II. Формулирование темы и целей урока
| - Послушайте стихотворение Вадима Шефнера «Миг». Не привыкайте к чудесам, - Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь. Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам,- Ничто не повторится.
- Какова главная мысль стихотворения? - Какая часть речи поможет нам выполнить пожелания автора? - Назовите эти глаголы. Определите наклонение. - А как вы догадались, что это глаголы повелительного наклонения? Все ли встретились в стихотворении глаголы повелительного наклонения? - Ребята, можем ли мы определить тему нашего занятия? -Запишем тему урока в рабочий лист. - Помогите мне сформулировать цель нашего занятия, пользуясь словами помощниками? (слушаю варианты) Научиться Знать Уметь - А теперь попробуем уточнить наше целеполагание. В рабочих листах у вас записаны вопросы. Выберите те, на которые мы сегодня на уроке получим ответ. Вы можете работать в парах. -Давайте посмотрим, что вы выбрали. (почему не выбрали-объясняют). - К этим вопросам мы еще раз вернемся в конце урока и проверим, достигли ли мы поставленных целей.
| Регулятивные: -поиск информации в предложенных источниках, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя; -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
|
III. Открытие новых знаний
| - Ребята нам подготовили небольшую сценку. Ваша задача запомнить только те глаголы, которые находятся в повелительном наклонении Заставка, музыка. Говорит автор: В некотором царстве, в российском государстве жил – был царь. И было у него три сына: Епифан был старший брат Сам себе он был не рад. Все б у парня получалось, Если б что- то не случалось. Епифан. – Я бы сделал, я бы смог, Если б кто – нибудь помог!.., Брат Тимоня средним был. Тот командовать любил. Только слышно от него: Тимоня. – То возьми! Подай того! Меньший брат Иваном звался. Тот во все дела совался. Он зимою дров наколет, А весной засеет поле. Иван. – Слов на ветер не бросаю, Что надумал, выполняю! Жили братья не тужили, да напал на то царство- государство враг. Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы шли они со змеем биться, чтоб защитили от этого ворога русскую землю. Епифан: Я пошел бы воевать, Если б не любил поспать, Я сразился б со злодеем, Самозванцем, лиходеем, Я бы Змея победил, Если б тятька разбудил! Тимоня: Эй, Ванюша, эй, дурак, Снаряжайся! В царстве враг! Есть и спать не любишь вволю – Так ступай во чисто поле, Заруби дракона злого Аль доставь сюда живого! Иван: Вижу : час настал мой, братцы, В путь – дорогу собираться. Я за землю за свою Постою в любом бою! Меч возьму и подмогу. Тимоня: Ну, иди, Ванюша, с Богом! - Спасибо, ребята! Садитесь. Итак, у кого что получилось? (называют) | Познавательные: - добывать новые знания
|
IV. Развитие учебно языковых умений
| - Посмотрите на задание. Какую задачу нам поможет решить это упражнение? Задание 1. Распределите слова для справок в нужную колонку. Примеры | Значение глагола | Вы, отроки - други, возьмите коня. |
| Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы! |
| Эй, вратарь, готовься к бою! |
| Читайте книги, они учат нас жизни. |
| Молчи! Устал я слушать! |
|
Слова для справок: совет, просьба, приказ, пожелание, команда. Задание 2. - Рассмотрите таблицу. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Назовите способы образования глаголов повелительного наклонения. - При помощи какого суффикса чаще всего образуется повелительное наклонение? Какие окончания имеют глаголы повелительного наклонения? Изъявительное наклонение (настоящее или будущее время) | Повелительное наклонение | Единственное число | Множественное число | Пишет |
|
| Говорит |
|
| Мечтает |
|
|
- Образуй глаголы повелительного наклонения. Графически выдели способ образования глаголов повелительного наклонения. Сделайте вывод: Формы глаголов в повелительном наклонении от основ ………………………………… или ……………………………. времени чаще всего при помощи ……………….. и или без ……………. Глаголы в повелительном наклонении в…………………… числе имеют …………… окончание, а во …………………………числе окончание…………. . - Мы с вами хорошо поработали, пора и отдохнуть. - Ребята, встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт. Глаголы какого наклонения я использовала? - Подойдите к окну, раздвиньте шторы, полюбуйтесь. Глаголы какого наклонения я применила? - Скажите, что происходит на улице? Глаголы какого наклонения вы употребили? - Если бы было лето, каникулы, чтобы происходило за окном? Глаголы какого наклонения я использовала? - Садитесь на свои места. Ребята, давайте еще раз повторим.Заполните таблицу глаголами, которые вы употребляли во время физ. минутки: Изъявительное наклонение | Условное наклонение | Повелительное наклонение |
|
|
|
- А сейчас наш класс превратится в исследовательскую лабораторию «Лингвист». Посмотрите на таблицу. Определите цель исследования (как изменяются глаголы повелительного наклонения). Какую гипотезу можно выдвинуть? (глаголы повелительного наклонения изменяются по лицам и числам) Пример | Грамматическая форма | Число | Лицо | Время | Род | Давай пойдем | Ед.ч | 1лицо | - | - | Давайте сыграем | Мн.ч | 1лицо | - | - | Бери | Ед.ч | 2 лицо | - | - | Берите | Мн.ч | 2 лицо | - | - | Пусть пишет | Ед.ч. | 1 лицо | - | - | Пускай пишет | Мн.ч. | 3 лицо | - | - |
Вывод: глаголы в повелительном наклонении изменяются по лицам и числам. - Подтвердилась ваша гипотеза? - Обратите внимание, что в следующем упражнении отсутствует формулировка задания. В паре сформулируйте задание и выполните его. Задание 4. Узнаешь, помоги, хотел бы, пройдут, смотри, прозвенела, люби, мечтаешь, спрячьтесь, стихнут, отдала. Задание 5. Поставьте инфинитив в повелительное наклонение. Салат «Здоровье». Все овощи и зелень обязательно (промыть)_________________ водой. (Взять)_____________ аппетитный зеленый огурчик, (нарезать)_______________ его кольцами. Ароматный спелый помидор (покрошить) _______________________ кубиками или небольшими дольками. (Добавить)________________ зеленого лука, душистого укропа, листочков витаминного салата. Все это (перемешать)_______________________, (насыпать)_______________________ соль по вкусу. (Заправить)______________________ салат растительным маслом или сметаной. Приятного аппетита! - Ребята! Что у нас получилось? (рецепт). А для чего это задание включено в наш рабочий лист? Где мы можем употреблять повелительное наклонение глагола? Назовите, где вам в жизни встретится повелительное наклонение? |
Коммуникативные УУД: -свободно излагать свои мысли в устной форме. -работать в парах, оказывать друг другу помощь, координировать действия. -слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
Личностные: -общие правила, снятие мышечного и эмоционального напряжения
Регулятивные УУД: -искать пути решения проблемы -прогнозировать, корректировать свою деятельность -осуществлять познавательную и личностную рефлексию
|
VII. Итог урока
| - Ребята! Что у нас получилось? (рецепт). А для чего это задание включено в наш рабочий лист? (где мы можем употреблять повелительное наклонение). Назовите, где вам в жизни встретится повелительное наклонение? - Ребята, вернёмся к целеполаганию. Давайте оценим себя. Достигли ли мы тех целей, которые ставили в начале урока? -Напротив каждого вопроса, поставьте + если вы цели достигли, - - если нет. Если у вас + 7 поставьте себе оценку « 5»,если 6 – «4», если 4-5 – «3». - А теперь мне хочется вас тоже оценить. Поможет в этом система «Вотум». Приготовили пульты, зарегистрировались…..
| Личностные: -развитие у обучающихся позитивной самооценки Регулятивные УУД: -соотносить цели и результаты своей деятельности -вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы |
VIII. Домашнее задание.
| Домашнее задание: § 93,упр.549 Спешите, люди, жить. Не опоздайте Других людей вслед за собой позвать. Скорее руку помощи подайте, Не торопитесь руку убирать. - А я желаю вам как можно меньше употреблять глаголы в повелительном наклонении в значении приказа, повеления, команды, а употреблять их только в значении совета, просьбы, пожелания. |
|