Урок по русскому языку. Разносклоняемые существительные.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Давыдова Светлана Петровна

Разработка материалов к уроку по теме "Разносклоняемые существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока36 КБ
Файл Презентация78.54 КБ
Файл карточки к уроку15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 6 классе

Тема: Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя

Цель: выработать орфографические навыки правописания буквы Е в суффиксе ЕН существительных на МЯ.

Ход урока.

  1. Повторение пройденного материала. Фронтальный  опрос
  • Почему существительные на -мя, а также путь называются разносклоняемыми?
  • Сколько разносклоняемых существительных есть в русском языке? Перечислите их. (БВВЗИПППССТ)
  • В каком падеже разносклоняемые существительные принимают окончания существительных 2-го склонения?
  • Какой суффикс прибавляется к разносклоняемым существительным во время изменения по падежам или числам?                                                                                                                                        (3 мин)

1) Индивидуальная работа в паре (1 ученик на  доске, 2-й  в  тетради) (3 мин)

Задание:  вставьте пропущенные буквы. Найдите разносклоняемые существительные и произведите их морфемный разбор.

А)Большого пламен.. не задуешь, а больше раздуешь.       

Даже большое дерево выросло из семен.. .

Б) Просклонять  разносклоняемые сущ-е из предложений в ед. и мн. числе.

(Проверка.)  

                                                                                                                                   

Остальные: 2. Творческая работа.    СЛАЙД  

А)Задача учащихся – вставить разносклоняемые существительные по смыслу.

В стародавнее древнее ...

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое ...

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове ...,

Как написать свою фамилию и ...,

Зачем на лошадь надевать седло и ... –

Необразованное было это ... .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их ... забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ...,

Что кислород всегда поддерживает ...

Над тем, как в булку превратить простое ...,

С утра до вечера они чесали ...      (7 мин.)

       

 Б) Найти и выписать разносклоняемые существительные, указать их форму.  (СЛАЙД) (5 мин)

Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.

– К какому склонению относятся разносклоняемые существительные? Обоснуйте.

  1. Тренировочные упражнения по учебнику на усмотрение учителя.                                                                       (7 минут)

  1. Работа  с текстом (текст на слайде и карточках)
  1. Прочитайте  текст. Почему эти  предложения  можно назвать текстом?
  2. О  чем  этот текст? Ключевые слова.  Тема.
  3. Идея?
  4. Как можно  озаглавить текст?
  5. Найдите  в  тексте имена  существительные, распределите  их по склонениям.
  6. Объяснить окончания  существительных.
  7. Выполнить разборы 2, 4.
  8. Орфографическая  работа (выписать слова  с изученными орфограммами)

 На западе Ливийской  пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний4. Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками. 

      Самая большая гробница2 — пирамида Хеопса.  Ее строили больше двадцати лет.
      Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

Домашнее задание: Собрать материал о своем имени.

 План сбора материала:

а) выясни, что означает твое имя, из какого языка оно пришло в русский язык;

б) спроси у родителей, почему они выбрали для тебя именно такое имя, чем они руководствовались (имя понравилось своим звучанием, назвали в честь кого-либо из родственников или известных людей, назвали по святцам в честь какого-то святого, другие причины);

в) собери сведения о людях, которые носят или носили такое же имя, как у тебя, и подумай, какие черты их характера тебе нравятся;

г) запиши строки из песен, стихотворений, в которых встречается такое же имя, как у тебя.


      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буква е в суффиксе - ен - существительных на –мя. 6 класс п о учебнику М.Т. Баранова

Слайд 2

Цели: -выработать орфографические навыки правописания буквы Е в суффиксе -ЕН -существительных на –МЯ; - повторить понятие склонения имен существительных; - повторить орфограммы, - развивать орфографическую зоркость.

Слайд 3

Ход урока 1. Повторение пройденного материала. Фронтальный опрос Почему существительные на - мя , а также путь называются разносклоняемыми? Сколько разносклоняемых существительных есть в русском языке? Перечислите их. (БВВЗИПППССТ) В каком падеже разносклоняемые существительные принимают окончания существительных 2-го склонения? Какой суффикс прибавляется к разносклоняемым существительным во время изменения по падежам или числам?

Слайд 4

1) Индивидуальная работа Задание : А ) Вставьте пропущенные буквы. Найдите разносклоняемые существительные и произведите их морфемный разбор. 1.Большого плам ..н .. не задуешь, а больше раздуешь. 2 . Даже большое дерево выросло из сем..н .. . Б) Просклонять разносклоняемые сущ -е из предложений в ед. и мн. числе.

Слайд 5

Вставить разносклоняемые существительные по смыслу В стародавнее древнее ... В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое ... Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове ..., Как написать свою фамилию и ..., Зачем на лошадь надевать седло и ... – Необразованное было это ... . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их ... забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ..., Что кислород всегда поддерживает ... Над тем, как в булку превратить простое ..., С утра до вечера они чесали ...

Слайд 6

Найти и выписать разносклоняемые существительные, указать их форму Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.

Слайд 7

Тренировочные упражнения - Выполнение упражнений учебника на усмотрение учителя.

Слайд 8

Работа с текстом. На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний 4 . Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками. Самая большая гробница 2 — пирамида Хеопса. Ее строили больше двадцати лет. Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

Слайд 9

Выполните задания. Прочитайте текст. Почему эти предложения можно назвать текстом? О чем этот текст? Ключевые слова. Тема. Идея? Как можно озаглавить текст? Найдите в тексте имена существительные, распределите их по склонениям. Объяснить окончания существительных. Выполнить разборы 2, 4. Орфографическая работа(выписать слова с изученными орфограммами)

Слайд 10

Домашнее задание Собрать материал о своем имени. План сбора материала: а) выясни, что означает твое имя, из какого языка оно пришло в русский язык; б) спроси у родителей, почему они выбрали для тебя именно такое имя, чем они руководствовались (имя понравилось своим звучанием, назвали в честь кого-либо из родственников или известных людей, назвали по святцам в честь какого-то святого, другие причины); в) собери сведения о людях, которые носят или носили такое же имя, как у тебя, и подумай, какие черты их характера тебе нравятся; г) запиши строки из песен, стихотворений, в которых встречается такое же имя, как у тебя.



Предварительный просмотр:

Дидактический материал к уроку

«Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя»

1.Карточка для индивидуальной работы в паре.

Вставьте пропущенные буквы. Найдите разносклоняемые существительные и произведите их морфемный разбор.

А)Большого плам..н.. не задуешь, а больше раздуешь.       

Даже большое дерево выросло из сем..н.. .

Б) Просклонять  разносклоняемые существительные из предложений в ед. и мн. числе.

2. Работа  с текстом (текст на слайде и карточках)

  1. Прочитайте  текст. Почему эти  предложения  можно назвать текстом?
  2. О  чем  этот текст? Ключевые слова.  Тема.
  3. Идея?
  4. Как можно  озаглавить текст?
  5. Найдите  в  тексте имена  существительные, распределите  их по склонениям.
  6. Объяснить окончания  существительных.
  7. Выполнить разборы 2, 4.
  8. Орфографическая  работа (выписать слова  с изученными орфограммами)

 На западе Ливийской  пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний4. Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками. 

      Самая большая гробница2 — пирамида Хеопса.  Ее строили больше двадцати лет.
      Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Имя существительное"

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное". На уроке использованы информационные технологии. Разминка и проверка д\з осуществлялась по методике Ю.А.Поташкиной....

Открытый урок по русскому языку "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку  "Имя существительное"...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

Урок русского языка «Разносклоняемые существительные»

Урок по теме «Разносклоняемые существительные» разработан для учащихся 5 класса. Иногда  учителю сложно  разработать урок с элементами исследования так, чтобы, один раз научив сп...