Местоимение как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Дорофеева Ольга Владимировна

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_mestoimeniya_6a_15.03.2017.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8 (495) 851-50-03                                                  e-mail: tro_school@dszn.ru

Открытый урок русского языка в 6А классе по теме: «Местоимение как часть речи»

Учитель: Дорофеева О.В.

 « 15 » марта  2017 г.

Руководитель ШМО_________________________

Урок: Местоимение как часть речи.

 

Цель: познакомить с понятием местоимения, актуализировать и восстановить ранее изученное о местоимении

Задачи:

- образовательные -         дать понятие о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте; упражнять в нахождении местоимений в речи.

- воспитательные - воспитывать интерес к родному языку.

- развивающие -        развивать умение работать в микрогруппах, развивать мышление, речь, умение оценивать себя и работу всего класса, продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с литературой.        

Оборудование: ПК учителя; медиапроектор; презентация по теме;  учебник, этимологический словарь русского языка.

                            Ход урока.

  1. Организационный момент. Подготовка класса к работе.
    - Здравствуйте, ребята! Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с  эмоциональной зарядки. Улыбнитесь друг другу и, заряженные  хорошим настроением, займите свои места.

     2.  Повторение пройденного  - На предыдущем уроке мы закончили изучение большой темы «Имя числительное». Сегодня мы приступаем к изучению ещё одной интересной части речи.

- Но для начала проведем с вами лингвистическую разминку. (Слайд 1)

- Вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи? (морфология)

- Какие части речи мы уже изучили? (существительное, прилагательное, числительное).

     

      3. Актуализация новых знаний.

 - А сейчас я приглашаю вас окунуться в мир новых знаний. (Слайд 2) (1-е предложение закрыто).

- Прочитайте текст (читает учащийся).

Я  только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.

Создает проблемную ситуацию

- Можно ли сказать, кто шёл и, кто бежал у самой ноги человека? (ответы детей)

Учитель читает 1-е предложение.

-Являются ли слова он, мой, я, у самой, его названиями предметов или только указывают на эти предметы?

- Вместо каких частей речи они употребляются?

- Кто догадается, как называется часть речи, которая употребляется вместо имен? (местоимение)

- Какова тема сегодняшнего урока? (местоимение как часть речи)

- Записываем тему урока (слайд 3).

- Давайте определим цель на весь раздел темы «Местоимение» (слайд 4).

- Исходя из этого, давайте определим задачи на наш сегодняшний урок: (формулируют учащиеся)

1) Выяснить, в чём загадка местоимения как части речи.

2) Какова роль местоимения в русском языке.

У нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать  настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся стать знатоками местоименных наук.

        4. Первичное закрепление новых знаний

Выполнение упр. 433 (устно). Вставить подходящие по смыслу местоимения, определить вместо каких слов они употребляются.

- Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?

ВЫВОД (вывешивается на доску): местоимение – часть речи, которая указывает на предметы.

         5. Физкультминутка

- Встали. Я читаю стихотворение, если вы услышите местоимение, приседайте.

Я говорил ему о ней,

С ним вместе уходя.

Я все-таки его умней,

Хотя боюсь дождя.

Он обо мне шепнул ему,

Но все это – вранье.

Они-то знают, почему

Вступились за нее.

- Молодцы! Садимся.

       6. Проблемные задания по микрогруппам и затем совместное обсуждение.

Работа по группам.

Каждой группе даны задания. После выполнения один учащийся из группы выходит к доске и отвечает на поставленные вопросы.

1 группа

На карточке в 3 столбика записаны местоимения:  (слайд 5)

она

мой

несколько

никто

любой

столько

мы

наши

сколько

- На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках (в 1 столбике – кто? во 2 – какой? чьи? в 3 – сколько?)

- Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы?

1 группа местоимений заменяет имена существительные;

2 группа заменяет имена прилагательные;

3 группа — числительные.

- Сделайте вывод, какие части речи способны заменять местоимения.

Вывод (вывешивается на доску): местоимения способны заменять самостоятельные части речи, они указывают на предметы, признаки и количества, но не называют их.

2 группа - словарная работа + работа с текстом. (слайд 6)

- Найдите в словарях происхождение слова «местоимение» (“Этимологический словарь”, найти в интернете)

 и значение слова «местоимение» (“Толковый словарь”, стр. 532).

- Найдите местоимения в предложениях и определите их синтаксическую роль.

Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна.

- Сделайте вывод: роль каких частей речи играют местоимения в предложениях? На какие вопросы они отвечают? Какими членами предложения бывают?

(слайд 7) ВЫВОД: местоимения в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают. К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той части речи, которую заменяет местоимение. Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.

3 группа – редактирование текста (слайд 8)

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

- Что в этом тексте не так?

- Замените часто повторяющееся слово местоимением. Запишите исправленный текст в тетрадях.

-Сделайте вывод: нужны ли в нашей жизни (речи) местоимения? Если нужны, то для чего?

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

Вывод: В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь.

4 группа – работа со стихотворением (слайд 9)

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ

-Что не так в этом стихотворении?

     7. Закрепление новых знаний. (Сдайд 10-11)

Упр. 436 учебника (с. 66) Найдите недочеты в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Я заходил к учительнице, но их (не)было дома.

2. После сна первый отряд пош___л в лес. Они долго (не)возвращались.

3. Враг был силён, но они скоро сд___лись.

4. Собач___нке было три недели, и у него начали прорезат(?)ся глаза.

- Сделайте вывод об уместности такого количества местоимений в речи и о правильности их употребления.

Вывод: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать свою речь местоимениями не стоит, также нужно избегать недочётов в их употреблении.

      8. Подведение итогов.

- Видите, ребята, какая необычная часть речи есть в русском языке.

Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность.

Местоимение — самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

 Итог урока:

- Сегодня на уроке путём научного исследования мы с вами, ребята, ответили на вопрос «В чём загадка местоимения как части речи».  

-Урок подошёл к концу. Мне очень понравилось с вами работать. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне.

      9. Домашнее задание. (Слайд 12)

§76 учить, упр. 435

     10. Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке.

Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Цель:  Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс

Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...

Презентация по теме: "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений...