Дистанционное образование. Вызов современной школе.
статья по русскому языку
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании.
В современном обществе при бурном информационном росте требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея "образования через всю жизнь" приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Использование интернет-технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnoe_obrazovanie_._vyzovy_sovremennoy_shkole.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционное образование. Вызовы современной школе.
Дистанционное образование — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий. Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.
Основные задачи дистанционного обучения Основная задача дистанционного образования — создание безопасной образовательной среды; обеспечение условий для организации персонифицированного обучения; обеспечение доступности качественного образования, в том числе для обучающихся с ОВЗ, высокомотивированных и одаренных обучающихся.
Дистанционный урок в школе — это, прежде всего, способ взаимодействия преподавателя и учеников на расстоянии. Дети общаются с учителем по видеосвязи, делают задания онлайн на сайте или платформе и отправляют работы по электронной почте. Дистанционное обучение становится чрезвычайно популярной формой обучения в силу своего удобства и гибкости. Оно устраняет основной барьер, избавляя от необходимости посещать занятия по установленному расписанию. Обучающиеся дистанционно могут выбирать удобное для себя время занятий согласно собственному расписанию. Рост популярности дистанционного образования - почему сейчас?
Обучение по переписке было одной из ранних форм дистанционного образования в девятнадцатом и начале двадцатого века. С возникновением радио и телевидения начались эксперименты по расширению содержания курсов за счет использования новых средств.
Дистанционное обучение — форма образовательного процесса, осуществляемая на расстоянии с помощью интернет-технологий и средств связи. Изначально среднее общее образование проводилось дистанционно в качестве вынужденной меры, однако на сегодняшний день данная практика набирает все большую популярность.
Среднее общее образование дистанционно
Дистанционное обучение завоевало внимание многих учеников благодаря возможности получения качественного образования в комфортных домашних условиях. Появлению такой привилегии мы обязаны постоянно развивающимся информационным и телекоммуникационным технологиям.
При данной форме обучения обмен информацией между учеником и преподавателем осуществляется по видеосвязи. Весь учебный процесс протекает преимущественно в онлайн-форме. Задания и выполненные работы выкладываются на платформу учреждения или высылаются по электронной почте.
Аттестации и контрольные работы в большинстве случаев сдаются очно.
Все материалы по предметам систематизированы, упорядочены и хранятся на специаль-ном сайте, доступ к которому имеется как у преподавателя, так и у ученика. Платформы, как правило, включают в себя блоки с видеоконференциями, учебниками и автоматизи-рованными тестированиями, а также располагают информацией, касающейся учебно-методических комплексов.
Учебный процесс осуществляется с применением инновационных технологий и свеже-разработанных современных методик, которые обеспечивают максимально оперативное и плодотворное взаимодействие учащихся и преподавателей.
При дистанционной форме обучения ученик всегда может рассчитывать на постоянные консультации и разъяснительные видео, в которых он получит ответы на волнующие вопросы.
На сегодняшний день дистанционный вариант обучения выбирают не только дети с ограниченными возможностями. К данной практике не редко обращаются ученики, находящиеся за пределами РФ. Как правило, в эту категорию входят дети, чьи родители находятся в постоянных командировках и рабочих поездках, требующих выезда за границу.
К онлайн-учебе также прибегают и те, кто хочет получить помощь от высококвалифици-рованных педагогов, но проживает в отдаленных регионах и не имеет возможности очно посещать желаемое учебное заведение.
Дистанционное образование пользуется спросом среди одаренных ребят, которые способны запоминать информацию быстрее своих сверстников и для которых посещение школы является затормаживающим фактором. Такие дети обычно нуждаются в индиви-дуальном подходе к занятиям, который позволит им поглощать новые материалы в комфортном для них темпе. Аналогичного внимания требуют ученики, которым требуется больше времени для изучения школьных дисциплин. Онлайн-формат предоставляет такую возможность.
Преимущества дистанционного среднего общего образования
Дистанционное образование обеспечивает последовательное обучение, а также предлагает широкий выбор дисциплин. Учебный процесс не требует непосредственного взаимодействия учителя и ученика. Интерактивное взаимодействие носит регулярный характер, а большая часть ответственности за продуктивность работы возлагается на обучающихся.
Однако удаленное обучение имеет ряд других преимуществ: Мобильность и независимость от времени суток
Удаленные занятия позволяют ученикам присутствовать на уроках в любое время из любой точки мира. Главное, чтобы был доступ в Интернет. Для учащихся, прожива-ющих в труднодоступных местах, данный формат является огромным преимуществом. Практика удаленного образования также распространена среди учеников, в чьих семьях имеются маленькие дети, требующие постоянного внимания.
Доступность материалов
Обучение в онлайн-форме подразумевает свободный доступ ко необходимой учебной литературе. В зависимости от учреждения материалы открываются либо после регистрации на сайте учебного заведения, либо высылаются на почту. Более того, многие онлайн-библиотеки разрешают пользоваться своими учебниками и пособиями бесплатно. В сети также можно найти в свободном доступе огромное количество электронных книг, которые могут пригодиться для подготовки к урокам.
Позволяет учиться в удобном для ученика темпе
Все ученики по-разному усваивают новый материал. При традиционном формате обучения преподавателю довольно сложно уделять необходимое внимание всем ученикам в группе и адаптироваться к темпу работы каждого. Удаленный способ получения среднего образования предоставляет инновационные и актуальные методы для организа-ции индивидуального подхода.
У учащихся развиваются навыки самостоятельного поиска необходимой информации, а также привычка работать и принимать решения самостоятельно.
Дистанционное обучение помогает обойти психологические барьеры, связанные с коммуникативными качествами человека, такими как стеснительность и страх публичных выступлений
Наравне с плюсами, у данной формы обучения имеются и недостатки:
Утомление зрения
Дистанционные занятия подразумевают длительное времяпровождение за компьютером, поэтому большим минусом данной системы обучения является переутомление зрения.
Требует самоорганизации и дисциплины
Еще одним минусом является наличие целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, наличие которой зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Если при традици-онной форме обучения над учащимся осуществляется постоянный контроль, то при онлайн-лекциях данный процесс целиком ложится на плечи ученика или его родителей.
Обучение напрямую зависит от технологий
Для постоянного доступа к источникам информации необходима хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет. Иногда чрезмерная зависимость от техно-логий может быть серьезным недостатком в режиме дистанционного обучения. Любое неисправное программное или аппаратное обеспечение может остановить или полностью прервать учебный процесс. Обучение также может показаться трудным, если учащийся не разбирается в компьютерах и не умеет пользоваться технологиями.
Может потребовать дополнительных расходов
Есть вероятность, что учащемуся придется понести некоторые первоначальные расходы, такие как установка компьютера и оплата надежного подключения к Интернету. Возможно, придется купить дополнительное оборудование (принтер, веб-камеру и т. д.)
Особенности учебного процесса
Удаленное образование является продуктивным процессом обучения.
При дистанционных занятиях у каждого ученика имеется свой личный кабинет, в котором собрана вся необходимая для обучения информация: начиная от учебников и заканчивая пробными тестированиями. Здесь же проводятся онлайн-консультации с преподавателями. При написании рефератов и других работ, требующих работы с дополнительной литературой, у учащихся имеется доступ в электронную библиотеку.
Как и при традиционном очном образовании, часть учебной программы ученик должен осваивать самостоятельно.
Формы дистанционного обучения
В зависимости от учебного учреждения, удаленные занятия могут проходить в разных форматах. Вот самые распространённые из них:
- видеоконференции;
- аудиоконференции;
- семинары;
- видео-консультации;
- презентации;
- онлайн-вебинары;
- занятия на интерактивной платформе;
- письма по электронной почте.
Как правило, онлайн обучение представляет из себя смесь нескольких видов коммуникации, что делает обучение продуктивным.
Новый материал обычно излагается в видеоконференциях или семинарах, проходящих в реальном времени. Это позволяет учащимся задавать вопросы в процессе объяснения и сразу же получать на них ответ. При выполнении домашней работы, можно использовать записи уроков. Они размещаются на сайте в открытом доступе.
Методы дистанционного обучения
Использование удаленные технологий в обучении привело к изменениям в используемых методах. Взаимодействие между учащимся и преподавателем протекает в несколько иной форме. От обеих сторон требуется максимальные отдача и внимательность.
Например, устный опрос требует от ученика самодисциплины, так как он не находится в классе, и учитель не может проконтролировать насколько добросовестно и ответственно учащийся подошел к выполнению домашней работы. При дистанционном опросе можно пользоваться шпаргалками и другими вспомогательными инструментами, которые не допускаются при очном образовании.
Изменения также касаются практических заданий. Любые лабораторные работы и исследовательские проекты требуют от преподавателя подробных консультаций с тщательными объяснениями и детальными пошаговыми инструкциями.
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании.
В современном обществе при бурном информационном росте требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея "образования через всю жизнь" приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Использование интернет-технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка качества образования в современной школе
Почему сегодня проблема оценки качества образования становится столь актуальной? Ведь созданная в нашей стране в середине прошлого века система школьного образования считалась одной из лучших. О...
Проектные технологии обучения как разновидность интегративного образования в современной школе.
В городе Волгограде проводятся ежегодные Макаренковские педагогические чтения. Конференции имеют международный статус, их материалы публикуются. Вэтом году мы во второй раз принимали участие в конкурс...
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)
В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...
Дистанционное образование в современной школе
Актуальность системы дистанционного образования в современном образовательном процессе. Дистанционное обучение: достоинства и недостатки, перспективы развития....
Выступление на круглом столе по теме "Дистанционное образование в средней школе""
Выступление на круглом столе в УМЦ го Жуковский...
Место дистанционного образования в современном образовательном процессе
В течение последних лет применение современных технических средств стало популярным явлением в образовании. Информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие и стали все чащ...
«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»
Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравственного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...