«Система упражнений на правописание безударных гласных в корне слова в условиях коррекционной школы»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Данная проблема является актуальной в силу того, что умственно отсталые учащиеся с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний. Степень усвоения ими правил различных типов неодинакова. Относительно легко умственно отсталые дети осваивают исторические написания, не определяемые произношением и восприятием на слух. Более сложными для учеников коррекционной школы оказываются фонетические написания. Регулируемые правилом и определяемые произношением. Самыми трудными для учащихся являются морфологические написания. Дети должны найти однокоренные проверочные слова и, опираясь на их произношение, узнать, как правильно писать проверяемое слово. Причинами ошибок в написании слов с безударными гласными являются:
- неумение детей обнаруживать ошибку в словах;
- определять, проверяемая или непроверяемая гласная;
- неумение подбирать однокоренные слова.
Для успешного обучения грамотному письму следует формировать у учащихся устойчивый навык самоконтроля и орфографической зоркости.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №2 »
«Система упражнений на правописание безударных гласных в корне слова в условиях коррекционной школы»
(Методическое пособие)
Учитель: Балдухаева Л.П.
г.Улан-Удэ
2020 г
Содержание
Введение
1.Актуальность проблемы: Система упражнений на правописание бездарных гласных в корне слова в условиях коррекционной школы.
2.Причины ошибок в написании слов с безударными гласными.
3.Этапы по формированию орфографических знаний и умений.
Заключение
Список литературы
Система упражнений на правописание безударных гласных в условиях коррекционной школы.
Задачи
- формирование орфографических знаний и умений;
- умение выделять в тексте слова на изучаемое правило,
- владеть навыком комментированного письма;
- умение контролировать своё письмо правилом.
Введение
Данная проблема является актуальной в силу того, что умственно отсталые учащиеся с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний. Степень усвоения ими правил различных типов неодинакова. Относительно легко умственно отсталые дети осваивают исторические написания, не определяемые произношением и восприятием на слух. Более сложными для учеников коррекционной школы оказываются фонетические написания. Регулируемые правилом и определяемые произношением. Самыми трудными для учащихся являются морфологические написания. Дети должны найти однокоренные проверочные слова и, опираясь на их произношение, узнать, как правильно писать проверяемое слово. Причинами ошибок в написании слов с безударными гласными являются:
- неумение детей обнаруживать ошибку в словах;
- определять, проверяемая или непроверяемая гласная;
- неумение подбирать однокоренные слова.
Для успешного обучения грамотному письму следует формировать у учащихся устойчивый навык самоконтроля и орфографической зоркости.
Коррекционная работа над словами с безударными гласными в корне должна быть направлена:
- на развитие орфографической зоркости;
- на определение типа орфограммы (проверяемая или непроверяемая);
- на формирование умения подбирать однокоренные слова.
Система работы по формированию орфографических навыков и умений должна включать следующие этапы:
- подготовка учащихся к усвоению правила:
- усвоение правила;
- формирование умения объяснять написание слов, пользуясь правилом;
- находить в тексте слова на данное правило;
- контролировать своё письмо правилом.
- при подборе примеров для объяснения нового правила надо заботиться, чтобы слова были простыми по значению и структуре, а примеры типичными для данной орфограммы.
- умение ребёнка объяснять свои действия повышает регулирующую функцию речи.
- установлено, что учащиеся массовой школы 58 % орфографических трудностей распознают как орфограммы, которые подчиняются определённым правилам правописания. Для умственно отсталых детей число таких случаев равняется 12%. Учащиеся массовой школы узнают орфограммы, разные по степени сложности их выделения. В первую очередь важно предупредить ошибки школьников, характерные для этапа усвоения данного правила, а затем проводить в следующем порядке:
- дифференциация слов с ударной и безударной гласными типа вода, стена, роза, лето. Именно в процессе выполнения этих упражнений дети должны чётко уяснить, что проверяются только безударные гласные.
- дифференциация слов с ударной и безударной гласными в группе родственных -стены, стенка, стенной. Такие упражнения способствуют более прочному закреплению правила о том, что среди однокоренных слов одни являются проверяемыми, а другие- проверочными.
Упражнения на развитие орфографической зоркости:
- Использование принципа письма с намеренно допущенными ошибками.
- Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке.
- Объяснительные или предупредительные диктанты.
- Выборочные списывания и диктанты.
- Показ нужной орфограммы на карточках – сигналах.
- Письмо по памяти.
- Использование этимологического анализа слов.
- Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха. Очень полезно после разбора упражнения читать тексты так, как написаны.
- Прием списывания – одно из лучших средств развития орфографической зоркости. Этот прием соединяет в себе и письмо по памяти, орфографическое чтение, комментированное письмо.
Алгоритм списывания может выглядеть так:
- прочитай предложение так, как оно слышится;
- прочитай предложение так, как оно пишется;
- повтори по памяти;
- найди орфограммы и « опасные места»;
- еще раз прочитай предложение так, как оно пишется;
- пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу;
- проверь по книге.
При подборе языкового материала для списывания важно не только учитывать нарастающую сложность, но и оценивать его привлекательность с точки зрения содержания, выразительность. Но в то же время важно выстраивать эту работу так, чтобы каждое записываемое предложение представляло собой новую ступеньку сложности.
При организации работы над безударными гласными в корне слова необходимо учить школьников определять тип орфограммы: проверяемая или непроверяемая гласная.
Прежде всего нужно вспомнить разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции и тренировать учащихся в подборе проверочных слов, если это возможно.
Сделать это можно таким образом.
1.Учитель произносит слово следы, просит указать ударный и другой – из первого слога.
То же со словами ковёр, взял. Затем делается вывод: в безударном положении гласные звучат нечетко. Чтобы при письме такого слова правильно выбрать гласную букву, нужно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы на сомнительный гласный падало ударение, т.е. прояснило его:
След - сл…ды коврик – к…вёр и т.д.
В безударной позиции обычно сходно звучат гласные а и о , е и я, и и я
2. Тренировка в подборе проверочных слов - игры с перекидыванием мяча (ученики указывают ударную гласную)
один - много вчера - сегодня
стена - стены платил – платит
сосна - сосны просил – просит
гроза, страна, плечо, плясал, носил, сказал,
ядро, коза, вода… взял, чертил, тащил…
много - один сегодня - вчера
дела - дело везёт – вёз
ряды - ряд цветёт – цвёл
грибы, поля, снега… пасёт, метёт, плетёт.
3.Отобрать из данных ниже слов лишь те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки:
- садовый – посадить, посадка, сады, садик, садовник;
-синеет – синька, синица, синеватый, синий, посинел и т.д.
Объяснить, почему не все родственные слова являются проверочными.
4. Рифмовки, которые обращают внимание учеников на безударные гласные в корне слова.
Основные приемы работы с рифмовками: хоровое и индивидуальное чтение вслух, наблюдение за ударением, двойное (сначала орфографическое, а затем орфоэпическое) проговаривание слов с безударными гласными.
5. Большое внимание необходимо уделять опорам на таблицы – схемы, зрительную наглядность. Например, пользуясь таблицей можно выбирать приём проверки, подбирать проверочные слова.
6. Ведение словариков.
7. Объяснение трудных написаний, составление со словами с такими написаниями словосочетаний, предложений и связных текстов, диктанты и др.
8. При подведении итога работы над правописанием безударных гласных в корне, проверяемых ударением, поможет выдуманный весёлый грамматический человечек с « узелками на память» в ушах. Он же оживит и конец урока при закреплении изученного: какую тему изучали? Какие гласные требуют проверки при письме? Сколько их? Что надо помнить, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне?
Заключение.
Поэтому в коррекционной школе особое место должны занимать упражнения, способствующие развитию умения замечать орфограммы в тексте. В первую очередь важно предупредить ошибки школьников, характерные для этапа усвоения данного правила, а затем провести работу над дифференциацией орфограмм, подчиняющимся разным правилам. Такая работа необходима, поскольку у умственно отсталых детей ни одно умение не возникает без специально организованного обучения.
Литература
1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку., М., «Владос», 1999.
2. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М., 1963.
3. Волина В.В., Весёлая грамматика, М., «Знание», 1995.
4. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей; Русский язык. М.,1990
Приложение
Работа с карточками
Задание:
- Собери из слов пословицу. Запиши, вставляя пропущенные буквы. Поставь ударение. Подчеркни безударные гласные, требующие проверки.
З…мля, отдыхает, а, з…мой, в..сной, расцветает.
Земля зимой отдыхает, а весной расцветает.
Работа с таблицей «Безударные гласные».
В…лна вр…ги к…пна гр..чи гр…за д…оска к..за л..цо л…сты
Сл…за з…мля ч…исло пл…та …кно
Работа с таблицей «Орфограммы безударных гласных в корне слова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по повышению практической грамотности учащихся 5-6 классов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка....
Русский язык. Правописание безударных гласных в корне слова.
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе....
Урок в 5 классе по ФГОС на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"
урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Закрепление навыков правописания безударных гласных в корнях слов.
Статья содержит дидактический материал, который может пригодиться для работы над закреплением навыков правописания проверямых безударных гласных в корнях слов в 5 - 7 классах....
Презентация на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова»
Презентация для проведения словарной работы. Подача слова проводится при помощи загадки, которая автоматически появляется при смене слайда, затем по ще...
Правописание безударных гласных в корне слов 5 класс
Задачи повторения темы: отработка умения «видеть» орфограмму в корне с безударной гласной и объяснить ее написание, опираясь на родственные слова.Развитие речи: обогащение словарного запаса школьников...
Правописание безударных гласных в корне слова. 5 класс специальной (коррекционной) школы.
Данный материал содержит разработку урока по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" 5 класс специальной (коррекционной) школы, а также презентацию к уроку....