курс «Секреты грамотности»
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов и призван помочь обучающимся успешно подготовиться к устному собеседованию по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el.kurs_9_klass.docx | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михейковская средняя школа
«Рассмотрено»
_____________/_______________/ ФИО Протокол № ___ | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________/_________________/ ФИО «__»____________20___г. | Утверждена Приказом директора школы № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Секреты грамотности»
(Подготовка к устному собеседованию)
для 9 класса
Учитель: Смирнова Елена Евгеньевна
Квалификационная категория: высшая
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Секреты грамотности» (Подготовка к устному собеседованию по русскому языку) для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов);
Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (В редакции приказов Министерства образования Российской Федерации от 16.03.2001 г. N 1022; от 25.06.2002 г. N 2398; от 21.01.2003 г. N 135; Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»);
Учебный план и образовательная программа основного общего образования МБОУ Михейковская СШ на 2020-20121 учебный год.
Одним из предметных результатов изучения русского языка на современном этапе становится совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), формирование коммуникативной компетентности. Таким образом, целью сдачи устного экзамена по русскому языку становится проверка коммуникативной компетенции, а именно:
- выразительно читать текст вслух,
- пересказывать текст с привлечением дополнительной информации,
- умение создавать монологические высказывания на разные темы,
- принимать участие в диалоге.
Учебными задачами выпускников, готовящихся к устному собеседованию по русскому языку, являются:
- Научиться создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи;
- Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических, орфоэпических ошибок;
- Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;
- Совершенствовать культуру устной речи.
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов и призван помочь обучающимся успешно подготовиться к устному собеседованию по русскому языку.
Содержание элективного курса «Секреты грамотности» (Подготовка к устному собеседованию по русскому языку)
1. Чтение текста вслух ( 4 часа)
Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.
Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания ( 4 часа)
Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.
3. Монологическое высказывание ( 5 часов)
Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.
4. Диалог ( 2 часа)
Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
5.Контроль знаний (2 часа)
Знать | Уметь | Владеть | |
Выразительное чтение текста | Правила пунктуационного оформления текста; Орфоэпические нормы русского языка | Выразительно читать текст в соответствии с правилами пунктуационного оформления текста и орфоэпическими нормами | Орфоэпическими нормами русского языка, интонацией как инструментом идентификации синтаксических конструкций |
Нормы чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей | Выразительно читать текст в темпе, соответствующем коммуникативной задаче. | Техникой чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей | |
Пересказ текста с включением приведённого высказывания | Способы введения в пересказ цитаты с учетом коммуникативной задачи и логического строения текста | Определять основные микротемы текста; выделять ключевые слова; выбирать оптимальный способ цитирования при пересказе текста | Основными способами запоминания текста; владеть различными способами цитирования (прямая речь, косвенная речь, вводное слово) |
Монологическое высказывание | Типы речи, композицию текстов, соответствующих различным типам речи | Строить текст в соответствии с коммуникативной задачей и выбранным типом речи | Техникой речи в соответствии с коммуникативной задачей: орфоэпическими, лексическими, синтаксическими нормами, нормами построения текста. |
Диалог | Условия речевой ситуации, нормы современного русского литературного языка; этикетные формулы | Отвечать на вопросы в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной задачей | Владеть культурой общения |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование тем, разделов | Количество часов |
4 | Выразительное чтение текста | 4 |
5 | Пересказ текста с включением цитаты | 4 |
6 | Монологическое высказывание | 5 |
7 | Диалог | 2 |
8 | Контроль знаний | 2 |
Всего | 17 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата План | Факт | ||
1 | Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий | 1 | Слушание. Анализ структуры итогового собеседования, критериев оценки | 4.09 | |||
2 | Основные правила выразительного чтения текста | 1 | Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направлен. | 11.09 | |||
3 | Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста. | 1 | Чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью (прич. и деепр. обороты, однород. чл. предл., обособл чл. пред., обращение, вводные слова, и проч.) | 18.09 | |||
4 | Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Контроль. | 1 | Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности. | 25.09 | |||
5 | Способы запоминания текста. | 1 | Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному оформлению; выделение ключевых слов и микротем | 2.10 | |||
6 | Способы цитирования текста | 1 | Тренировка в употреблении предложений, с использованием различных способов цитирования: прямой и косвенной речи, вводных слов. | 9.10 | |||
7 | Уместное, логичное включение цитаты в текст. | 1 | Работа с дидактическим материалом по включению цитаты в текст. | 16.10 | |||
8 | Пересказ текста с включением цитаты. Контроль. | 1 | Пересказ фрагментов текста с включением цитаты. | 23.10 | |||
9 | Культура ведения монолога. Тип речи повествование. | 1 | Подготовка и выступление с текстом-повествованием на основе своего жизненного опыта. | 20.11 | |||
10 | Культура ведения монолога. Тип речи описание. | 1 | Создание монологического текста-описания по фотографии. | 13.11 | |||
11 | Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение. | 1 | Выступление - рассуждение на одну из тем с использованием цитирования фраз известных личностей. | 27.11 | |||
12 | Грамматические нормы. | 1 | Анализ деформированного текста. Развитие монологической речи через умение свободно воспроизводить содержание произведения. | 4.12 | |||
13 | Речевые нормы. Орфоэпические нормы. | 1 | Воспроизведение содержания текста. Работа с орфоэпическими словарями. | 11.12 | |||
14 | Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога. | 1 | Участие в диалоге. Орфоэпические пятиминутки на уроках, разыгрывание диалогических сценок, работа в группах по обсуждению коммуникативных задач. | 12.12 | |||
15 | Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога. | 1 | Вопросно-ответная форма выстраивания общения между учащимися (например, при работе над правилами) | 18.12 | |||
16-17 | Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку | 2 | Участие в итоговом собеседовании | 25.12 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать систему и критерии оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.
При подготовке к устному собеседованию учащиеся научатся:
- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл
- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
.- свободному выражению мыслей и чувств в процессе общения;
- способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-методам совершенствования владения такими видами речевой деятельности, как чтение, говорение;
-уместному использованию стилистических ресурсов лексики русского языка и применению их в ситуации речевого общения.
Программа элективного курса по подготовке к ОГЭ позволяет установить уровень владения коммуникативной компетенцией, расширить этот уровень, закрепить полученные знания. Использование практической части на каждом занятии способствует дальнейшему личностному развитию, необходимому для всей образовательной деятельности
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
1.Основной государственный экзамен. Итоговое собеседование Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения итогового собеседования авт.сост.: И.П. Цыбулько М.: ООО «Издательство «Национальное образование»
2. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.
3. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru. В том числе образцы контрольно-измерительных материалов для раздела «Говорение» в ГИА по русскому языку. – М., 2018. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
4.Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М.: Флинта, 2002. – 197с.
5.Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. – Улан-Удэ, 1974. – 257с.
6.Соловьева Н. М. Выразительное чтение в 4-8 кл. – М.: Просвещение, 1983. – 111с.
7.Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 143с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Секреты грамотного письма"
Правописание безударных гласных в корне слов – одна из центральных тем русской орфографии. Самое большое количество ошибок делается именно на эту орфограмму. Поэтому очень важно, чтобы ученики, изучая...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» для учащихся 9 класса
Курс внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует её в соответствие с требованиями и ...
Отчёт по итогам проведения курса внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма»
Курс внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма»для учащихся 9 класса.У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.Из своего опыта я могу выделить след...
Рабочая программа проектной деятельности "Секреты грамотности" в 6 классе.
Рабочая программа проектной деятельности "Секреты грамотности" в 6 классе рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), описывает виды проектов по русскому языку и содержит календарно-тематическо...
Рабочая программа курса по выбору «Секреты грамотного письма»
Курс по выбору «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с треб...
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...