Урок русского языка в 6 классе "Буква Е в суффиксе -ен- в разносклоняемых именах существительных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Задачи урока:
Создание условий для самостоятельного вывода о правописании суффикса ЕН
Формирование умений распознавать разносклоняемые существительные
Развитие познавательного интереса и кругозора обучающихся
Освоение новых знаний о правильном строении предложений с существительными общего рода
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей в процессе знакомства с материалом и приобретения новых знаний, в процессе беседы и выполнения работ.
Актуализация опорных знаний по теме «Морфемный разбор слов», «Правописание корней с чередованием», «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова», работа с текстом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse.docx | 33.49 КБ |
urok_v_6_klasse.pptx | 414.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОГДАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ТОЦКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
« Буква Е в суффиксах –ЕН_ в существительных на -МЯ»
Урок русского языка в 6 классе.
Шевчук Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы
Тема урока: «Буква Е в суффиксах –ЕН в существительных на -МЯ»
Класс | Учебные материалы |
6 | Программа планирования учебной деятельности на уроках русского языка в 6 классе |
Основные сведения об учителе | |
Шевчук Ольга Викторовна – учитель русского языка и литературы | |
МАОУ Богдановская СОШ |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Оборудование урока |
Презентация. Проектор. Учебник русского языка. |
Цель урока |
Сформировать навык правильного написания суффикса разносклоняемых существительных |
Задачи урока |
Создание условий для самостоятельного вывода о правописании суффикса ЕН Формирование умений распознавать разносклоняемые существительные Развитие познавательного интереса и кругозора обучающихся Освоение новых знаний о правильном строении предложений с существительными общего рода Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей в процессе знакомства с материалом и приобретения новых знаний, в процессе беседы и выполнения работ. Актуализация опорных знаний по теме «Морфемный разбор слов», «Правописание корней с чередованием», «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова», работа с текстом |
Применяемые технологии |
ИКТ |
Личностно-ориентированное, развивающее обучение. |
Проблемно-диалоговая. |
Игровая. |
Применяемые формы работы |
Фронтальная. |
Индивидуальная. |
Работа в парах. |
Виды работ, применяемых учителем |
Беседа с использованием презентации. |
Работа с мультимедийной аппаратурой. |
Создание условий для постановки учащимися проблемной задачи |
Виды работ, применяемые учащимися |
Участие во фронтальном опросе |
Постановка цели и задач урока. |
Участие в первичном контроле усвоения знаний. |
Взаимопроверка. Оценка |
Результативность обучения |
Познавательные: активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач, владеть логическими действиями, выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос, находить способы решения заданий поискового характера, узнавать разносклоняемые существительные навыки правописания суффикса разносклоняемых существительных, уметь находить связь этой категории слов с определёнными лексическими группами. Применять правила склонения разносклоняемых существительных. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения, принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать и аргументировать свою точку зрения. Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса, определять границы собственного знания и незнания. |
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин.).
Доброе утро, ребята, садитесь. Открывайте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. Слайд 1
II. Постановка целей урока.
- Сегодня на уроке мы вспомним, какие имена существительные являются разносклоняемыми и почему они так называются. Узнаем, как правильно писать суффикс в разносклоняемых существительных и повторим изученные ранее правила.
III. Актуализация знаний
1. Фронтальный опрос.
- Скажите, ребята, сколько склонений у имён существительных? (Три склонения)
- По каким признакам мы определяем склонение имён существительных? (По роду и окончанию)
- Какие существительные относятся к 1-му склонению? (Мужского и женского рода с окончанием –а, -я)
- Какие существительные относятся ко 2-му склонению? (Среднего рода с окончанием –о, -е и мужского рода с нулевым окончанием)
- Какие существительные относятся к 3-му склонению? (Женского рода с ь на конце)
2. Создание позитивного настроя. Сценка. Слайд 2
- На самом деле склонения существительных очень коварны. Примерно, как волк в сказке о Красной Шапочке.
Два ученика разыгрывают диалог:
− Существительное-существительное, а зачем тебе склонения?
− Это, чтобы тебе было легче определить мои падежные окончания!
− Существительное-существительное, а почему склонений три?
− Это, чтобы было удобнее распределять по ним слова!
− Существительное-существительное, но зачем тебе тогда разносклоняемые слова?
− А это, чтобы тебе было нескучно изучать меня!
3. Повторение пройденного и введение нового материала.
- Действительно, с разносклоняемыми существительными не соскучишься.
- Давайте вспомним, какие существительные мы относим к разносклоняемым? (Время, бремя, темя, стремя, семя, племя, вымя, знамя, пламя, имя, путь). Слайд 3
- Почему эти имена существительные называются разносклоняемыми? (Иногда они изменяются как существительные третьего склонения, а иногда как существительные второго склонения).
- Просклоняйте существительное племя в единственном и во множественном числе.
Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
И.п. племя, племена
Р.п. племени, племён
Д.п. племени, племенам
В.п. племя, племена
Т.п. племенем, племенами
П.п. о племени, о племенах
- В каких падежах разносклоняемое существительное приобретает окончание 3-го склонения? (В Р.п., Д.п., П.п.)
- А в каком падеже оно имеет окончание 2-го склонения? (В Т.п.)
- Что ещё изменилось при склонении слова «племя», кроме окончания? (Появился суффикс –ен-)
- Мне кажется, вы хотите спросить – зачем вообще запоминать все эти формы и в чём их особенности? Это необходимо для того, чтобы речь была правильной. Слайд 4 Ведь нередко можно услышать такие фразы: «У меня нет свободного время! Я знаю цену времю!» Фразы, конечно, безграмотны. Как правильно произнести эти фразы? (У меня нет свободного времени. Я знаю цену времени) Слайд 5
- Вот поэтому суффикс ни в коем случае нельзя упускать из виду. Если мы видим слово на -мя, мы сразу же можем сказать, как это слово будет склоняться. И точно знаем, что к основе слова будет добавляться суффикс -ен-. Слайд 6
- А всегда ли в этом суффиксе в разносклоняемых существительных пишется гласная е?
4. Работа с учебником.
- Прочитайте правило на с. 138 и ответьте на мой вопрос.
Ученики читают правило про себя, затем повторяют вслух по памяти 3 ученика.
- Кажется, всё ясно. Но почему же тогда в диктантах, сочинениях и просто в переписке встречаются вот такие фразы? Слайд 7
Я узнал много интересного об иминах.
Я люблю наблюдать за пламинем.
Дерево выросло из маленького семини.
У меня совсем нет времини!
- Получается, мы делаем ошибки только потому, что забываем: суффикс -ен- всегда пишется через е. Именно поэтому он так называется - -ен-. Как его ещё можно написать? Поэтому все разносклоняемые существительные в косвенных падежах будут писаться с буквой е в суффиксе.
- Запишите эти предложения, исправив ошибки в суффиксах, выделите суффиксы и подчеркните гласную е.
5. Физминутка. Слайд 8
- Пора немного размяться. Встаём. Я называю имена существительные. Если оно 1-го склонения – вы поднимаете одну руку вверх, если 2-го склонения – поднимаете две руки, если 3-го склонения – руки скрестить на груди, а если разносклоняемое – руки в стороны и пожать плечами.
Мороз, время, ночь, луна, снег, пламя, мышь, пурга, печь, небо, имя, утро, звезда, знамя.
- Садитесь. Продолжаем урок. Слайд 9
6. Закрепление.
Задание 1: упражнение 259 (на доске и в тетрадях). Спишите, объясните графически правописание слов.
- Найдите в толковом словаре значение слова «бремя». Сколько значений оно имеет? (Два значения – прямое и переносное)
- Найдите среди записанных словосочетаний фразеологизм (до поры до времени)
- Что обозначает этот фразеологизм? (До определенного момента)
Задание 2 (творческий диктант): послушайте текст и запишите разносклоняемые существительные, укажите их падеж и выделите окончание и суффикс (самостоятельно):
Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на всё хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что всё дело в каком-то особом духовном пламени.
(А.Хайт)
- Проверьте себя, исправьте ошибки, если они есть. Слайд 10
IV. Итоги урока. Рефлексия.
- С какой орфограммой вы сегодня познакомились?
- Что вызвало затруднение на уроке?
- Что было особенно интересным на уроке?
- Что вы запомнили?
Выставление оценок за урок.
V. Домашнее задание: правило на с. 138, упр. 260, 261 (устно). Слайд 11
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВСПОМНИМ Время, бремя, темя, стремя, семя, племя, вымя, знамя, пламя, имя, путь.
ОШИБКИ У меня нет свободного время ! Я знаю цену времю !
ПРАВИЛЬНО У меня нет свободного времени . Я знаю цену времени
ЗАПОМНИМ
ОШИБКИ
ОТДЫХАЕМ
РАБОТАЕМ
ПРОВЕРЯЕМ Имени – Р.п., времени – Р.п., семени – Р.п., в стремени – П.п., племени – Р.п., в пламени – П.п.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ правило на с. 138, упр . 260, у пр. 261 (устно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой урок-эстафета по русскому языку в : классе. Тема: Правописание суффикса ЧИК-ЩИК в именах существительных.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика,...
Урок русского языка в 5 классе "Правописание е - и в окончаниях имен существительных"
Конспект урока изучения нового материала. Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит обучабщихся к самостоятельному выводу по изучакмой теме. Урок сопровождается мультимедийной ...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного об имени существительном"
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по теме "Имя существительное" содержит материал для использования на уроке обобщения, закрепления, систематизации знаний...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Безударные окончания -Е и -И имен существительных"
Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе "Безударные окончания -Е и -И имен существительных" и презентацию к уроку в формате PDF...
Методическая разработка открытого урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме: "Морфологический разбор имени существительного"
Данная методическая разработка прошла апробацию на открытом уроке русского языка в 5 классе....
Урок русского языка в 5 классе. Правописание суффиксов ЕК -ИК в именах существительных
Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016....
Урок русского языка в 5 классе. Слитное - раздельное написание не с именами существительными
Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016....