«Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Доронкина Юлия Станиславовна

Урок русского языка в 10 классе «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление».

Цели урока:

совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;

развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;

воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление».

Цели урока:

совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;

развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;

воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

Планируемые результаты:

Личностные: совершенствовать свою речь, осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств, формировать уважительное отношение к родному языку.

Метапредметные: анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять синтез  как составление целого из частей; строить монологическое высказывание в устной форме, работать в парах и группах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга.

Предметные: осознавать роль фразеологизмов в речи, овладевать сведениями об основных признаках фразеологизмов, различать фразеологизмы и свободные сочетания слов, определять фразеологизмы по их значениям, подбирать к фразеологизмам синонимы-фразеологизмы, определять источники фразеологизмов.

Техническое оборудование: мультимедийная система.

Ход урока.

1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы и постановка целей урока. Слайд № 1

Учитель: Начну я урок с высказывания «Фразеология – душа языка». ( Слайд 2)

-- Как вы понимаете это высказывание?

Согласны ли вы с ним?                 (Записать на доске фразу и вопросы) К этим вопросам мы вернёмся в конце урока.

Ребята, сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.

Ученики: Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология» Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять их в своей речи.

Учитель: Правильно. А также мы с вами будем продолжать готовиться к ЕГЭ.

  1. Начнём урок со словарного диктанта

Словарный диктант.

Ни шатко, ни валко. Не чуя ног под собой. Час от часу не легче. Во что бы то ни стало. Не тут-то было. Как бы то ни было. Ничего не попишешь. Нежданно-негаданно. Невзирая на лица. Ни кола ни двора.

( Слайд 3) Взаимопроверка. «5» – нет ошибок, «4» – 1-2 ошибки, «3» – 3-4 ошибки

Какие слова вызвали затруднение? Запомните их написание.

В какую лексическую группу можно объединить записанные словосочетания?

Ученики: Фразеологизмы.

Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению).

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Ф. выполняют роль одного члена предложения)

Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

Слова, составляющие фразеологизм, ВСЕ ВМЕСТЕ значат совсем не то, что они же значат по отдельности. В свободных словосочетаниях одно слово можно заменить другим, если оно подходит по смыслу (сравните: читаю книгу, просматриваю книгу, читаю роман, читаю повесть). Фразеологизмы такой замены не допускают. Никому не придёт в голову вместо «КОТ НАПЛАКАЛ» сказать «КОШКА НАПЛАКАЛА», вместо «РАСКИНУТЬ УМОМ» - «РАЗБРОСИТЬ УМОМ».

Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота

Висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.

Кот в мешке – речь не о коте, да и мешка никакого нет.

Еще М.В. Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология.

-Что же такое фразеология? (Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.)

Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и его происхождение.

Кто из вас может сказать, откуда же пришли в нашу речь фразеологизмы?

Давайте рассмотрим классификацию фразеологизмов по их происхождению. Слайды 5,6,7,8, 9, 10.

  1. Работа с таблицей (обучающиеся поясняют некоторые фразеологизмы) СЛАЙДЫ

№ п/п

Группы фразеологизмов

Примеры

1

Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

На (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить; хлеб-соль, бить челом, чин чином.

2

Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, свинья в ермолке, а король-то голый.

3

Фразеологизмы библейского происхождения.

Святая святых, нет пророка в своем отечестве, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень.

4

Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, между Сциллой и Харибдой, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, золотая середина, со щитом или на щите, перейти Рубикон.

5

Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.

Альма матер, альтер эго, альфа и омега, потерпеть фиаско, секрет полишинеля, пиррова победа, варфоломеевская ночь.

Издавна живут в нашем языке выражения, порожденные греческой мифологией и библейскими преданиями: ящик Пандоры, нить Ариадны, Ахиллесова пята, поцелуй Иуды, Вавилонское столпотворение, Всемирный потоп и т.д. за каждым из них стоит общеизвестный миф.

       – Расскажите о происхождении фразеологизмов нить Ариадны, ящик Пандоры (сообщение уч-ся)

Нить Ариадны

Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра.

Переносное значение выражения “нить Ариадны”: средство выйти из затруднения или руководящее начало.

Ящик Пандоры

В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на Землю красивую женщину – Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла ларец и рассыпала все несчастья.

Выражение “ящик Пандоры” имеет значение: источник несчастий, великих бедствий.

  1. “Неспроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится” – говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание. Знание таких выражений обогащает речь, а знание происхождения их откроет нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа. Мы часто говорим: остаться с носом или зарубить на носу. Оказывается, они не только разного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову “нос” в современном понимании.

Остаться с носом, зарубить на носу

По древнему обычаю жених невесты приносил родителям невесты нос, т.е. приношение. Подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Остаться с носом – значит потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Иного происхождения фразеологизм “зарубить на носу” носом в старину называли памятную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки. Зарубить на носу – значит хорошо запомнить.

  1. А сейчас немного поиграем. Отгадайте, какое слово используется во всех фразеологизмах?
  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. НОС
  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. УШИ
  3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. ВЕТЕР

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

V. Слово учителя.

Кто мне скажет, в каком разделе науки о языке изучается фразеология?

Фразеология изучается вместе с разделом «Лексика», а значит, фразеологизмам свойственны такие явления как синонимия и антонимия.

- Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения.)

- Что такое антонимы? (Антонимы - слова одной и той же части речи, обозначающие противоположные по значению слова.)

Поработаем с карточками. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам (по вариантам)

Вариант 1

Найдите фразеологические синонимы

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колеса

Из другого теста

Небо и земля

Семи пядей во лбу

В тот же миг

Сию минуту

Ума палата

Строить воздушные замки

Найдите фразеологические антонимы

Душа в душу

Как звезд на небе

С гулькин нос

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

Рукой подать

За тридевять земель

Восходящая звезда

Угасшее светило

Вариант 2

Найдите фразеологические синонимы

Набрать в рот воды

Пожимать плечами

Встал не с той ноги

Всего ничего

Теряться в догадках

Играть в молчанку

Кот наплакал

Не в духе

Как сквозь землю провалился

Днем с огнем не найдешь

Найдите фразеологические антонимы

Как из-под земли вырос

Засучив рукава

Бить баклуши

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Чуть свет

На ночь глядя

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

Не разлей вода

- Где мы можем узнать значение и происхождение фразеологизма?

Выяснить значение и происхождение фразеологизма мы можем по словарям (фразеологическим, толковым).

Чтобы избежать ошибок при употреблении фразеологических сочетаний, нужно почаще обращаться к словарям, совершенствовать свою речевую культуру.

Выполнение разноуровневых заданий

ЛИСТОЧКИ

Прочитайте предложения. Найдите в них фразеологизмы (подчеркните). Определите их значение.

  1. 1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н.Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 4) Сначала все шло как по маслу, и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета. (Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В.Даль) 
  2. Сильным ученикам:

Исправьте ошибки при употреблении фразеологизмов:

Получить первое место, занимать долю, близко воспретила к сердцу, ставить акцент, играть главную скрипку, занять звание чемпиона, пока суть да дело, оказать сильное впечатление, оказывает консультации, одержать успех

Учитель. Пришло время закрепить знания. Вам предстоит выполнить тестовую работу, в которой будут использованы задания ЕГЭ. Работа проводится по вариантам.

Вариант 1.

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а)        Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

г)        В луже сидеть — любимое занятие свиней.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

а)        Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

б)        Топором не размахивай.

в)        Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

г)        Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

б)        Комар сел мне на шею.

в)        Только дай слабину — мигом на шею сядут!

г)        Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?

а) сильно разбогатеть;

б) нравственно опуститься, одичать;

в) терпеливо ждать;

г) возмужать, повзрослеть.

5. Укажите неверное утверждение

 а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) фразеологизмы придают речи живость и образность;

г) в предложении фразеологизмы являются одним  членом предложения

Вариант 2.

  1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а). Сидел кот в мешке и мяукал.

б)        Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.

в)        Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.

г)        Эти ваши предложения — кот в мешке

2. Укажите предложение с фразеологизмом

а)        Не только дом разрушен — двора не осталось.

б)        До постоялого двора осталось три версты.

в)        После войны остался Семён один — ни кола ни двора.

г)        Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоколом

3. Укажите предложение с фразеологизмом

а)        А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.

б)        Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.

в)        Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!

г)        Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката.

4. Закончите фразеологизм: «нить        _____________»

а) Тантала;

б) Гордия;

в) Ариадны;

г) царя Соломона

5. В каком предложении не используется фразеологизм?

а)        Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б)        Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

в)        Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.

г)        Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

( Ответы: 1в. 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-а; 2в. 1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-в)

VIII. Подведение итогов урока.

-Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили о фразеологизмах?

-Что  необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов?

-С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе?

-Какова их роль в речи? (Правильное и уместное использование фразеологизмов придаёт речи особую выразительность, меткость, образность)

Давайте вернемся к фразе, записанной в начале урока на доске. Согласны ли вы теперь с ней?

Фразеологизмы содержат в себе и нравственный закон, и здравый смысл, выраженные в кратком изречении, которое завещали предки в руководство потомкам. Фразеология – душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации.    

Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка. В них запечатлён богатый исторический опыт народа.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: выполните задание по выбору. Кто чувствует в себе силы,

напишите небольшое сочинение на тему «Богатство языка есть богатство мыслей».

(Н. М. Карамзин), используя стилистические возможности фразеологизмов, пословиц, крылатых слов.  Остальные выполняют упражнение 72. Изучить теоретический материал на стр.63 – 64.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление .

Слайд 2

Фразеология – душа языка. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ? СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С НИМ?

Слайд 3

Словарный диктант Ни шатко, ни валко. Не чуя ног под собой. Час от часу не легче . Во что бы то ни стало. Не тут-то было . Как бы то ни было. Ничего не попишешь . Нежданно-негаданно . Невзирая на лица. Ни кола ни двора.

Слайд 4

Определение фразеологизма Фразеологизм, или фразеологическая единица, - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. В предложении фразеологический оборот является одним членом предложения. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, обычно не допускающее внутри себя перестановки частей. Важным признаком фразеологизмов является метафоричность, образность . Фразеологизм рождается в языке не для называния предметов, признаков , действий, а для их образно-эмоциональной характеристики. Фразеологизмы придают речи живость и меткость, образность, яркость, эмоциональность .

Слайд 5

Группы фразеологизмов по происхождению С точки зрения происхождения фразеологизмы русского языка делятся на две группы: исконно русские; заимствованные.

Слайд 6

Собственно русские фразеологизмы Во всю Ивановскую; коломенская верста; Потёмкинские деревни; в долгий ящик отложить; Хлеб-соль; бить челом; чин чином.

Слайд 7

Литературные фразеологизмы Всерьёз и надолго; головокружение от успехов; властитель дум; лицом к лицу; мы пахали; медвежья услуга; рыцарь на час; герой не моего романа; ворона в павлиньих перьях; свинья в ермолке; а король-то голый

Слайд 8

Фразеологизмы библейского происхождения Святая святых; нет пророка в своём отечестве; золотой телец; манна небесная; валаамова ослица; посыпать пеплом голову; глас вопиющего в пустыне; краеугольный камень.

Слайд 9

Античные фразеологизмы Прометеев огонь; муки Тантала; яблоко раздора; ахиллесова пята; между Сциллой и Харибдой; дамоклов меч; авгиевы конюшни; разрубить гордиев узел; золотая середина; перейти Рубикон; со щитом или на щите.

Слайд 10

Фразеологизмы, восходящие к другим языкам. Альма матер; альтер эго; альфа и омега; потерпеть фиаско; секрет полишинеля; пиррова победа; варфоломеевская ночь.

Слайд 11

Примеры фразеологических оборотов

Слайд 12

Зарубить на носу Очень мало (об очень малом количестве чего-либо).

Слайд 13

Сфера употребления фразеологизмов Стили речи: Художественный Публицистический Разговорный

Слайд 14

Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов 1. Искажение смысла (на выпускном вечере мы спели свою лебединую песню ) 2. Нарушение состава: включение лишних или исключение необходимых слов. (главный гвоздь программы) 3. Смешение двух фразеологизмов (У них все было шито-крыто белыми нитками ) 4. Искажение лексического состава, замена слова (Не мудрствуя долго (надо «…лукаво»)

Слайд 15

Домашнее задание. Изучить теоретический материал на стр.63 – 64 . Упражнение 72. или Кто чувствует в себе силы, напишите небольшое сочинение на тему «Богатство языка есть богатство мыслей » (Н. М. Карамзин), используя стилистические возможности фразеологизмов, пословиц, крылатых слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники английской фразеологии.

Фразеологические единицы, их основные признаки.типы фразеологических единиц.источники английской разеологии....

Урок русского языка в 10 классе «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологические словари».

Цели урока: совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;развитие образного и логического мыш...

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русски...

Тема: «Фразеологизмы: их значение и употребление в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фразеологические единицы и их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  ПО   ДИСЦИПЛИНЕ  «РУССКИЙ  ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»для студентов  2 курса  специальности 060501 «Сестринское дело»Тема: «Фразе...

План-конспект урока по дисциплине "Русский язык". Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи.

План-конспект урока по дисциплине "Русский язык". Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи....

Конспект урока "Фразеология. Фразеологически единицы и их употребление"

Представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи....

Презентация к бинарному уроку на тему "Фразеология. Фразеологические единицы"

Презентация к бинарному уроку (Русский язык + Английский). Расмотрены фразеологизмы в русском языке и их заимствования....