Урок на тему "Односоставные предложения"
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Односоставные предложения
8 класс
Цели:
- ознакомить учащихся с особенностями и видами односоставных предложений;
- воспитывать любовь к родному языку;
- развивать способности использовать полученные знания в устной и письменной речи, использовать ранее полученные знания при усвоении нового материала.
Оборудование: таблицы и наглядные пособия; учебник.
Тип урока: применения и совершенствования знаний.
Ход урока
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада Вас всех приветствовать, давайте пожелаем другу хорошего настроения и плодотворной работы. Откройте тетради и запишите число и классная работа.
- Для того, чтобы начать урок, я предлагаю вспомнить, что такое предложение и из каких частей оно состоит?
Ученик: Предложение — это одно или несколько слов, представляющие собой единое высказывание. Это может быть сообщение, вопрос или побуждение. Простое предложение имеет одну грамматическую основу — подлежащее и сказуемое, либо один из этих членов.
-Хорошо, для того, чтобы подойти нам к теме урока, запишем предложения, 2 человека у доски, вам необходимо будет определить грамматическую основу предложения.
- Бродяга был чрезвычайно доволен
моим подарком. - Люблю грозу в начале мая.
-Как вы думаете, каким по своему строению и по наличию главных членов будет первое предложение?
Ученик: двусоставное.
-Хорошо, а второе предложение?
Ученик: Односоставное.
-Ребята, для того, чтобы определить тему урока, попробуйте разгадать анаграмму , которую вы видите на доске:
ПДЛРЕОЕНИЖЯ
ЫЕВАОООДНССТН
-С какой темой урока мы сегодня с вами будем знакомиться??
-Односоставные предложения.
-Какие цели и задачи урока вы ставите перед собой?
Ученик: Узнать , что называется односоставными предложениями, Какие бывают односоставные предложения, т.е . на какие типы делятся односоставные предложения?
-Все верно, ребята! Для того, чтобы нам узнать, что же такое односоставные предложения, откройте учебник на стр. 74. Прочитайте правило и сделайте вывод о том, что называют односоставными предложениями?
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
Ученик: ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, т.е. такие предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или
сказуемого.
- Итак, мы узнали, что по своим грамматическим основам простые предложения бывают двусоставными и односоставными.
В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов- подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения.
В односоставных же предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть. Поэтому по форме главного члена односоставные предложения делятся на группы, а какие мы сейчас узнаем.
Односоставные предложения делятся на две основные группы: 1) с главным членом подлежащим: 2) с главным членом сказуемым.
-На стр. 74 у вас также есть правило, прочитайте и сформулируйте мне ответ на вопрос, как называются односоставные предложения с главным членом подлежащим и с главным членом сказуемым. И на какие типы предложений делятся предложения с главным членом сказуемым.
Ученик выходит к доске, чертит схему, дописываем все вместе.
- Итак, Перед вами лежат карточки,на которых представлены группы односоставных предложений, вы можете ими пользоваться
- Всё, о чём мы говорили, я объединила в схему. Приступим к выполнению упражнений и закрепим полученные знания.
-Ребята, перед вами предложения, устно выделите только грамматическую основу, определяя, чем выражены главные члены. (подлежащее или сказуемое).
1. Вижу горы и долины.(вижу-сказ.) о/л
Кому-то принесли от мастера ларец.( сказ.) н/л
Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. ( сказ.) н/л
Одной рукой и узла не развяжешь.(сказ.)о/л
К вечеру похолодало.(сказ.)б/л
Летнее утро.(подл.)наз.
Рассвет.(подл.) наз.
-Молодцы, ребята, справились с заданием. Для того, чтобы еще лучше разбираться в определении типов односоставных предложений, давайте поработаем в парах, у каждого есть своя карточка на партах. Представитель от каждой пары дает четкий ответ.
Работа в парах по карточкам.
Карточка №1.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Что же говорят об этом удальце?безл
Не отходи от меня, друг мой (опр-личн)
Карточка №2.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Люблю дымок спалённой жнивы.(опред.-личн).
Непредвиденный дождь. (назывн)
Карточка №3.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Сегодня уже прохладно. (безл)
На обломках самовластья напишут наши имена. (Неопр-личн)
Карточка №4.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
За лето небольшую сельскую школу отремонтировали. (Обобщ-личн)
Славная осень. (назыв)
Карточка № 5
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Пора вам познакомиться.( Безл.)
С вершины горы хороший обзор местности .(назыв)
Карточка №6
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Заканчиваю рассказ (опред.-личн.).
Потемнело в глазах (безл.)
-Ребята, вы отлично справились с заданием.
И последнее наше задание на сегодня - индивидуальная работа. Тест. Для определения уровня получения вами знаний. Определим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал.
Тест. Односоставные предложения
1. Выберите односоставное предложение.
A) Без тебя, вероятно, я бы погиб.
B) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.
C) Искусство всегда было нужно людям – и раньше, и сейчас.
D) Это может сделать только искусство.
E) Тихая, звездная ночь.
2. Выберите двусоставное предложение.
A) Стало холодно.
B) Туристы разожгли костер.
C) Вставай утром пораньше.
D) Свежо, весело, любо.
E) Далеко видно кругом.
3. Определите вид предложения. Искусство – зеркало жизни.
A) односоставное назывное,
B) односоставное определенно – личное,
C) односоставное безличное,
D) двусоставное,
E) односоставное неопределенно – личное.
4. Определите вид предложения. Ему нездоровилось.
A) обобщенно – личное,
B) двусоставное,
C) безличное,
D) определенно – личное,
E) неопределенно – личное.
5. Найдите односоставное предложение.
A) Курить – здоровью вредить.
B) Не всякий за добро добром ответит.
C) Учить – ум точить.
D) Искусство – зеркало жизни.
E) На деньги ума не купишь.
Ответы
- Е
- В
- D
- С
- Е
Дополнительные задания
Учитель: «Заморочки из бочки» (различение видов односоставных предложений)
Определить вид предложений ( ученики по одному выходят к доске, вытаскивают по предложению, записывают, определяют вид)
Предложения | Вид предложений |
1.Тихая, звёздная ночь. |
|
2.Кому владеть мечом? |
|
3.Береги платье снову, а честь смолоду. |
|
4. С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. |
|
5. Тебе внимать, твой видеть милый взор. |
|
6.Слушайся бабушку! | Опред-личн |
7.Было около трех часов | Безл |
8. Найдите Ивана Алексеевича | Опред-личн |
9. Летняя гроза | назывн |
Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Мы сегодня познакомились с односоставными предложениями. Несколько следующих уроков мы посвятим более подробному изучению видов односоставных предложений, посмотрим, как и для чего они используются в разных стилях речи.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какой этап урока показался самым интересным?
- Что было трудно?
Рабочие листы
1)Устно выделите только грамматическую основу, определяя, чем выражены главные члены. (подлежащее или сказуемое).
1.Вижу горы и долины.
2. Кому-то принесли от мастера ларец.
3.Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
4.Одной рукой и узла не развяжешь.
5.К вечеру похолодало.
6.Летнее утро.
7. Рассвет.
2)
- Реши тест
1. Выберите односоставное предложение.
A) Без тебя, вероятно, я бы погиб.
B) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.
C) Искусство всегда было нужно людям – и раньше, и сейчас.
D) Это может сделать только искусство.
E) Тихая, звездная ночь.
2. Выберите двусоставное предложение.
A) Стало холодно.
B) Туристы разожгли костер.
C) Вставай утром пораньше.
D) Свежо, весело, любо.
E) Далеко видно кругом.
3. Определите вид предложения. Искусство – зеркало жизни.
A) односоставное назывное,
B) односоставное определенно – личное,
C) односоставное безличное,
D) двусоставное,
E) односоставное неопределенно – личное.
4. Определите вид предложения. Ему нездоровилось.
A) обобщенно – личное,
B) двусоставное,
C) безличное,
D) определенно – личное,
E) неопределенно – личное.
5. Найдите односоставное предложение.
A) Курить – здоровью вредить.
B) Не всякий за добро добром ответит.
C) Учить – ум точить.
D) Искусство – зеркало жизни.
E) На деньги ума не купишь.
Карточка №1.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Что же говорят об этом удальце?
Не отходи от меня, друг мой.
Карточка №2.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Люблю дымок спалённой жнивы.
Непредвиденный дождь.
Карточка №3.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Сегодня уже прохладно.
Карточка №4.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
За лето небольшую сельскую школу отремонтировали.
Славная осень.
Карточка № 5
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Пора вам познакомиться.
С вершины горы хороший обзор местности .
Карточка №6
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Заканчиваю рассказ
Потемнело в глазах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....
Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"
Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....
Открытый урок "Второстепенные члены предложения. Односоставные и неполные предложения"
Открытый урок в групах СПО, русский язык, синтаксис....
Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...
Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"
Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...
Презентация- сопровождение к уроку " Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения "
Презентация сопровождение к уроку русского языка в 9 классе в соответствии с ФГОС ООО...
Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина
Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...