Имя существительное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Открытый урок по русскому языку по закреплению и обобщению сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по русскому языку | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Имя существительное как часть речи»
Цели урока:
Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества.
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно – исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Орг. момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Вы готовы совершать сегодня новые открытия? Сегодня у нас не простой урок, а урок-путешествие. Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология - огромная страна , а мы направимся в г.Предметинск. А поможет нам доехать в этот город паровозик из Ромашкино. (слайд 1)
2. Постановка проблемы и задач урока
- Узнать, какой частью речи являются слова, живущие в этом городе, нам поможет загадка, которую вам необходимо разгадать. Правильный ответ поможет определить тему урока. «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам» (слайд 2) — Правильно, это имя существительное.
— Запишите в тетради число и тему урока (Имя существительное как часть речи). (слайд 3)
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы вспомните свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
А чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться, каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!
- Прочитайте эпиграф урока:
Имя существительное – хлеб языка.
Л.В.Успенский
-объясните, как вы понимаете это высказывание?
3. Работа по теме урока
1 остановка «Опознавательная»
-Попробуем свои силы в первом испытании.(слайд 4)
- Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают.
Стоял июльский жаркий день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака собирались в большую лиловую тучу.
-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет)
2 остановка «Теоретическая»
а) работа с учебником стр.44 – беседа по заданию для самостоятельных наблюдений.
-Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечает на вопросы что? или кто? и обозначает предмет. Разве слова – мир, доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.
Чтобы выяснить, на какие группы делятся существительные, мы отправимся к следующей остановке «Теоретическая». (слайд 5)
б) На столах у вас лежат карточки.
1. Прочитайте слова:
2. Обсудите в паре и выпишите на листочек только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль
1 группа - названия лиц (ребенок, девочка, юноша)
2 группа - названия вещей (стол, окно, ножницы)
3группа - названия веществ (крупа, мука, сливки),
4 группа - названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб),
5. группа - географические названия (Россия, Байкал, Белгород),
6 группа - названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль)
7 группа - названия признаков (свежесть, белизна, синева)
8 группа - название действий (бег, прыжок, стрельба)
в) чтобы закрепить полученные знания выполним упражнение 472 стр.45
4. Физкультминутка
-Ребята, а сейчас немного разомнемся. Поиграем, но играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.
Зима, утро, урок, море, ночь
3 остановка «Морфологическая
Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание. (слайд 6)
Найди лишне слово.(слайд)
- Олень, дочь, мужчина . (род)
- Собака, книга, девочка. (одуш.)
- Москва, город, Россия. ( собств.)
- Песня, море, листопад. (склонение)
- Ключи, уроки, класс. (число)
- Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите
Результаты оцените и занесите в маршрутный лист.
Какой морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)
Учитель. Повторим название падежей и падежные вопросы. Задание: изменить по падежам имя существительное.
4 остановка «Синтаксическая»
Имена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе., где на них всё держится . Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами (слайд 7)
Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения. (работа по группам)
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России
Какими членами предложения могут быть существительные?
(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)
5 Конечная остановка «Проверочная»
Тест “Имя существительное” (слайд 8)
1. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Укажите имя существительное
А. смелость Б. смело В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“Берёзы украшают леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
4. Определить род существительных: честность, правда, книги.
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?
Самопроверка , поменялись работами и проверили.
Ответы: Б А Б женский неодушевленные
«5» - 5 правильных ответов;
«4» - 4 правильных ответа;
«3» - 3 правильных ответа
Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие завершилось. Подсчитайте количество баллов.
5. Рефлексия
- Подходит к концу наш урок. Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке.
-Какую цель перед собой поставили?
-Достигли ли этой цели, как?
-Какие задания были трудными, и в чем состояла трудность?
-Получили ли удовольствие?
(Перед каждым учеником таблицы)
Заполните таблицу. Если вы согласны с утверждением, то напротив поставьте «+», если сомневаетесь, то «?»
Утверждение Самооценка «+» или «?»
Я знаю, что такое имя существительное
Я умею находить имя существительное в предложении
Я могу определить род существительного
Я могу определить склонение имени существительного
Я могу определить падеж имени существительного
6. Итог урока
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Даша, что ты узнала об имени существительном
Все, что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО и ЧТО верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
- Сергей
Знаю я теперь отныне –
Есть одно такое имя –
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя.
Существительным ура!
- Понравился ли вам урок?
- Что-нибудь новое вы для себя узнали?
ОЦЕНКИ ЗА УРОК
7. Домашнее задание: параграф 88, упр.480
Маршрутный лист
№ | остановка | Количество баллов |
1 | «Опознавательная» |
|
2 | «Теоретическая » |
|
3 | «Морфологическая» |
|
4 | «Синтаксическая» |
|
5 | «Проверочная» |
|
| ИТОГ: |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя существительное как часть речи
На уроке в игровой форме можно обобщить знания об имени существительном. Используются разные формы групповой, индивидуальной и фронтальной работы. ...
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"
Представлен подробный конспект вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...
Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс
"Имя существительное как чать речи". Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...
Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....