Формирование читательской компетенции на уроках литературы. Творческий проект "Время читать!"
статья по литературе (5 класс) по теме
Методический паспорт творческого проекта «Время читать!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_komp.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический паспорт творческого проекта «Время читать!».
Краткое теоретическое обоснование идеи:
Основу проекта составляет мотивирующая модель «поощрения».
В настоящее время качество чтения учащихся указывают на снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. Современные школьники в большинстве своем уже не могут продолжить начальные строки знаменитых стихотворений. Нынешние школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора, уже не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения. Ее характерные черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, невысокая культура чтения, утрата детьми чувства языка.
Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (конкурс, коллективные классные творческие работы, соревновательные характер). Участие в индивидуальном или совместном творческом проекте, привлекательность победы становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.
Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности.
Тип проекта: информационно-исследовательский, метапредметный.
Участники проекта: учащиеся 5-6 классов.
Продолжительность проекта: срок не ограничен, этап «старт – финиш» ежегодно в течение учебного года.
Примечание: Регистрация участников на любом этапе проекта.
Связи: русский язык, литература, информатика.
Объект: творческое отношение учащихся к чтению книг.
Предмет: «Портфель читателя», создание творческих работ по прочитанной книге.
Новизна: учащиеся приобщаются к чтению, сотрудничеству, открывается путь к культуре общения, к познанию, развитию и творчеству.
Гипотеза: учащиеся, выполняя творческие задания, будут читать книги.
Практическая значимость проекта:
- приобщение к чтению книг;
- развитие речи;
- получение опыта в поиске нужной информации из различных источников;
- приобретение коммуникативных навыков.
Теоретическая значимость проекта: знакомство с новыми понятиями в различных областях знаний.
Цели:
- формирование познавательных интересов учащихся;
- приобщение к самостоятельному чтению художественной литературы;
- повышение престижности чтения среди школьников;
- обучение работать индивидуально и в команде над достижением единой цели;
- формирование компетентности в сфере самостоятельной творческой деятельности;
- обучение изложению своих мыслей устно и письменно;
- поиск нужной информацию с использованием различных ресурсов ;
- выработка навыка поиска, сортировки и выбора информации с использованием различных ресурсов (в том числе компьютерных),
- развитие творческого мышления, способностей
- расширение кругозора в различных областях знаний.
Задачи:
- включение учащихся в процесс чтения книги;
- развитие речи;
- формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний;
- формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений);
- создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса учащихся;
- расширение читательского и культурного кругозора школьников,
- формирование у школьников представлений об особенностях творчества известных русских и зарубежных детских писателей,
- развитие воображения и литературно-творческих способностей.
Характеристика условий, в которых возможно использование данного проекта:
Место в образовательном процессе: Целесообразно использование в организации занятий внеклассного и дополнительного чтения, а также как направление воспитательной работы.
Характер организации деятельности: в форме дополнительного образования, реализуется через индивидуальную и групповую работу учащихся.
Уровень готовности детей (к решению каких проблем уже должны быть готовы дети, способные работать в рамках данного проекта, что должны уметь?): проект допускает участие детей с разным уровнем читательского развития (возможно участие неподготовленных детей).
Необходимые материальные ресурсы: доступность книг из рекомендованного списка, наличие «портфолио читателя», призовой фонд.
Описание проекта и его реализации:
Проект проводится в течение года.
Суть проекта заключается в том, что каждый участник прочитывает за время проведения работ определенное, назначенное учителем, количество художественных книг (от 5 до 10). Список книг дается в начале проекта. Прочитав книгу, ученик проходит краткое собеседование у учителя, чтобы тот знал, что книга прочитана. После чего ученик получает лотерейный билет (стикер) беспроигрышной лотереи, которая состоится в конце проекта. Далее ученик выполняет одно из трех предложенных заданий к книге. Все задания разработаны и размещены в отдельных файлах. Лист с выполненным заданием он помещает в «Портфолио читателя».
Участие в проекте добровольное, но каждый ученик может включиться в работу на любом этапе.
Итак, последовательность действий для учеников следующая:
- Прочитать книгу.
- Пройти мини-собеседование у учителя (ответить на два-три вопроса).
- Получить лотерейный билет (стикер) за каждую прочитанную книгу.
- Выбрать одно из трех заданий к произведению и выполнить его.
- Выполненное на листе задание поместить в «Портфолио читателя».
Алгоритм действий учителя следующий:
- Объявить о старте проекта, увлечь детей.
- Провести беседу с родителями детей, чтобы оказывали помощь, чтобы понимали огромную пользу проекта.
- Вывесить на стенд список литературы для чтения.
- Подготовить лотерейные билеты (стикеры).
- Заготовить призы для лотереи (канцтовары, сувениры, книги). Это могут сделать и родители учеников.
- Проводить мини-собеседования по прочитанной книге индивидуально с каждым или с небольшой группой. Вручать лотерейный билет (стикер) при успешном прохождении собеседования.
- Объяснить ученикам, как сделать «Портфолио читателя». (Потом оно войдет в Портфолио ученика).
- Распечатать из файлов и давать ученикам задания к книгам. Предлагать все 3 варианта, ученик выберет один.
- По завершении проекта провести лотерею, викторину, объявить призеров. Это будут дети, прочитавшие все книги.
- Провести конкурс «Портфолио читателя».
Очень важно. Перед началом проекта провести беседы с родителями, библиотекарем, другими учителями, работающими в классе, и, конечно, с самими учениками. Рассказать о важности, неординарности и необычности данного проекта. С родителями и библиотекарем решить вопрос о пополнении фонда школьной библиотеки книгами из списка.
Во время собеседования по книге у педагога или библиотекаря ученик показывает своими ответами, что прочитал книгу. Проверяющий убеждается, что книга прочитана, и ученик получает лотерейный билет (стикер) (беспроигрышный) для участия в лотерее по окончании проекта. Финальными мероприятиями являются следующие:
- проведение викторины,
- лотереи,
- конкурса «портфолио читателей».
Достоинства проекта:
- создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей;
- привлечение детей, которые мало читают;
- шанс выигрыша для каждого участника;
- раскрытие творческих способностей школьников;
- низкий «бюджет» проекта.
Результат:
Проектная деятельность позволяет создать в классе исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в «добывание» знаний и выполнение совместной творческой работы.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.
Школа, организуя проектную деятельность, решает главную задачу - приобщение учеников к чтению художественной литературы.
Как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.
Методическое сопровождение:
Список литературы для чтения
- Легенды и мифы Древней Греции (детское издание)
- А.Гайдар «Тимур и его команда»
- А.Алексин «Необычайные похождения Севы Котлова»
- Д.Дефо «Робинзон Крузо» (в пересказе К.Чуковского)
- Э.Успенский «Вниз по волшебной реке»
- А.Линдгрен «Расмус-бродяга»
- Я. Ларри «Приключения Карика и Вали»
- С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
- А.Чехов «Каштанка»
- М.Зощенко Рассказы о Леле и Миньке: «Золотые слова», «Великие путешественники», «Елка», «Галоши и мороженое», «Не надо врать», «Через тридцать лет», «Находка»
Структура Портфолио читателя
Лист 1 - Портрет Читателя.
В этом разделе ребенку предлагается представить себя как читателя: рассказать о том, что он любит читать, когда, почему. Кто его любимый писатель, в какую библиотеку он записан и т.п. Поразмышлять о роли чтения в жизни человека.
Лист 2 – Список литературы для чтения. (Посоветуйте детям, около каждой книги написать сроки, когда ученик планирует прочитать ее, это поможет формировать регулятивные УУД)
Лист 3 – Лист оценивания
Лист 4 – 13 – Выполненные задания к произведениям.
«Портфолио читателя», как и проект в целом, имеет своей целью:
- вдохновить каждого на внимательное отношение к книгам и чтению, начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни;
- улучшить знания и способность оценивать себя как читателя;
- расширить круг чтения и читательских интересов ребенка;
- способствует развитию культуры чтения учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов».
«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов»....
Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»
Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время» Дата проведения: 12.03.2014 г....
Формирование читательского интереса на уроках литературы при подготовке к итоговому сочинению
В презентации приведены сведения о типах уроков, информация о разных видах работы с классом, о сайтах, которыми можно воспользоваться при подготовке материала...
Методическая разработка на тему: «Приемы работы с текстом как способ формирования читательской компетенции на уроках литературы в 5 - 6 классах»
В данной работе представлено описание приемов и методов работы на уроках литературы, которые помогают освоить универсальные способы деятельности при работе с текстом художественного произведения...
Задания к художественным текстам по формированию читательской грамотности на уроках литературы
Предложенные задания могут использоваться при работе с художественными текстами на уроках литературы...
Выступление на методическом объединении "Развитие читательской компетенции на уроках литературы"
Здесь я делюсь опытом использования некоторых форм и приёмов для развития читательской компетенции на уроках литературы. Все приёмы в данном выступлении найдены мной на просторах Интернета....
Методика развития читательской компетенции на уроках литературы
Особенности формирования читательских компетенций на уроках литературы....