложение. Знаки препинания при нем.

26

Обстоятельство. Способы его выражения.

27

Контрольная работа по теме «Двусоставное предложение».

28

Анализ контрольной работе по теме «Двусоставное предложение».

29

Характеристика человека

30

Виды односоставных предложений. Главный член односоставных предложений.

31

Назывные предложения.

32

Определённо-личные предложения.

33

Неопределённо-личные предложения.

34

Обобщенно-личные предложения.

35

Безличные предложения.

36

Синтаксический разбор односоставного предложения.

37

Повторение и закрепление по теме «Односоставные предложения».

38

Контрольная работа по теме «Типы односоставных предложений».

39

Анализ контрольной работе по теме «Типы односоставных предложений».

40

Неполные предложения.

41

Неполные предложения.

42

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения».

43

Анализ контрольного диктанта по теме «Односоставные предложения».

44

Инструкция.

45

Понятие об однородных членах предложения.

46

Средства связи между собой однородные члены предложения.

47

Однородные и неоднородные определения.

48

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них.

49

Ю.Пименов «Спор». Сочинение по картине.

50

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

51

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

52

Синтаксический разбор предложения с однородными членами предложения.

53

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

54

Сочинение по картине Попкова «Осень».

55

Повторение и обобщение темы «Однородные члены предложения».

56

Повторение и обобщение темы «Однородные члены предложения».

57

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения».

58

Анализ контрольной работы по теме «Однородные члены предложения».

59

Предложения с обращениями. Назначение обращений. Распространенные обращения.

60

Предложения с обращениями. Выделительные знаки препинания при них.

61

Составление делового письма.

62

Предложения с вводными конструкциями.

63

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

64

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

65

Вставные слова, словосочетания и предложения.

66

Междометия в предложении. Слова да, нет.

67

Контрольная работа по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

68

Анализ контрольной работы по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

69

Понятие об обособлении.

70

Понятие об обособлении.

71

Обособленные определения. Выделительные знаки при них.

72

Обособленные определения. Выделительные знаки при них.

73

Рассуждение на дискуссионную тему.

74

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

75

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

76

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

77

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

78

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

79

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

80

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

81

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

82

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

83

Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

84

Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

85

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

86

Анализ контрольной работы по теме «Обособленные члены предложения».

87

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь

88

Косвенная речь.

89

Прямая речь

90

Диалог.

91

Рассказ (устно) по упр. 419

92

Цитаты и их оформление на письме. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

93

Повторение по теме «Чужая речь»

94

Сжатое изложение. Приемы сжатия

95

Повторение по теме «Синтаксис и морфология»

96

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

97

Повторение по теме «Синтаксис и культура речи»

98

Повторение по теме «Синтаксис и культура речи»

99

Повторение по теме «Синтаксис и орфография»

100

Повторение по теме «Синтаксис и орфография»

101

Итоговая контрольная работа по теме «Повторение и систематизация изученного в 5 – 8 классах»

102

Анализ итоговой контрольной работы по теме «Повторение и систематизация изученного в 5 – 8 классах»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Поурочное планирование 9 класс

№ п\п

Тема урока

1

Международное значение русского языка.

2 РР

Устная и письменная речь.

3 РР

Монолог. Диалог.

4

Стили языка.

5

Словосочетание и предложение.

6

Простое предложение и его грамматическая основа.

7

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»

8

Анализ контрольной работы по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».

9

Предложения с обособленными членами.

10

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

11РР

Изложение с продолжением (повествовательного характера с элементами описания).

12РР

Изложение с продолжением (повествовательного характера с элементами описания).

13

Понятие о сложном предложении как единице синтаксиса.

14

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

15

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

16

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

17

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

18

Интонация сложного предложения.

19РР

Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине.

20РР

Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине.

21

Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП.

22

ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами.

23

ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами.

24

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

25

Повторение и обобщение по теме «Сложносочиненное предложение».

26

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».

27

Анализ контрольной работы по теме «Сложносочиненное предложение».

28РР

Сочинение по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве».

29РР

Анализ сочинения по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве».

30

Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки.

31

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.

32

Союзы и союзные слова в СПП.

33

Роль указательных слов в СПП.

34РР

Обучающее сжатое изложение.

35РР

Обучающее сжатое изложение.

36РР

Сжатое изложение.

37

Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными.

38

СПП с придаточными определительными.

39

СПП с придаточными изъяснительными.

40

СПП с придаточными изъяснительными.

41

СПП с придаточными обстоятельственными.

42

СПП с придаточными времени и места.

43

СПП с придаточными причины.

44

СПП с придаточными следствия.

45

СПП с придаточными условия.

46

СПП с придаточными уступки.

47

СПП с придаточными цели.

48

СПП с придаточными образа действия.

49

СПП с придаточными меры и степени.

50

СПП с придаточными сравнения. Различные способы выражения сравнения.

51РР

Изложение на основе упр. 95.

52

СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них.

53

СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них.

54

СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них.

55

СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них.

56РР

Деловые документы (автобиография, заявление).

57

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.

58

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.

59РР

Сообщение по реферату на лингвистическую тему.

60

Повторение и обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение».

61

 Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение».

62

 Анализ контрольной работы по теме «Сложноподчиненное предложение».

63

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП

64

БСП со значением перечисления.

65

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

66РР

Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему (упр.192)

67РР

Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему (упр.192)

68

БСП со значением причины, пояснения, дополнения.

69

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

70

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.

71

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

72РР

Сочинение-рассказ//отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка».

73

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

74

Повторение и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение».

75

Повторение и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение».

76

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение».

77

Анализ контрольной работы  по теме «Бессоюзное сложное предложение».

78

Сложные предложения с различными видами связи.

79РР

Устное сообщение - реклама на заданную тему.

80

Знаки препинания в СП с различными видами связи.

81

Знаки препинания в СП с различными видами связи.

82

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи.

83

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи.

84РР

Публичная речь.  Публичное выступление на одну из предложенных тем.

85

Повторение и обобщение изученного по теме «СП с различными видами связи».

86

Повторение и обобщение изученного по теме «СП с различными видами связи».

87

Контрольная работа по теме «СП с различными видами связи».

88

Анализ контрольной работы по теме «СП с различными видами связи».

89

Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы.

90

Язык художественной литературы

91РР

Изложение с элементами сочинения

92Рр

Изложение с элементами сочинения

93

Фонетика и графика.

94

Лексика и фразеология.

95

Морфемика и словообразование

96

Морфология.

97

Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков

98

Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков

99

Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков

100

Контрольная работа по теме «Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах».

101

Контрольная работа по теме «Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах».

102

Анализ контрольной работы по теме «Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка           Рабочая программа учебного курса  «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена  на о...

Рабочая программа учебной дисциплины "Иностранный язык (английский)" по программам подготовки квалифицированных рабочих, 2015

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины "Английский язык" для профессиональных образовательных организаций, Москва, "Академия", 2015...

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 2-4 классов.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 2,3,4 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение / Ваулина Ю.Е., Эванс

Программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований Ф...

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 10-11 классов . Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение/ Ваулина Ю.Е., Эв

Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов, глав), дает примерное распределение учебных часов по темам (разделам, главам) и рекомендуемую последовательность изучения тем (разделов, глав...

Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства» технического профиля на базе основного общего образования с получением сред

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Английский язык» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...