Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Пушкова Ирина Юрьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vd.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности:

«Русский язык и культура речи»

9 класс

общеинтеллектуальное

направление программы (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

Срок реализации программы:

                                           

Количество часов:

1

34

в неделю

                                          в год

                                            Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления развития личности в 9 классах при подготовке к ОГЭ и предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Л.М.Рыбченковой. Образовательная область – русский язык. Срок реализации: 2021-2022 учебный год. Программа дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2021-2022г.

 Цель: развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в формате ОГЭ.

 Задачи:

- обогащение словаря;

- развитие устной и письменной речи;

- работа над содержательной стороной слова;

- активизация познавательных интересов;

- развитие творческих способностей и мышления;

- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

        На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

                           Методы, формы работы, используемые технологии

Методы:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. репродуктивный;
  3. проблемное изложение изучаемого материала;
  4. частично-поисковый или эвристический;
  5. исследовательский.

Используемые технологии:

  1. развивающее обучение;
  2. проблемное обучение;
  3. развитие критического мышления;
  4. здоровьесберегающие.

                               Содержание учебного предмета, курса

    Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.

Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия позволяют учащемуся наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи учащихся. Все занятия строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне  основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Программа внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.

       Темы соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.

Программа курса «Русский язык и культура речи» состоит из трех основных разделов:

1.Сжатое изложение (задание 1)

2. Сочинение (задание 9.1, 9.2, 9.3)

3. Задания 2-8

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

  • Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
  • Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Прежде всего, это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

                                                      Подготовка к сжатому изложению

Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  •         умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  •         умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

Подготовка к сочинению-рассуждению

Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении, его структуре и особенностях, так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

                                           Подготовка к решению  заданий 2-8

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом.

Задание 2. Орфографический анализ слов, предложений и текста.
Правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний разных частей речи.
Правописание существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. 
Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста.
Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: в ССП, СПП, БСП, а также в предложениях с разными видами связи). Оформление прямой и косвенной речи.
Знаки препинания в осложненных предложениях: в предложениях с однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями (словами и словосочетаниями).
Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания.
Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание)
Задание 5. Синтаксический анализ предложений.
Простые неосложненные предложения (в том числе с неоднородными определениями). Простые предложения, осложненные однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Простые предложения, осложненные обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями. Простые предложения, осложненные вводными словами и вставными конструкциями.
Сложные предложения: ССП, СПП, БСП.
Виды ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными (последовательное подчинение, однородное подчинение, неоднородное подчинение). Сочинительные и подчинительные союзы (союзные слова).
Прямая речь. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) по  эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).
Количество грамматических основ. Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Полные и неполные предложения. Односоставные предложения.
Задание 6. Анализ содержания текста
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Главная мысль текста.
Задание 7. Анализ средств выразительности.
Тропы: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.
Задание 8Лексический анализ слова, предложения, текста.
Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов. Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова.

                                            Планируемые результаты

Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

                Основное содержание

  1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2020 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

  1. Текст. Сжатое изложение (5 часов).

Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

  1. Текст. Сочинение (8 часов).

Критерии оценки сочинения. Структура сочинения. Формулировка тезиса сочинения- рассуждения. Аргументы в сочинении. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения. Критерии оценки задания.

  1. Выполнение  заданий 2-8 (17 часов).

Задание 2. Орфографический анализ слов, предложений и текста.Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста.Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания.
Задание 5. Синтаксический анализ предложений.Задание 6. Анализ содержания текста
Задание 7. Анализ средств выразительности.
Задание 8Лексический анализ слова, предложения, текста.

  1. Заключение. Итоговый контроль (3 часа).

Диагностическая работа. Анализ ошибок.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

Корректировка

Введение. Значение курса, его задачи

2

1

Особенности ОГЭ-2020 по русскому языку: цели, содержание, структура, учебные пособия. Демоверсия.

1

04.09

2

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Заполнение бланков экзаменационной работы.

1

11.09

Текст. Сжатое изложение (задание 1)

5

3

Сжатое изложение. Что такое микротема. Абзацное членение.

1

18.09

4

Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия. Отработка приема ИСКЛЮЧЕНИЕ.

1

25.09

5

Приемы сжатия. Отработка приема ОБОБЩЕНИЕ.

1

02.10

6

Приемы сжатия. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

1

09.10

7

Написание сжатого изложения

1

16.10

Сочинение (9.1,9.2,9.3)

8

8

Виды сочинений.  Критерии оценки. Структура сочинения.

1

23.10

9

Учимся формулировать тезис.

1

06.11

10

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.

1

13.11

11

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из   жизненного опыта.

1

20.11

12

Учимся писать вывод сочинения.

1

27.11

13

Создание сочинения-рассуждения 9.1

1

04.12

14

Создание сочинения-рассуждения 9.2

1

11.12

15

Создание сочинения-рассуждения 9.3

1

18.12

Подготовка к решению  заданий 2-8

16

16

Задание 2. Орфографический анализ слов, предложений и текста. Правописание приставок, корней.

1

25.12

17

Правописание суффиксов, окончаний разных частей речи.

1

15.01

18

Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

1

22.01

19

Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста. Знаки препинания в простом предложении.

1

29.01

20

Знаки препинания в осложненных предложениях: в предложениях с однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями (словами и словосочетаниями).

1

05.02

21

Знаки препинания в сложном предложении: в ССП, СПП, БСП, а также в предложениях с разными видами связи.

1

12.02

22

Оформление прямой и косвенной речи.

1

19.02

23

Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания. Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях.

1

26.02

24

Задание 5. Синтаксический анализ предложений.  Количество грамматических основ.

1

05.03

25

Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

1

12.03

26

Задание 6. Анализ содержания текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Главная мысль текста.

1

19.03

27

Задание 7. Анализ средств выразительности. Тропы. Фигуры речи.

1

09.04

28

Анализ средств выразительности. Тропы. Фигуры речи.

1

16.04

29

Задание 8. Лексический анализ слова, предложения, текста. Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов

1

23.04

30

Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова.

1

30.04

31

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова.

1

07.05

Заключение. Итоговый контроль

3

32

Диагностическая работа в форме ОГЭ.

1

14.05

33

Диагностическая работа в форме ОГЭ.

1

21.05

34

Анализ ошибок

1

28.05

                                          Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году основного государственного экзамена по русскому языку
  2. Цыбулько И.П. ОГЭ-2022. Русский язык. 36 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ. – М.: Национальное образование, 2022
  3. Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык. Отличный результат. – М.: Национальное образование, 2021
  4. Львова С.И. ОГЭ. Русский язык. Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2020
  5. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. 9 класс. Курс интенсивной подготовки. – М.: Легион, 2019.
  6. Маханова Е.А., Госсман А.Ю. Русский язык. 9 класс. Сочинение ОГЭ. – Волгоград: Учитель, 2021

Словари и справочники

  1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
  2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
  3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
  4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
  5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
  6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
  7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
  8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.

Электронные образовательные ресурсы.

  • gia.edu.ru/ - Официальный портал Государственной итоговой аттестации, содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные материалы, нормативные документы.
  • reshuoge.ru - образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
  • ege.yandex.ru — официальный проект Яндекс. ЕГЭ. Здесь опубликованы пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения онлайн. Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ и ГИА-2019: они помогут получить представление о содержании и формулировках заданий, оценить свои знания и уровень подготовки, научиться решать отдельные типы вопросов. Все задания разработаны специально для Яндекса группой экспертов и соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.
  • 4ege.ru - ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ и ОГЭ. Вся информация о ЕГЭ и ОГЭ 2019.
  • examen.ru/ — Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.
  • school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа
  • alleng.ru/ - сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и экзаменам в электронном виде и многое другое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...