Программа факультативного курса «Занимательный русский язык»
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Программа факультативного курса «Занимательный русский язык» 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fk_7g_klass_zanimatelnyy_russkiy_yazyk.doc | 357 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Ведение факультативного курса «Занимательный русский язык» имеет особую важность в силу ряда причин.
Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности для гражданина, не владеющего в полной мере русским языком, в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку. В ходе занятий используется интересный и увлекательный материал, способствующий повышению теоретического уровня знаний обучающихся, для которых русский язык только становится близким и родным, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск обучающихся к достижению результата. Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку орфоэпических и орфографических правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ГИА по русскому языку.
Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 5- 7 классов, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, совершенствования предметных результатов, универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, ИКТ-компетентности).
Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности обучающихся данной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать им, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Целью программы является расширение лингвистического кругозора обучающихся.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
Образовательные:
- развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.
Развивающие:
- развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;
- развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;
- формировать социально активную, конкурентоспособную личность.
Цель и задачи, поставленные в программе, опираются на ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:
- гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
- идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
- патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;
- национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.
Дидактико-методическое обеспечение учебного курса
(ведущие принципы, технологии, методы, формы обучения).
В основу настоящей программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Ведущими технологиями в учебном процессе являются технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления, технологии личностно-ориентированного обучения.
В качестве ведущих методов применяются метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский метод.
Наиболее привлекательными формами работы являются игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Программа “Занимательный русский язык” предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 35 часов в год.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
(печатные, цифровые, мультимедийные ресурсы).
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
- Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
- Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003.
Лингвистические словари
- Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов. - М. : Просвещение, 2006.
- Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. -5-е изд. - М. : Просвещение, 2008.
- Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков. - М. : Просвещение, 2003.
- Лекант, П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка П. А. Лекант, В. В. Ле-денева. - М. : Просвещение, 2006.
- Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Матюшина. - М. : Просвещение, 2006.
Информационно-коммуникационные средства
1С : Репетитор. Тесты по орфографии. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
1С : Репетитор. Тесты по пунктуации. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Требования к уровню результатов освоения обучающимися курса
УУД | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Личностные УУД | Потребность в самовыражении и самореализации Потребность в самовыражении и самореализации Умение вести диалог Устойчивый познавательный интерес | Готовность к самообразованию и самовоспитанию Устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению Адекватная позитивная самооценка и Я-концепция Способность к решению моральных дилемм |
Регулятивные УУД | Целеполаганию Анализ условий достижения цели Планирование путей достижения цели Установка целевых приоритетов Контроль и управление своим временем Принятие решений в проблемной ситуации Контроль результатов и способов действия Самостоятельная оценка и корректирование выполнения действия Основы прогнозирования | Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели Управлять своим поведением и деятельностью Осуществлять познавательную рефлексию Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности Преодолевать трудности |
Коммуникативные УУД | Формулировать собственное мнение и позицию Учитывать разные мнения Сравнивать разные точки зрения Аргументировать свою точку зрения Задавать вопросы Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь Адекватно использовать речь, языковые и речевые средства Работать в группе Основы коммуникативной рефлексии | Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений Продуктивно разрешать конфликты Брать на себя инициативу Оказывать поддержку и содействие Осуществлять коммуникативную рефлексию Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка |
Познавательные УУД | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя Основы реализации проектно-исследовательской деятельности Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Давать определение понятиям Устанавливать причинно-следственные связи Обобщать понятия Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию Строить логическое рассуждение Объяснять явления, процессы Основы ознакомительного, изучающего чтения Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий | Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента Ставить проблему, аргументировать ее актуальность Выдвигать гипотезы Проверять гипотезы Делать умозаключения и выводы Основы рефлексивного чтения |
ИКТ-компетентность | Искать и хранить информацию Пользоваться устройствами ИКТ Фиксировать изображения и звуки Создавать письменные сообщения Создавать графические объекты с использованием компьютерных инструментов Осуществлять коммуникации | Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности Взаимодействовать в социальных сетях, форумах |
Учебно-тематический план
№ темы | Тема раздела | Количество часов |
1 | История русской письменности и лексики | 4 |
2 | Строительный материал слов: история морфем, происхождение слов | 16 |
3 | Загадки лексики и фразеологии | 8 |
4 | Морфология: исторический путь частей речи | 2 |
5 | Синтаксис и пунктуация: прошлое, настоящее, будущее | 4 |
Календарно-тематическое планирование
Номер темы. | Тема занятия | Форма проведения |
1 | Предмет и задачи курса. Дорога к письменности. Русская орфоэпия. | Практикум. Составление кроссвордов и ребусов. |
2 | Устная и письменная речь. Создатели русского алфавита. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. | Практикум. Путешествие |
3 | “Живой как жизнь”. Изменения в русском языке. Что осталось от юсов и ютов. Мягкий и твердый знаки, их роль в русской речи. Презентации. | Практикум. Написание грамматических сказок. |
4 | Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. | Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. |
5 | Из чего строятся слова? Строительная работа морфем. Работа со словообразовательным словарём. | Практикум. Анализ художественных текстов. |
6 | Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!” Гнезда родственных слов. | Практикум. Игра в “словесный мяч”. |
7 | “Пересаженные корни”. Иноязычные и русские корни. Работа со скороговорками. | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц. |
8 | Русские пословицы и их мудрость. Пословицы народов России. | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц |
9 | Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными. Секреты Толкового словаря. | Практикум. Игра. |
10 | Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания. | Практикум. Анализ художественных текстов. Викторина |
11 | Закон восходящей звучности. Стихи , загадки, поговорки. Презентации. | Практикум. Викторина. Игра “Кто больше?” |
12 | Суффикс -а - командует гласными. Корни с чередованием. Словарь омонимов, синонимов. | Практикум. Викторина. Игра “Кто больше?” |
13 | Слово за ударением. Как командуют гласные звуки. Паронимы в русской речи. | Практикум. Викторина. |
14 | Приказы согласных звуков. Эти близкие друзья – синонимы. Работа со словарём синонимов. | Практикум. Игра. Анализ художественных текстов. |
15 | Значение слова. Зависимость от контекста. Омонимы и паронимы. Составление словарика. | Практикум. Игра. Анализ художественных текстов. |
16 | Как трудятся приставки? Приставки с противоположным значением. Этимологический словарь. | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. |
17 | Что может обозначать приставка пре-? Этимологический словарь. | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. |
18 | Что может обозначать приставка при- ? Работа с паронимами и омонимами. | Практикум - исследование. Анализ языковых единиц. |
19 | Тренировочные упражнения по теме “Гласные в приставках пре- и при-”. Работа с орфографическим словарём. | Практикум. Викторина. Диктант-игра. Написание рассказа или изложения. |
20 | Для чего нам суффиксы нужны? У каждой части речи свои суффиксы? | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц |
21 | Лингвистический микроскоп. | Практикум. Викторина. |
22 | Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древние русские имена. | Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?” |
23 | Путешествие по России. Диалектные слова. Словарь В.И.Даля. | Практикум. Игра. Анализ литературных произведений. |
24 | Происхождение отчеств. Прозвища. Что в имени моём? Презентации. | Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра. Викторина. |
25 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Работа с Фразеологическим словарём. Проектные работы. Презентации. | Практикум. Фразеологический КВН. |
26 | Как определить значение фразеологизма. Богатство русского фразеологизма. | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. Игра « Аукцион» |
27 | Омонимы, синонимы, антонимы. Составление миниатюр с синонимами. | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. Подбор синонимов, разгадывание кроссворда. |
28 | Контекстуальные антонимы. Вместе тесно, а врозь скучно. | Практикум. Анализ художественных произведений. |
29 | Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода. | Практикум. Написание грамматических сказок. |
30 | Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Проектные работы. | Практикум. Анализ художественных произведений. Викторина |
31 | Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века. Художественное чтение. | Практикум. Путешествие |
32 | Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой. Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий. | Практикум. Составление грамматических сказок. |
33 | Перевертыши. Необычные предложения. Переговорки. Презентации. | Практикум. Восстановление “перевернутых” пословиц, поговорок. Создание перевертышей. Практикум-исследование искусственных фраз, построенных по законам русской грамматики. Собирание из “осколков” пословиц. Составление переговорок |
34 | Анаграммы. Метаграммы, или превращение мухи в слона. | Практикум. Разгадывание и составление словесных головоломок. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены одной буквы на другую. Самостоятельное построение цепочки метаграмм - превращений для заданных слов. |
35 | Итоговое занятие. Проектные работы. | Проектные работы. |
Используемая литература
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
- Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998.
- Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
- Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс "Занимательный русский язык"(6 КЛАСС)
Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказк...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).
Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...
Факультативному курсу “Занимательный русский язык”
факультатив...
Рабочая программа факультативного курса "Занимательный русский язык" для 7 класса.
Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 5- 7 классов, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширен...
рецензия на факультативный курс Занимательный русский язык
рецензия на факультативный курс...
программа факультативного курса Занимательный русский язык
программа факультативного курса Занимательный русский язык...