Методическая разработка урока «Имя существительное как часть речи»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Для учащихся 5 классов коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushch.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска

Методическая разработка

урока

тема: «Имя существительное как часть речи»

 (для учащихся 5 классов  коррекционной школы)

Разработала:

учитель  Брюхова Наталья Леонидовна

2021 г.

Тема: «Имя существительное как часть речи»

Цель урока закрепить и обобщить сведения об имени существительном.

Задачи:

 Образовательные:

  • развить умение формулировать определения, понятия;
  • развить умение находить имена существительных в тексте;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические  умения.

 Развивающие:

  • развитие внимания;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения групповой и парной работы.

3.     Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • способствовать взаимодействию учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.


Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Орг. Момент

Добрый день и добрый час. Я приветствую всех вас!
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня вновь.  Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. Садитесь.


2. Постановка проблемы и задач урока
 - На предыдущих уроках мы начали повторять части речи, и сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты

Называются предметы.

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Села, города , планеты -

Это тоже все предметы!

Ах, какие все слова восхитительные,

Называются они...

- О какой части речи эта загадка?  (Имя существительное)

Почему вы так считаете? (Ответы детей)
- Правильно, это имя существительное

 - Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока

Имя существительное как часть речи.

Информация для вас -  в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

3. Актуализация знаний. Работа по теме урока
- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи. А чтобы продолжить изучение имени существительного вам нужно вспомнить все, что вы знаете об этой части речи.

- А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам игру-путешествие нашего урока.  У вас на парте у каждого есть маршрутный лист, в нём указаны  станции. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.

- Итак, ребята, отправляемся в путь!

Слайд 1.
Маршрутный лист
1 «Опознавательная»
2 «Теоретическая »
3 «Морфологическая»

Конечная станция «Проверочная»
ИТОГ:
3. Работа по теме урока
1 станция «Опознавательная» (индивидуальная работа)
-Попробуем свои силы в первом испытании. 

- Прочитайте текст, найдите имена существительные, распределяя их по столбикам, КТО? или ЧТО?. Чтобы выполнить это задание, вспомним, на какие существительные отвечают на вопросы  Кто? Что?.

(Ответы детей: кто?- одушевленные

Что?- неодушевленные)

Братья Вова и Виталик приехали к деду в деревню. Мальчики очень любили ходить на речку. И вот однажды в  июльский жаркий день они, как обычно, пошли купаться. И тут облака стали собираться в большую лиловую точу. Прогремел гром и начался сильный ливень.

- Проверим правильность выполнения задания: один ученик зачитывает столбик с вопросом КТО?, другой с вопросом ЧТО?. 

- Кто правильно распределил все слова, в своих маршрутных листах ставит «5», кто допустил от 1до 3 ошибок – «4», кто четыре и более ошибок - ставит «3».

-Итак, Что такое имя существительное? Что оно обозначает?

 (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет)

- Молодцы! С первым заданием справились хорошо.
 - Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, надо выполнить второе задание.
2 станция «Теоретическая» (работа в парах)
На каждой парте у вас лежат карточки.
1. Прочитайте слова:
2. Обсудите в паре и выпишите на листочек только те слова, которые обозначают указанные названия по группам. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
Мальчик, Москва, ножницы, девочка, бег, щука, девушка, стул, окно, Россия, хотьба, микроб, свежесть, прыжок, кошка, Урал,
1 группа названия лиц (мальчик, девочка, девушка)
2 группа названия вещей (стул, окно, ножницы)
3 группа названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб), 
4. группа географические названия (Россия, Байкал, Урал),
5 группа название действий ( бег, прыжок, хотьба)
- Итак, ребята, вы выполнили второе задание и узнал, какие названия дает предметам имя существительное. Пожалуйста, по очереди с первой парты назовите группы и существительные, которые относятся к ним.

Проверка. Слайд 2

- Кто правильно распределил все слова, в своих маршрутных листах ставит «5», кто допустил от 1до 3 ошибок – «4», кто четыре и более ошибок - ставит «3».


Физкультминутка. Слайд 3
 - Я буду называть одушевлённые или неодушевлённые существительные. Когда я назову одушевлённое существительное, 2 раза сделать движения головой вперёд-назад. Когда назову  неодушевлённое, 2 раза сделать движения головой влево - вправо.
Ученик, доска, заяц, цветок, корова, крыто.

- Молодцы! Садитесь

3 станция "Морфологическая" (работа в  группах)

Ребята предлагаю работу в группах. У вас лежат листочки – зеленые- это первая группа, красные – это вторая группа, желтые – третья группа.Задания для групп.

1 группа. Распределите существительные по родам и сделайте выводы. 
Вода, корабль, ночь, меч, яблоко, окно, парта, облако, стул.
2 группа. Распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Береза, лиса, старушка , медведь, старик , морковь , окно , дом , молоко, сказка, девочка, облако. 
3 группа. Распределите имена существительные на собственные и нарицательные.
 Береза, лиса ,  Байкал,  , заяц , Москва, морковь , скворец , Анна, дом, Мурзик, сказка.

(Один из группы отвечает)

Проверка. Слайд 4,5,6 (проверяют и поправляют все ученики)

- Молодцы!

Ребята той группы, которые  правильно распределил все слова, в своих маршрутных листах ставит «5», кто допустил от 1до 3 ошибок – «4».

-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном.
-Расскажите об имени существительном по опорному конспекту
Опорный конспект слайд 7
1. Существительное – отвечает на вопросы …
Обозначает … 
2.Морфологические признаки: собственное и … , одушевленные и …. , род (….), склонение.
Изменяется по числам, падежам

- Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо поработали. Вам осталось закрепить свои знания, пройдя конечную остановку.
Конечная станция «Проверочная» (распечатка)
Тест “Имя существительное”
1. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает действие.
Б. Имена существительные изменяются по числам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Укажите имя существительное
А. гроза Б. грозный В. угрожать
3. Определить род существительных: честность (…..), глаз (…..),

варенье (….).
4. Как называются существительные, называющие живой предмет? ___________________________________. 

- Поменяйтесь тетрадками и проверьте. Оцените работу товарища.
Взаимопроверка Слайд 8
Ответы.
1. А
2. А
3. Честность (ж.р.), Глаз (м.р.), Варенье (ср.р.)
4. Одушевленные

Критерии оценивания
«5» - 4 правильных ответов;
«4» - 3 правильных ответа;
«3» - 2-1 правильных ответа
А теперь давайте подсчитаем ваши баллы, которые вы набрали путешествуя по нашим станциям. У кого сколько баллов?

- Молодцы!  
4.Выставление оценок.
5.Рефлексия (Продолжите фразу). 

Ребята, наш урок подходит к концу, пожалуйста, продолжите фразу! Слайд 9
- Сегодня на уроке я узнал(ла), (повторил(ла))…
- Было трудно…
- Теперь я знаю…

6. Домашнее задание. Работа в карточках

                                     Спасибо за   урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"

Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...

Разработка урока "Имя существительное как часть речи" 5 класс

Разработка урока русского языка по теме "Имя существительное как часть речи" 5 класс по учебнику Т.А. Ладыженской. Урок разработан с применением технологии дифференцированного обучения. Приложена опор...

разработка урока "Имя существительное как часть речи"

Урок для изучения имени существительного как части речи...

Разработка урока "Имя существительное как часть речи". 5 класс.

Сценарий урока по ФГОС. Тип урока:открытие нового знания....

Методическая разработка урока: "Выразительные возможности служебных частей речи"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Выразительные возможности служебных частей речи" с презентацией может быть использована на уроках русского языка для проведения практи...

Методическая разработка урока "Частица как служебная часть речи"

Методическая разработка урока "Частица как служебная часть речи"...

Методическая разработка урока "Имя прилагательное как часть речи"

Данная методическая разработка позволит вам заинтересовать обучающихся.  Урок пройдет  на одном дыхании....