Анализ художественного текста Тема 6
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Герменевтика – наука о понимании и истолковании смысла текста, учение о принципах его интерпретации Как вестник богов Гермес являлся посредником между ними и смертными людьми, а значит, выступал в роли комментатора, интерпретатора воли богов.
Герменевтика учит рассматривать произведение с двух сторон: с точки зрения авторского замысла и с позиции читателя, воспринимающего произведение. Чтение – особый творческий труд по переводу произведения с языка автора на язык читателя. А.Ахматова «Надпись на книге»: Я притворюсь беззвучною зимой И вечные навек захлопну двери, И все-таки узнают голос мой, И все-таки ему поверят.
Вопросы и задания Проанализируйте рассказ В.М.Гаршина « Attalea princeps »: Почему заглавием стало латинское название пальмы, с которым она не хотела мириться? Укажите авторскую позицию во втором абзаце. Докажите, что контраст – основной прием композиции рассказа. Зачем необходим автору повтор «стеклянной будочки»? Какие ценности важны для директора оранжереи? Растения упрекали пальму в гордости. Справедливо ли? Какие ценности важны для растений? Идея свободы названа растениями нелепой. Так ли? Почему маленькая травка «презренная»? Почему она следует за пальмой? Как в рассказе представлена тема счастья? Какой эпизод рассказа является кульминационным? Как меняется настроение?
С какой целью дважды звучит приказ директора спилить пальму? Кто сильнее: маленькая травка или гордая пальма? Был ли смысл в стремлении пальмы к поставленной цели? Как можно еще закончить рассказ? Напишите сочинение: Проблема счастья в рассказе. Рассказ Гаршина и поэма Лермонтова «Мцыри»: сопоставление.
Домашнее задание Прочитайте рассказ М.В. Гаршина «Красный цветок» и выполните задания: В чем символический подтекст первой фразы рассказа? Как разворачивается тема неволи в экспозиции? С помощью каких приемов нагнетается мрачная атмосфера повествования? Выделите микросюжеты рассказа, напоминающие о присутствии добра в мире. Почему для героя неважны время и пространство? Почему у героя нет имени? Как автор относится к герою? Можно ли считать поступок героя подвигом? В чем смысл названия? Напишите эссе «Тема жертвы в рассказе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ художественного текста Тема 5
Структура текста...
Анализ художественного текста тема 7
Позиция автора в произведении...
Анализ художественного текста Тема 8
Сюжет произведения...
Анализ художественного текста Тема 9
Композиция художественного произведения...
Анализ художественного текста тема 10
конфликт в произведении...
Анализ художественного текста Тема 13
Роль пейзажа в произведении...
Анализ художественного текста Тема 14
О роли портрета в произведении...