Факультативный курс "Занимательный русский язык"(6 КЛАСС)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц завоевали в практике прочное место как в системе уроков, так и во внеклассной работе по русскому языку.
Цель программы “Занимательный русский язык” состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
В задачи курса входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.
Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения. Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата..
Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика “мозгового штурма” позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.
При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.
Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.
Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.
Программа “Занимательный русский язык” предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 34 часа в год.
Цель программы: развитие интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
Развивающие:
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
- формирование социально активной, конкурентоспособной личности;
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Формы занятий:
- групповые (работа в больших и малых группах);
- индивидуальные.
Виды деятельности:
теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, рассказ);
практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);
индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря).
Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки,
Внутрипредметные связи:
- фонетика, орфоэпия, орфография;
- лексика, орфография, этимология;
- морфология, орфография, этимология;
- морфология, культура речи.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- сведения из истории славянской письменности, пунктуации;
- исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;
- художественно-выразительные средства языка;
- основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.
Обучающиеся должны уметь:
- опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и
- коммуникативных задач;
- анализировать и составлять собственный текст.
Содержание курса.
Номер темы. | Тема занятия | Форма проведения |
1 | Предмет и задачи курса. Дорога к письменности. | Практикум. Составление кроссвордов и ребусов. |
2 | Устная и письменная речь. Создатели русского алфавита. Как это было? | Практикум. Путешествие |
3 | Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв | Практикум. Путешествие |
4 | Что осталось от юсов и ютов. | Практикум. Написание грамматических сказок. |
5 | Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. | Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. |
6 | Из чего строятся слова? Строительная работа морфем | Практикум. Анализ художественных текстов. |
7 | Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!”. Гнезда родственных слов. | Практикум. Игра в “словесный мяч”.
|
8 | “Пересаженные корни”. Иноязычные и русские корни. | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц.
|
9 | Переводчики. | Практикум. Игра. |
10 | Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания | Практикум. Анализ художественных текстов. Викторина |
11 | Слово за ударением. Как командуют гласные звуки. | Практикум. Викторина. |
12 | Приказы согласных звуков.
| Практикум. Игра. Анализ художественных текстов.
|
13 | Значение слова. Зависимость от контекста. | Практикум. Игра. Анализ художественных текстов.
|
14 | Как трудятся приставки? Приставки с противоположным значением. | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. |
15 | Что могут обозначать приставки пре- и при-? | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. |
16 | Для чего нам суффиксы нужны? | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц |
17 | Лингвистический микроскоп. | Практикум. Викторина. |
18 | Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древние русские имена. | Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?”
|
19 | Путешествие по России. Диалектные слова. | Практикум. Игра. Анализ литературных произведений. |
20 | Происхождение отчеств. Прозвища. | Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра. Викторина. |
21 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | Практикум. Фразеологический КВН. |
22 | Как определить значение фразеологизма. | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. Игра « Аукцион» |
23 | Омонимы, синонимы, антонимы. | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. |
24 | Игры с синонимами. | Практикум. Подбор синонимов, разгадывание кроссворда. |
25 | Контекстуальные антонимы. | Практикум. Анализ художественных произведений. |
26 | Волшебная коробочка. | Практикум. Игра. |
27 | Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению. | Практикум. Анализ художественных произведений. Викторина |
28 | Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века. | Практикум. Путешествие |
29 | Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой. | Практикум. Викторина |
30 | Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий. | Практикум. Составление грамматических сказок. |
31 | Перевертыши. | Практикум. Восстановление “перевернутых” пословиц, поговорок. Создание перевертышей. |
32 | Игра “Бред профессора”.
| Практикум. Расшифровка бреда профессора, полученного в результате преобразования известных русских пословиц и поговорок |
33 | Лингвистические рекорды. Количественная сторона слов. | Практикум. Анализ словарного состава языка с количественной точки зрения. |
34 | Необычные предложения. Переговорки..
| Практикум-исследование искусственных фраз, построенных по законам русской грамматики. Практикум. Собирание из “осколков” пословиц. Составление переговорок |
Литература.
- Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г.Граник, С.М,Бондаренко, Л,А.Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
- Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
- Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.
- Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. - М.: Айрис-пресс, 2002. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_zanimatelnyy_russkiy_yazyk.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
закрытого административно-территориального образования
г. Радужный Владимирской области
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №2 ЗАТО г. Радужный Владимирской области ______________ Т.В. Борисова «__» «____________» 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса
Занимательный русский язык
6 класс
Ф. И.О. учителя: Ракова О.А.
ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета Протокол №___от «___»______ 20__г. | РАССМОТРЕНО на заседании научно-методического совета Протокол №___ от «__»________20____г. Председатель НМС ____________________ /____________________/ | СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по УР______________ /____________________/ «___» «________» 20__ г. | РАССМОТРЕНО: на заседании школьного методического объединения учителей_________________ _________________________ Протокол № ____ от «___» __________ 20__ г. Руководитель ШМО: _______ /________________________/ |
г. Радужный
2014-2015 уч. год
Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц завоевали в практике прочное место как в системе уроков, так и во внеклассной работе по русскому языку.
Цель программы “Занимательный русский язык” состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
В задачи курса входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.
Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения. Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата..
Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика “мозгового штурма” позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.
При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.
Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.
Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.
Программа “Занимательный русский язык” предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 34 часа в год.
Цель программы: развитие интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
Развивающие:
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
- формирование социально активной, конкурентоспособной личности;
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Формы занятий:
- групповые (работа в больших и малых группах);
- индивидуальные.
Виды деятельности:
теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, рассказ);
практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);
индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря).
Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки,
Внутрипредметные связи:
- фонетика, орфоэпия, орфография;
- лексика, орфография, этимология;
- морфология, орфография, этимология;
- морфология, культура речи.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- сведения из истории славянской письменности, пунктуации;
- исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;
- художественно-выразительные средства языка;
- основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.
Обучающиеся должны уметь:
- опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и
- коммуникативных задач;
- анализировать и составлять собственный текст.
Содержание курса.
Номер темы. | Тема занятия | Форма проведения |
1 | Предмет и задачи курса. Дорога к письменности. | Практикум. Составление кроссвордов и ребусов. |
2 | Устная и письменная речь. Создатели русского алфавита. Как это было? | Практикум. Путешествие |
3 | Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв | Практикум. Путешествие |
4 | Что осталось от юсов и ютов. | Практикум. Написание грамматических сказок. |
5 | Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. | Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. |
6 | Из чего строятся слова? Строительная работа морфем | Практикум. Анализ художественных текстов. |
7 | Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!”. Гнезда родственных слов. | Практикум. Игра в “словесный мяч”. |
8 | “Пересаженные корни”. Иноязычные и русские корни. | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц. |
9 | Переводчики. | Практикум. Игра. |
10 | Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания | Практикум. Анализ художественных текстов. Викторина |
11 | Слово за ударением. Как командуют гласные звуки. | Практикум. Викторина. |
12 | Приказы согласных звуков. | Практикум. Игра. Анализ художественных текстов. |
13 | Значение слова. Зависимость от контекста. | Практикум. Игра. Анализ художественных текстов. |
14 | Как трудятся приставки? Приставки с противоположным значением. | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. |
15 | Что могут обозначать приставки пре- и при-? | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. |
16 | Для чего нам суффиксы нужны? | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц |
17 | Лингвистический микроскоп. | Практикум. Викторина. |
18 | Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древние русские имена. | Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?” |
19 | Путешествие по России. Диалектные слова. | Практикум. Игра. Анализ литературных произведений. |
20 | Происхождение отчеств. Прозвища. | Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра. Викторина. |
21 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | Практикум. Фразеологический КВН. |
22 | Как определить значение фразеологизма. | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. Игра « Аукцион» |
23 | Омонимы, синонимы, антонимы. | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. |
24 | Игры с синонимами. | Практикум. Подбор синонимов, разгадывание кроссворда. |
25 | Контекстуальные антонимы. | Практикум. Анализ художественных произведений. |
26 | Волшебная коробочка. | Практикум. Игра. |
27 | Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению. | Практикум. Анализ художественных произведений. Викторина |
28 | Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века. | Практикум. Путешествие |
29 | Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой. | Практикум. Викторина |
30 | Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий. | Практикум. Составление грамматических сказок. |
31 | Перевертыши. | Практикум. Восстановление “перевернутых” пословиц, поговорок. Создание перевертышей. |
32 | Игра “Бред профессора”. | Практикум. Расшифровка бреда профессора, полученного в результате преобразования известных русских пословиц и поговорок |
33 | Лингвистические рекорды. Количественная сторона слов. | Практикум. Анализ словарного состава языка с количественной точки зрения. |
34 | Необычные предложения. Переговорки.. | Практикум-исследование искусственных фраз, построенных по законам русской грамматики. Практикум. Собирание из “осколков” пословиц. Составление переговорок |
Литература.
- Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г.Граник, С.М,Бондаренко, Л,А.Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
- Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
- Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.
- Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. - М.: Айрис-пресс, 2002. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку. 6 класс
Учебно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку "Русское правописание" для 6 класса...
Факультативный (элективный) курс по русскому языку 7 класс "Уроки словесности"
Документ содержит пояснительную записку, рабочую учебную программы, календарно-тематическое планирование. Автор-составитель С. И. Львова....
факультативный курс по русскому языку 9 класс
Цель: способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой...
Факультативное занятие по русскому языку 9 класс. Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Материал, который предложен учащимся на факультативе, дает возможность отработать правильное построение сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, углубить знание в изучениии трех видов рассуждени...
Рабочая программа по факультативному курсу "Деловой русский язык " 9 класс.
Цель курса – познакомить с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умение составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.Программа рассчит...
рабочая программа факультативного курса русского языка в 8 классе "Удивительное рядом... Практическая фразеология"
Факультативный курс «Удивительное рядом… Практическая фразеология» пробудит интерес учащихся к фразеологии, научит их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, обогатит фр...
Календарно-тематическое планирование факультативного курса « Русский язык» (8 класс)
Данный факультативный курс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 8 класса. Он предполаг...