Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Рабочая программа учителя русского языка по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_6_kl.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 12»
Рассмотрена на заседании МО ___________/__________/ Протокол №_1_ от «27» августа 2021 г. | «Согласована» Заместитель директора по УВР __________ /Кулакова Т.И./ от «27» августа 2021 г. | «Утверждена» Директор МОУ «Лицей №12» ___________ /В.В. Долженков / Приказ №_1-_533__ от «31» _августа_2021 г. |
Принята
на заседании Педагогического совета
Протокол №_1_
от «30» августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
___по_русскому языку «Занимательная грамматика»
на 2021-2022 учебный год
Учителя Алешкиной С.В. Квалификационная категория | соответствие занимаемой должности | |
Класс _6 «А», 6 «В»_______
Направление: общеинтеллектуальное
г. Железногорск
2021 г.
Пояснительная записка
Курс «Занимательная грамматика» неразрывно связан с изучением учебного предмета «Русский язык», а значит, является основой развития интеллектуальных и творческих способностей, мышления, воображения обучающихся, является средством приобщения к духовному богатству русской культуры. Специфика заключается в том, что для рассмотрения выбраны отдельные аспекты изучения русской грамматики (термин «грамматика» в широком понимании), а именно фонетика, морфемика, лексика, фразеология, словообразование, морфология.
Цель:
- Овладение практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения; расширение объема используемых в речи грамматических средств.
- Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, стремления к речевому самосовершенствованию.
- Развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
Задачи курса «Занимательная грамматика»:
- углублять знания в области русской грамматики;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логику, мышление;
- развивать речевую культуру, бережное и сознательное отношение к языку;
- совершенствовать коммуникативные умения;
- воспитывать требовательность к себе, объективность в самооценке.
Результаты изучения курса:
Личностные
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- потребность сохранить чистоту русского языка;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
- способность извлекать информацию из различных источников;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.
Предметные
- умение грамотно пользоваться известными грамматическими средствами в устной и письменной речи;
- пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и другими аспектными словарями;
- умение совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного).
Способы определения результативности:
- оценка творческой деятельности обучающихся (составление вопросов к языковой викторине, заданий к лингвистической игре);
- оценка познавательной активности обучающихся при подготовке к занятиям (доклады, сообщения, в т.ч. с электронной презентацией);
- оценка коммуникативных умений обучающихся на занятиях (устные монологические высказывания, работа над созданием текста в паре и группе)
Содержание курса
Содержание занятий позволяет обучающимся ответить на вопросы: Что такое грамматика? Для чего нужно знать грамматику? Курс имеет практическую направленность: использование разнообразных грамматических средств в устной и письменной речи.
Разработанный курс учитывает возрастные особенности обучающихся. Курс «Занимательная грамматика» позволяет повторно обратиться к избранным вопросам с более глубоким погружением в тему. Формы работы предполагают занимательный характер (лингвистическая игра, викторина, грамматическая эстафета и др.), что позволит повысить интерес пятиклассников и шестиклассников к сложным теоретическим вопросам. Каждое занятие обучающиеся работают в составе временных групп или в парах.
Курс «Занимательная грамматика» разработан для обучающихся 6 классов с учетом закономерностей изучения русского языка и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Класс | Название раздела | Количество часов |
6 | Введение | 1 |
Лексика. Фразеология | 13 | |
Словообразование. Орфография | 12 | |
Морфология. Орфография | 8 | |
Итог: | 34 |
6 класс
Тематическое планирование (34 часа)
№ | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ | Дата проведения |
Введение (1) | |||
1. | Лингвистическая викторина (по следам занятий в 5 классе). | Понятия, изученные в курсе «Занимательная грамматика» 5 класса. | |
Лексика. Фразеология (13) | |||
2. | 1. История лексики. Родные слова. | Лексика. История Исконная лексика. | |
3. | 2. Слова-«предки». | Старославянизмы. | |
4-5. | 3-4. Слова-«пришельцы» | Заимствованные слова. | |
6. | 5. Диалектизмы. Какие они? | Диалектные слова. | |
7. | 6.Лексика профессионалов. | Профессиональные (специальные слова). | |
8. | 7. Почему стареют слова? | Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы. | |
9. | 8. Какие слова считаются новыми? | Новые слова (неологизмы). Окказионализмы. | |
10-13. | 9-12. В мире фразеологии. | Фразеологизмы. Широкое и узкое понимание. | |
14. | 13. Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология». | Понятия, изученные в теме: «Лексика. Фразеология» | |
Словообразование. Орфография (12) | |||
15. | 1. Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий) | Морфемы. Словообразование и формообразование. | |
16-17. | 2-3. Как в русском языке образуются слова? | Способы словообразования. | |
18. | 4. Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые. | Приставка. Правописание приставок. | |
19. | 5. Приставки- нарушители «главного» правила. | Единообразное написание приставок. | |
20-21. | 6-7. Самые «трудные» приставки. | Правописание приставок на -з, -с; пре-, при-. | |
22-23. | 8-9. Корни слов: постоянство и измены. | Правописание гласных в корнях слов. | |
24. | 10. Орфография суффиксов. | Правописание суффиксов. | |
25-26. | 11-12.Подготовка и проведение игры «Жизнь и творчество морфем» | Понятия, изученные в теме: «Словообразование. Орфография» | |
Морфология. Орфография (8) | |||
27. | 1. Законы написания существительных. | Морфология. Орфография. Имя существительное. Правописание имен существительных | |
28-29. | 2-3. Как правильно писать числительные? | Правописание имен числительных. | |
30-31. | 4-5. Местоимения, которые пишутся непросто. | Разряды местоимений. Правописание местоимений. | |
32-33. | 6-7.Глагольная орфография. | Глагол. Правописание глаголов. | |
34. | 8. Итоговое мероприятие за курс «Занимательная грамматика» 6 класса. | Понятия, изученные в курсе «Занимательная грамматика» 6 класса. |
Учебно-методическое обеспечение:
Литература:
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1995
- Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку. – Минск, 1965
- Граник Г.Г. Секреты орфографии. – М.: «Просвещение», 1994
- Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. 5 – 9 классы. – Саратов, 2004
- Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1980
- Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: «Просвещение», 1987
Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
- Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. М.: Новый Диск, 2010
- Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 5 класс» (М.: «Просвещение», 2013)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 (Мультимедийное энциклопедическое издание).
- Википедия – свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/)
- Электронные приложения к газете «Первое сентября. Русский язык»
Рекомендуемая литература (для обучающихся и родителей):
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1995
- Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. 5 – 9 классы. – Саратов, 2004
- Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: «Просвещение», 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс
Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...