К вопросу об изучении пословиц и поговорок на уроках русского языка.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
К вопросу об изучении пословиц и поговорок на уроках русского языка в 5-9 классах (из опыта работы учителя русского языка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
К вопросу об изучении пословиц и поговорок на уроках русского языка. | 31.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок»
города Смоленска»
К вопросу об изучении пословиц и поговорок
на уроках русского языка в 5-9 классах
(из опыта работы учителя русского языка Черкасовой л. В.)
2019
Смоленск
Из истории изучения пословиц и поговорок
В науке о языке пока ещё не сложилось общепринятого взгляда на пословицы и
поговорки. Чаще всего под пословицей понимают меткое образное изречение (обычно назидательного характера), типизирующее самые различные явления жизни
выражает законченное суждение.
Поговорка – это краткое образное изречение, отличающееся от пословицы незавершённостью умозаключения.
Сходные определения встречаются в толковых словарях , специальных исследованиях и статьях Даля В. И., Потебни А. А., Гаврина С. Г., Широковой О.
Таким образом, под пословицами мы понимаем краткие изречения, имеющие буквальный и переносный (образный) или только переносный план и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение. Например, пословица « Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» имеет буквальный и иносказательный планы. А пословица «Горбатого могила исправит» имеет только образный план.
Поговорки имеют только буквальный план и в грамматическом отношении представляют собой законченное предложение: «Деньги-дело наживное», «Коса-девичья краса».
Между пословицами и поговорками размещается обширный тип пословично-поговорочных выражений, которые сочетают в себе признаки пословиц и поговорок. Часть слов в их составе сближается или совпадает со словами свободного употребления, а другая часть имеет переносное значение. Например, «На сердитых воду возят», «Всякому овощу своё время», «Правда в огне не горит ив воде не тонет».
Обобщающий характер пословиц, поговорок и пословично-поговорочных выражений синтаксически выражены обобщённо-личными предложениями (Друзья познаются в беде), а глагольное сказуемое чаще всего употребляется в форме настоящего времени со значением обычности или вневременности действия (Бодливой корове Бог рогов не даёт, В тихом омуте черти водятся, На одном месте и камень мохом обрастает). Если же выражение с более конкретным содержанием, глагольное сказуемое обычно употребляется в форме прошедшего времени (За что купил, за то и продаю, Нашла коса на камень, Сорока на хвосте принесла).
Так как пословицы употребляются в переносном смысле, они нуждаются в толковании, которое осуществляется через предложение по принципу: подобное подобным». Это, однако, не означает, что при объяснении всегда следует подражать их синтаксическому строю. Лишь в отдельных случаях учитывается и структурное своеобразие пословиц. Это наблюдается тогда, когда пословицы выражены:
- разделительными предложениями, между частями которых наблюдаются отношения несовместимости (Пан или пропал; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть; Либо сена клок, либо вилы в бок);
- конструкциями, в составе которых сказуемое выступает в форме повелительного наклонения ( Вали на серого, серый всё свезёт; Держи карман шире; Не в свои сани не садись);
- сложными предложениями подчинительного типа: условными, временными, уступительными и т. п. (Волков бояться – в лес не ходить).
Пословицы и поговорки отличаются разной степенью смысловой мотивированности. Можно выделить три наиболее чётко очерченных типа:
- пословицы, которые в настоящее время уже не употребляются в буквальном, прямом смысле. Они сближаются с фразеологизмами (Бабушка надвое сказала; Быть бычку на верёвочке; Взялся за гуж, не говори, что не дюж; Ворон ворону глаз не выклюет; Перемелется - мука будет; Горбатого могила исправит; Игра стоит свеч; Нашла коса на камень; Своя рубашка ближе к телу; Сухая ложка рот дерёт);
- пословицы с двойным планом – двойным и переносным (Аппетит приходит во время еды; Кашу маслом не испортишь; Лежачего не бьют; Любишь кататься, люби и саночки возить; Что посеешь, то и пожнёшь);
- пословицы, которые употребляются только в буквальном смысле (Бедность не порок; Век жив - век учись; Коса-девичья краса; Лучше поздно, чем никогда; Муж любит жену здоровую, а брат сестру богатую; Старый друг лучше новых двух)
Из опыта изучения пословиц и поговорок
Пословицы и поговорки мы слышим с детства, читаем в книгах, используем в своей речи, потому что с их помощью нам легче выражать свои мысли и чувства, переживания. Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А мы сами – мудрее.
Для изучения русских пословиц и поговорок написано немало словарей, исследовательских работ, но ребёнок с ОВЗ сам, по своей инициативе, не будет изучать данный справочный материал. А ведь знание пословиц и поговорок обогащает активный словарь учащихся, развивает его устную и письменную речь, делает их более внимательными к слову, развивает память.
На уроках русского языка я традиционно использую пословицы и поговорки в качестве иллюстративного материала при изучении ряда тем по грамматике и правописанию.
Парные звонкие и глухие согласные
- Мёд есть – в улей лезть. - Мал золотник, да дорог.
- Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. - По Сеньке и шапка.
- Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. – Снег глубок – год хорош.
- Один с сошкой, а семеро с ложкой. – Хрен редьки не слаще. - Хвост голове не указка.
- На языке мёд, а на сердце лёд.
- Старый друг лучше новых двух.
- Бабка с кашкой, а дед с ложкой.
ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ
Делу время – потехе час. Не торопись отвечать, торопись слушать.
Грибы ищут – по лесу рыщут. Придёт солнышко и к нашим окошкам.
Чужим богат не будешь. Жизнь прожить – не поле перейти.
Век живи – век учись. Сам погибай , а товарища выручай.
Знание – дело наживное. Шила в мешке не утаишь.
Чужая душа – потёмки. В чужие сани не садись.
НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
Два медведя в одной берлоге не живут. Дорога ложка к обеду.
Мельница сильна водой, а человек едой. Без капусты щи не густы.
Работай до поту, так поешь в охоту. На вкус и цвет товарища нет.
У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз. Пустили козла в огород.
Слово-не воробей, вылетит – не поймаешь. Не дорог обед, а дорог привет.
Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Не молот железо куёт, а кузнец, что молотком бьёт.
НЕ С ГЛАГОЛАМИ
Правда в огне не горит и в воде не тонет. Добыча ловца не ждёт.
Не откладывай дела в долгий ящик. После дела за советом не ходят.
Согласного стада и волк не берёт. Семеро одного не ждут.
После драки кулаками не машут. Насильно мил не будешь.
Кто не работает, тот не ест. Дыма без огня не бывает.
Есть калачи – не сидеть на печи. Ум бороды не ждёт.
Разделительный мягкий знак
- Где хотенье, там и уменье.
– Терпенье и труд всё перетрут.
- Откладывай безделье, да не откладывай дела.
- Всяк кузнец своего счастья.
- Повторенье – мать ученья.
- Птице – крылья, а человеку – разум.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
Правописание приставок
- Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
– Ум за разум зашёл.
- Белый свет клином не сошёлся.
– Подал ручку, да подставил ножку.
- Это ещё вилами на воде писано.
– Легко чужими руками жар загребать.
- Одна пчела немного мёда натаскает.
– Нашла коса на камень.
- Отойдём да поглядим, каково-то мы сидим.
Падежные окончания существительных
- При солнышке тепло, при матери добро.
– Не грози щуке морем.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Друг познаётся в беде.
- Птица рада весне, а младенец – матери.
- Чему научишься в молодости, пригодится в старости.
- Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.
Безударные личные окончания глаголов
- Доброе дело само себя хвалит.
– Правда глаза колет.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Кто не сеет, тот не жнёт.
- Своя ноша не тянет.
- Улитка едет, когда-то будет.
- Сытый голодного не разумеет.
- И сила уму уступает.
- Видит око далеко, а ум ещё дальше.
- Много видит, да мало слышит.
- Язык без костей: что хочет, то лопочет.
- Перо пишет, а ум водит.
- Мягко стелет, да жёстко спать. – Друг спорит, а враг поддакивает.
- Одним ухом спит, другим слышит.
Глаголы 2-го лица единственного лица
-Тише едешь, дальше будешь. – Что посеешь, то и пожнёшь.
- Близок локоть, да не укусишь. – Слезами горю не поможешь.
- Без беды друга не узнаешь. – Кашу маслом не испортишь.
- Не наклонясь до земли, и грибка не подымешь.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Одной рукой и узла не развяжешь.
- Слышал звон, да не знаешь, где он.
- За чужим погонишься – своё потеряешь.
- Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.
Глаголы на –тся, -ться
- Где тонко, там и рвётся. - Волка бояться – в лес не ходить.
- Слухом земля полнится. – Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Пуганая ворона и куста боится. – Любишь кататься, люби и саночки возить.
- В тихом омуте черти водятся.
- Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Проверяемые безударные гласные
- Большой говорун – плохой работник. – Дела, как сажа бела.
- Сядем рядком да поговорим ладком. – Тогда пляши, когда играют.
- Утро вечера мудренее. – У страха глаза велики.
- За худой головой и ногам непокой.
- О дереве судят по плодам, а о человеке – по его делам.
- Материнский гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро тает.
- По платью встречают, по уму провожают.
Однородные члены предложения
- За совесть, за честь хоть голову снесть. – Не игла шьёт, а руки.
- Кто встал пораньше, ушёл подальше. – Семь раз примерь, один отрежь.
- Спишь, спишь - и отдохнуть некогда. – Не топор тешет, а плотник.
- Много дыму, да мало пылу. – Не пером пишут, а умом.
На каждом уроке русского языка и чтения я ввожу пословицу или поговорку. Основная работа – это раскрытие прямого и переносного смысла пословицы. Параллельно идёт работа над грамматикой. С каждой пословицей я работаю на трёх уроках. Приведу пример.
! урок. Запись пословицы на доске, грамматический разбор. Раскрытие прямого смысла (как правило, ученики дают его самостоятельно после7 класса). Затем, путём подстановки пословицы в контекст, выясняем переносный её смысл.
Аппетит приходит во время еды. Ребёнок не хочет есть. Он пробует еду. Она
ему нравится. Он съедает всё и просит до-
бавки.
Стоит увлечься каким-либо
делом, достичь желаемых
результатов, как захочется
большего.
Вводим пословицу в высказывание.
Ребята долго не могли приняться за аппликацию. Но сделав одну, они решили сделать подобные в подарок учителям. Недаром говорят, что аппетит_____-
во время____.
2 урок. Доскажи пословицу, которая записана на доске:
______приходит во время еды.
Найди ошибку в записи. Аппетит проходит во время еды.
Составь пословицу из данных слов: еда, аппетит, во, время,
приходить.
3 урок. Ответь на вопрос пословицей. Когда приходит аппетит?
Раскрыть смысл пословицы.
Привести свои примеры.
В конце каждой четверти я провожу викторины «Пословица к слову молвится». Для этих целей мною для каждого класса разработаны карточки с заданиями по каждой изученной пословице:
- составь пословицу из двух половинок;
- закончи пословицу (век живи___);
- составь пословицу по данным словам (___око, зуб___);
- вставь нужное слово (дела как__бела);
- найди ошибку (город не тётка);
- деформированный текст пословицы (труда, пруда, рыбку, вынешь, без, не);
- ответь на вопрос пословицей (чего не утаишь в мешке?);
- назови пословицы, где встречаются числа 7 и1 (7 раз отмерь, один отрежь);
- назови пословицы, в которых встречаются названия животных (медведь на ухо наступил, соловья баснями не кормят);
- вспомни пословицы о дружбе ( не имей 100 рублей, а имей 100 друзей);
- вспомни пословицы о труде (дело мастера боится).
В системе работы кабинета русского языка и чтения я ежегодно провожу фольклорные праздники: «Осенняя ярмарка», «Раз в крещенский вечерок», «Широкая Масленица», «Пословица к слову молвится», «Как у наших у ворот».
Результативность работы по изучению
пословиц и поговорок
класс могут уяснить могут объяснить могут подобрать
прямой смысл смысл в контексте пословицы к жиз-
ненной ситуации
5 3 --- ---
6 5 1 1
7 7 5 3
8 10 8 4
9 12 10 5
ЛИТЕРАТУРА
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский
фольклор. – М.: Просвещение, 1957
Волина В. Пословицы. Поговорки. Ребусы. – С.-П.: Дидактика Плюс, 1997
Даль В. И. Пословицы русского народа.- М.,1957
Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок,- М.: Советская энциклопедия, 1967
Потебня А. А. Из лекции по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка.- Харьков, 1984
Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка. – М.: Ассоциация ХХI век, 2001
Степанов В. А. Русские пословицы и поговорки от А до Я. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование пословиц и поговорок на уроках английского языка в средней школе
Изучая иностранный язык, учащиеся овладевают не только видами речевой деятельности, но и знакомятся с культурой стран изучаемого языка, что несомненно обогащает их способ мышления и помогает глу...
методические рекомендации по использованию пословиц и поговорок на уроках английского языка.
Более подробно мне бы хотелось остановиться на использовании пословиц и поговорок на уроках английского языка. Пословицы и поговорки являются одним из видов устного народного творчества, ...
Совершенствование фонетических навыков в процессе использования стихов, песен, пословиц и поговорок на уроках английского языка.
Совершенствование фонетических навыковв процессе использования стихов, песен, пословиц и поговорокна уроках английского языка....
Дидактический материал "Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"
Дидактический материал по применению пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературе и во внеклассной работе в средней школе. Пословицы и поговорки, созданные нашим народом, составляют неоце...
Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка.
Материал содержит подбор пословиц по изучаемым темам....
Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и во внеклассной работе
доклад на ШМО...
Применение пословиц и поговорок на уроках русского языка и чтения в коррекционной работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Представлен практический материал для работы с пословицами и поговорками, который может использовать учитель русского языка и чтения на своих уроках....