Урок по русскому языку. Разносклоняемые существительные.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Разработка материалов к уроку по теме "Разносклоняемые существительные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 36 КБ |
Презентация | 78.54 КБ |
карточки к уроку | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 6 классе
Тема: Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя
Цель: выработать орфографические навыки правописания буквы Е в суффиксе ЕН существительных на МЯ.
Ход урока.
- Повторение пройденного материала. Фронтальный опрос
- Почему существительные на -мя, а также путь называются разносклоняемыми?
- Сколько разносклоняемых существительных есть в русском языке? Перечислите их. (БВВЗИПППССТ)
- В каком падеже разносклоняемые существительные принимают окончания существительных 2-го склонения?
- Какой суффикс прибавляется к разносклоняемым существительным во время изменения по падежам или числам? (3 мин)
1) Индивидуальная работа в паре (1 ученик на доске, 2-й в тетради) (3 мин)
Задание: вставьте пропущенные буквы. Найдите разносклоняемые существительные и произведите их морфемный разбор.
А)Большого пламен.. не задуешь, а больше раздуешь.
Даже большое дерево выросло из семен.. .
Б) Просклонять разносклоняемые сущ-е из предложений в ед. и мн. числе.
(Проверка.)
Остальные: 2. Творческая работа. СЛАЙД
А)Задача учащихся – вставить разносклоняемые существительные по смыслу.
В стародавнее древнее ...
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое ...
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове ...,
Как написать свою фамилию и ...,
Зачем на лошадь надевать седло и ... –
Необразованное было это ... .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их ... забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ...,
Что кислород всегда поддерживает ...
Над тем, как в булку превратить простое ...,
С утра до вечера они чесали ... (7 мин.)
Б) Найти и выписать разносклоняемые существительные, указать их форму. (СЛАЙД) (5 мин)
Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.
– К какому склонению относятся разносклоняемые существительные? Обоснуйте.
- Тренировочные упражнения по учебнику на усмотрение учителя. (7 минут)
- Работа с текстом (текст на слайде и карточках)
- Прочитайте текст. Почему эти предложения можно назвать текстом?
- О чем этот текст? Ключевые слова. Тема.
- Идея?
- Как можно озаглавить текст?
- Найдите в тексте имена существительные, распределите их по склонениям.
- Объяснить окончания существительных.
- Выполнить разборы 2, 4.
- Орфографическая работа (выписать слова с изученными орфограммами)
На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний4. Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.
Самая большая гробница2 — пирамида Хеопса. Ее строили больше двадцати лет.
Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.
Домашнее задание: Собрать материал о своем имени.
План сбора материала:
а) выясни, что означает твое имя, из какого языка оно пришло в русский язык;
б) спроси у родителей, почему они выбрали для тебя именно такое имя, чем они руководствовались (имя понравилось своим звучанием, назвали в честь кого-либо из родственников или известных людей, назвали по святцам в честь какого-то святого, другие причины);
в) собери сведения о людях, которые носят или носили такое же имя, как у тебя, и подумай, какие черты их характера тебе нравятся;
г) запиши строки из песен, стихотворений, в которых встречается такое же имя, как у тебя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: -выработать орфографические навыки правописания буквы Е в суффиксе -ЕН -существительных на –МЯ; - повторить понятие склонения имен существительных; - повторить орфограммы, - развивать орфографическую зоркость.
Ход урока 1. Повторение пройденного материала. Фронтальный опрос Почему существительные на - мя , а также путь называются разносклоняемыми? Сколько разносклоняемых существительных есть в русском языке? Перечислите их. (БВВЗИПППССТ) В каком падеже разносклоняемые существительные принимают окончания существительных 2-го склонения? Какой суффикс прибавляется к разносклоняемым существительным во время изменения по падежам или числам?
1) Индивидуальная работа Задание : А ) Вставьте пропущенные буквы. Найдите разносклоняемые существительные и произведите их морфемный разбор. 1.Большого плам ..н .. не задуешь, а больше раздуешь. 2 . Даже большое дерево выросло из сем..н .. . Б) Просклонять разносклоняемые сущ -е из предложений в ед. и мн. числе.
Вставить разносклоняемые существительные по смыслу В стародавнее древнее ... В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое ... Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове ..., Как написать свою фамилию и ..., Зачем на лошадь надевать седло и ... – Необразованное было это ... . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их ... забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ..., Что кислород всегда поддерживает ... Над тем, как в булку превратить простое ..., С утра до вечера они чесали ...
Найти и выписать разносклоняемые существительные, указать их форму Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.
Тренировочные упражнения - Выполнение упражнений учебника на усмотрение учителя.
Работа с текстом. На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний 4 . Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками. Самая большая гробница 2 — пирамида Хеопса. Ее строили больше двадцати лет. Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.
Выполните задания. Прочитайте текст. Почему эти предложения можно назвать текстом? О чем этот текст? Ключевые слова. Тема. Идея? Как можно озаглавить текст? Найдите в тексте имена существительные, распределите их по склонениям. Объяснить окончания существительных. Выполнить разборы 2, 4. Орфографическая работа(выписать слова с изученными орфограммами)
Домашнее задание Собрать материал о своем имени. План сбора материала: а) выясни, что означает твое имя, из какого языка оно пришло в русский язык; б) спроси у родителей, почему они выбрали для тебя именно такое имя, чем они руководствовались (имя понравилось своим звучанием, назвали в честь кого-либо из родственников или известных людей, назвали по святцам в честь какого-то святого, другие причины); в) собери сведения о людях, которые носят или носили такое же имя, как у тебя, и подумай, какие черты их характера тебе нравятся; г) запиши строки из песен, стихотворений, в которых встречается такое же имя, как у тебя.
Предварительный просмотр:
Дидактический материал к уроку
«Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя»
1.Карточка для индивидуальной работы в паре.
Вставьте пропущенные буквы. Найдите разносклоняемые существительные и произведите их морфемный разбор.
А)Большого плам..н.. не задуешь, а больше раздуешь.
Даже большое дерево выросло из сем..н.. .
Б) Просклонять разносклоняемые существительные из предложений в ед. и мн. числе.
2. Работа с текстом (текст на слайде и карточках)
- Прочитайте текст. Почему эти предложения можно назвать текстом?
- О чем этот текст? Ключевые слова. Тема.
- Идея?
- Как можно озаглавить текст?
- Найдите в тексте имена существительные, распределите их по склонениям.
- Объяснить окончания существительных.
- Выполнить разборы 2, 4.
- Орфографическая работа (выписать слова с изученными орфограммами)
На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний4. Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.
Самая большая гробница2 — пирамида Хеопса. Ее строили больше двадцати лет.
Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку "Имя существительное"
Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное". На уроке использованы информационные технологии. Разминка и проверка д\з осуществлялась по методике Ю.А.Поташкиной....
Открытый урок по русскому языку "Имя существительное"
Открытый урок по русскому языку "Имя существительное"...
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...
Урок русского языка «Разносклоняемые существительные»
Урок по теме «Разносклоняемые существительные» разработан для учащихся 5 класса. Иногда учителю сложно разработать урок с элементами исследования так, чтобы, один раз научив сп...