Урок русского языка в 6 классе "Буква Е в суффиксе -ен- в разносклоняемых именах существительных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Шевчук Ольга Викторовна

Задачи урока:

Создание условий для самостоятельного вывода о правописании суффикса ЕН

Формирование умений распознавать разносклоняемые существительные

Развитие познавательного интереса и кругозора обучающихся

Освоение новых знаний о правильном строении предложений с существительными общего рода

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей в процессе знакомства с материалом и приобретения новых знаний, в процессе беседы и выполнения работ.

Актуализация опорных знаний по теме «Морфемный разбор слов», «Правописание корней с чередованием», «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова», работа с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse.docx33.49 КБ
Файл urok_v_6_klasse.pptx414.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОГДАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ТОЦКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ  

« Буква Е в суффиксах –ЕН_ в существительных на -МЯ»

Урок русского языка в 6 классе.

Шевчук Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы

Тема урока: «Буква Е в суффиксах –ЕН в существительных на -МЯ»

Класс

Учебные материалы

6

Программа планирования учебной деятельности на уроках русского языка в 6 классе

Основные сведения об учителе

Шевчук Ольга Викторовна  – учитель русского языка и литературы

МАОУ Богдановская СОШ

Тип урока

Урок открытия нового знания

Оборудование урока

Презентация. Проектор. Учебник русского языка.

Цель урока

Сформировать навык правильного написания суффикса разносклоняемых существительных

Задачи урока

Создание условий для самостоятельного вывода о правописании суффикса ЕН

Формирование умений распознавать разносклоняемые существительные

Развитие познавательного интереса и кругозора обучающихся

Освоение новых знаний о правильном строении предложений с существительными общего рода

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей в процессе знакомства с материалом и приобретения новых знаний, в процессе беседы и выполнения работ.

Актуализация опорных знаний по теме «Морфемный разбор слов», «Правописание корней с чередованием», «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова», работа с текстом

Применяемые технологии

ИКТ

Личностно-ориентированное, развивающее обучение.

Проблемно-диалоговая.

Игровая.

Применяемые формы работы

Фронтальная.

Индивидуальная.

Работа в парах.

Виды работ, применяемых учителем

Беседа с использованием презентации.

Работа с мультимедийной аппаратурой.

Создание условий для постановки учащимися проблемной задачи

Виды работ, применяемые учащимися

Участие во фронтальном опросе

Постановка цели и задач урока.

Участие в первичном контроле усвоения знаний.

Взаимопроверка. Оценка

Результативность обучения

Познавательные: активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач, владеть логическими действиями, выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос, находить способы решения заданий поискового характера, узнавать разносклоняемые существительные навыки правописания суффикса разносклоняемых существительных, уметь находить связь этой категории слов с определёнными лексическими группами.

Применять правила склонения разносклоняемых существительных.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения, принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса, определять границы собственного знания и незнания.

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин.).

Доброе утро, ребята, садитесь. Открывайте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. Слайд 1

II. Постановка целей урока.

- Сегодня на уроке мы вспомним, какие имена существительные являются разносклоняемыми и почему они так называются. Узнаем, как правильно писать суффикс в разносклоняемых существительных и повторим изученные ранее правила.

III. Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

- Скажите, ребята, сколько склонений у имён существительных? (Три склонения)

- По каким признакам мы определяем склонение имён существительных? (По роду и окончанию)

- Какие существительные относятся к 1-му склонению? (Мужского и женского рода с окончанием –а, -я)

- Какие существительные относятся ко 2-му склонению? (Среднего рода с окончанием –о, -е и мужского рода с нулевым окончанием)

- Какие существительные относятся к 3-му склонению? (Женского рода с ь на конце)

2. Создание позитивного настроя. Сценка. Слайд 2

- На самом деле склонения существительных очень коварны. Примерно, как волк в сказке о Красной Шапочке.

Два ученика разыгрывают диалог:

− Существительное-существительное, а зачем тебе склонения?

− Это, чтобы тебе было легче определить мои падежные окончания!

− Существительное-существительное, а почему склонений три?

− Это, чтобы было удобнее распределять по ним слова!

− Существительное-существительное, но зачем тебе тогда разносклоняемые слова?

− А это, чтобы тебе было нескучно изучать меня!

3. Повторение пройденного и введение нового материала.

- Действительно, с разносклоняемыми существительными не соскучишься.

- Давайте вспомним, какие существительные мы относим к разносклоняемым? (Время, бремя, темя, стремя, семя, племя, вымя, знамя, пламя, имя, путь). Слайд 3

- Почему эти имена существительные называются разносклоняемыми? (Иногда они изменяются как существительные третьего склонения, а иногда как существительные второго склонения).

- Просклоняйте существительное племя в единственном и во множественном числе.

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

И.п. племя, племена

Р.п. племени, племён

Д.п. племени, племенам

В.п. племя, племена

Т.п. племенем, племенами

П.п. о племени, о племенах

- В каких падежах разносклоняемое существительное приобретает окончание 3-го склонения? (В Р.п., Д.п., П.п.)

- А в каком падеже оно имеет окончание 2-го склонения? (В Т.п.)

- Что ещё изменилось при склонении слова «племя», кроме окончания? (Появился суффикс –ен-)

- Мне кажется, вы хотите спросить – зачем вообще запоминать все эти формы и в чём их особенности? Это необходимо для того, чтобы речь была правильной. Слайд 4 Ведь нередко можно услышать такие фразы: «У меня нет свободного время! Я знаю цену времю!» Фразы, конечно, безграмотны. Как правильно произнести эти фразы? (У меня нет свободного времени. Я знаю цену времени) Слайд 5

- Вот поэтому суффикс ни в коем случае нельзя упускать из виду. Если мы видим слово на -мя, мы сразу же можем сказать, как это слово будет склоняться. И точно знаем, что к основе слова будет добавляться суффикс -ен-. Слайд 6

- А всегда ли в этом суффиксе в разносклоняемых существительных пишется гласная е?

4. Работа с учебником.

- Прочитайте правило на с. 138 и ответьте на мой вопрос.

Ученики читают правило про себя, затем повторяют вслух по памяти 3 ученика.

- Кажется, всё ясно. Но почему же тогда в диктантах, сочинениях и просто в переписке встречаются вот такие фразы? Слайд 7

Я узнал много интересного об иминах.

Я люблю наблюдать за пламинем.

Дерево выросло из маленького семини.

У меня совсем нет времини!

- Получается, мы делаем ошибки только потому, что забываем: суффикс -ен- всегда пишется через е. Именно поэтому он так называется - -ен-. Как его ещё можно написать? Поэтому все разносклоняемые существительные в косвенных падежах будут писаться с буквой е в суффиксе.

- Запишите эти предложения, исправив ошибки в суффиксах, выделите суффиксы и подчеркните гласную е.

5. Физминутка. Слайд 8

- Пора немного размяться. Встаём. Я называю имена существительные. Если оно 1-го склонения – вы поднимаете одну руку вверх, если 2-го склонения – поднимаете две руки, если 3-го склонения – руки скрестить на груди, а если разносклоняемое – руки в стороны и пожать плечами.

Мороз, время, ночь, луна, снег, пламя, мышь, пурга, печь, небо, имя, утро, звезда, знамя.

- Садитесь. Продолжаем урок. Слайд 9

6. Закрепление.

Задание 1: упражнение 259 (на доске и в тетрадях). Спишите, объясните графически правописание слов.

- Найдите в толковом словаре значение слова «бремя». Сколько значений оно имеет? (Два значения – прямое и переносное)

- Найдите среди записанных словосочетаний фразеологизм (до поры до времени)

- Что обозначает этот фразеологизм? (До определенного момента)

Задание 2 (творческий диктант): послушайте текст и запишите разносклоняемые существительные, укажите их падеж и выделите окончание и суффикс (самостоятельно):

Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на всё хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что всё дело в каком-то особом духовном пламени.

                                                                                      (А.Хайт)

- Проверьте себя, исправьте ошибки, если они есть. Слайд 10

IV. Итоги урока. Рефлексия.

- С какой орфограммой вы сегодня познакомились?

- Что вызвало затруднение на уроке?

- Что было особенно интересным на уроке?

- Что вы запомнили?

Выставление оценок за урок.

V. Домашнее задание: правило на с. 138, упр. 260, 261 (устно). Слайд 11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Четырнадцатое декабря Буква Е в суффиксе – ен - в разносклоняемых именах существительных

Слайд 3

ВСПОМНИМ Время, бремя, темя, стремя, семя, племя, вымя, знамя, пламя, имя, путь.

Слайд 4

ОШИБКИ У меня нет свободного время ! Я знаю цену времю !

Слайд 5

ПРАВИЛЬНО У меня нет свободного времени . Я знаю цену времени

Слайд 6

ЗАПОМНИМ

Слайд 7

ОШИБКИ

Слайд 8

ОТДЫХАЕМ

Слайд 9

РАБОТАЕМ

Слайд 10

ПРОВЕРЯЕМ Имени – Р.п., времени – Р.п., семени – Р.п., в стремени – П.п., племени – Р.п., в пламени – П.п.

Слайд 11

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ правило на с. 138, упр . 260, у пр. 261 (устно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой урок-эстафета по русскому языку в : классе. Тема: Правописание суффикса ЧИК-ЩИК в именах существительных.

В  школе  особое  место  занимают   такие   формы   занятий,   которые обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика,...

Урок русского языка в 5 классе "Правописание е - и в окончаниях имен существительных"

Конспект урока изучения нового материала. Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит обучабщихся к самостоятельному выводу по изучакмой теме. Урок сопровождается мультимедийной ...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного об имени существительном"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по теме "Имя существительное" содержит материал для использования на уроке обобщения, закрепления, систематизации знаний...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Безударные окончания -Е и -И имен существительных"

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе "Безударные окончания -Е и -И имен существительных" и презентацию к уроку в формате PDF...

Методическая разработка открытого урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме: "Морфологический разбор имени существительного"

Данная методическая разработка прошла апробацию на открытом уроке русского языка в 5 классе....

Урок русского языка в 5 классе. Правописание суффиксов ЕК -ИК в именах существительных

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.:  Дрофа, 2016....

Урок русского языка в 5 классе. Слитное - раздельное написание не с именами существительными

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.:  Дрофа, 2016....