Местоимение как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8 (495) 851-50-03 e-mail: tro_school@dszn.ru
Открытый урок русского языка в 6А классе по теме: «Местоимение как часть речи»
Учитель: Дорофеева О.В.
« 15 » марта 2017 г.
Руководитель ШМО_________________________
Урок: Местоимение как часть речи.
Цель: познакомить с понятием местоимения, актуализировать и восстановить ранее изученное о местоимении
Задачи:
- образовательные - дать понятие о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте; упражнять в нахождении местоимений в речи.
- воспитательные - воспитывать интерес к родному языку.
- развивающие - развивать умение работать в микрогруппах, развивать мышление, речь, умение оценивать себя и работу всего класса, продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с литературой.
Оборудование: ПК учителя; медиапроектор; презентация по теме; учебник, этимологический словарь русского языка.
Ход урока.
- Организационный момент. Подготовка класса к работе.
- Здравствуйте, ребята! Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки. Улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, займите свои места.
2. Повторение пройденного - На предыдущем уроке мы закончили изучение большой темы «Имя числительное». Сегодня мы приступаем к изучению ещё одной интересной части речи.
- Но для начала проведем с вами лингвистическую разминку. (Слайд 1)
- Вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи? (морфология)
- Какие части речи мы уже изучили? (существительное, прилагательное, числительное).
3. Актуализация новых знаний.
- А сейчас я приглашаю вас окунуться в мир новых знаний. (Слайд 2) (1-е предложение закрыто).
- Прочитайте текст (читает учащийся).
Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.
Создает проблемную ситуацию
- Можно ли сказать, кто шёл и, кто бежал у самой ноги человека? (ответы детей)
Учитель читает 1-е предложение.
-Являются ли слова он, мой, я, у самой, его названиями предметов или только указывают на эти предметы?
- Вместо каких частей речи они употребляются?
- Кто догадается, как называется часть речи, которая употребляется вместо имен? (местоимение)
- Какова тема сегодняшнего урока? (местоимение как часть речи)
- Записываем тему урока (слайд 3).
- Давайте определим цель на весь раздел темы «Местоимение» (слайд 4).
- Исходя из этого, давайте определим задачи на наш сегодняшний урок: (формулируют учащиеся)
1) Выяснить, в чём загадка местоимения как части речи.
2) Какова роль местоимения в русском языке.
У нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся стать знатоками местоименных наук.
4. Первичное закрепление новых знаний
Выполнение упр. 433 (устно). Вставить подходящие по смыслу местоимения, определить вместо каких слов они употребляются.
- Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?
ВЫВОД (вывешивается на доску): местоимение – часть речи, которая указывает на предметы.
5. Физкультминутка
- Встали. Я читаю стихотворение, если вы услышите местоимение, приседайте.
Я говорил ему о ней,
С ним вместе уходя.
Я все-таки его умней,
Хотя боюсь дождя.
Он обо мне шепнул ему,
Но все это – вранье.
Они-то знают, почему
Вступились за нее.
- Молодцы! Садимся.
6. Проблемные задания по микрогруппам и затем совместное обсуждение.
Работа по группам.
Каждой группе даны задания. После выполнения один учащийся из группы выходит к доске и отвечает на поставленные вопросы.
1 группа
На карточке в 3 столбика записаны местоимения: (слайд 5)
она | мой | несколько |
никто | любой | столько |
мы | наши | сколько |
- На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках (в 1 столбике – кто? во 2 – какой? чьи? в 3 – сколько?)
- Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы?
1 группа местоимений заменяет имена существительные;
2 группа заменяет имена прилагательные;
3 группа — числительные.
- Сделайте вывод, какие части речи способны заменять местоимения.
Вывод (вывешивается на доску): местоимения способны заменять самостоятельные части речи, они указывают на предметы, признаки и количества, но не называют их.
2 группа - словарная работа + работа с текстом. (слайд 6)
- Найдите в словарях происхождение слова «местоимение» (“Этимологический словарь”, найти в интернете)
и значение слова «местоимение» (“Толковый словарь”, стр. 532).
- Найдите местоимения в предложениях и определите их синтаксическую роль.
Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна.
- Сделайте вывод: роль каких частей речи играют местоимения в предложениях? На какие вопросы они отвечают? Какими членами предложения бывают?
(слайд 7) ВЫВОД: местоимения в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают. К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той части речи, которую заменяет местоимение. Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.
3 группа – редактирование текста (слайд 8)
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
- Что в этом тексте не так?
- Замените часто повторяющееся слово местоимением. Запишите исправленный текст в тетрадях.
-Сделайте вывод: нужны ли в нашей жизни (речи) местоимения? Если нужны, то для чего?
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.
Вывод: В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь.
4 группа – работа со стихотворением (слайд 9)
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ
-Что не так в этом стихотворении?
7. Закрепление новых знаний. (Сдайд 10-11)
Упр. 436 учебника (с. 66) Найдите недочеты в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Я заходил к учительнице, но их (не)было дома.
2. После сна первый отряд пош___л в лес. Они долго (не)возвращались.
3. Враг был силён, но они скоро сд___лись.
4. Собач___нке было три недели, и у него начали прорезат(?)ся глаза.
- Сделайте вывод об уместности такого количества местоимений в речи и о правильности их употребления.
Вывод: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать свою речь местоимениями не стоит, также нужно избегать недочётов в их употреблении.
8. Подведение итогов.
- Видите, ребята, какая необычная часть речи есть в русском языке.
Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность.
Местоимение — самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
Итог урока:
- Сегодня на уроке путём научного исследования мы с вами, ребята, ответили на вопрос «В чём загадка местоимения как части речи».
-Урок подошёл к концу. Мне очень понравилось с вами работать. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне.
9. Домашнее задание. (Слайд 12)
§76 учить, упр. 435
10. Рефлексия
-Оцените свою работу на уроке.
Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....
Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Цель: Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс
Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...
Презентация по теме: "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений...