Конспект урока в 7 классе по теме : "Причастие" .
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Расторгуева Олеся Юрьевна

Урок обобщения и систематизации знаний по теме : "Причастие" в 7 класссе с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie_7_klass.docx44.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 «Б» классе.

(Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ Школы №  8 г.Лыткарино Расторгуева Олеся Юрьевна).

Тема: « Причастие».

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель урока : Повторить основные сведения по теме «Причастие»

Задачи:

- образовательные:

Закрепление навыков правильного написания причастий,расстановки знаков препинания при причастнм обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепления умения отличать причастия от других частей речи.

 - коррекционно- развивающие:

способствовать развитию познавательных психических процессов;

- воспитывающие : содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Оборудование: доска, мультимедийный проектор;раздаточный материал (карточки для индивидуальных заданий),наглядный материал.

Ход урока

1.Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Надеюсь, что у нас все сегодня получится и мы уйдем с хорошим настроением.

Запишите число,

Чтобы узнать какой части речи будет посвящен урок, отгадайте загадку

                                                   Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

– О чем эта загадка? (О причастии.)

На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.

Запишите тему урока: «Обобщение по теме: «Причастие» (слайд № 2)

2.Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы повторим все то, что выучили о причастии.

Работа по схеме, составляем ее с помощью магнитов и карточек, на которых написаны названия грамматических категорий.

C:\Users\Пользователь\Desktop\img1.gif

Проверяем по слайду  № 3.

– Сформулируйте цель нашего урока.

Итак, цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.

3.Распределительный диктант. (письменно, коллективно, 3 ученика у доски)

Записать в три столбика: глаголы,  прилагательные, причастия.

    Колышущийся, клеящий, хвалит, молниеносный, скрипит, жалящий, проверять, видимый, беречь, надеяться, обессилевший, брезжущий, экранный, белый, побеленный, ссориться, соленый. (слайд № 4)

4.Устно. Можно подобрать схему из предложенных

Что такое причастный оборот? (Ученики дают развёрнутый ответ с примерами.)

Задание: На слайде дано одно предложение ,ученики на его примере вспоминают, где ставить запятые и как выделять на письме причастный оборот.

  1. Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, образовавшемуся здесь много лет назад. (проверка по слайду № 4)

Коллективная работа  с текстом. 

Учитель дает ученикам разрезанные карточки, они должны составить из них предложения. Выходят по два ученика и коллективно составляют (Не забываем сказать ребятам, что они друг-другу помогают и поддерживают). Затем , когда предложения составлены, записываем их на доске и выделяем графически причастные обороты. Вспоминаем, в каком предложении нужен знак препинания.

https://urok.1sept.ru/articles/557367/img1.gif

Как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?   Чтобы ускорить, можно предложить схему.  СХЕМА

Двое учеников записывают на доске.

1-й ученик записывает суффиксы, при помощи которых образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени, приводит примеры;

2-й ученик записывает суффиксы, при помощи которых образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени и приводит примеры.

5.ФИЗМИНУТКА

Устали, немного отдохнем. Если я называю страдательное причастие, то вы должны присесть. Если же причастие действительное, то вы должны поднять руки вверх.

Одеваемая, одевающая, сорванная, дувший, изрытая, возвышавшийся, сидящую, брошенного, спавший, усеянный, цветущий, увлекаемый, облетевший.

6.Самостоятельная работа (карточки с действительными и страдательными причастиями)

ДАТЬ КАРТОЧКИ РАЗНОГО УРОВНЯ, ГДЕ НАДО ОБРАЗОВАТЬ ПРИЧАСТИЯ ИЛИ ВСТАВИТЬ БУКВЫ ( на 5 мин)

Учитывая разный темп работы, задание разработано на два уровня:

1-й уровень - сильные ученики;

2-й уровень - слабые ученики.

Задание для слабых учеников (карточки)

Окруже(н,нн)ый врагами; аллея усыпа(н,нн)а листьями; машины, груже(н,нн)ые товаром:картина, писа(н,нн)ая масля(н,нн)ыми красками; смышлё(н,нн)ый мальчик; посаже(н,нн)ый отец; тучи рассея(н,нн)ы; незапряже(н,нн)ая лошадь; кабинет, оборудова(н,нн)ый по последнему слову техники..

Задание для сильных учеников (карточки)

Вяза…ый свитер; слома…ый пенал; мороже…ая рыба;  /свежезамороже…ые ягоды;

выкраше…ый пол; организова…ый вечер; испечё…ый хлеб; хорошо покраше…а; квалифицирова…ый работник; ;масле…ая сковородка; ране…ый в руку; ране…ый зверь; ;гружё…ая машина; жже…ый сахар.

7.Итог урока  (Даёт задание рассказать, опираясь на законченные предложения, что такое причастие.)

Повторяли знания о какой части речи?

Вспомним, что мы знаем о причастии?

      Причастие – это ............................... форма ....................................., которая совмещает в себе признаки ..................... (время, вид) и признаки ................................. (изменяется по родам, числам и падежам).

          Причастия образуются от .............................. с помощью специаль-ных суффиксов: ................................................................................ .

          Причастия в предложении обычно бывают ................................................... и отвечают на вопросы: ................................................................................................

         При них часто находятся зависимые слова и образуют  ............................................., который может находиться как перед определяемым..........................., так и после него.

          Если причастный оборот стоит перед............................................, то он ................................запятой, если же он стоит после ....................................... слова, то он всегда выделяется запятыми.

         Причастия могут быть страдательными и ..........................................................

         Страдательные причастия имеют полную и .............................формы.

         Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли .............................. и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО.

(слайд № 5)

8.Рефлексия

Самооценка

Оценка работы учеников учителем

Поставить отметки тем, кто работал у доски

Отметка будет выставлена по результатам проверки карточек

9.Домашнее задание

Творческое домашнее задание с использованием ресурсов Интернет.

Или из учебника физики (географии, истории) выбрать и выписать 2-3 предложения с причастиями.

(Слайд № 6)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

ИГРА «УГАДАЙ ПРИЧАСТИЕ»

  1. Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать.
  2. Приставка – как у слова улетевший.
  3. Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.
  4. Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. Падежа, женского рода. (устилавшей).

Проверим!!!

(слайд №7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока 6 класс (мальчики) Тема: Устройство токарного станка для точения древесины. Долото

Фильм ,с сопровождающим рассказом  учителя об устройстве старинных токарных станков.Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводомЛюди научились применять очень давно (1 к...

План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.

Приступая к  изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....

Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"

Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...

План-конспект урока, 6 класс "Историческая тема в живописи. Былины"

План -конспект к открытому уроку по изобразительному искусству в 6 классе...

Конспект урока 10 класс по теме " Роль силы трения в природе и технике"

В метериалле дается подробный план конспект урока  в 10 классе по теме "Сила трения", при проведении данного урока используется различные виды деятельности учащихся:экспериментальная ра...

Конспект урока 10 класс история тема: "Иван 3- государь всея Руси"

Данный урок завершает решение основных проблем России XIII – XV веков.На  уроке нашло применение приёмов различных технологий как проблемного обучения ( постановка и решение проблем темы урока); ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...