Сценарий внеклассного мероприятия «Во дворце имени Существительного»
материал по русскому языку (5 класс)
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Во дворце имени Существительного" в игровой форме помогает повторить и обобщить материал по теме "Имя существительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
«Во дворце имени Существительного»
для учащихся 5 класса
Цель: в игровой форме повторить и обобщить все уже известное по теме «Имя существительное».
Оборудование: рисунки детей, различных предметов, газета, посвященная имени существительному, сочинения детей.
Праздник ведут Существительное и его подданные: Падеж, Род, Склонение.
Существительное: добрый день, друзья! Я рад приветствовать вас в своем дворце. Мне стало известно, что вы много потрудились, чтобы попасть сюда. Я уверен, что вам понравится у меня в гостях. Ведь вы любите играть? Вот вам и предстоит час игры. Помогать мне будут мои подданные: Падеж, Род, Склонение.
Падеж, Склонение и Род поют песенку:
Мы очень любим называть
В грамматике предметы
И на вопросы отвечать,
Ведь сами мы — ответы!
Вопросы эти — «Что?» и «Кто?»
Без них не может жить никто!
А кто на них дает ответ.
Тот называет вам предмет.
Падеж: проведем игру-разминку. Я называю вопрос, а вы даете ответ. Например, кто? — Стрекоза. Понятно? Кто назовет сразу 10 имен существительных, получает жетон. Начали!
Склонение: Сегодня на празднике мы с вами определим самого знающего имя существительное. Принять участие в соревновании может любой. За каждый конкурс игроки будут получать жетоны.
Вызываются желающие принять участие в конкурсе на самого знающего имя существительное.
Задание 1. Отгадать загадку и определить род, склонение существительного.
(В конкурсе принимают участие человек 5—7).
1. Валяется камень на мерзлой земле, Его подберешь — исчезает в тепле (лед) | 11. Змейки вверх и вниз ползут. На спине людей везут (эскалатор) |
2. На черном поле — Скок-поскок — Гуляет зайчик-белячок (доска и мел) | 12. На десятки верст – разноцветный мост. Только вот по нему не шагать никому (радуга) |
3. Я увидел свой портрет, Отошел — портрета нет (зеркало) | 13. К тому, кто прикоснется, привязчивый цепляется. Он, будто ежик, колкий. Кругом торчат иголки (репейник) |
4. В добротной избушке старушка живет Порой на прогулку тихонько идет. То в зарослях бродит, то выйдет к воде, Хотя не выходит из дома нигде (черепаха) | 14. В поле извивается, Чащей пробирается. Уведет от дома Нас в лесок знакомый. Через ручеек неробко Перепрыгивает… (тропка) |
5. Вот стоит на улице, В длинном сапоге, Чудище трехглазое На одной ноге. Запылал у чудища Изумрудный глаз — Значит, можно улицу Перейти сейчас (светофор) | 15. Ноги, как ходули. Шея, как свеча. Скорость, как у пули. Ростом каланча. Шуба – сплошь заплаты. И бока покаты... Кто это, ребята? (жираф) |
6. Ходит по небу рука, Задевает облака, А под нею гам и гром — Вырастает новый дом (строительный кран) | 16. На высокой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал — И развеял шапку—шар. Плавно кружатся пушинки, Словно крошки — балеринки. И витают и парят, Мотыльками вдаль летят (одуванчик) |
7. Он пришел, наполнил кадки, Поливал усердно грядки, С шумом окна промывал, На крыльце потанцевал, Побродил по крыше вволю И ушел по лужам в поле (дождь) | 17. В доме комната гуляет, Никого не удивляет (лифт) |
8. Над рекою, Поперек, Великан однажды лег. Через реку, По спине, Он ходить позволил мне (мост) | 18. Смотрит издалека Огненное око, Всюду, где бывает. Взглядом согревает (солнце) |
9. Поет дорогой до колодца, Попьет – слезами обольется (ведро) | 19. Вечером в стеклянном колпачке Солнышко сидит на волоске (лампочка) |
10. Пациентов простучу — И от хвори излечу. Без микстуры и примочек. Без отсрочек, проволочек. Статные мои больные — Ели, сосны вековые (дятел) | 20. Сто березовых солдат, Взявшись за руки, стоят. Днем и ночью, Круглый год: Охраняют огород (забор) |
Победители получают жетоны и спускаются в зал.
Род: Объявляется конкурс на лучшую загадку. Свои загадки сдайте Существительному.
А мы продолжаем наш праздник. Следующий конкурс шарад.
Шарада — это загадка, в которой нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Заданное слово делится на части, причем каждая часть составляет самостоятельное слово, которое нужно отгадать. Сложив вместе отгаданные части, получаем задуманное слово.
За каждую правильно отгаданную шараду — жетон, но при условии, если назовете род существительного.
Например, первое — парусное судно, второе — указательное местоимение, целое — город-здравница в Крыму. Ответ: Ялта, женский род.
Задание 2.
1. Начало — голос птицы, Конец на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда. (Кар-тина) | 5. Первое — найдешь средь нот, А второе — лось несет. Хочешь целое найти, Так ищи его в пути. (До-рога) |
2. Первое на земле валяется, Второе в Волгу вливается, А целым птица называется. (Сор-Ока) | 6. Предлог с игрой соедините, И чудо вдруг произойдет: Цветок Египта знаменитый Пред вами сразу расцветет. (Лото-с) |
3. Начало слова — лес, Конец — стихотворенье, А целое — растет, хотя и не растение. (Бор-ода) | 7. Мой первый слог — на дереве. Второй же слог — союз, А в целом я материя И на костюм гожусь. (Сук-но) |
4. Первое — нота, Второе — тоже, А целое — на боб похоже. (Фа-соль) | 8. Мое начало — буква алфавита, Она всегда шипит сердито. Второго – корабли боятся И обойти его стремятся. А целое весной летает и жужжит, То сядет на цветок, то снова улетит. (Ш-мель) |
А теперь я прошу выйти две команды.
Задание 3. Загадайте шараду в виде пантомимы.
Для первой команды дается слово хор-овод.
Для второй команды — бал-кон.
Все желающие могут подать Существительному на конкурс свои шарады. Лучшие будут отмечены.
Падеж: А следующий конкурс — перевернутый.
Есть удивительные слова, которые, как их ни читай — слева направо или справа налево — они будут означать одно и то же. К примеру, шалаш.
Задание 4. Вспомните 10 слов-перевертышей. Жетон получает тот, кто быстрее назовет такие слова. (О: заказ, комок, топот, казак, довод, доход, радар, шалаш, шабаш, наган).
Склонение: Задание 5. В следующую игру могут играть все. За 3 минуты надо составить и записать наибольшее количество существительных из букв слова «Существительное».
Род: Знакомимся с еще одним видом загадок — логогрифы.
Логогрифом называется загадка, в которой слово меняет свое первоначальное значение при отнимании или прибавлении к нему букв. Сначала надо догадаться, о каком слове говорится в начале загадки. Затем уже в расшифрованном слове надо отнять или прибавить букву, получив слово с новым значением. Например, как из слова «вода» получить название торжественного стихотворения? Ответ: вода — ода.
Задание 6. Отгадайте логогрифы.
1. В океане я бываю. Корабли там разбиваю. Если букву приписать, Стану в воздухе летать. (Риф — гриф) | 5. Древесному стволу защиту я даю. Прибавь мне букву Б, и я тебя убью! (Кора — кобра) |
2. Я ношусь в морях воздушных. А отнимешь букву и — По реке пойду послушно И с товаром, и с людьми. (Пилот — плот) | 6. На дне реки в прохладной тьме Скрывалась я века. Но только Н прибавишь мне — И я уже река. (ил — Нил) |
3. Мы всех — и взрослых и детей В часы досуга развлекаем, Но если нам прибавить Т, Мы их ужасно напугаем. (Игры — тигры) | 7. Я укрываю самолеты, Когда кончаются полеты. Но ты поставь союз за мной, И стану бурной я рекой. (Ангар — Ангара) |
4. Пойди-ка в сад и погляди: Я там в цвету благоухаю Но Г поставишь впереди, И в небе я загромыхаю. (Роза — гроза) | 8. К цифре по букве с конца И с начала прибавьте, Чтоб слово как песня звучало. То слово родное, любимое наше, И нет его ближе, и нет его краше. (Один — Родина) |
Попробуйте составить свои логогрифы и пришлите Существительному для конкурса.
Падеж: Существительное — гостеприимный хозяин, дружелюбный человек. Поэтому у него во дворце можно встретить много слов, которые пришли к нам из других языков.
Задание 7. Попробуйте вспомнить, из каких языков к нам пришли слова:
Парашют. Пара — против (греч.), шют — падение (франц.).
Жюри. Клятва, присяга (франц.).
Брошюра. Брошь — игла (франц.).
Акваланг. Аква — вода (лат.), ланг — легкое (англ.).
Апельсин. Апель — яблоко (голланд.), син — Китай.
Солдат. Сольдо — монета, жалование (итал.).
Терраса. Терра — земля (лат.).
Алфавит. Первые буквы (альфа + вита) (греч.).
Парад. Паро — готовлю (лат.).
Ветеран. Ветус — старый (лат.).
Жетон получат те, кто назовет, что означают эти слова в родном языке.
Склонение: Я вижу, вам нравится отгадывать загадки. Поэтому я предлагаю познакомиться с еще одним видом загадок — анаграммой.
Анаграмма — загадка, в которой нужны перестановки букв или слово в слове, а также при обратном чтении слова получаем из тех же букв новое значение слова. Например:
Меня найдешь на корабле,
Я — слово, издавна знакомое,
Но буквы переставь во мне —
И ты получишь насекомое. (Корма — комар)
Задание 8. Отгадайте анаграммы.
1. Автолюбителям в дороге Могу я пользу принести, Но поменяй местами слоги, И буду я в лесу расти. (Насос — сосна) | 4. Лежу я на земле, Прибитая к железу, Но буквы переставь — В кастрюлю я полезу. (Шпала — лапша) |
2. Плоды, растения, цветы Зимой во мне взрастить ты можешь. А буквы переставь — и ты В меня один цветок лишь вложишь. (Теплица — петлица) | 5. Служила я передвиженью По всем дорогам и путям, Теперь стою я без движенья, Как ветхий и ненужный хлам. Но переставьте лишь две буквы, И с быстротой умчитесь вдруг вы В такие сказочные дали, Которых до сих пор не знали. (Карета — ракета) |
3. Географию со мной Изучают в школе дети. Дай порядок букв иной — И найдешь меня в буфете. (Атлас — салат) | 6. Могу зимой тепло доставить И дать прохладу летом в зной, Но если буквы переставить, Футбольный мяч надуешь мной. (Сосна — насос). |
Попробуйте составить анаграммы и пришлите их на конкурс Существительному.
Род: Готовясь к празднику, ребята писали истории о существительных. Сейчас мы послушаем несколько. А все сидящие в зале определят, чья история лучше.
После чтения вручаются призы: 1) за лучшую историю, 2) приз зрительских симпатий.
Род: А нас ждет еще один вид загадок — метаграмма.
Метаграмма — это загадка, в которой из слов путем замены любой одной буквы другой получается новое слово. Например, меняя первую букву в названии реки Тура, получим еще название трех рек: Кура, Сура, Нура.
Задание 9. Отгадайте метаграммы.
1. Найти меня — простое дело, Как ни хитри: Я с Б всегда снаружи тела, А с К внутри. (Бровь — кровь) | 6. С буквой Р — борьба, сраженье, С К — снаряд для упражненья. (Турнир — турник) |
2. Различие между словами есть, И ты сейчас о них понятие составишь: Когда я с И — меня ты будешь есть, Когда я с О — перешагнешь, а есть не станешь. (Пирог — порог) | 7. Ты меня, наверно, знаешь, Я сказки Пушкина герой. Но если Л на Н сменяешь, Сибирской стану я рекой. (Елисей — Енисей) |
3. С буквой К меж берегов Я теку привольно, С буквой С я без зубов, Но кусаюсь больно. (Ока — оса) | 8. С К на море я бываю, С Т я мусор убираю. С П — одежда для балета, С Д — холодный дом для лета. (Качка, тачка, пачка, дачка) |
4. Во мне и стены и углы, Жилищем я твоим являюсь. Но если сменишь О на Ы, То сразу вверх я устремляюсь. (Дом — дым) | 9. Что это такое: С Д — ветвистый, С З — костистый. С К — ребристый. (Дуб — зуб — куб) |
5. Я с О морские волны разбиваю, А с Е в учебе помогаю. (Мол — мел) | 10. С Н я с музыкой в ладу, С С — на пасеке, в саду. Обувью зовусь я с Б, Племя древнее я с Г. (Ноты — соты — боты — готы) |
Попробуйте сами составить метаграммы и пришлите на конкурс Существительному.
Существительное. А сейчас состоится турнир знатоков имени существительного. На сцену выходят ребята, которые в ходе игры набрали большее количество жетонов. А провести турнир нам поможет цветок (выносится цветок). Он необычен. На его лепестках вопросы для сражающихся на турнире.
1. Расставьте ударение в словах.
Алфавит, партер, шофер, документ, километр.
2. Определите род существительных.
Кофе, бандероль, шампунь, кенгуру, городишко.
3. Поставьте в форму множественного числа существительные.
Инженер, торт, шофер, доктор, слесарь.
4. Слова какого склонения использовал поэт Орлов, чтобы так ярко нарисовать зимний пейзаж? Какой падеж здесь отсутствует?
Зимняя бахрома
На сосне и на березе —
Бахрома:
Белой пряжей
Их запутала зима.
И оставила
Распутывать весне
Эту пряжу на березе
И сосне.
5. Есть ли среди существительных среднего рода одушевленные имена?
6. Составьте словосочетания с именами существительными.
Путь, тюль, полотенце, простыня, молодость.
7. По значению назовите слово — имя существительное, употребляющееся только во множественном числе.
1. Жидкость, которой пишем (чернила).
2. 24 часа (сутки)
3. Предмет для резания бумаги (ножницы)
4. Праздник дня рождения (именины)
5. Белая краска (белила)
8. Поставьте существительные в Р. п. мн. ч.
Яблоко, апельсин, слива, мандарин, груша.
9. Загадка-шутка:
Как правильно сказать:
У рыбов нет зубов
У рыбей нет зубей
Или — у рыб нет зуб?
10. Одно существительное, самое обыкновенное, очень любило уроки русского языка, но совсем не любило математику: оно умело считать только на пальцах. Однажды это существительное решило подсчитать, сколько у него форм. Хватило ли ему для этого пальцев на руках? (О: Нет, не хватило. Всего 12 форм).
11. Существительное было совсем необыкновенное, и имя у него было необыкновенное: Мечта. Однажды захотелось ему помечтать:
— Эх! — прошептало мечтательное существительное. — Было бы у меня столько же форм, сколько у других существительных!
Сколько форм не хватает Мечте, чтобы ее мечта исполнилась?
Что нужно сделать, чтобы узнать это? (О: Не хватает одной формы Р. п. мн. ч.)
12. Из пункта А в пункт Б вышел 5-классник — большой любитель орфографии. Навстречу ему шли 10 существительных в начальной форме. Известно, что три из них были м. р., и в их окончаниях не было ни одной буквы, четыре — ж. р., с точно такими же окончаниями. И еще три - тоже ж. р., но с окончанием — а.
Все существительные пожелали, чтобы мальчик подарил им свою улыбку. Кому? Ну, конечно, им – каждому существительному отдельно. И они решили идти ему навстречу, приняв форму д. п. ед. ч., но забыли, какие у них в этом падеже окончания. Ученик подарил существительным не только свою улыбку, но и абсолютно верные окончания.
Сколько букв Е и сколько И подарил ученик забывчивым существительным? (3 – Е, 4 – И).
Подводятся итоги конкурса.
Определяется Самый Знающий имя Существительное; Знающий имя Существительное. Им вручаются дипломы и подарки. Отмечаются лучшие в конкурсах загадок. Все дети, активно принимающие участие в различных конкурсах, получают призы.
Существительное: Вот вы и побывали во дворце имени Существительного. Надеюсь, этот час вам не пришлось скучать, и вы поняли, что Существительное — важная часть речи. Если вы будете ее знать, вам всегда будет интересно и весело учиться.
Существительное, Падеж, Склонение, Род и все в зале поют песню «Учиться надо весело».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие " Что в имени тебе моем?"
данное мероприятие поможет в проведении классного часа, в неделе русского языка....
Внеклассное мероприятие по истории "Именем святой Екатерины"
На данном внеклассном мероприятии применяются задания, которые опираются на предыдущий опыт учащихся. Учащиеся работают в группах по 5-6 человек, выбирают категорию и уровень сложности вопроса. Игра и...
"Что в имени тебе моём?" (сценарий внеклассного мероприятия)
Данный сценарий внеклассного меропрития предназначен для учащихся основной школы...
Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»
Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....
Внеклассное мероприятие «Реальность по имени СПИД»
Цель проведения:1. Расширить знания учащихся о СПИДе.2. Формирование у учащихся понимания проблемы существования заболевания СПИД.3. Воспитание здорового образа жизни, культуры поведения между девушка...
Сценарий внеклассного мероприятия "Свалка по имени Земля"
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии "Свалка по имени Земля расчитан на 8-9 классы. В разработке содержатся интересные конкурсы, вопросы, викторины и многое другое...
Сценарий внеклассного мероприятия Праздник ко Дню Матери « Ангел по имени Мама» для учащихся 7-а класса
: разработка предназначена для классных руководителей, мероприятие ориентировано на учащихся 6-7-8 классов и рекомендуется проводить накануне Дня Матери в конце ноября....