Глаголы повелительного наклонения
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Антосюк Любовь Михайловна

На уроке рассматриваются особенности глаголов повелительного наклонения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

На муниципальный конкурс методических разработок

по обучению русскому языку «Педагогическая мастерская»

Номинация: Лучший урок русского языка, направленный на реализацию требований ФГОС ООО

Урок русского языка в 6 классе

«Правописание глаголов повелительного наклонения»

Учитель русского языка и

литературы  Антосюк Л.М.

МАОУ СОШ №10

Г.Кандалакша

2021

Тема урока:  Правописание глаголов повелительного наклонения.

Цели урока:

(образовательная) Познакомить учащихся с правилом правописания глаголов повелительного наклонения.

(образовательная) Сформировать у учащихся умения правильно писать  глаголы  повелительного наклонения.

(деятельностная) Тренировать умения фиксировать шаги по построению нового знания, умения работать в парах, умение оценивать свою деятельность.

                                                      Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Прослушайте стихотворение Юнны Мориц

«Грустный Петрушка»

Сидит Петрушка, скучает,
А всяк его поучает:
— 
Займись делом, порисуй мелом!
 Возьми лопатку, вскопай грядку!
— 
Позвони Косте, позови в гости!
— 
Попрыгай, Петрушка,
Не сиди, как старушка!

Тут  Петруня   как разозлится,
Как топнет ногой по дощечке!
Не хочу, — говорит, — веселиться,
А хочу погрустить на крылечке.
Оставьте меня в покое,
У меня настроенье такое!
Займитесь делом,
Порисуйте мелом!
Возьмите лопатку,
Вскопайте грядку!
Позвоните Косте,
Позовите в гости!
Поиграйте в мои игрушки,
Не мешайте грустить Петрушке!

- Понравилось ли вам стихотворение?

- О чём оно?

- Бывает ли у вас такое настроение, как у Петрушки?

- Какие лексические пары вы здесь можете найти?

- В чём особенность этих глаголов? (слайд 2)

(Займись – займитесь

 Порисуй – порисуйте

Возьми – возьмите

Вскопай – вскопайте

Позвони – позвоните

Позови – позовите

Попрыгай – попрыгайте)(На прошлом уроке мы узнали, что глаголы повел накл образуются с помощью суффикса  И или не имеют суф.  А во мн.ч.  добавляется окончание ТЕ)

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Смотрим видеоролик     https://www.powtoon.com/c/deszcUx6TsF/1/m (слайд 3)

Итак, два предложения, в них один и тот же глагол. Какие буквы надо вставить?

- Что мы уже знаем по нашей теме? (Знаем о глаголах изъявительного наклонения. Умеем определять спряжение и  объяснять правописание окончаний глаголов. Определяют спряжение и вставляют букву: (слайд 4)

Выйд…те – глагол 2 лица изъяв накл. Нужно узнать гласную в окончании. Для этого определяем спряжение: выйти – они выйдут. Ут-ют – 1 спряжение. Значит, в этом глаголе пишем Е.

3. Этап выявления места и причины  затруднения.

- А чего не знаем? (Как пишется второй глагол, он не изъявительного наклонения, а повелительного)

-Верно.

4. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации.

-Что мы знаем, а чего не знаем? Что нужно узнать?

-Мы знаем, как пишутся окончания глаголов изъявительного наклонения, но не знаем, как пишутся окончания глаголов повелительного наклонения. Значит, наша цель – узнать, как надо писать окончания глаголов повелительного наклонения.

- Да, но в примерах даны глаголы и повелительного, и изъявительного наклонения, значит, их надо рассматривать в парах.

-Попробуем сопоставить глаголы повелительного и изъявительного наклонения, что мы о них знаем.

Групповая работа.

Ученики 1 и 2 ряда  в парах заполняют левую колонку таблицы.                                  Ученики 3 ряда в парах заполняют правую колонку таблицы.

 Обсуждение результатов.

Построение таблицы «Что я знаю»

Глаголы изъявительного наклонения

Глаголы повелительного наклонения.

Правописание окончаний глаголов

зависит от спряжения.

1 спр -  нач.ф. - любая гласная(кроме И) перед –ТЬ (искл. БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)

               Петь, делать

              Во мн.ч. 3лице  – УТ-ЮТ

   В остальных личных формах – Е: ете, ешь          

             Дела-ете

2 спр. – нач. ф - гласная И перед –ТЬ (искл 11 глаголов-исключений)

              Говорить, трудиться

  Во мн.ч. 3 лице – АТ-ЯТ

  В остальных личных формах – И: ите, ишь.

            Выход-ите

Глаголы повелительного наклонения образуются с помощью  суффикса  И или без суффикса:

Говори, учи, спрячь

Во мн. ч. к этому суффиксу добавляется окончание –ТЕ:

Говорите, учите, спрячьте.

Значит, в глаголах повелительного наклонения бывает только суффикс И и окончание –ТЕ

Выход-и- те

5. Реализация построенного проекта.

Объясняем данные примеры.

Вы выйд..те погулять? Изъяв накл, 1 спряжение (выйдут), значит, выйдете. ЕТЕ - окончание

Выйд…те  поскорее! Повелит. накл.  Ед.ч. –выйди. Мн. ч – выйд -и-те.  Суф –И- окончание –ТЕ.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием  (слайд 5)

Выскаж…те свое мнение! — Все, что вы скаж…те об этом, пригодится позднее.

Выбер…те эпиграф к сочинению! — Когда его выбер…те, составьте план.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Задание 1.(слайд 6)

Вынес…те из комнаты все лишнее! — Когда вынес…те, в доме станет просторнее.

Проветр…те помещение! — Когда проветр…те, голова перестанет болеть.

Выруч…те меня и на этот раз! — Если выруч..те, я буду вам весьма признателен.

Дополнительные задания (слайд 7)

Задание 2. Коммуникативное задание.

Составьте инструкцию по приготовлению макарон, используя глаголы в повелительном наклонении. Объясните их правописание.

Задание 3.Задание повышенной трудности. Мини-исследование.

Логично рассуждая, попробуйте объяснить, почему могут по-разному писаться слова:

ОбезводЕть – обезводИть

ОбеззубЕть – обеззубИть

ОбессилЕть - обессилИть

 

8 Этап включения в систему знаний и повторения.

«Свободный микрофон». По одному подходим к микрофону и задаём классу вопрос по сегодняшней теме, например:

-Что  такое повелительное наклонение?

-В какой форме употребляются глаголы повелительного наклонения?

-Как образуются глаголы повелительного наклонения?

-Какие окончания имеют глаголы повел.накл.во мн. числе?

- Составьте и запишите на доске схему глагола повел.накл во мн. числе.

-Что такое ИТЕ –ЕТЕ в глаголах повелительного и изъяснительного наклонения?

-Без чего не может обойтись правописание глаголов изъявительного наклонения?

-Как отличить глагол 1 спряжения от глагола 2 спряжения?

-Играет ли роль спряжение в определении правописания повелительных глаголов? И т. д.

Д/З: Упр 555. ИТЕ? Или ЕТЕ? Или И-ТЕ?

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

   Ещё раз посмотрим видеоролик. Так что мы можем ответить ученикам, которые не могли верно определить, какую букву надо писать в словах?

                                                             Кластер (слайд 8)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание глаголов повелительного наклонения Урок русского языка в 6 классе Учитель: Антосюк Л.М. МАОУ СОШ №10

Слайд 2

Лексические пары глаголов Займись – займитесь Порисуй – порисуйте Возьми – возьмите Вскопай – вскопайте Позвони – позвоните Позови – позовите Попрыгай – попрыгайте

Слайд 3

Посмотрим видеоролик https://www.powtoon.com/c/deszcUx6TsF/1/m

Слайд 4

Объясните Вы выйд ..те погулять? Выйд …те поскорее!

Слайд 5

Объясните Выскаж …те свое мнение! — Все, что вы скаж …те об этом, пригодится позднее. Выбер …те эпиграф к сочинению! — Когда его выбер …те, составьте план.

Слайд 6

Эталон Задание 1. Вынесите из комнаты все лишнее! — Когда вынесете , в доме станет просторнее. Проветрите помещение! — Когда проветрите , голова перестанет болеть. Выручите меня и на этот раз! — Если выручите , я буду вам весьма признателен.

Слайд 7

Дополнительные задания Задание 2. Коммуникативное задание. Составьте инструкцию по приготовлению макарон, используя глаголы в повелительном наклонении. Объясните их правописание. Задание 3.Задание повышенной трудности. Мини-исследование. Логично рассуждая, попробуйте объяснить, почему могут по-разному писаться слова: ОбезводЕть – обезводИть ОбеззубЕть – обеззубИть ОбессилЕть - обессилИть

Слайд 8

Кластер Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Глаголы в наст., буд , прош . времени ЗНАЙ СПРЯЖЕНИЕ!!! ЕТЕ - ИТЕ Е, УТ, ЮТ - 1 И, АТ, ЯТ - 2 И - ТЕ Просят повелевают Спряжение не нужно Всегда суфф . И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени приложение

Приложение к уроку "Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени"...

сказка про мягкий знак ( глаголы повелительного наклонения)

Небольшая сказка про мягкий знак при прохождении темы "Правописание мягкого знака в глаголах повелительного наклонения". Очень нравится деткам коррекционных классов....

Правописание глаголов повелительного наклонения (открытый урок, )

Материал содержит разработку урока , проведенного в 6 классе по теме "Правописание глаголов повелительного наклонения "...

Правописание глаголов повелительного наклонения (презентация)

Презентация содержит материал к открытому уроку по теме "Правописание глаголов повелительного наклонения"...

Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"

Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...